"Проектная деятельность , как средство системно - деятельностного подхода в образовательном процессе"
консультация по теме
Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно - деятельностный подход.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно - деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Проектная деятельность в дошкольном образовании не является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется как средство познавательного развития дошкольника, а системно - деятельностный подход в проектной деятельности предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Итак, золотые правила системно- деятельностного подхода, которые актуальны и в проектной деятельности:
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• Учи анализировать каждый этап работы;
• Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.
Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.
Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию (через посещение библиотеки, используя интернет, ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Принципиально важно то, что воспитанники получают не готовое знания, а добывают их сами в процессе собственной деятельности.
Согласно ФГОС ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, проектный метод в образовательной деятельности выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Метод проектов позволяет формировать те личностные и психологические качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.
Рассказать о реализации системно- деятельностного подхода в проектной деятельности в практике хочу на примере проведенного одного из познавательно - исследовательских индивидуальных проектов « Домашние животные»
Цель: создание социальной ситуации познавательной активности детей посредством подготовки к созданию альбомов с описательными рассказами о домашних животных.
Основными задачами работы с детьми были:
1. Сформировать осознанные представления о функциях и структуре описания.
2. Развивать речевые умения и навыки, обеспечивающие структурную оформленность текста-описания, использования различных синтаксических конструкций предложений.
3. Сформировать умение детей владеть разнообразными средствами выразительности, умение точно подбирать слова по смыслу.
Выбором темы для проекта послужила сложившаяся ситуация:
После новогодних праздников, дети стали делиться своими впечатлениями о том, как провели выходные, какие подарки им подарил Дед Мороз. Ребята рассказывали о телефонах, планшетах, игрушках, а Артем вдруг сказал: « А мне подарили – собаку!». Дети заинтересовались, они стали расспрашивать Артема о собаке: как её зовут, какая она, умеет ли бегать, прыгать, играет ли он с ней? Ребята начали рассказывать о своих кошках, собаках и даже о козе, которая живет у бабушки в деревне. Возникло бурное обсуждение между детьми. Каждому ребенку хотелось показать свое любимое животное и рассказать о нем. Но, как? Появилась идея создать свой собственный альбом с фотографиями своих любимцев и описательными рассказами о них. Но, чтобы рассказ получился особенным и интересным для всех, надо как можно больше узнать о домашних животных.
Увидев интерес к данной теме, на общем сборе мы инициировали коллективное обсуждение, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему модели «трех вопросов»;
Что мы знаем о домашних животных? | Что хотим узнать? | Где мы можем это узнать? |
-Домашние животные живут в доме, сарае. -Животных кормит хозяин и ухаживает за ними. -Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей. - Лошадь может перевозить грузы. -Корова даёт молоко. -С собакой, кошкой и даже коровой нужно разговаривать и другое. | -Зачем лошади грива? -Почему у кошках на лапках мягкие подушечки? -Как появились животные? -Для чего свинье пятачок? -Почему свиньи всегда грязные? - Почему кошка лазает по деревьям и никогда не падает? - Почему у животных разные хвосты? - Кто такой пастух? | - В детском саду у воспитателя. - Из художественной литературы, энциклопедии, мультфильмов, познавательных фильмов. -Спросить у родителей.
|
Отсюда возникла тема проекта «Домашние животные».
Мы сформулировали проблемные вопросы и определили содержательные направления нашего проекта:
- Каких животных человек приручил первыми?
- Повадки, условия содержания домашних животных?
- Как ухаживать за домашними животными?
- Как мы бы жили без домашних животных?
- Зачем держать в доме животных?
- Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу?
- Как называются жилища домашних животных?
- Профессии людей, ухаживающие за домашними животными?
- Живут в доме - значит домашние?
- Верные друзья или помощники?
- В каких сказках говорится о домашних животных? И другие.
Следующим этапом стало составление перспективного плана проекта, целью которого являлось создание условий для формирования развития навыков описательного рассказывания о домашних животных.
Задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она инициировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение ее в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.).
Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно – популярную, художественную литературу, просмотр мультфильмов, собственные наблюдения детей и другое.
В проектной работе использовались различные организационные формы:
- специально организованные образовательные мероприятия;
- различные виды совместной деятельности взрослых и детей ( эксперименты, познавательные беседы, игровая, трудовая).
Экспериментальное обучение строилось на взаимосвязи решения разных речевых задач: словарной работы, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, с включением специальной работы по обучению детей составлению описательных рассказов.
Методика и содержание работы основывалось на методических рекомендациях О.С.Ушаковой.
Работа в проекте предполагала реализацию двух взаимосвязанных этапов:
1 этап – работа по развитию выразительности речевых умений, умений грамматически правильно составлять предложения, развитию умений точного употребления слов, обогащению словарного запаса. Это направление было необходимо, чтобы дети составляли содержательные и интересные рассказы-описания.
2 этап – развитие умений строить описание, выдерживая композицию (структуру).
При реализации первого этапа в рамках проекта использовались разнообразные игры и упражнения, как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей и взрослого (игры, труд и пр.). В работе использовалась система игр, направленных на формирование способности точного словоупотребления:
- на образование слов с оттенком увеличения, уменьшения, ласкательности;
- на различение смысловых оттенков глаголов;
- на выделение смысловых оттенков значений прилагательных, образованных с помощью суффиксов, дополняющих значение слова (-оньк-, -еньк-, -оват-, -еват-, -ющ-, -енн- др.);
- на подбор антонимов;
- на подбор синонимов;
- на развитие понимания переносного значения слов.
При организации речевых игр соблюдались следующие условия:
- игры были непродолжительные, но динамичные;
- игры стимулировали интерес и мотивацию (включались элементы соревнования, сюрпризные моменты и пр.);
- стимулирование самостоятельности и инициативы в игре.
Содержание второго этапа работы реализовывалось в рамках специально организованной образовательной деятельности (на занятиях), направленной на формирование представлений о композиции (структуре) и функций описаний.
При реализации второго этапа работы была так же проведена серия образовательных мероприятий по ознакомлению со структурой описания. На первом занятии детям давалось понятие «начало» описания: без начала не может существовать ни литературное произведение (сказка), ни рисунок, поэтому и рассказывать о животном нужно с начала (зачина). На втором мероприятии давалось понятие «конец» описания, как и «начало» на примере сказок и рисунков. На третьем знакомили с понятием «середина» описания. Обращали внимание на то, что любое описание имеет начало, середину и конец.
В ходе проекта в организованной образовательной деятельности мы так же провели занятия на тему о домашних животных. Во время организованной деятельности выразительно читали произведения художественной литературы: Бр. Гримм «Бременские музыканты»; русские народные сказки «Сивка-Бурка», «Волк и семеро козлят»; Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»; Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»; рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа»; К. Ушинский «Слепая лошадь»; А. Раскин «Как папа укрощал собачку»; А. Фет «Кот поёт, глаза прищурил… »; Л. Толстой «Пожарные собаки»; М. Кривич «Что за служба у собак» и другие, большое количество стихов, пословиц, потешек.
С помощью музыкального руководителя прослушивали музыкальные произведения, разучивали песенки по теме нашего проекта, а так же в сотрудничестве с физическим руководителем провели различные подвижные игры на тему домашние животные.
Дети с большим желанием разгадывали и сочиняли свои загадки описательного характера, составляли описательные рассказы по картинкам, игрушкам, разучивали стихи. Организовывали сюжетно - ролевые игры, такие, как «Ветеринарная клиника», «Ферма», «Зоопарк». Вместе с родителями создавали маски животных для игр- драматизаций, готовили поделки к выставке «Мое любимое животное!», фотоальбомы, пополнили видеотеку мультфильмов и прочее.
