Инновационные технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике

Хабанова Светлана Викторовна

Представлены технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможномтями здоровья автора Гришаевой Н.П., которые могут быть использованы как отдельно, так и комплексно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детски сад № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

«Инновационные технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

                         

Хабанова Светлана Викторовна, старший воспитатель

Санкт-Петербург, 2021г.


Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступности ему социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Что такое социализация?

Социализация - это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Это формирование и развитие социальных качеств индивида на основе усвоения им системы  знаний, норм, ценностей, опыта предшествующих поколений людей.

Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества.   В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность.

На процесс социализации дошкольника оказывают влияние:

  • Семья
  • Детский сад
  • Общество

Задачи могут быть решены при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей (законных представителей).

Исходя из проблем социальной жизни, современных проблем детско-родительских  отношений мы определили   задачи социального развития детей в нашем детском саду:

  • Освоить  нормы  и правила общения детей с взрослыми и друг с другом.
  • Развить  коммуникативные  навыки  жизни в коллективе;
  • Освоить с  детьми на начальном уровне социальные  роли: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – житель России, я -  житель Земли.
  • Развить  способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта.

Реализовать  вышеназванные  задачи  позволяют авторские современные технологии социализации дошкольника.

10  технологий в направлении социального развития предлагает Н. П. Гришаева,  которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:

  1. Клубный час. (позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится);

Цели клубного часа:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность

- учить детей ориентироваться в пространстве

- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим

Для реализации данной педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

  1. Рефлексивный круг. (Предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе);

Правила для детей:

 Говорит тот, у кого мяч

 Отвечает только на вопрос

 Нельзя повторять одно и то же

 Если воспитатель поднимает руку – тишина

Правила для взрослого:

 Ни каких оценок (если не знаете, что сказать, а хочется сказать оценку, говорите о чувствах)

 Когда нарушается правило, взрослый поднимает руку, дети говорят какое правило нарушено.

  1. Ситуация месяца. (Позволяют детям освоить социальные роли)

Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста. Каждая ситуация месяца открывается зачином.

  1. «Заключительные праздники по «Ситуациям месяца»

По завершении каждой «ситуации месяца» проводится заключительное мероприятие,

на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.

  1. «Проблемные педагогические ситуации» (проблемные педагогические ситуации предполагают их самостоятельное разрешение детьми);

Цель: самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

  1. Дети – волонтеры. (Разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим);

Необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь младшим или научить младших. Составляется график. У детей есть паспорт волонтера, наклейки на футболки.

7. Социальная акция. (Призывают ребенка «выйти за рамки» детского);

8. Волшебный телефон.

Педагог - психолог применяет в старшей и подготовительной группе во вторую половину дня технологию «Волшебный телефон». Про то, что рассказал, ребенок родителям не рассказывают. В группе решают, кто будет сегодня разговаривать по телефону, кому важней и что хотят спросить.

9. Развивающее общение.

Развивающие общение - это технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»; ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали.

Конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научаемся разрешать их в детстве, будет зависеть как будем разрешать их и во взрослой жизни.

10. Технология включения родителей в образовательный процесс.

Причины конфликтных ситуаций «Родитель – воспитатель»

  • Недоверие к детскому саду;
  • Неоправданно позитивные или неоправданно негативные представления родителей о дошкольной организации;
  • Страх родителей потерять контроль над своим ребенком;
  • Психологическая и физиологическая неготовность ребенка к детскому саду;
  • Незнание родителями методов регуляции поведения детей в детском саду;
  • Неадекватное донесение информации до родителей;
  • Поощрение родителей писать жалобы в вышестоящие органы по любому поводу.

Методы разрешения конфликтов  «Родитель – воспитатель»  и пути сотрудничества семьи и ДОО.

  • Доносить любую информацию для родителей с позиции сотрудничества;
  • Показывать на своем примере грамотное разрешение конфликта;
  • Совместное ежемесячное планирование групповой деятельности родителей и педагогов;
  • Обращение с любой просьбой к родителям через детей;
  • Сообщение в различных формах, не реже одного раза в неделю о достижениях ребенка, а так же о делах в группе;
  • Постоянно привлекать родителей к проведению мастер-классов и других мероприятий.

Н. П. Гришаева, указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс. Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.

Детский сад становится единственным местом, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности, которые семья создавать не в состоянии.


Использованная литература:

1. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н . Ф. Голованова. - М.: Речь, 2004. – 272 с.

2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 184 с.

3. Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // http://profpsy.ru/user-articles.html?view=article&id=217

4. Проект вариативной примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» / под редакцией В. Т. Кудрявцева. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 166 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход  дошкольника к ...

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а ...

«Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

В материале излагается использование методики "мнемотехника" в работе с детьми с ОВЗ....

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяИгра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психич...

Использование технологий развивающего обучения «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Использование технологий развивающего обучения «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....