Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе
статья
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.) Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_proekt.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Турсунова С.Ю., воспитатель
ГБДОУ детский сад №22 Адмиралтейского района
Санкт – Петербурга
Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.) Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т. к. она:
- Личностно - ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.
Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:
Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил.
В связи с этим, я решила использовать в своей работе с детьми метод проблемного обучения, реализовать проектную деятельность. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:
- видоизменение и совершенствование развивающей среды;
-использование инновационных технологий;
-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
-многофункциональное взаимодействие с социумом.
При организации проектной деятельности в детском саду столкнулась со следующими противоречиями:
• несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.
Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.
• между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.
При организации проектной деятельности я столкнулась со следующими проблемами:
• неразличение субъектной и объектной позиции ребенка.
Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.
В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребенка может проявляться по-разному.
Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.
• необходимость формирования субъектной позиции педагога.
Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.
Выдвинутые противоречие и проблемы обусловили выбор темы моей работы:
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».
Определившись с темой, поставила перед собой цель:
- Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.
Для достижения цели определила следующие задачи:
- Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.
- Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии проектной деятельности.
- Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОО.
- Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов, ввести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в образовании.
- Исследовать результативность применения метода проектов в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.
- Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
- Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"
Гражданская позиция зависит от воспитания и определяет отношение человека к Родине, развитию экономики в стране, повышение культурного уровня, труду на благо Родины и отношени...
Семинар "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"
Использование технологии проектирования является эффективным средством формирования гражданской позиции дошкольников.Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность эксперимент...
Роль проектной деятельности в формировании у дошкольников средней группы познавательной активности.
В этом проекте мы узнаем ,что такое познавательная активность и требования ФГОС ДОО к структуре образовательной программы....
Статья "Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе"
Статья Разенковой Е.В. посвящена проектной деятельности в ДОУ....
: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.
Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов построения образовательной деятельности.Главным в проектной деятельности является самостоятельная деятельность дошкольни...
: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.
Проект предоставляет возможность ребенку самостоятельно мыслить и действовать в соответствии со своими интересами и желаниями, опираясь на собственный опыт....
Роль проектной деятельности в формировании экологических знаний и бережного отношения к природе у старших дошкольников.
На современном этапе развития педагогики повышается актуальность экологического воспитания дошкольников. Во многом это вызвано увеличением проблем загрязнения природы, а также необходимости формирован...