информационная карта инновационного педагогического опыта
материал на тему
Предварительный просмотр:
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «технология обобщения и передового опыта»
(период с16.03.2015 – по 27.03.2015)
Тема: Информационная карта актуального опыта воспитателя.
Выполнил: воспитатель ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика с/п «Детский сад «Звёздочка»
Потапова А. П.
2015г
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА | ||||
I. Общие сведения | ||||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности | |
Потапова Алёна Петровна | ГБОУ СОШ «ОЦ» №1 п.г.т. Стройкерамика с/п «Детский сад «Звёздочка» п.г.т. Стройкерамика ул. Солнечная д.8 | воспитатель | 4 года | |
II. Сущностные характеристики опыта | ||||
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | «Формирование начал экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных форм и методов обучения». | |||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) | В настоящее время актуально противоречие между возникновением новых механизмов хозяйствования на современном этапе и недостаточным изучением вопроса воспитателями по экономическому образованию детей в детском саду. Таким образом, ведущая педагогическая идея заключается в создании экономически воспитывающей среды:
Построена система организации работы: разработан перспективный план комплексно-тематической непосредственно образовательной деятельности; план работы с родителями; планирование кружковой работы; организована предметно - развивающая среда в группе по формированию начал экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. | |||
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Сущность заключается в использовании авторской дидактической системы в педагогической работе по формированию начал экономической воспитанности у детей посредством эффективных форм и методов организации детской деятельности. | |||
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Новизна опыта состоит в разработке и апробации технологии, направленной на формирование начал экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста с применением оригинальных форм и методов обучения через различные виды детской деятельности. | |||
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Создание воспитывающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе; организация и насыщение видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной) информацией об экономической жизни семьи, людей, общества и развитие на этой основе познавательного интереса к нормам ценностям социально-экономического общества; взаимодействие ДОУ и семьи в становлении начал экономической воспитанности у детей | |||
6.Результат изменений | Критерием результативности опыта является высокий показатель уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста за счет применения разнообразных форм и методов обучения и воспитания. Важно отметить умение детей применять полученные знания об экономической жизни в беседах с родителями, в играх, в творческой деятельности. При исполнении ролей дети все чаще стали характеризовать отношение человека к человеку, к вещам. В трудовой деятельности повысилась активность в выполнении трудовых поручений, отмечалась слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность. В речи детей чаще стали звучать экономические термины, ребенок устанавливал простейшие экономические связи (в частности в играх). | |||
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | нет | |||
III. Описание инновационного опыта Вся страна пришла в движение - заговорили о рыночной экономике, о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – сложных социальных и экономических отношений. Поэтому раннее экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Как показывает практический опыт, одним из способов развития экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста является обогащение всех видов детской деятельности экономическим содержанием. Таким образом, актуальность опыта заключается в системном применении разнообразных и оригинальных форм и методов обучения и воспитания в педагогической работе по формированию начал экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста. Целью педагогического опыта является обеспечение положительной динамики развития нравственно-экономических качеств старших дошкольников в процессе экономического воспитания. Формы организации: сюжетно - дидактические игры, дидактических играх, комплексно-тематическая непосредственно образовательная деятельность, развлечения и вечера досугов, экскурсии и целевые прогулки. Методы обучения: сказка, народный фольклор, логические и арифметические задачи, задачи-шутки, кроссворды, упражнения, экономический словарик, наглядно-иллюстративный материал, проблемные ситуации. Методы воспитания: убеждения в виде суждений, поручения, создание воспитывающих ситуаций, беседа, рассказ, использование примера, обращение к личному опыту, одобрение, похвала. Для экономического воспитания детей выделяем три блока работы:
В опыте представлены основные компоненты системы работы - три взаимосвязанных этапа: I этап (20010-2011 г.г.) подготовительный ( аналитико – диагностический.) Цель: изучение уровня сформированности показателей экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Для этого на основе методики А.А. Смоленцевой, автором опыта была разработана и адаптирована диагностика экономической воспитанности детей. II этап (2011-2012 г.г.) - основной Цель: создание организационно-педагогических условий для повышения уровня экономической воспитанности дошкольников. Разработан план комплексно-тематической непосредственно образовательной деятельности, план работы с родителями, планирование кружковой работы, организована предметно - развивающая среда в группе с экономическим содержанием. III этап (2012-2013 г.г.) –аналитико-обобщающий На данном этапе решались следующие задачи:
Таким образом, критерием результативности опыта является высокий показатель уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста за счет применения разнообразных форм и методов обучения и воспитания. Прослеживается положительная динамика сформированности начал экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста. Анализ полученных данных показывает, что после целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономической воспитанности. Важно отметить умение детей применять полученные знания об экономической жизни в беседах с родителями, в играх, в творческой деятельности. При исполнении ролей дети все чаще стали характеризовать отношение человека к человеку, к вещам. В трудовой деятельности повысилась активность в выполнении трудовых поручений, отмечалась слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность. В речи детей чаще стали звучать экономические термины, ребенок устанавливал простейшие экономические связи (в частности в играх). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"
Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...
Информационная карта передового педагогического опыта
Информационная карта передового педагогического опыта (карточка ППО) для создания "банка передового педагогического опыта" (или картотеки) в образовательном учреждении....
Карта инновационного педагогического опыта
средний балл по карте -119...
Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание системы работы и является инструментом структурирования педагогического опыта...
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Педагог- практик...
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...