Статья: "Творческая проектная деятельность как средство естественнонаучного (интеллектуального) развития дошкольников в процессе реализации ФГОС"
статья по теме

Пантелеева Анастасия Владимировна

Возможно ли использовать творческую проектную деятельность при  реализации ФГОС? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konferentsiya.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пантелеева А.В.,

(воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 62», Бийск)

Творческая  проектная  деятельности  как средство естественнонаучного (интеллектуального) развития дошкольников в процессе реализации ФГОС.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.  

В пункте 1.6 ФГОС ДО  определена одна из задач, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Образовательная программа нашего учреждения направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Опыт  показывает, что одним из способов решения данных требований является деятельностный подход в организации детской проектной деятельности, который предполагает, что ребенок должен не выучить что-то, а научиться осуществлять деятельность.

Использование метода проектной деятельности, на мой взгляд, является актуальным и эффективным при соблюдении требований ФГОС к структуре   общеобразовательной программы дошкольного образования

В нашей группе родилась идея реализации творческого проекта «Лаборатория фокусов», после беседы о цирке. Я заметила, что дети начали придумывать сюжетно-ролевые и режиссерские игры по данной теме. На первом этапе мы с педагогами обсудил идею проекта и возможности подготовки предметно-развивающей среды и его реализации. На втором этапе дети высказали идеи по реализации проекта. Предложено было принести домашнее животное и показать их выступления, многие девочки предложили выучить гимнастические номера, а мальчики показать фокусы. На четвертом этапе дети зарисовали свои идеи. На пятом рассказали о них ребятам в группе и проголосовали за ту идею, которую будем реализовывать первой. Победила идея – показ фокусов. Мы проинформировали родителей, что запускается проект «Лаборатория фокусов», и предлагаем вам вместе с детьми подобрать опыты-фокусы в соответствии с возрастом детей, подготовить их показ, а после этого рассказать секрет и дать научное объяснение происходящим процессам. 
Следующий этап – этап реализации проекта. С помощью родителей созданы условия для того, чтобы детям было интересно и удобно осуществлять опытно-экспериментальную деятельность в форме фокусов. Дополнен экспериментальный центр, необходимыми атрибутами и материалами. Были представлены зрителям фокусы: «Волшебный стаканчик» (со льдом), «Раскрывающиеся кувшинки» (фокус с бумагой и водой), «Волшебный шар» (статическое электричество), «Превращение чая» (получение «чернил» из «чая» и «молока»), «Лавовая лампа» (про различную плотность жидкостей и газ), «Разноцветная капуста» (про движение воды в растении), «Тонет не тонет» (про плотность воды), «Прочная и липкая бумага». Родители не менее детей были увлечены данным проектом. По их инициативе были приглашены «химики-фокусники» и показаны детям «Чудеса науки». А презентацией проекта стало изготовление папки-раскладушки «Секреты фокусов», где представлены фотографии и дано краткое описание действий проведенных фокусов как информация для родителей. Многие родители брали данную памятку, и дома с детьми проводили опыт-фокус. Дети, придя в детский сад, делились впечатлениями. Идеи ребят по другим цирковым номерам мы продолжаем реализовывать.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность детей дошкольного возраста способствует развитию интеллектуальных способностей детей  и выполнению  важнейшей задачи современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение конкретных знаний и навыков. Что является преемственностью ДО и НОО.

Литература

1.        Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. – М: Феникс, 2004. – с. 326.

2.        Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

3.        Вершинина Н.Б, Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.

4.        Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста/ Л.А.  Венгер. – М.: Просвещение, 1986. – 228 с.

5.        Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников (Текст) / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.- М.: Москва – Синтез.2008.-109с.

6.        Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2006, - 523 с.

7.        Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод.пособие для учителей. М.: - 2006.

8.        УрминаИ.А.Инновационная деятельность в ДОУ ( Текст) / И.А. Урмина, Т.А. Данилина- М: Линка- пресс. 2009.-306с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность, как средство художественно – эстетического развития дошкольника

В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также существующими проблемами  модернизации современного образования, в том ...

«Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение...

Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе дошкольного учреждения

Методическая разработка педагогического совета "Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС  в образовател...

Проектная деятельность как средство поддержки инициативы к дошкольников в процессе преодоления ОНР.

В работе обозначена роль технологии проектирования в поддержке коммуникативной, двигательной, творческой. познавательной инициатив и инициативы как волевое усилие у воспитанников группы ТНР....

Познавательно-исследовательская деятельность — важное средство интеллектуального развития дошкольников в рамках реализации ФГОС

Познавательно-исследовательская деятельность — важное средство интеллектуального развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Подвижные игры как средство социально-коммуникативного развития дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового ха...