На прогулках систематически вели непосредственные наблюдения за домашними животными, обсуждали увиденные признаки, их повадки. В ходе одной из таких прогулок дети заметили, что у собаки раненная лапа. Сразу возник вопрос, «А, кто и где лечит животных?». В результате чего провели экскурсию в ветеринарную больницу, где дети с интересом слушали познавательный рассказ ветеринара об особенностях поведения, жизнедеятельности, характера больного животного, как его необходимо лечить, ухаживать. В ходе беседы дети более полно отвечали на поставленные вопросы, рассуждали, приводили примеры из своего личного опыта. Завершением такой деятельности явилась сюжетно- ролевая игра «Добрый доктор Айболит».
На один из ужинов детям подали творожную запеканку со сгущенным молоком, тут же провели беседу о том, из чего и как делают эти продукты. У ребят появилось нескрываемое желание побывать на производстве и увидеть своими глазами, как это происходит. Благодаря интернету нашли видео «Саянмолоко», что, конечно же привело детей в полный восторг, восхищение и дало возможность ребятам пополнить свои представления, расширить знания о пользе домашних животных - коровы, козы.
На ферме побывать нам не удалось, но появилась возможность увидеть это на видеопрезентации. Семья Кореневой Ульяны имеют собственную мини – ферму, поэтому по нашей с детьми просьбе они создали видео познавательного содержания и с большим желанием показали и рассказали, как они ухаживают за своими животными.
После такой расширенной и плодотворной проектной деятельности мы подготовили детей к самостоятельному составлению описательных рассказов, предлагая детям образцы образных высказываний при описании. В качестве образцов демонстрировали мнемотаблицы содержащие в себе логику и последовательность описания того или иного домашнего животного:
- Цвет (цвет окраски животного);
- Части тела (назови части его тела);
- Детеныши (назови его детенышей);
- Жилище (где живет);
- Чем питается;
- Человек (какую пользу приносит человеку).
Продуктом проектной деятельности являлось составление творческого описательного рассказа о любимом животном с созданием альбома.
Таким образом, на современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход. Проектная деятельность как средство реализации данного направления, обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку, формирует познавательные умения: умение сравнивать, анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, отражать картину окружающего мира в творческой деятельности, что способствует успешному обучению в школе. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.
Используемая литература:
- Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
- Бородич, А. М. Методика развития речи детей/ А.М. Бородич. - М., Просвещение, 1982. - 255 с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина и др. – М.: АРКТИ, 2006.
- Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. Ткаченко// Дошкольное воспитание. – 1990. - №10. – С. 18-25.
- Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
З олотые правила системно- деятельностного подхода, которые актуальны и в проектной деятельности: • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; • Веди ребенка от собственного опыта к общественному; • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; • Учи анализировать каждый этап работы; • Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Что мы знаем о домашних животных? Что хотим узнать? Где мы можем это узнать? -Домашние животные живут в доме, сарае. -Животных кормит хозяин и ухаживает за ними. -Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей. - Лошадь может перевозить грузы. -Корова даёт молоко. -С собакой, кошкой и даже коровой нужно разговаривать и другое. -Зачем лошади грива? -Почему у кошках на лапках мягкие подушечки? -Как появились животные? -Для чего свинье пятачок? -Почему свиньи всегда грязные? - Почему кошка лазает по деревьям и никогда не падает? - Почему у животных разные хвосты? - Кто такой пастух? - В детском саду у воспитателя. - Из художественной литературы, энциклопедии, мультфильмов, познавательных фильмов. -Спросить у родителей.
Проблемные вопросы Каких животных человек приручил первыми? Повадки, условия содержания домашних животных? Как ухаживать за домашними животными? Как мы бы жили без домашних животных? Зачем держать в доме животных? Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу? Как называются жилища домашних животных? Профессии людей, ухаживающие за домашними животными? Живут в доме - значит домашние? Верные друзья или помощники? В каких сказках говорится о домашних животных? И другие.
Дидактические игры «Кто, что умеет делать? » «Составь предложение» (из предложенных слов) «Чье это?» «Кто где живет» «Собери картинку» «Чудесный мешочек» «Найди маму» «Кого нет» «Накорми животных» «Дорисуй животного» «Чей, чья, чьи?» «Скажи наоборот» и др.
