Программа "Гармония звука"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ефимова Евгения Витальевна

Программа "Гармония звука"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

городской округ город Ханты-Мансийск

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №14 «Березка»

(МБДОУ «Детский сад №14 «Березка»)

           

                                 

ПРОГРАММА

«ГАРМОНИЯ ЗВУКА»

Ефимова Евгения Витальевна,

музыкальный руководитель

2013 год


«Кем бы ни стал в дальнейшем

ребенок – музыкантом или врачом,

ученым или рабочим, задача

педагогов – воспитывать в нем

творческое начало, творческое мышление»

К. Орф

Пояснительная записка

             В последние годы вопросы раннего музыкального развития и воспитания дошкольников привлекает к себе пристальное внимание общественности. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальности, чем детство, трудно себе представить. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше – упущенное время невосполнимо!

    В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.М.Гольденберг, Карл Орф, Пьер ван Хауве, Н.А.Ветлугина, Лаптев И.Г., Ковалив В.Я., Кунцевич В.Н., Ремизовская Е.Р., Тютюнникова Т.Э. и др.).  В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания Карла Орфа). Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления.  Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.

     Новизной и отличительной особенностью программы «Гармония звука» является обучение детей игре на элементарных и самодельных музыкальных инструментах, приобщение к творческой деятельности.

Создание ритмических и инструментальных импровизаций, танцевальных композиций, игровых миниатюр, инсценировок, создание самодельных музыкальных инструментов.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество.

Программа «Гармония звука» является программой дополнительного образования. Её педагогическая целесообразность  заключается в реализации ребенком своих творческих способностей в игре на музыкальных инструментах.  

Цель:

  1. Воспитание любови к классической музыке, формирование музыкальной и  общей культуры личности через  обучение  игре на музыкальных инструментах.

Задачи:

  1. Обучать основам техники игры на музыкальных инструментах.
  2. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, игры на детских инструментах.
  3. Обогащать впечатления детей разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  4. Формировать умения использовать полученные навыки в быту и на досуге.
  5. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

Основные принципы реализации программы:

  • поэтапность (усвоение программы рассчитано на два года, содержание построено с учетом психолого-педагогических возрастных особенностей детей);
  • доступность (теоретический материал адаптирован для воспитанников определенной возрастной группы);
  • систематичность (построение и содержание непосредственно–образовательной деятельности  основано на знаниях, умениях и навыках, полученных дошкольниками на предыдущих НОД);
  • индивидуальный подход (в процессе НОД осуществляется индивидуальная работа с детьми по формированию навыков игры на музыкальных инструментах).

Методы и приемы обучения:

  • Наглядные:    показ педагога, пример, помощь в звукоизвлечении;
  • Словесные: убеждение, поощрение, объяснение, описание, использование попевок, прибауток, песен, скороговорок;
  • Практические: разучивание, повторение, самостоятельное исполнение индивидуально и в ансамбле.

В программу по музыке для дошкольников не входит задача специального обучения детей игре на музыкальных инструментах и овладения достаточно высоким уровнем исполнительства.  Программа «Гармония звука» значительно дополняет и расширяет образовательную область «Музыка» в общеобразовательной программе дошкольного учреждения; образовательная деятельность в оркестре приобщает детей к коллективной музыкальной деятельности и к самостоятельному музицированию.

Данную программу можно использовать вариативно: при необходимости допускается корректировка содержания и форм непосредственно образовательной деятельности, времени прохождения материала и т.д.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Программа предусмотрена для детей от 5 до 7 лет.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Общая продолжительность обучения в 1-ый год составляет – 72 часа, во 2-ой год – 72 часа. 

В работе используются разнообразные формы непосредственно - образовательной деятельности:

  • конкурс;
  • игра;
  • концерт;
  • занятие – путешествие.

Организация учебно-воспитательного процесса.

1 год обучения – возраст 5-6 лет;

2 год обучения – возраст 6-7 лет.

Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками и ритмические упражнения.

                   

Этапы работы:

        Весь образовательный цикл делится на два этапа:

1 этап – старшая группа

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

Задачи:

  • Знакомить детей с классической музыкой;
  • Побуждать детей внимательно, заинтересованно слушать музыку, исполняемую на элементарных музыкальных инструментах.
  • Учить исполнительской деятельности на элементарных и самодельных музыкальных инструментах:

- совершенствовать способы звукоизвлечения на знакомых музыкальных инструментах (барабан, бубен, треугольник, коробочки, шумелки…);

-  побуждать играть в ансамбле слаженно, ритмично;

- учить точно, исполнять несложный ритмический рисунок на элементарных и самодельных музыкальных инструментах.

  • Побуждать эмоционально изображать в движении свое отношение к музыкальному образу в танце, игре, игре на музыкальных инструментах.

2 этап – подготовительная группа

Цель: закрепление материала пройденного на первом этапе.

