Конспект НОД в старшей группе по теме: «Игрушки наших прабабушек»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пушкарева Анна Николаевна

Цель: формирование умений выполнения изделия по замыслу путем изготовления тряпичной куклы-пеленашки в соответствии с традиционной русской народной игрушкой.

Задачи:

Обучающие: показать последовательность изготовления простой тряпичной куклы Пеленашки. Учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу, скатывать ткань рулончиком, завязывать тесьму в узелок.

Развивающие: развивать творческие способности, воображение, фантазию при изготовлении куклы.

Воспитательные: воспитывать интерес к народным традициям, аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_russkie_narodnye_kukly_redakt.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

по теме: «Игрушки наших прабабушек»

Цель: формирование умений выполнения изделия по замыслу путем изготовления тряпичной куклы-пеленашки в соответствии с традиционной русской народной игрушкой.

Задачи:

Обучающие: показать последовательность изготовления простой тряпичной куклы Пеленашки. Учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу, скатывать ткань рулончиком, завязывать тесьму в узелок.

Развивающие: развивать творческие способности, воображение, фантазию при изготовлении куклы.

Воспитательные: воспитывать интерес к народным традициям, аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы для занятия: презентация, лоскут ткани для туловища светлого цвета (розового, белого цвета), лоскутки ткани квадратной формы, размером 8x8см 2 штуки, тесьма, готовые куклы, изготовленные педагогом, куклы и выставка современных кукол.

Ход НОД

Воспитатель:        Посмотрите, ребята, как много к нам сегодня пришло гостей! Давайте с ними поздороваемся. Я приглашаю вас посетить выставку современных кукол. (Дети с воспитателем подходят к куклам)

Воспитатель:        Это куклы, в которые вы играете каждый день, и дома, и в детском саду. Ваши прабабушки тоже любили играть с куклами. Только таких кукол у них не было и в магазине они не продавались. Хотите, я вам расскажу, в какие куклы играли наши прабабушки? (Да.) Тогда внимание на экран.

Рассказ воспитателя с показом презентации «Игрушки наших прабабушек».

Воспитатель:        Давным-давно, когда люди еще не умели изготавливать таких красивых кукол, дети играли деревянной куклой. (На экране появляется кукла, сделанная из полена.) Полено заворачивали в тряпочки и давали играть детям. Называется такая кукла Колодней.

Воспитатель:        (На экране кукла «десятиручка».) Потом люди стали делать кукол из соломы. Чтобы сделать такую куклу, солому сначала варили, скручивали, связывали нитками, украшали. Эта кукла называется «Десятиручка». Называется она так, потому что у нее 10 рук, такую куклу дарили молодой девушке, чтобы она успевала делать работу по дому.

Воспитатель:        Игрушки делали из разного материала и делали в каждой семье сами. В народе считалось, что кукла принесет ребенку здоровье и благополучие. К куклам относились бережно, дети их не разбрасывали, а хранили в сундуках. И у меня есть такой сундучок.

 (Звучит музыка и воспитатель обращает внимание детей на сундучок, подводит к нему.)

Воспитатель:        Чтобы его открыть нужно сказать волшебные слова. Послушайте какие – «Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты, сундучок-сундучок, открывай свой бочок». Давайте вместе скажем эти слова, только ласково. В старину люди ласково разговаривали с вещами. Хорошо?

(Воспитатель открывает сундучок и достаёт тряпичные куклы ,вместе с детьми рассматривает их.)

Воспитатель:        Прошло немало лет и люди придумали другую куклу, тряпичную. В тряпичных куклах проявлялась фантазия и мастерство русских людей. Кукол наделяли волшебными свойствами: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Крупеничка – внутри куклы мешочек с крупой. Всю зиму куклу давали играть детям, а весной высаживали зерна в землю. Считалось, от детских рук урожай был богаче.

Куклу Травницу делали, когда в семье кто-то болел. Ее клали у изголовья и люди верили, что так кукла помогала скорее излечиться.

Подорожница – защищала человека в пути. В небольшой мешочек Подорожницы клали горсть земли с родных краев – считалось, что это дает человеку силу. Добавляли зерна или хлебные сухарики – благодаря этому путник никогда не голодал.

Воспитатель:        Куклу делали с большим старанием, наряжали ее, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими, так как в неё, по русским поверьям могла вселиться злая сила. Вот какие мастера были на Руси.

Физкультминутка

Собрались все куклы тут.

В хоровод они зовут!

Перед всем честным народом

Мы станцуем хороводом!

(Дети танцуют хороводом под русскую народную мелодию.)

Воспитатель:        Первая кукла ребёнка была кукла Пеленашка. Её клали в люльку, в кроватку к ребёнку, чтобы ребенок крепко спал и не болел. А хотели бы вы сами сделать такую? (Да.)

Воспитатель:        Я приглашаю вас в творческую мастерскую и научу вас делать куклу Пеленашку. Проходите к столам, садитесь удобно.

(Рассаживаются за столы.) 

                            Нужно размять пальчики перед нашей работой.

Пальчиковая игра «Куколка»

Наша куколка гуляла        (шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала,        (шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала        (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло.        (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

(Изготовление куклы-пеленашки.)

Воспитатель:        Кукла Пеленашка очень простая куколка – младенчик в платочке, запелЁнатый в пеленку. Куклу Пеленашку делали из нескольких лоскутков ткани: (показываю) прямоугольный лоскут ткани туго скручивали, перевязывали веревочкой посередине, сверху завязывали платочек, а потом пеленали. Получалась куколка.

Воспитатель:        Вот какие красивые куколки у нас получились. Давайте мы с ними поиграем. Встают в круг, в руках у каждого ребенка своя кукла.

Игра «Тихо, куколка…» (автор Железнова Е.С).

Итог:

Воспитатель:                Вот подошло к концу наше занятие. Что нового мы узнали?

Дети:        Мы узнали, какие куклы раньше делали, наши бабушки. Научились делать куклу Пеленашку.

Воспитатель:        Вы все такие молодцы. Куколку возьмите себе, и можете положить ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны. Давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем им: «До свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему «Вода – наша спутница всегда»

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Развивать творческое воображение, умение проводить  несложные эксперименты. Сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следствен...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших предков"

Конспект интегрированного  занятия в подготовительной группе на тему: «Игрушки наших предков»Цели: - знакомство с историей игрушек;- расширение и систематизация словарного запаса...

Конспект НОД по познавательному развитию (социальный мир) в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших бабушек".

Конспект НОД по позновательному развитию в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших бабушек"....

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Растения – наши друзья»

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Растения – наши друзья»Образовательная область: Познание.Задачи:-Закреплять у детей представления о растениях ближайшего окружения: деревь...

Конспект НОД в средней группе на тему «Игрушки наших прабабушек и прадедушек»

Конспект НОД в средней группе на тему «Игрушки наших прабабушек и прадедушек»...

Конспект НОД в старшей группе на тему «Одежда наших предков»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Одежда наших предков».           По патриотическому воспитанию детей до...