Статья "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Воловикова Марина Александровна

Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо сформировать у детей с ОВЗ конкретно-наглядные представления и расширять знания о различных профессиях, развивая положительное отношение и уважение к труду, тем самым подводя детей к пониманию, что любой труд требует ответственности и добросовестности, а также подготавливая детей с ОВЗ к вступлению в самостоятельную жизнь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volovikova_m_a_statya_3.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время появляется много новых интересных профессий, а также новых названий на «европейский лад» уже известных (офис-менеджер, референт, мерчендайзер и т.п.). В связи с этим у педагогов дошкольного образования в рамках профориентации появляется все больше задач по ознакомлению с разными профессиями и формированием у детей представлений о том, что есть профессии как новые и современные, так и, возможно не очень распространенные, на первый взгляд, не пользующиеся особым спросом у современной молодежи и не носящие «новомодных» названий, но очень нужные и «нестареющие» на рынке труда.

Для того чтобы выпускник детского сада, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования, В ходе профориентационной работы необходимо учитывать личные желания каждого ребенка и основываться на наиболее тщательной оценке профессиональных склонностей и, конечно же, его возможностей [2].

Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо сформировать у детей с ОВЗ конкретно-наглядные представления и расширять знания о различных профессиях, развивая положительное отношение и уважение к труду, тем самым подводя детей к пониманию, что любой труд требует ответственности и добросовестности, а также подготавливая детей с ОВЗ к вступлению в самостоятельную жизнь.

Основные задачи профориентации детей с ОВЗ:

- развитие трудовых навыков, а также трудовых качеств;

- предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки;

- формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему [1].

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- называет профессии разных сфер экономики;

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту [1].

Достижение заявленных результатов возможно, если в детском саду ведётся планомерная профориентационная работа с воспитанниками с ОВЗ. Ранняя профориентация осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются:

- в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);

- в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять следующие методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, в том числе и видео, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации)

- арт-методики (театральные методы, изодеятельность).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Исходя из собственной практики, отметим, что работа в ДОУ по ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья:

- позволяет повысить мотивацию дошкольников к освоению мира профессий за счёт геймификации процесса наблюдения за развитием собственных способностей и талантов посредством использования веб-приложений и программных средств. Детям доступны интерактивные «карты интересов» и «личные журналы достижений», при помощи которых каждый ребенок может наглядно видеть свои уникальные способности, их развитие, сравнивать свои новые достижения с прошлыми, а не с достижениями других детей. Таким образом, сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- способствует распространению педагогического опыта по данному образовательному направлению за счет новейших форм сетевого взаимодействия педагогов и воспитанников с использованием ИКТ;

- формирует уважительное отношение к рабочим профессиям;

- обеспечивает развитие личности, позитивную социализацию и индивидуализацию, творческую активность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографический список

  1. Методические рекомендации по проведению профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях с учетом возможности использования дистанционных образовательных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной и образовательной деятельности / авт.-сост.: Т. Р. Тенкачева [и др.]; Уральский федеральный университет им. первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина. Екатеринбург, 2018. 202 с.
  2. Попова Г.Б. Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ / Г. Б. Попова, Н. М. Жданова // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 4 (31). С. 64-67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение инновационного опыта работы по теме: "Блочно-модульное обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся, является технология блочно-модульного обучения. Модульная технология – одна из самых молодых альтернативных технологий...

«Методическая разработка по работе с родителями, имеющими детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Основные проблемы семей, имеющих детей с ОВЗ дошкольного возраста.Методические рекомендации семьям, имеющим детей с ОВЗ дошкольного возраста.  ...

Публикация на тему "Игровые технологии как средство социализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье описан опыт работы проекта Беби-Абилимпикс. Социальными партнёрами по реализации проекта являются МБДОУ 28 детский сад Матрёшка г.Южно-Сахалинска и Сахалинский Техникум Сервиса....

План работы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

 План работы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....