Инновационные технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике
Представлены технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможномтями здоровья автора Гришаевой Н.П., которые могут быть использованы как отдельно, так и комплексно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детски сад № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
«Инновационные технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Хабанова Светлана Викторовна, старший воспитатель |
Санкт-Петербург, 2021г.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступности ему социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Что такое социализация?
Социализация - это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Это формирование и развитие социальных качеств индивида на основе усвоения им системы знаний, норм, ценностей, опыта предшествующих поколений людей.
Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность.
На процесс социализации дошкольника оказывают влияние:
- Семья
- Детский сад
- Общество
Задачи могут быть решены при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей (законных представителей).
Исходя из проблем социальной жизни, современных проблем детско-родительских отношений мы определили задачи социального развития детей в нашем детском саду:
- Освоить нормы и правила общения детей с взрослыми и друг с другом.
- Развить коммуникативные навыки жизни в коллективе;
- Освоить с детьми на начальном уровне социальные роли: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – житель России, я - житель Земли.
- Развить способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта.
Реализовать вышеназванные задачи позволяют авторские современные технологии социализации дошкольника.
10 технологий в направлении социального развития предлагает Н. П. Гришаева, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:
- Клубный час. (позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится);
Цели клубного часа:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность
- учить детей ориентироваться в пространстве
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим
Для реализации данной педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.
- Рефлексивный круг. (Предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе);
Правила для детей:
➢ Говорит тот, у кого мяч
➢ Отвечает только на вопрос
➢ Нельзя повторять одно и то же
➢ Если воспитатель поднимает руку – тишина
Правила для взрослого:
➢ Ни каких оценок (если не знаете, что сказать, а хочется сказать оценку, говорите о чувствах)
➢ Когда нарушается правило, взрослый поднимает руку, дети говорят какое правило нарушено.
- Ситуация месяца. (Позволяют детям освоить социальные роли)
Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста. Каждая ситуация месяца открывается зачином.
- «Заключительные праздники по «Ситуациям месяца»
По завершении каждой «ситуации месяца» проводится заключительное мероприятие,
на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.
- «Проблемные педагогические ситуации» (проблемные педагогические ситуации предполагают их самостоятельное разрешение детьми);
Цель: самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
- Дети – волонтеры. (Разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим);
Необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь младшим или научить младших. Составляется график. У детей есть паспорт волонтера, наклейки на футболки.
7. Социальная акция. (Призывают ребенка «выйти за рамки» детского);
8. Волшебный телефон.
Педагог - психолог применяет в старшей и подготовительной группе во вторую половину дня технологию «Волшебный телефон». Про то, что рассказал, ребенок родителям не рассказывают. В группе решают, кто будет сегодня разговаривать по телефону, кому важней и что хотят спросить.
9. Развивающее общение.
Развивающие общение - это технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»; ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали.
Конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научаемся разрешать их в детстве, будет зависеть как будем разрешать их и во взрослой жизни.
10. Технология включения родителей в образовательный процесс.
Причины конфликтных ситуаций «Родитель – воспитатель»
- Недоверие к детскому саду;
- Неоправданно позитивные или неоправданно негативные представления родителей о дошкольной организации;
- Страх родителей потерять контроль над своим ребенком;
- Психологическая и физиологическая неготовность ребенка к детскому саду;
- Незнание родителями методов регуляции поведения детей в детском саду;
- Неадекватное донесение информации до родителей;
- Поощрение родителей писать жалобы в вышестоящие органы по любому поводу.
Методы разрешения конфликтов «Родитель – воспитатель» и пути сотрудничества семьи и ДОО.
- Доносить любую информацию для родителей с позиции сотрудничества;
- Показывать на своем примере грамотное разрешение конфликта;
- Совместное ежемесячное планирование групповой деятельности родителей и педагогов;
- Обращение с любой просьбой к родителям через детей;
- Сообщение в различных формах, не реже одного раза в неделю о достижениях ребенка, а так же о делах в группе;
- Постоянно привлекать родителей к проведению мастер-классов и других мероприятий.
Н. П. Гришаева, указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс. Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.
Детский сад становится единственным местом, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности, которые семья создавать не в состоянии.
Использованная литература:
1. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н . Ф. Голованова. - М.: Речь, 2004. – 272 с.
2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 184 с.
3. Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // http://profpsy.ru/user-articles.html?view=article&id=217
4. Проект вариативной примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» / под редакцией В. Т. Кудрявцева. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 166 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к ...
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а ...
Значение применения информационных технологий в обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Значение применения ИКТ в обучении ребенка дошкольного возраста с ОВЗ...
«Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В материале излагается использование методики "мнемотехника" в работе с детьми с ОВЗ....
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяИгра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психич...
Использование технологий развивающего обучения «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Использование технологий развивающего обучения «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....