Система работы образовательного учреждения по введению ФГОС
методическая разработка на тему
С 1 сентября 2013 года мы живем в условиях вступившего в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» - нового Закона об образовании.
Впервые в российском законодательстве новый Закон об образовании позиционирует дошкольное образование как уровень общего образования – наравне с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Со вступлением в силу нового Закона об образовании дошкольное образовании становится полноценным звеном системы непрерывного образования в Российской Федерации.
Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса (его содержание, формы, применяемые педагогические технологии, методы и приемы) в данном учреждении.
Прежде чем наш педагогический коллектив приступил к корректировки Основной образовательной программы по ФГОС была создана - Рабочая группа по введению ФГОС в ДОУ; все педагогические работники повысили квалификацию по ФГОС; разработано и утверждено «Положение о рабочей группе по внедрению ФГОС в ДОУ»; разработан и утвержден «План мероприятий по подготовке к переходу на ФГОС»; создан информационный стенд по введению ФГОС; разработан и утвержден «План внедрения ФГОС в ДОУ».
Ведущие цели Программы ДОУ – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
· Патриотизм;
· Активная жизненная позиция;
· Творческий подход в решении жизненных ситуаций;
· Уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная др.), музыкальной, художественного чтения. Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка и реализовываться не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в режимных моментах с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya_po_vvedeniyu_fgos.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
Каширского муниципального района
«Учебно-методический центр»
Доклад
«Система работы образовательного учреждения по введению ФГОС»
Выполнила
Давидич Лилия Умяровна,
Заместитель заведующей по ВМР,
МБДОУ «Тарасковский детский сад»
Кашира
2015 г.
Содержание
- Введение 3
- Система работы образовательного учреждения по введению ФГОС 4
- Структура программы 6
- Заключение 8
- Литература 9
1. Введение
С 1 сентября 2013 года мы живем в условиях вступившего в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» - нового Закона об образовании.
Впервые в российском законодательстве новый Закон об образовании позиционирует дошкольное образование как уровень общего образования – наравне с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Со вступлением в силу нового Закона об образовании дошкольное образовании становится полноценным звеном системы непрерывного образования в Российской Федерации.
Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса (его содержание, формы, применяемые педагогические технологии, методы и приемы) в данном учреждении.
Прежде чем наш педагогический коллектив приступил к корректировки Основной образовательной программы по ФГОС была создана - Рабочая группа по введению ФГОС в ДОУ; все педагогические работники повысили квалификацию по ФГОС; разработано и утверждено «Положение о рабочей группе по внедрению ФГОС в ДОУ»; разработан и утвержден «План мероприятий по подготовке к переходу на ФГОС»; создан информационный стенд по введению ФГОС; разработан и утвержден «План внедрения ФГОС в ДОУ».
Ведущие цели Программы ДОУ – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- Патриотизм;
- Активная жизненная позиция;
- Творческий подход в решении жизненных ситуаций;
- Уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная др.), музыкальной, художественного чтения. Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка и реализовываться не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в режимных моментах с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
1. Система работы образовательного учреждения по введению ФГОС
Прежде всего, перед корректировкой программы педагогический коллектив, определил насколько Программа соответствует целям и задачам, определенным во ФГОС дошкольного образования:
- Создание условий развития ребенка;
- Создание развивающей образовательной среды.
Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Тарасковский детский сад» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.
В детском саду функционирует 5 возрастных групп:
- группа раннего возраста;
- младшая группа;
- средняя группа;
- старшая/подготовительная к школе группа.
- группа компенсирующей направленности
(старший/подготовительный возраст)
Группа компенсирующей направленности сформирована по диагнозу ОНР-3 уровня.
Содержание учебно-воспитательного процесса в нашем ДОУ выстроено на основе сочетания примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой -2012г. и 3-х парциальных программ:«Ладушки» И.М.Каплуновой, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей» под редакцией Т.Б.Филичевой, «От звука к букве» Е.В. Колесниковой.
Выбор комплексной программы мы основываем потребностями родителей, особенностей детского контингента, профессионального уровня наших педагогов, создания развивающей среды и методического обеспечения т.к. детский сад посещают и дети с проблемами в речевом и психическом развитии. Отмечу, что цели и задачи парциальных программ соответствуют целям и задачам комплексной программы.
Так по разделу типовой программы по музыкальному воспитанию под редакцией Зацепиной М.Б. внедрена парциальная программа: «Ладушки» И.М.Каплуновой во всех возрастных группах. Выбор этой программы объясняется комплексной направленностью на практическое воплощение новых идей в художественно-эстетическом воспитании детей начиная с раннего дошкольного возраста, освоение педагогами эффективных технологий. Являясь базисным вариантом по содержанию и решению специфических задач художественно-эстетического образования детей, данная программа не противоречит основным принципам концепции основной программы воспитания и обучения в ДОУ и практика работы с детьми по этой программе показала, что наш выбор был верным.
