«Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
консультация по математике

Консультация для педагогов

 

«Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

 

 

 

                                                                              подготовила

восп. 1 кв.категории 

Гусева И.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В жизни каждого человека математика выполняет важную роль. Без математических знаний трудно осознать, изучить, понять многие явления не только природы и познания, но и социально-экономических областей общества.

 

Уже с раннего возраста малыш познает математику. На протяжении всего дошкольного возраста ребенок приобретает элементарные математические представления, которые в дальнейшем станут основным фундаментом для учебной деятельности.

 

Наверняка каждому взрослому приходилось сталкиваться с нежеланием ребенка заниматься математикой. И возникали вопросы «что делать?», «как привлечь ребенка к математике?». По признанию многих ученых (Большуновой Н.Я., Шорыгиной Т.А., Ерофеевой Т.И. и др.) одним из эффективных средств повышения интереса к математике является сказка.

Особенности сказок (оптимизм, образность, забавность) позволяют использовать их при решении педагогических задач, приводят к развитию мышления у детей, любознательности, инициативности и самостоятельности.

Начинать использовать сказки на занятиях по ФЭМП можно уже со второй младшей группы: «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», в средней группе: «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка», «Купание медвежат», «Волк и козлята», в старшем дошкольном возрасте: «Теремок», «Волк, петух и  лиса», «Лиса и заяц», , «Красная шапочка», «Телефон», «Дюймовочка», «Три ржаных колоска», «Волк и лиса», «Старик-годовик» и др.

 

При использовании сказок на занятиях рекомендуется использовать моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на одном отличии между персонажами (крокодил – зеленый кружок, солнце – желтый; три медведя – три коричневых кружка, разных по размеру (большой, средний, маленький) и т.д.).

 

Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. В задачах дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, учатся анализировать, рассуждать, доказывать.

Вопросы в задачах разные, касаются не только количества, но и закрепляют знания ребенка о форме, цвете, размере, количестве, величине, пространстве и времени. Дошкольники должны не только решать задачи, но и составлять их.

 

Задача №1 «Колобок»

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

А от лисы не успел уйти.

 

Вопросы:

Сколько животных встретил колобок в лесу?

Сколько раз он смог уйти?

Сколько зайцев встретил колобок?

На какую фигуру похож колобок?

Какое животное в сказке было самое большое?

Далеко ли ушел колобок от дома?

Сколько раз пел колобок песенку лисе?

 

Задача №2 по сказке «Три поросенка»

 

Вопросы:

Сколько поросят в сказке?

Сколько волков в сказке?

Сколько раз пытался волк разрушить домик поросят?

Сколько домиков он разрушил?

 

Задача №3 по сказке «Три медведя»

 

Вопросы:

Сколько стульев в домике у медведей?

Сколько столов?

Сколько кроватей?

Сколько стульев сломала Маша?

Сколько девочек заблудилось в лесу?

Сколько медведей жило в домике?

Чей стул самый высокий?

Чья чашечка была самой маленькой?

Сколько ложек лежало на столе?

Кто из медведей был самым большим, а кто самым маленьким?

У Настасьи Петровны кровать была меньше Мишуткиной, или больше?

 

 

 

 

 

Задача №4 по сказке «Волк и 7 козлят»

 

Вопросы:

Сколько козлят было в домике?

Сколько козлят удалось съесть волку?

Сколько раз волк просил козлят открыть ему дверь?

 

Задача №5 по сказке «Купание медвежат»

 

Вопросы:

Сколько всего медведей было?

Кто из медведей был самым большим?

Кто самым маленьким?
 

 

Детей старшего дошкольного возраста больше привлекают волшебные сказки, т.к. в них сюжет несет приключенческий характер, героям приходится преодолевать препятствия, используя чудесные и необычные предметы.

Сейчас разработано множество разнообразных математических сказок такими авторами, как Шорыгиной Е.А., Ерофеевой Т.И., Большуновой Н.Я. В сказке, имеющей математическое содержание, сохраняется приключенческий характер, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, в сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки усложняются разнообразными испытаниями математического характера, которые должен выполнить персонаж вместе со слушателями.

 

 

При использовании сказок (и русских народных, и математических) в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминание учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, т.к. увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.



 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 492»

Консультация для педагогов

«Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

                                                                              подготовила

восп. 1 кв.категории  

Гусева И.Д.

