Система работы образовательного учреждения по введению ФГОС
методическая разработка на тему

Давидич Лилия Умяровна

С 1 сентября 2013 года мы живем в условиях вступившего в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» - нового Закона об образовании.

Впервые в российском законодательстве новый Закон об образовании позиционирует дошкольное образование как уровень общего образования – наравне с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Со вступлением в силу нового Закона об образовании дошкольное образовании становится полноценным звеном системы непрерывного образования в Российской Федерации.

Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса (его содержание, формы, применяемые педагогические технологии, методы и приемы) в данном учреждении.

Прежде чем наш педагогический коллектив приступил к корректировки Основной образовательной программы по ФГОС была создана - Рабочая группа по введению ФГОС в ДОУ; все педагогические работники повысили квалификацию по ФГОС;  разработано и утверждено «Положение о рабочей группе по внедрению ФГОС в ДОУ»; разработан и утвержден «План мероприятий по подготовке к переходу на ФГОС»; создан информационный стенд по введению ФГОС; разработан и утвержден «План внедрения ФГОС в ДОУ».

Ведущие цели Программы ДОУ – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

·        Патриотизм;

·        Активная жизненная позиция;

·        Творческий подход в решении жизненных ситуаций;

·        Уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная  др.), музыкальной, художественного чтения. Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка и реализовываться не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в режимных моментах с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

 (повышения квалификации) специалистов

Каширского муниципального района

«Учебно-методический центр»

Доклад

«Система работы образовательного учреждения по введению ФГОС»

Выполнила

Давидич Лилия Умяровна,

Заместитель заведующей по ВМР,

МБДОУ «Тарасковский детский сад»

Кашира

2015 г.

Содержание

  1. Введение                                                                                                         3
  2. Система работы образовательного учреждения по введению ФГОС      4
  3. Структура программы                                                                                   6
  4. Заключение                                                                                                    8
  5. Литература                                                                                                     9

1. Введение

С 1 сентября 2013 года мы живем в условиях вступившего в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» - нового Закона об образовании.

Впервые в российском законодательстве новый Закон об образовании позиционирует дошкольное образование как уровень общего образования – наравне с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Со вступлением в силу нового Закона об образовании дошкольное образовании становится полноценным звеном системы непрерывного образования в Российской Федерации.

Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса (его содержание, формы, применяемые педагогические технологии, методы и приемы) в данном учреждении.

Прежде чем наш педагогический коллектив приступил к корректировки Основной образовательной программы по ФГОС была создана - Рабочая группа по введению ФГОС в ДОУ; все педагогические работники повысили квалификацию по ФГОС;  разработано и утверждено «Положение о рабочей группе по внедрению ФГОС в ДОУ»; разработан и утвержден «План мероприятий по подготовке к переходу на ФГОС»; создан информационный стенд по введению ФГОС; разработан и утвержден «План внедрения ФГОС в ДОУ».

Ведущие цели Программы ДОУ – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

  • Патриотизм;
  • Активная жизненная позиция;
  • Творческий подход в решении жизненных ситуаций;
  • Уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная  др.), музыкальной, художественного чтения. Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка и реализовываться не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в режимных моментах с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.  

1.        Система работы образовательного учреждения по введению ФГОС

Прежде всего, перед корректировкой программы педагогический коллектив, определил насколько Программа соответствует целям и задачам, определенным во ФГОС дошкольного образования:

  1. Создание условий развития ребенка;
  2. Создание развивающей образовательной среды.

Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Тарасковский детский сад» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.  

В детском саду функционирует  5 возрастных групп:

- группа раннего возраста;

- младшая группа;

- средняя группа;

- старшая/подготовительная к школе группа.

- группа компенсирующей направленности

(старший/подготовительный возраст)

 Группа компенсирующей направленности сформирована по диагнозу ОНР-3 уровня.

Содержание учебно-воспитательного процесса в нашем ДОУ выстроено на основе сочетания примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой -2012г. и 3-х парциальных программ:«Ладушки» И.М.Каплуновой, «Программа  логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей» под редакцией Т.Б.Филичевой,  «От звука к букве» Е.В. Колесниковой.  

       Выбор комплексной программы мы основываем потребностями родителей, особенностей детского контингента,  профессионального уровня  наших педагогов,  создания развивающей среды и методического обеспечения т.к.  детский сад посещают и дети с проблемами в речевом и психическом развитии. Отмечу, что цели и задачи парциальных программ соответствуют целям и задачам комплексной программы.

       Так  по  разделу типовой  программы  по музыкальному воспитанию под редакцией Зацепиной М.Б. внедрена парциальная программа: «Ладушки» И.М.Каплуновой во всех возрастных группах.  Выбор этой программы объясняется  комплексной направленностью на практическое воплощение новых идей  в художественно-эстетическом воспитании детей начиная с раннего дошкольного возраста, освоение педагогами эффективных технологий. Являясь базисным вариантом по содержанию и решению специфических задач художественно-эстетического образования детей, данная программа не противоречит основным принципам концепции основной программы воспитания и обучения в ДОУ и практика работы с детьми по этой программе показала, что наш выбор был верным.          

