Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palitsyna_t.l.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации»
Палицына Татьяна Леонидовна
Социальный педагог
Детский сад № 8 города Няндома
В настоящее время, в век «технологизации», когда живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение, обсуждение прочитанного, сопереживание героям театрализованных постановок во многом заменили компьютер и телевизор, вопросы нравственного воспитания и коммуникативного развития детей вызывают серьезную тревогу в обществе. Мы, взрослые, все чаще сталкиваемся с затруднениями в сфере общения, социализации, нарушениями эмоционально-волевой сферы детей. Поэтому, социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дети мало общаются с взрослыми, друг с другом. По моему мнению, именно общение обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, так как отношения и взаимодействие с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, в процессе познания окружающего мира, освоения различных видов детской деятельности, приобщения к культурным традициям. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития и обогащения личности ребенка, во многом определяет особенности его самосознания, отношения к миру, поведения, развития коммуникативных способностей.
Поэтому, в рамках реализации ФГОС, в содержании образовательной деятельности с дошкольниками более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Социально–коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение следующих задач:
- Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.
- Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».
- Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
- Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
- Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного),мира природы.
Учитывая специфику дошкольного детства, я считаю, что наиболее широкие возможности для развития общения (а значит социализации и коммуникации) ребенка представляет игровая деятельность, как ведущий и, в соответствии с ФГОС ДО, приоритетный вид деятельности ребенка-дошкольника. Игра является эффективным средством формирования нравственных качеств ребенка, накопления социального опыта, развития ролевого поведения, воспитания гуманного отношения к сверстникам. Ведь в игре дети отражают содержание окружающего мира, нормы, правила поведения в ней.
Для достижения положительных результатов в своей работе использую следующие методы и приемы:
Словесные (рассказ, беседа, составление детьми рассказов и сказок, обсуждение, объяснение, чтение художественных и фольклорных произведений);
Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, разыгрывание театрализованных сценок);
Практические (упражнения, творческая деятельность, самостоятельное разыгрывание ситуаций, театрализация с участием детей, решение социально-нравственных задач);
Игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно-ролевые игры, воображаемая ситуация, здоровьесберегающие игры (пальчиковые игры, дыхательные гимнастики, подвижные игры и др.), сюрпризные моменты, загадки, игры для воспитания гуманных отношений.
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показал, что занятия в форме игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. При составлении занятий стараюсь включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.
Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила, вежливо обращаются друг к другу, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Используя игру «Вежливые слова», дети закрепляют правила вежливого этикета.
На занятиях учатся выражать эмоции, преодолевают барьер в общении. Через развитие эмоциональной сферы дети лучше понимают себя и других, имеют возможности для самовыражения. Особое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального эмоционального здоровья и развития ребенка. Так, например любимые игры детей «Разведчики», «Хвост дракона», «Нитка и иголка» развивают внимание, наблюдательность, снижают эмоциональное напряжение.
Одним из приемов, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.
В основе занятия лежит идея единого игрового пространства, в которое включены и педагог, и воспитанники, причем это игровое пространство охватывает все сферы жизни. Создание игровой проблемной ситуации позволяет решать некоторые реальные проблемы, возникающие у детей между собой, в их общении со взрослыми, в процессе познания и т.д. Проблемная ситуация подразумевает наличие определенного противоречия, для разрешения которого нельзя выбрать ни один из крайних, противоположных вариантов, а необходимо найти какое-то новое решение, способное примирить обе эти противоположности.
Решение проблемы — это своего рода творческий процесс, требующий предварительного анализа. Детям предлагается вначале проанализировать ситуацию и разрешить ее, объяснив свои действия. При том важно не просто сделать выбор действия, а определить социальные позиции героев (старший — младший, мать — ребенок, педагог — ребенок и т. д.), их отношения. Естественно, что на этом этапе ребенок уже должен обладать представлениями об общечеловеческих ценностях, правилах поведения, уметь оценивать то или иное действие, предполагать возможный результат — иметь собственную позицию. Такое умение появляется у ребенка к старшему дошкольному возрасту.
Стимулирующая помощь взрослого является обязательным условием при использовании метода проблемных ситуаций. Основная цель такой помощи — расширить границы представлений ребенка о нравственных качествах, социальных ролях, общепринятой практике человеческих отношений. Ребенок не различает полутонов в общей картине поведения, оценивая поступки людей (и свои) по полярным характеристикам: хорошие — плохие. Также дети часто объединяют оценку поступка с личностной оценкой: плохой поступок — плохой человек. Наводящие вопросы взрослого, чередование открытых и закрытых вопросов, совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям встать на место другого человека, понять мотивы его действий, оценить их с нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам.
В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия: как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребенок выбирает из них наиболее приемлемые для себя. Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы (свой маленький банк жизненных ситуаций, который будет увеличиваться до мере приобретения опыта), ребенок сможет найти для себя оптимальный способ. Например, игра «Не поделили игрушку» учит детей находить компромиссный выход из проблемной ситуации.
Я сообщаю детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек и достаю из сумки (посылки) новые игрушки, они все разные и заметно отличаются. Я предлагаю детям разобрать их, а сама наблюдаю со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка?
Успокаиваю ребят и предлагаю разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много».
Предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.
- отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
- никому не давать игрушку чтобы не было обидно;
- играть всем вместе;
- посчитаться;
- играть с игрушкой по очереди;
- отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная и др.
Дети вместе обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.
Кроме социально значимых ситуаций детям интересны сюжеты со сказочными героями. Можно анализировать поведение сказочных героев: соответствует ли оно нравственным представлениям, какие положительные качества есть у отрицательного героя (и наоборот), всегда ли персонаж ведет себя одинаково, существуют ли другие возможности достичь желаемого.
Фрагмент одного из таких занятий вы сейчас увидите игровое моделирование проблемной ситуации «Как справится с волком»
1 этап постановка проблемы (слайд 1)
Задаваемое противоречие этой игровой проблемной ситуации состоит в том, что звери хотят получить подарки, а Волк не хочет их отдавать. Ключевой здесь является фраза «сам захотел бы отдать» — она задает пространство продуктивного разрешения проблемы.
2 этап. Выдвижение версий .
Дети предлагают варианты разрешения ситуации. Задача педагога — удерживать детей от выбора крайних вариантов, разъясняя их несостоятельность. При этом, когда воспитатель пытается обобщить версию кого-то из детей, он обращается к группе со словами: «Смотрите, Енот-Катя предлагает нашему совету...»
( Слайд 2 ), ( Слайд 3 ), ( Слайд 4 ), ( Слайд 5 ), ( Слайд 6 ),
( Слайд 7 ),
(Слайд 8) - остановка
3 этап Проигрывание версий
(8 слайд - продолжение)
В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоим мы – воспитатели и родители.
Закончить свое выступление хочу закончить словами :
«Если сегодня мы будем учить так , как учили
вчера , мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные моменты по данной теме на основе опыта...
Игровое пособие "Радуга-MIX"и его образовательный потенциал в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»...
Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности.
laquo;Путешествие в Лунный город»...
Использование игровых технологий для развития социально-комуникативных навыков старших дошкольников
В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а та...
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Современные ИКТ оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменился и характер его основной деятельности – игры, и...
мастер-класс для педагогов по теме «Игры, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников»
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее разв...
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО –КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
информационный материал для воспителей...