«Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
консультация по математике
Консультация для педагогов
«Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
подготовила
восп. 1 кв.категории
Гусева И.Д.
В жизни каждого человека математика выполняет важную роль. Без математических знаний трудно осознать, изучить, понять многие явления не только природы и познания, но и социально-экономических областей общества.
Уже с раннего возраста малыш познает математику. На протяжении всего дошкольного возраста ребенок приобретает элементарные математические представления, которые в дальнейшем станут основным фундаментом для учебной деятельности.
Наверняка каждому взрослому приходилось сталкиваться с нежеланием ребенка заниматься математикой. И возникали вопросы «что делать?», «как привлечь ребенка к математике?». По признанию многих ученых (Большуновой Н.Я., Шорыгиной Т.А., Ерофеевой Т.И. и др.) одним из эффективных средств повышения интереса к математике является сказка.
Особенности сказок (оптимизм, образность, забавность) позволяют использовать их при решении педагогических задач, приводят к развитию мышления у детей, любознательности, инициативности и самостоятельности.
Начинать использовать сказки на занятиях по ФЭМП можно уже со второй младшей группы: «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», в средней группе: «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка», «Купание медвежат», «Волк и козлята», в старшем дошкольном возрасте: «Теремок», «Волк, петух и лиса», «Лиса и заяц», , «Красная шапочка», «Телефон», «Дюймовочка», «Три ржаных колоска», «Волк и лиса», «Старик-годовик» и др.
При использовании сказок на занятиях рекомендуется использовать моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на одном отличии между персонажами (крокодил – зеленый кружок, солнце – желтый; три медведя – три коричневых кружка, разных по размеру (большой, средний, маленький) и т.д.).
Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. В задачах дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, учатся анализировать, рассуждать, доказывать.
Вопросы в задачах разные, касаются не только количества, но и закрепляют знания ребенка о форме, цвете, размере, количестве, величине, пространстве и времени. Дошкольники должны не только решать задачи, но и составлять их.
Задача №1 «Колобок»
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
А от лисы не успел уйти.
Вопросы:
Сколько животных встретил колобок в лесу?
Сколько раз он смог уйти?
Сколько зайцев встретил колобок?
На какую фигуру похож колобок?
Какое животное в сказке было самое большое?
Далеко ли ушел колобок от дома?
Сколько раз пел колобок песенку лисе?
Задача №2 по сказке «Три поросенка»
Вопросы:
Сколько поросят в сказке?
Сколько волков в сказке?
Сколько раз пытался волк разрушить домик поросят?
Сколько домиков он разрушил?
Задача №3 по сказке «Три медведя»
Вопросы:
Сколько стульев в домике у медведей?
Сколько столов?
Сколько кроватей?
Сколько стульев сломала Маша?
Сколько девочек заблудилось в лесу?
Сколько медведей жило в домике?
Чей стул самый высокий?
Чья чашечка была самой маленькой?
Сколько ложек лежало на столе?
Кто из медведей был самым большим, а кто самым маленьким?
У Настасьи Петровны кровать была меньше Мишуткиной, или больше?
Задача №4 по сказке «Волк и 7 козлят»
Вопросы:
Сколько козлят было в домике?
Сколько козлят удалось съесть волку?
Сколько раз волк просил козлят открыть ему дверь?
Задача №5 по сказке «Купание медвежат»
Вопросы:
Сколько всего медведей было?
Кто из медведей был самым большим?
Кто самым маленьким?
Детей старшего дошкольного возраста больше привлекают волшебные сказки, т.к. в них сюжет несет приключенческий характер, героям приходится преодолевать препятствия, используя чудесные и необычные предметы.
Сейчас разработано множество разнообразных математических сказок такими авторами, как Шорыгиной Е.А., Ерофеевой Т.И., Большуновой Н.Я. В сказке, имеющей математическое содержание, сохраняется приключенческий характер, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, в сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки усложняются разнообразными испытаниями математического характера, которые должен выполнить персонаж вместе со слушателями.
При использовании сказок (и русских народных, и математических) в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминание учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, т.к. увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 492»
Консультация для педагогов
«Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
подготовила
восп. 1 кв.категории
Гусева И.Д.
2017 - 2018 уч. год
В жизни каждого человека математика выполняет важную роль. Без математических знаний трудно осознать, изучить, понять многие явления не только природы и познания, но и социально-экономических областей общества.
