«Этапы работы над музыкальным спектаклем с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему
В данной методической разработке представлены практические советы, как поставить музыкальный спектакль в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБДОУ ЦРР – детский сад №29 Красносельского района
Методическая разработка
по теме:
«Этапы работы над музыкальным спектаклем
с детьми старшего дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель
ГБДОУ № 29
Фомичева И.М.
2013 г.
Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Сказки очень близки детям дошкольного возраста, они пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Можно выделить несколько основных этапов работы над спектаклем:
I . Слушание - восприятие.
Первый этап работы над спектаклем связан с его выбором и предварительной работой, в ходе которой выясняем, знают ли дети, что такое опера, музыкальный спектакль; кто сочиняет музыку, а кто литературный текст; что нужно для того, чтобы самим поставить спектакль.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоциональна насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе.
Очень важно выразительно исполнить вокальные партии, показать художественные иллюстрации, настроить детей на восприятие не только музыкального текста, но и литературного. Поэтому на этом этапе очень важна и необходима помощь воспитателя. Заинтересованность взрослых помогает привлечь детское внимание к слушанию музыки спектакля, настроить на восприятие литературного текста, способствует глубокому погружению в него.
Необходимо обсудить с детьми содержание пьесы, отметить, какие новые персонажи по сравнению с русской народной сказкой есть в этой сказке (Крот, Кротиха, Жаба) Какие они по характеру? (злые, вредные, плохие).
II этап. Дифференцированное восприятие.
Повторное слушание отдельных номеров на фронтальных музыкальных занятиях с целью выяснения характера персонажей. Музыкальный анализ, разбор впечатлений, уточнение средств музыкальной выразительности. Однако, мы не стремимся добиваться от ребенка точности в ответах о средствах музыкальной выразительности, больше внимания уделяем музыкальному содержанию и повествованию, сюжету. Это этап активизации воображения.
Этот этап включает в себя также разучивание общих хоровых номеров на фронтальных музыкальных занятиях. («Тянут-потянут», «Песня-хоровод», «Заключительная песня») Одновременно выделяем наиболее хорошо и правильно поющих детей на главные роли (бабка, дед, внучка, крот и т.д.)
III этап. Разучивание отдельных эпизодов.
Индивидуальные занятия - включают в себя работу над вокальными партиями и отдельными сольными эпизодами . Сначала участниками становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех ребят. В работе над вокальными партиями решаются задачи определения и передачи характера музыки, выразительных средств, движения мелодии, звуковедения, темповых и динамических нюансов, интервальных соотношений, правильной артикуляции и дыхания. Дети пытаются эмоционально передавать музыкальный образ в пении, самостоятельно подбирают выразительные движения и жесты, отмечают удачные находки, т.е. происходит поиск музыкально – пластических решений . Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.
IV этап – это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяют отдельные эпизоды. В этот период уточняются предполагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее. А педагог, учитывая вокальные, речевые, пластические, актерские возможности детей, уже может наметить по 2-3 исполнителя, способных справляться с конкретной ролью. Следует отметить, что ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Это ведет к запрограммированности поведения. Очень важно добиться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.
Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, и некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой - очень быстро, третий - медленно, уверенно, четвертый - сварливо, пятый - сердито и т.д.
V этап - репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять, это с успехом делают зрители, т.е. те дети, которые в данный момент не заняты в репетиции.
VI этап– самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами, то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.
На этом этапе закрепляются обязанности взрослых и детей в подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех.
VII этап – Премьера. Это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они могут относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что – нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность исполнения. Педагог, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старается указать на основные промахи и недостатки, но в тоже время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
VIII этап. Заключительный.
Это повторные показы спектакля. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем юным исполнителям. Для детей же наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по–разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. И здесь задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы стараемся соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
- предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях,
что дает возможность развивать в них инициативу и творчество.
Постановка музыкальных сказок – трудоемкий процесс и требует тесного сотрудничества музыкального руководителя и воспитателей.
Литература:
- Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий: пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М:АРКТИ, 2004г.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет/ Под редакцией О.Ф. Горбуновой. М: Мозаика – Синтез, 2010г.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М: Гуманист, изд. Цент ВЛАДОС, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий музыкального спектакля для детей старшего дошкольного возраста Как хорошо рядом с мамой! по мотивам сказки Андерсена Дюймовочка
Сценарий составлен и подготовлен творческой группой педагогов и специалистов для участия в театральной неделе, как окружное мероприятие.Состоит из трех действий, 1- в музыкальном зале, 2- в басс...
Кукольный спектакль с детьми старшего дошкольного возраста «Математический теремок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП...
"Необходимость постановки кукольных музыкальных спектаклей с детьми старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов...
сценарий музыкального спектакля для детей старшего дошкольного возраста "Гуси-лебеди"
Данный материал будет полезен и интересен воспитателям и музыкальным руководителям ДОУ...
Статья "Проектная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы музыкального руководителя)
Проектная деятельность музыкального руководителя в ДОУ...
Подбор методов и приемов на этапах проведения народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Подбор методов и приемов на этапах проведения народныхподвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Сбор детей в игру.Приемы сбора детей бывают разными. Лучше заранее подготовиться сдетьм...
Музыкальный спектакль для детей старшего дошкольного возраста «Таня и солнышко» (по сказке Леонида Яхнина)
Цель:Приобщение детей к музыкальной культуре, сценическому мастерству.Задачи:Образовательные:• закреплять практические навыки выразительного исполнения песенных образных характеристик;• обуч...