           В связи с устойчивой  динамикой поступления  детей в ДОУ с недоразвитием речи и снижением фонематического слуха,  в рамках преемственности школы и детского сада д.Тарасково,  вместо разделов «ЗКР» и «Подготовка детей к обучению грамоте» продолжается  обучение по парциальной программе Колесниковой  Е.В. «От звука к букве» в группах дошкольного возраста (кроме раннего возраста и группы компенсирующей направленности).

 Также,  по просьбе и согласованию с Тарасковской школой, куда поступают в первый класс все дети нашего учреждения, для улучшения графических навыков и ориентировки в тетради в клеточку,  вместо второго занятия по ФЭМП введено занятие графикой с детьми подготовительного возраста по пособию Шевелева К.В «Графические диктанты» 5-6 лет.

В ДОУ функционирует  группа компенсирующей направленности для детей с ОНР (старший/подготовительный возраст).  Коррекционная работа по развитию речи  детей с ОНР осуществляется по  «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей» под редакцией Т.Б.Филичевой.  Учебный план занятий группы компенсирующей направленности  принят и утверждён на М. О. логопедов.

 Введение парциальных программ, занятия графикой, дополнительных услуг в учебном плане утверждено на Совете педагогов учреждения (протокол №3 от 14.05.2012г.)

  Дополнительные  услуги оказываются в форме  кружковой работы в творческой мастерской «Мастерилка» - группа компенсирующей направленности и «Ритмика» для детей старшего возраста (на основе рабочих программ).

        В программе учтены нормы и требования к нагрузке детей, а также планирование учебной нагрузки в течение недели (согласно СанПиН 2.4.1. 2660-10).

2. Структура Программы

Программа включает  три основных раздела:

  • целевой
  • содержательный
  • организационный

В каждом из них отражается обязательная часть, в объеме 60%
и часть, формируемая участниками образовательных отношений в объеме 40% основной образовательной программы.  

I. Целевой раздел:

1. Пояснительная записка, где отражены:

  • цели и задачи программы;
  • принципы и подходы к формированию программы;
  • значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
  • планируемые результаты освоения программы, которые конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.              

II. В содержательный раздел входит:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных особенностей.  

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

В данном разделе должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

III. Организационный раздел, в который входит:

  • описание материально-технического обеспечения Программы,

обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и /или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации развивающей предметно-пространственной.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования:

  • cпециальные условия для получения образования детьми с ОВЗ в том числе  механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий

Наша Программа строится на основании следующих принципов:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости, согласно которому содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса означает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы при организации воспитательно-образовательного процесса.

5. Принцип адаптивности, который реализуется через:

  • адаптивность предметно-развивающей среды дошкольного учреждения к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие;
  • адаптивность ребенка к пространству дошкольного учреждения и окружающему социальному миру.

6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, который реализуется через:

  • системность в отборе и предоставлении образовательного материла, интеграции задач познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников и обогащение содержания образования.

Заключение

И в заключении хочу сказать, что данная программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, ориентирована:

  • На специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • Выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
  • Сложившиеся традиции Организации или Группы.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения не является раз и навсегда написанным документом, не подлежащим коррекции. Содержание программы может и должно по мере необходимости корректироваться ежегодно.

Литература.

1. Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 172 с.

2. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

4. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

5.  Белая К.Ю, Ежедневник старшего воспитателя детского сада. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2000.

6.  Третьяк Н.В., Скоролупова О.А. «О программах дошкольного воспитания» // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по подготовке дошкольного учреждения к введению ФГОС ДО

Материал предназначен для заведующих, заместителей по УВР, старших воспитателей ДОУ о подготовке к внедрению ФГОС ДО....

Статья.Здоровьесберегающие аспекты в практике работы образовательного учреждения на этапе введения ФГОС дошкольного образования

В статье представлен опыт работы по вопросам преемственности и вопросам здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста в ГБОУ начальной школе-детском саду №662...

Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информаци­онная составляющая играет важную роль в том, что­бы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...

План работы методического объединения по введению ФГОС ДО педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9 «Рябинка» на 2015 год

Одной из активных и эффективных форм работы с педагогами была и остаётся организация методических объединений. В настоящее время, когда все дошкольные организации находтся в процессе введения ФГОС ДО,...

Проект "Здоровьсберегающие технологии в системе воспитательно-образовательной работы в ДОО с введением ФГОС ДО"

"Забота о здоровье - это важный труд воспитателя". Сухомлинский В.А.С введением ФГОС воспитательно-образовательный процесс в ДОО должен стать более вариативным, безопасным.ю здоровьесберегающим, учиты...

Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие.

Методические материалы практического семинара для старших воспитателей и воспитателей района ДОУ «Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно - ...

Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Физическое развитие".

Материалы практического семинара для старших воспитателей и воспитателей района ДОУ «Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Физическое развитие&raq...