Уже с раннего возраста малыш познает математику. На протяжении всего дошкольного возраста ребенок приобретает элементарные математические представления, которые в дальнейшем станут основным фундаментом для учебной деятельности.
Наверняка каждому взрослому приходилось сталкиваться с нежеланием ребенка заниматься математикой. И возникали вопросы «что делать?», «как привлечь ребенка к математике?». По признанию многих ученых (Большуновой Н.Я., Шорыгиной Т.А., Ерофеевой Т.И. и др.) одним из эффективных средств повышения интереса к математике является сказка.
Особенности сказок (оптимизм, образность, забавность) позволяют использовать их при решении педагогических задач, приводят к развитию мышления у детей, любознательности, инициативности и самостоятельности.
Начинать использовать сказки на занятиях по ФЭМП можно уже со второй младшей группы: «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», в средней группе: «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка», «Купание медвежат», «Волк и козлята», в старшем дошкольном возрасте: «Теремок», «Волк, петух и лиса», «Лиса и заяц», , «Красная шапочка», «Телефон», «Дюймовочка», «Три ржаных колоска», «Волк и лиса», «Старик-годовик» и др.
При использовании сказок на занятиях рекомендуется использовать моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на одном отличии между персонажами (крокодил – зеленый кружок, солнце – желтый; три медведя – три коричневых кружка, разных по размеру (большой, средний, маленький) и т.д.).
Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. В задачах дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, учатся анализировать, рассуждать, доказывать.
Вопросы в задачах разные, касаются не только количества, но и закрепляют знания ребенка о форме, цвете, размере, количестве, величине, пространстве и времени. Дошкольники должны не только решать задачи, но и составлять их.
Задача №1 «Колобок»
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
А от лисы не успел уйти.
Вопросы:
Сколько животных встретил колобок в лесу?
Сколько раз он смог уйти?
Сколько зайцев встретил колобок?
На какую фигуру похож колобок?
Какое животное в сказке было самое большое?
Далеко ли ушел колобок от дома?
Сколько раз пел колобок песенку лисе?
Задача №2 по сказке «Три поросенка»
Вопросы:
Сколько поросят в сказке?
Сколько волков в сказке?
Сколько раз пытался волк разрушить домик поросят?
Сколько домиков он разрушил?
Задача №3 по сказке «Три медведя»
Вопросы:
Сколько стульев в домике у медведей?
Сколько столов?
Сколько кроватей?
Сколько стульев сломала Маша?
Сколько девочек заблудилось в лесу?
Сколько медведей жило в домике?
Чей стул самый высокий?
Чья чашечка была самой маленькой?
Сколько ложек лежало на столе?
Кто из медведей был самым большим, а кто самым маленьким?
У Настасьи Петровны кровать была меньше Мишуткиной, или больше?
Задача №4 по сказке «Волк и 7 козлят»
Вопросы:
Сколько козлят было в домике?
Сколько козлят удалось съесть волку?
Сколько раз волк просил козлят открыть ему дверь?
Задача №5 по сказке «Купание медвежат»
Вопросы:
Сколько всего медведей было?
Кто из медведей был самым большим?
Кто самым маленьким?
Детей старшего дошкольного возраста больше привлекают волшебные сказки, т.к. в них сюжет несет приключенческий характер, героям приходится преодолевать препятствия, используя чудесные и необычные предметы.
Сейчас разработано множество разнообразных математических сказок такими авторами, как Шорыгиной Е.А., Ерофеевой Т.И., Большуновой Н.Я. В сказке, имеющей математическое содержание, сохраняется приключенческий характер, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, в сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки усложняются разнообразными испытаниями математического характера, которые должен выполнить персонаж вместе со слушателями.
При использовании сказок (и русских народных, и математических) в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминание учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, т.к. увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)
Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...
Презентация "Использование ИКТ в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
ИКТ в ФЭМП у детей в ДОУ...
Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"
Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...
Практико-ориентированный семинар для воспитателей дошкольных отделений ГБОУ Школа №572 «Использование игровых технологий и ИКТ при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»...
Консультация для педагогов «Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии ребенка и формировании у него элементарных математических представлений. В ФГОС дошкольного образования в качестве целевых ориентиров выступают про...
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ» (по сказке «Гуси-лебеди»)
laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ»(по сказке «Гуси-лебеди»)...