: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.
статья по окружающему миру (младшая группа)
Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов построения образовательной деятельности.Главным в проектной деятельности является самостоятельная деятельность дошкольников и совместная с воспитателем деятельность дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Сорокина Г.Г. старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 36 Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Тема: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.
Одним из принципов дошкольного образования, прописанных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, является: «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» . Субъектность выражается в инициативе и проявлении самостоятельной детской активности. Одним из перспективных методов построения образовательной деятельности, соответствующих данному принципу, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он предоставляет возможность ребенку самостоятельно мыслить и действовать в соответствии со своими интересами и желаниями, опираясь на собственный опыт.
Главным в проектной деятельности является самостоятельная деятельность старших дошкольников и совместная с воспитателем деятельность младших дошкольников: исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе различных детских деятельностей, ребенок активно познает окружающий мир, преобразовывает новые знания в реальные продукты, находит различные пути решения проблемных ситуаций, развивает творческие способности и коммуникативные навыки и умения, что позволит ему в дальнейшем, успешно адаптироваться к школе. Н.Н.Подъяков считает, что собственные достижения сильно влияют на все сферы развития психики ребенка. Способствуют формированию своего уникального опыта и жизнетворчества. Очень важно показать ребенку его личную заинтересованность, значимость получения новых знаний, которые пригодятся ему в жизни для решения реальных проблем и задач. Для достижения данной цели требуется решение воспитательнообразовательных задач:
1. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации. Основное требование к организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – это наличие проблемы, для решения которой требуется проведение исследования. Это может быть практически любая реальная проблема обыденной жизни. Нельзя навязывать проблему, она должна быть интересной детям. Особенностью проектирования с детьми дошкольного возраста, 8 является то, что взрослый создает условия для возникновения проблемы, помогает дошкольникам её обнаружить, вызывает к ней интерес, обсуждает с детьми решение задачи, но не предлагает свои варианты.
2. Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные. Обучение целеполаганию, планированию - формирование у воспитанников умений: постановки проблемы, формулированию цели, планированию шагов для решения проблемы, концентрации на получение результата в ходе реализации проекта. Формирование умения самостоятельно находить и выбирать подходящую информацию, использовать её. Требуется помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Формирование умения рассказать о своей работе, осмысления результатов своей деятельности. В ходе презентации (выступления) перед другими детьми, ребёнок приобретает навыки владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами и т.д.). Умение анализировать: что я знаю, что не знаю; что получилось, что было трудно.
3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников. Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка. Активность и позитивное отношение к созданию проекта, проявление воспитанниками инициативы, энтузиазма, заинтересованности, будут способствовать успешному обучению в школе. Главное, чтобы ребенок добровольно включался в проект.
4. Развивать систему продуктивного, эмоционально-положительного взаимодействия между участниками образовательного процесса. В ходе проектной деятельности дети вовлекают в проект родителей, активно общаются друг с другом и с воспитателями. В процессе общения со сверстниками, дети учатся учитывать мнение других детей, договариваться, решать спорные вопросы, принимать общее решение без участия взрослых. Учатся следить за соблюдением правил и адекватно реагировать на их нарушение. Развивается умение вовремя замечать и исправлять ошибки, оказывать помощь партнерам. Во время реализации проекта происходит развитие и детскородительских отношений. Родителям интересно наблюдать за детьми и принимать участие в реализации и воплощении его различных идей, поскольку ребенок старается открыть новое в уже знакомых взрослым ситуациях.
5. Создание комфортной предметно-пространственной среды, для успешной реализации детьми поставленных задач. Создание в группе условий для осуществления детских замыслов, является одной из главных задач воспитателя, т.к. реализация детских проектов происходит через различные виды деятельности (продуктивную, творческую, экспериментальную). Предметно-пространственная среда в группе должна быть: - насыщенной; - вариативной; - доступной; - безопасной. Чтобы предоставить ребенку возможность для активного исследования и решения задач, следует предоставить ему современные и увлекательные материалы и оборудование (конструкторы, наборы для экспериментирования, энциклопедии, природные и технические материалы и пр.). Природа и ближайшее окружение тоже являются важными элементами среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной проектной деятельности воспитателей и детей. Л.А.Пьянкова описала задачи исследовательской деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте:
Младший дошкольный возраст:
- вхождение детей, при помощи педагога, в проблемную игровую ситуацию;
- активизация желания искать пути решения проблемы вместе с воспитателем;
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности.