2017 - 2018 уч. год

В жизни каждого человека математика выполняет важную роль. Без математических знаний трудно осознать, изучить, понять многие явления не только природы и познания, но и социально-экономических областей общества.

Уже с раннего возраста малыш познает математику. На протяжении всего дошкольного возраста ребенок приобретает элементарные математические представления, которые в дальнейшем станут основным фундаментом для учебной деятельности.

Наверняка каждому взрослому приходилось сталкиваться с нежеланием ребенка заниматься математикой. И возникали вопросы «что делать?», «как привлечь ребенка к математике?». По признанию многих ученых (Большуновой Н.Я., Шорыгиной Т.А., Ерофеевой Т.И. и др.) одним из эффективных средств повышения интереса к математике является сказка.

Особенности сказок (оптимизм, образность, забавность) позволяют использовать их при решении педагогических задач, приводят к развитию мышления у детей, любознательности, инициативности и самостоятельности.

Начинать использовать сказки на занятиях по ФЭМП можно уже со второй младшей группы: «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», в средней группе: «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка», «Купание медвежат», «Волк и козлята», в старшем дошкольном возрасте: «Теремок», «Волк, петух и  лиса», «Лиса и заяц», , «Красная шапочка», «Телефон», «Дюймовочка», «Три ржаных колоска», «Волк и лиса», «Старик-годовик» и др.

При использовании сказок на занятиях рекомендуется использовать моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на одном отличии между персонажами (крокодил – зеленый кружок, солнце – желтый; три медведя – три коричневых кружка, разных по размеру (большой, средний, маленький) и т.д.).

Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. В задачах дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, учатся анализировать, рассуждать, доказывать.

Вопросы в задачах разные, касаются не только количества, но и закрепляют знания ребенка о форме, цвете, размере, количестве, величине, пространстве и времени. Дошкольники должны не только решать задачи, но и составлять их.

Задача №1 «Колобок»

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

А от лисы не успел уйти.

Вопросы:

Сколько животных встретил колобок в лесу?

Сколько раз он смог уйти?

Сколько зайцев встретил колобок?

На какую фигуру похож колобок?

Какое животное в сказке было самое большое?

Далеко ли ушел колобок от дома?

Сколько раз пел колобок песенку лисе?

Задача №2 по сказке «Три поросенка»

Вопросы:

Сколько поросят в сказке?

Сколько волков в сказке?

Сколько раз пытался волк разрушить домик поросят?

Сколько домиков он разрушил?

Задача №3 по сказке «Три медведя»

Вопросы:

Сколько стульев в домике у медведей?

Сколько столов?

Сколько кроватей?

Сколько стульев сломала Маша?

Сколько девочек заблудилось в лесу?

Сколько медведей жило в домике?

Чей стул самый высокий?

Чья чашечка была самой маленькой?

Сколько ложек лежало на столе?

Кто из медведей был самым большим, а кто самым маленьким?

У Настасьи Петровны кровать была меньше Мишуткиной, или больше?

Задача №4 по сказке «Волк и 7 козлят»

Вопросы:

Сколько козлят было в домике?

Сколько козлят удалось съесть волку?

Сколько раз волк просил козлят открыть ему дверь?

Задача №5 по сказке «Купание медвежат»

Вопросы:

Сколько всего медведей было?

Кто из медведей был самым большим?

Кто самым маленьким?

Детей старшего дошкольного возраста больше привлекают волшебные сказки, т.к. в них сюжет несет приключенческий характер, героям приходится преодолевать препятствия, используя чудесные и необычные предметы.

Сейчас разработано множество разнообразных математических сказок такими авторами, как Шорыгиной Е.А., Ерофеевой Т.И., Большуновой Н.Я. В сказке, имеющей математическое содержание, сохраняется приключенческий характер, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, в сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки усложняются разнообразными испытаниями математического характера, которые должен выполнить персонаж вместе со слушателями.

При использовании сказок (и русских народных, и математических) в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминание учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, т.к. увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.



 

   

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)

Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Консультация для педагогов «Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важным этапом в развитии ребенка и формировании у него элементарных математических представлений. В ФГОС дошкольного образования в качестве целевых ориентиров выступают про...

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ» (по сказке «Гуси-лебеди»)

laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ»(по сказке «Гуси-лебеди»)...