В связи с устойчивой динамикой поступления детей в ДОУ с недоразвитием речи и снижением фонематического слуха, в рамках преемственности школы и детского сада д.Тарасково, вместо разделов «ЗКР» и «Подготовка детей к обучению грамоте» продолжается обучение по парциальной программе Колесниковой Е.В. «От звука к букве» в группах дошкольного возраста (кроме раннего возраста и группы компенсирующей направленности).
Также, по просьбе и согласованию с Тарасковской школой, куда поступают в первый класс все дети нашего учреждения, для улучшения графических навыков и ориентировки в тетради в клеточку, вместо второго занятия по ФЭМП введено занятие графикой с детьми подготовительного возраста по пособию Шевелева К.В «Графические диктанты» 5-6 лет.
В ДОУ функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ОНР (старший/подготовительный возраст). Коррекционная работа по развитию речи детей с ОНР осуществляется по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей» под редакцией Т.Б.Филичевой. Учебный план занятий группы компенсирующей направленности принят и утверждён на М. О. логопедов.
Введение парциальных программ, занятия графикой, дополнительных услуг в учебном плане утверждено на Совете педагогов учреждения (протокол №3 от 14.05.2012г.)
Дополнительные услуги оказываются в форме кружковой работы в творческой мастерской «Мастерилка» - группа компенсирующей направленности и «Ритмика» для детей старшего возраста (на основе рабочих программ).
В программе учтены нормы и требования к нагрузке детей, а также планирование учебной нагрузки в течение недели (согласно СанПиН 2.4.1. 2660-10).
2. Структура Программы
Программа включает три основных раздела:
- целевой
- содержательный
- организационный
В каждом из них отражается обязательная часть, в объеме 60%
и часть, формируемая участниками образовательных отношений в объеме 40% основной образовательной программы.
I. Целевой раздел:
1. Пояснительная записка, где отражены:
- цели и задачи программы;
- принципы и подходы к формированию программы;
- значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
- планируемые результаты освоения программы, которые конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
II. В содержательный раздел входит:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных особенностей.
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
В данном разделе должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
III. Организационный раздел, в который входит:
- описание материально-технического обеспечения Программы,
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и /или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации развивающей предметно-пространственной.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования:
- cпециальные условия для получения образования детьми с ОВЗ в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
Наша Программа строится на основании следующих принципов:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости, согласно которому содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса означает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы при организации воспитательно-образовательного процесса.
5. Принцип адаптивности, который реализуется через:
- адаптивность предметно-развивающей среды дошкольного учреждения к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие;
- адаптивность ребенка к пространству дошкольного учреждения и окружающему социальному миру.
6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, который реализуется через:
- системность в отборе и предоставлении образовательного материла, интеграции задач познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников и обогащение содержания образования.
Заключение
И в заключении хочу сказать, что данная программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, ориентирована:
- На специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- Выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
- Сложившиеся традиции Организации или Группы.
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения не является раз и навсегда написанным документом, не подлежащим коррекции. Содержание программы может и должно по мере необходимости корректироваться ежегодно.
Литература.
1. Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 172 с.
2. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
4. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
5. Белая К.Ю, Ежедневник старшего воспитателя детского сада. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2000.
6. Третьяк Н.В., Скоролупова О.А. «О программах дошкольного воспитания» // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по подготовке дошкольного учреждения к введению ФГОС ДО
Материал предназначен для заведующих, заместителей по УВР, старших воспитателей ДОУ о подготовке к внедрению ФГОС ДО....
Статья.Здоровьесберегающие аспекты в практике работы образовательного учреждения на этапе введения ФГОС дошкольного образования
В статье представлен опыт работы по вопросам преемственности и вопросам здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста в ГБОУ начальной школе-детском саду №662...
Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику
Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...
План работы методического объединения по введению ФГОС ДО педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9 «Рябинка» на 2015 год
Одной из активных и эффективных форм работы с педагогами была и остаётся организация методических объединений. В настоящее время, когда все дошкольные организации находтся в процессе введения ФГОС ДО,...
Проект "Здоровьсберегающие технологии в системе воспитательно-образовательной работы в ДОО с введением ФГОС ДО"
"Забота о здоровье - это важный труд воспитателя". Сухомлинский В.А.С введением ФГОС воспитательно-образовательный процесс в ДОО должен стать более вариативным, безопасным.ю здоровьесберегающим, учиты...
Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие.
Методические материалы практического семинара для старших воспитателей и воспитателей района ДОУ «Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно - ...
Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Физическое развитие".
Материалы практического семинара для старших воспитателей и воспитателей района ДОУ «Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Физическое развитие&raq...