Старший дошкольный возраст:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения находить возможные методы решения проблемы самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы решения проблемы, применяя различные варианты;
- развитие желания, использовать в речи специальную терминологию, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности . Выделяют 3 этапа развития проектных действий:
1. Исполнительно-подражательный (возраст детей 3,5-5 лет). До 5 лет у ребенка отсутствует необходимый жизненный опыт, и он не может самостоятельно выделить проблему и найти пути её решения. На этом этапе взрослый координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога или подражают его действиям. Воспитанники привлекаются к изучение потребностей детей, помогут педагогу определить проблему, интересную детям. Следует поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему участию в планировании деятельности, совместно выполняют и анализируют выполнение проекта.
Это поможет ребенку осознать свое поведение, выбор, что он сделал правильно, а где допустил ошибку. На данном этапе активная роль принадлежит воспитателю
. 2. Развивающий (возраст детей 5-6 лет). К концу 5-го года жизни у детей накапливается определенный опыт, продолжает развивать самостоятельность, ребенок уже может внимательно выслушать педагога или своих сверстников, развивается самоконтроль и самооценка. Познавательная активность детей в данном возрасте очень высокая, дети реже обращаются к взрослому с вопросами или за помощью, а больше общаются со сверстниками. Активность взрослого на данном этапе несколько снижается. Педагог предлагает тему проекта. Совместно с детьми выделяется проблема, определяется цель. Дошкольники планируют деятельность при небольшой помощи взрослого и выбирают необходимые средства для достижения результата. Педагог подключает детей к реализации идей. Дети выполняют проект при небольшой помощи педагога, обсуждают результат и совместно определяют перспективы развития. На данном этапе дети уже могут адекватно оценивать свои действия и результат, а также действия и результат сверстников. Такой подход помогает заинтересовать дошкольников и, как следствие, расширить проблему проектирования.
3. Творческий (возраст детей 6-7 лет). В данном возрасте формируются все стороны личности ребенка: нравственная, эмоционально-волевая, действенно-практическая и интеллектуальная. Педагог создает условия для самостоятельного творчества, совместно с детьми выделяет проблему. Остальные действия по реализации проекта дети выполняют самостоятельно. Также возможно участие взрослого как партнера при планировании деятельности. Взрослый может высказать свои предложения. Участие взрослого определяется - как партнер. Данный этап характеризуются повышенным интересом детей к новым знаниям, стремлением получить их самостоятельно. Реализация любого проекта преследует какую-либо определенную цель, то есть то, ради чего и был создан проект. Цель – это путь решения поставленной проблемы. Формулируя цель и задачи проекта, следует исходить не только из возрастных возможностей детей, но и из типологии проекта. Цели в различных проектах: - в исследовательском проекте, например: почему собаки кусаются, что нужно растениям для роста…, что будет если…; - в творческом проекте: подготовить и провести праздник, спектакль, конкурс…; создание снежных фигур на участке; изготовление открытки, подарка…; сочинение стихов, сказок, загадок…; - в информационно- практико-ориентированном проекте: расширить знания о …, оформить собранную информацию в (газете, книге…); создать модель (летательного аппарата…), макет (поселка, Уральских гор, вулкана…), герб семьи, настольную игру; оформить: газету, плакат, книжку; организовать выставку, конкурс …; - в ролево-игровом: знакомство детей с миром театра, расширение представлений детей о профессиях…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"
Гражданская позиция зависит от воспитания и определяет отношение человека к Родине, развитию экономики в стране, повышение культурного уровня, труду на благо Родины и отношени...
Семинар "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"
Использование технологии проектирования является эффективным средством формирования гражданской позиции дошкольников.Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность эксперимент...
Роль проектной деятельности в формировании у дошкольников средней группы познавательной активности.
В этом проекте мы узнаем ,что такое познавательная активность и требования ФГОС ДОО к структуре образовательной программы....
Статья "Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе"
Статья Разенковой Е.В. посвящена проектной деятельности в ДОУ....
Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе
АКТУАЛЬНОСТЬ:Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как...
: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.
Проект предоставляет возможность ребенку самостоятельно мыслить и действовать в соответствии со своими интересами и желаниями, опираясь на собственный опыт....
Роль проектной деятельности в формировании экологических знаний и бережного отношения к природе у старших дошкольников.
На современном этапе развития педагогики повышается актуальность экологического воспитания дошкольников. Во многом это вызвано увеличением проблем загрязнения природы, а также необходимости формирован...