Художественно-литературный материал Е. Чарушин «Что за зверь?» Г. Остер «Котенок по имени Гав». Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок». Бр . Гримм « Бременские музыканты». Р.н.с. «Волк и семеро козлят». В.Бианки «Кошкин питомец». Н.Сладков «Мурлыка». Н.Пикулева «Был у кошки день рождения». С.Мошковская « Жадина». С.Михалков « Трезор ». С.Черный «Жеребенок». К.Ушинский «Коровка», «Козел», « Два козлика». Л.Воронкова « Петушиное слово». С.Маршак « Кошкин дом», «Усатый - полосатый». В.Сутеев « Кто сказал «мяу»? «Три котенка». В.Берестов « Коза», «Котенок». А.Усачев «Умная собачка Соня». И.Токмакова «Купите собаку». Г.Скребицкий «Кот Иванович». В.Степанов « Рыжий кот». Н.Заболотский « Как мыши с котом воевали». Л.Толстой « Котенок», « Мыши». Б.Заходер « Кискино горе». Ю.Дмитриев «Жеребята и щенята». В.Лунин «Жеребенок». Таджикская сказка « Коза - кудрявые ножки». Мордовская сказка « Как собака друга искала». Г.Х.Андерсен «Свинопас».
У моей коровушки Рыжая головушка, Теплый, влажный, мягкий нос. Я ей травушку принес И водицы два ведра. Я поглажу ей бока. Будь коровушка щедра, Дай парного молока. (Л. Коротаева ) Ах ты, козочка -коза, перламутровы глаза, ушки длинные, торчком, чёрный носик колпачком, со смешною бородой, длинной, гладкой и седой, не балуйся, не дерись, не бодай и не гонись, будь послушной, не ленись, хорошенько напасись, раскорми свои бочка, дай побольше молочка: для козлёнка, для Дениски, для щенка, кота и киски, и ещё, хотя б немножко, для соседской мамы-кошки. (Е. Гацько )
Подарил щенка мне папа. – Ну, подарок, дай-ка лапу! Пёс понюхал мой рукав И обрадовался: – Гав! А потом лизнул мизинец Шалунишка-далматинец, В чёрных, ярких крапушках От хвоста до лапушек. Эта беленькая шкурка: И носочки, и тужурка. И с ушами капюшон – Камуфляж-комбинезон. В щёку пёс меня лизнул, Радостно хвостом вильнул. И ему шепнула я: – Мы теперь с тобой друзья! (Л. Кудрявцева) Посмотрите, лошадь – диво. То не лошадь, конь гнедой, Шея выгнута дугой, Грива рыжая, краса И огнем горят глаза. Стройный конь, высокий рост И красивый пышный хвост. Оседлаю я коня, Вдаль помчит гнедой меня, Дробно застучат копыта, Отзовется в такт земля. Птицей конь мой полетит, Только ветер засвистит. (Е. Кузин)
Мой друг (Тараканова Таня) У меня живет кот Тишка. Его назвали так потому, что он очень тихий. Даже когда его моют, он не кричит и не сопротивляется. Тишка – отличный охотник. Однажды он поймал мышку во дворе, а еще и птичка попалась в его лапы. Больше всего, мой кот любит со мной играть. А когда его гладят, он растягивается, как колбаса. Я люблю Тишку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно – деятельностного подхода в учебном процессе по средством создания мини – лаборатории.
Рекомендации для педагогов....
«Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»
На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, кот...
Презентация «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности.»
Презентация «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности.»...
Вебинар «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе».
Международный педагогический портал "Солнечный свет" Вебинар на тему:«Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»....
Презентация к семинару «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности»
Презентация «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности.»...
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе
Дидактическая игра «Волшебные квадраты»...
"Системно-деятельностный подход в образовательном процессе через игровые технологии"
Использование игровых технологий в контексте системно - деятельностного подхода помогает подготовить ребёнка к школе, при этом дать ему возможность почувствовать себя уверенным человечком, что очень в...