"Использование сказки как игровой ситуации в режиме дня детей дошкольного возраста"
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Пауль Екатерина Валерьевна

В детском саду сказка является неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процесса. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

     Использование сказки как игровой ситуации

       в режиме дня детей дошкольного возраста

Пауль Екатерина  Валерьевна.

Воспитатель ГБЛОУ № 46

Пушкинского района Санкт-Петербурга.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

В России 2015 год официально объявлен Годом литературы. А литература для детей это, прежде всего сказки. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Роль сказки в жизни ребенка нельзя недооценивать. Сказка помогает формированию осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей.  Благодаря сказкам развивается умение справедливо оценивать поступки не только героев сказок, но и своих сверстников, а, подчас, и взрослых; формируется умение понимать: что хорошо, а что плохо; что можно, а что нельзя. Разнообразный сказочный мир будит воображение ребенка, рождает познавательный интерес к реальному миру, вызывает у детей энергию, готовность к борьбе за правду, справедливость, свободу; дает первые понятия о добре, зле, справедливости. Язык сказки прост и доступен для ребенка любого возраста. Сюжет прозрачен, часто он подсказывает, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказка способствует формированию у детей нравственно-патриотических понятий. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, и сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим. Л. Толстой писал: «Сказки позволяют малышу впервые испытывать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру»

В детском саду сказка так же является неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процесса. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. 

Использование сказок позволяет:

  • формировать у детей нравственное поведение (воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости);
  • активизировать и расширять у детей словарный запас, совершенствовать у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
  • прививать ребятам элементарную экологическую культуру, расширять и углублять их знания об окружающем мире;
  • развивать у ребят психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
  • развивать эмоционально - волевую сферу ребят.

Знакомые и любимые сказочные герои могут встречать детей утром в детском саду и проживать вместе весь день. Так, например, воспитатель может встретить детей в костюме феи и пригласить детей в увлекательное путешествие в страну сказок. А начать путешествие можно с утренней гимнастики в сказочном стиле. Детям будет интересно преодолевать сказочные препятствия и выполнять сказочные задания: перепрыгивать через ручеек с палочкой выручалочкой. А самые маленькие могут почувствовать себя сказочными героями, превратившись и в Мишку косолапого, и в Зайчика, и в Лисичку сестричку. Такое начало дня в детском саду позволит поднять настроение детей на целый день.

Подошло время завтрака. Но не всегда легко уговорить детей съесть его. Загадочность и немного интриги помогут воспитателю в этом режимном моменте. Детям можно предложить разные варианты завтрака: «Завтрак для богатырей» или «Дары скатерти-самобранки», «Витамины в тарелке» или просто завтрак с любимым сказочным героем.

Закончилось сказочное утро и начинается день. Приходит время занятий. Возьмем сказку к себе в помощники. Всё занятие может быть построено как сказочное путешествие, а новые знания дети получают вместе со сказочным героем. Это может быть путешествие в страну цифр или геометрических фигур, в страну букв или в страну красок. Так же занятие в детском саду может проходить в форме чтения или обсуждения самой сказки. Это могут быть как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций. В качестве авторов сказки могут выступать и сами дети. Так же занятие может строится, как сказочный спектакль, где артисты– сами дети, а воспитатель, ведущий сказочного действия, озвучивающий параллельно текст сказки и приглашающий участников выполнять определенные действия. Такие занятия позволят не только дать детям новые знания и умения, но и сохранить интерес детей к учебной деятельности.

Одно из самых увлекательных моментов для детей- это время прогулки. И здесь мы не можем обойтись без сказки. И можно использовать такой прием: дети находят в раздевалке следы сказочного героя, а затем дети встречаются с этим же героем на участке и вместе с ним наблюдают за природой, сезонными изменениями. Или наблюдают за небом и угадывают на что похожи облака. Также интересны формы проведения наблюдений, решение проблемных ситуаций, трудовая деятельность в виде помощи любимым сказочным героям-это позволяет разнообразить прогулку, делает ее насыщеннее и увлекательнее.

У нас был интересный завтрак. А что же обед? Он вполне может быть продолжением утренней сказки. Или можно отправится в гости к Кролику и устроить праздничный обед.

Обед закончен. Подошло время дневного сна. И тут нам не обойтись без сказки. Все дети любят перед сном слушать сказки. Можно послушать и колыбельные. А тем детям кто не заснул под сказку сказать: «Кто закроет глазки, тому приснится волшебная сказка».

Дети спят, а мы придумываем чем заняться, когда они проснутся. После сна детям можно предложить гимнастику в стихах по сказкам, хождение по сказочной дорожке или пальчиковые игры в стихотворной форме по сюжетам сказок.

Вот и заканчивается наш сказочный день и начинается вечер. Но мы не прощаемся со сказкой.  И можем предложить детям еще много всего интересного. Вечером мы можем проводить игры-забавы или игры-драматизации, сюжетно ролевые игры. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить загадки или кроссворды по сказкам, организовать литературный праздник «Салат из сказок».

Наш сказочный день в детском саду подходит к концу и нам предстоит встреча с родителями. Для родителей мы можем сделать стенгазету или фоторепортаж на тему «Наш сказочный день в детском саду». Любовь к сказкам, книгам и литературе необходимо прививать с самого раннего возраста. И эта работа должна проводится не только в детском саду, но и дома. Для того что бы рассказать родителям о важности данной темы можно организовать тематический вечер, на котором сами дети могут показать спектакль. Можно порекомендовать родителям создать у себя дома уголок необдуманных поступков, где родители могут разместить отрицательных и положительных героев сказок. Детям дать домашнее задание: нарисовать картину «Как прошел день в сказках».

Вот и закончился сказочный день в детском саду. Дети в хорошем настроении пойдут домой и с радостью будут рассказывать родителям о своих приключениях. А самое главное на следующий день они снова захотят пойти в детский сад, где их ждет много нового и интересного.

        «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (А.Н. Толстой).

        Литература:

1.Журнал «Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения»

2.Сайт: Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Методическая разработка по теме: «Сказка в жизни ребенка» (http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/11/25/skazka-v-zhizni-rebenka).

3.Сайт: Библиофонд. Реферат на тему: «Роль сказки в жизни ребенка-дошкольника» (http://bibliofond.ru/view.aspx?id=537606#1)

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей детского дошкольного образовательного учреждения на тему: «Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»

Тема:«Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по формировани...

Консультация для педагогов «Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важным этапом в развитии ребенка и формировании у него элементарных математических представлений. В ФГОС дошкольного образования в качестве целевых ориентиров выступают про...

Использование проблемных ситуаций для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР

В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных процессов (ведь чтобы построить определённое связное высказывание нужно соблюдат...

"Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР."

  Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развит...

"Использование игровых образовательных ситуаций в речевой активности детей дошкольного возраста"

quot;Использование игровых образовательных ситуаций в речевой активности детей дошкольного возраста"...

«Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...

КОНСПЕКТ Образовательной ситуации по математическому развитию детей дошкольного возраста: Познание свойств и отношений с использованием универсального множества логические блоки З. Дьенеша.

Упражнять в умении «читать схему» и выполнять действия в соответствии с ней.Совершенствовать умения расшифровывать информацию о свойствах предмета, сравнивать предметы по данным свойствам,...