«Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»
проект (подготовительная группа) на тему
На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»
Дуванова Любовь Рюриковна,
воспитатель филиала «Детский сад № 2 « Сказка»
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 7»
На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.
Слайд№2 Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности. Общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, с другими детьми и взрослыми. Решение задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход.
Слайд №3 Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы воспитателей дошкольных учреждений, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.
Слайд№4 В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:
- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;
- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;
- принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;
- принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;
- принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов при организации образовательного процесса;
- принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.
Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.
Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность.
Слайд№5 Правила системно-деятельностного подхода, которые актуальны и в проектной деятельности:
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• Учи анализировать каждый этап работы;
• Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Проектная деятельность в дошкольном образовании не является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется как средство познавательного развития дошкольника, а системно - деятельностный подход в проектной деятельности предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Слайд№6 Отличительной чертой использования метода проектов в ДОУ является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется
реализация самого детского проекта. Поэтому перед педагогами ДОУ стоят важные задачи:
– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;
– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;
– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;
– способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.
Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.
Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.
Слайд№7 Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию, через посещение библиотеки, используя интернет, ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Принципиально важно то, что воспитанники получают не готовое знания, а добывают их сами в процессе собственной деятельности.
Слайд№8 Системно-деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.
Согласно ФГОС ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, проектный метод в образовательной деятельности выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Метод проектов позволяет формировать те личностные и психологические качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.
Слайд№9 Рассказать о реализации системно-деятельностного подхода в проектной деятельности в практике хочу на примере проектов, применяемых в своей практике. Очень удобно строить проекты, опираясь на тематическое планирование. Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка.
Так возникли краткосрочные творческие проекты: «Осень в гости постучалась», «Путешествие в страну здоровья», «День матери», «В стране правил дорожного движения», «Скоро, скоро Новый год», «Дети и книги».
Слайд№10 При проведении проекта «Скоро, скоро Новый год! дети занимались в «Творческой мастерской», где готовили новогодние поделки, рисунки, собрали вместе с родителями коллекцию мини-музея «Музей Деда Мороза», коллекцию новогодних открыток. Оформили альбомы «Где живёт Дед Мороз», «Новогодние традиции», «Новогодние истории», закончился проект праздником «Приключение бороды Деда Мороза».
Слайд№11 Долгосрочный творческий проект «В стране правил дорожного движения» помог с помощью разнообразных методик и приёмов систематизировать работу для полноценного развития личности ребёнка и закрепления о правилах дорожного движения, проект основан на взаимодействии детей, воспитателей и инспектора ГИБДД. Слайд№12 В гости в детский сад пришёл инспектор ГИБДД, где провёл беседу с ребятами по правилам дорожного движения, а ребята показали знания, полученные ходе проекта. Итогом проекта стал физкультурный праздник вместе с родителями «Наш друг светофор»
Слайд№13 Познавательный проект «Наш зеленый огород на окне у нас растёт» развивает у дошкольников познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность, собственный познавательный опыт. Слайд№14 Ребята сами готовили семена к посадке, ухаживали за растениями, наблюдали, как растут огурцы. Наградой стали выращенные огурцы, рассада цветов для украшения участка детского сада. Коллективный труд на огороде приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей, и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.
Слайд№15 Проект «Дети и книга» способствовал приобщению детей к книге, мы ввели в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, выявили знание детских сказок через различные виды деятельности. Слайд№16 Привлекли родителей к совместному творчеству. Проект закончился познавательной викториной «По дорогам сказок», где ребята вместе с родителями путешествовали по сказкам.
Слайд№17 Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Слайд№18 В ходе опытной деятельности по проекту «Воздух-невидимка» дети учились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Обобщая опыт работы по проектной деятельности, хочется отметить, что проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов.
Слайд№19 Реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность учреждения. Необходимо сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Для этого в детском саду проводятся беседы, консультации, тематические родительские собрания, родительские конференции, открытые занятия, детско-родительские проекты, творческие конкурсы.
Слайд№20 Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка
Слайд№21 Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность. В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.
Слайд№22 Таким образом, на современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход. Проектная деятельность как средство реализации данного направления, обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку, формирует познавательные умения: умение сравнивать, анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, отражать картину окружающего мира в творческой деятельности, что способствует успешному обучению в школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность , как средство системно - деятельностного подхода в образовательном процессе"
Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно - деятельностный подход....
Статья: "Творческая проектная деятельность как средство естественнонаучного (интеллектуального) развития дошкольников в процессе реализации ФГОС"
Возможно ли использовать творческую проектную деятельность при реализации ФГОС?...
Проектная деятельность как средство поддержки инициативы к дошкольников в процессе преодоления ОНР.
В работе обозначена роль технологии проектирования в поддержке коммуникативной, двигательной, творческой. познавательной инициатив и инициативы как волевое усилие у воспитанников группы ТНР....
Статья "Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе"
Статья Разенковой Е.В. посвящена проектной деятельности в ДОУ....
Проектная деятельность в вопросах взаимодействия с семьёй в образовательном процессе ДОУ»
/Организация работы с семьей – этодлительный процесс и очень кропотливыйтруд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяетсяинтуицией, инициативой, терпениемпедагога и...
Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе
АКТУАЛЬНОСТЬ:Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как...
: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.
Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов построения образовательной деятельности.Главным в проектной деятельности является самостоятельная деятельность дошкольни...