Задачи:

  • Продолжать знакомство с классической музыкой:
  • Развивать исполнительское мастерство на музыкальных инструментах:

- совершенствовать технику игры на элементарных и самодельных музыкальных инструментах;

  • Играть ансамблем: элементарных и самодельных музыкальных инструментов.
  • Создать предпосылки к творческой самореализации детей:

- создавать творческие композиции, танцевальные импровизации на элементарных и самодельных музыкальных инструментах;

- находить новые приемы игры на элементарных и самодельных музыкальных инструментах;

- побуждать к самостоятельному (и с помощью взрослых) изготовлению самодельных музыкальных инструментов.

  • Побуждать к самостоятельному исполнению песен и игре на элементарных музыкальных инструментах в самостоятельной деятельности: в условиях детского сада и семьи.

        Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.

Итоговые результаты освоения программы

К концу первого года дети:

  • называют  музыкальные инструменты, входящие в состав оркестра;
  • различают высокие и низкие звуки;
  • своевременно начинают и заканчивают свою партию в ансамбле;
  • владеют приемами игры на самодельных музыкальных инструментах;

Умеют: 

  • играть мелодии на музыкальных инструментах по одному и в небольшой группе детей;
  • правильно сидеть, держать инструмент.

К концу второго года дети: 

  • определяют жанр прослушанного произведения и инструмент, на котором оно исполняется;
  • различают части музыкального произведения;
  • понимают и чувствуют ответственность за правильное исполнение своей партии в ансамбле;
  • понимают жесты дирижера.

Умеют: 

  • исполнять несложные ритмические рисунки,  аккомпанировать в ансамбле;
  • находить новые приемы игры на самодельных музыкальных инструментах.

       Программа  «Гармония звука» может применяться в дошкольном учреждении как парциальная, узкоспециализированная в рамках образовательных программ по музыкальному воспитанию детей, а также как дополнительная для использования в работе студий, кружков.

         

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Старшая  группа

Тема

Всего часов

  1. Пальчиковые игры.

12 часов

  1. Звучащие жесты.

12 часов

  1. Речевое музицирование.

12 часов

  1. Музыкально – дидактические игры.

12 часов

  1. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

12 часов

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

12 часов

Всего

72 часа

        

Подготовительная  группа

Тема

Всего часов

  1. Пальчиковые игры

12 часов

  1. Звучащие жесты

12 часов

  1. Речевое музицирование

12 часов

  1. Музыкально – дидактические игры

6 часов

  1. Моделирование элементов музыкального языка

12 часов

  1. Игра в оркестре, ансамбле

9 часов

  1. Импровизация

9 часов

Всего

72 часа

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Группа

Продолжительность НОД

Количество

НОД в неделю

Количество НОД  в год

Старшая  группа (5-6 лет)

25минут

2

72

Подготовительная  группа (6-7 лет)

30 минут

2

72

     

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН

Старшая  группа

Сентябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Короткая по объему и несложная по содержанию потешка. Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением.  Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая текст по желанию, в основном в самые любимые моменты.

"Наши пальчики", "Сорока – сорока" р.н.п.

  1. Звучащие жесты

Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопываем, отстукиваем, отщёлкиваем и т.д.

Игры с именами

  1. Речевое музицирование

Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

Хлопаем в такт

"Сенокос"

  1. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Двигаться друг за другом, никого не обгоняя и не отставая от других. Сигналом к смене направления движения станет изменение громкости звучащей музыки.

Когда звучание музыки прекратится, надо остановиться и сесть на корточки.

Дети двигаются друг за другом, чередуя бег под быструю музыку и остановки. Скорость бега регулируется темпом музыки.

Ходьба с остановками

Бег с остановками

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Хлопаем, затем играем на палочках с постепенным ускорением темпа.

Сиртаки М.Теодоракис

Октябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Развиваем мелкую моторику. Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по  поверхности стола.

"Дождик"

  1. Звучащие жесты

Разучить песню. Использовать принцип «Эхо», пропевая и отхлопывая ритм слов.

"Слово на ладошках",  Е.Попляновой

  1. Речевое музицирование

Чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.
Методика проведения: педагог и дети читают стишок  и воспроизводят хлопками ритм.

"Помидоры",  "Яблонька"

Т. Ермолова

  1. Музыкально – дидактические игры и упражнения.

Развивать у детей представление о ритме.
Методика применения: педагог исполняет попевку, обращая внимание на характер и четкий ритм., при повторном исполнении предлагается прохлопать ритм руками, а затем выложить брусочками ритмический рисунок песни.

Ритмические кубики

Музыкальный материал: песенки –попевки "Зайка",  "Сорока" , "Андрей-воробей".

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Разучиваем песню. Принцип игры и пения «эхо» (повтор за педагогом)

"Весёлый оркестр" Т.Сафонова

Ноябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы и одновременно петь мелодию со словами.

"Сорока-сорока",  "Прятки" р.н.п.

  1. Звучащие жесты

Дети здороваются частями тела: ручками, ножками, щёчками, зубками, губками и носиком.

Игра «Здравствуйте»

  1. Речевое музицирование

Читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Хлопаем в такт

"Ай, ду-ду" , "Игрушки"

р.н.п.

  1. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Педагог объясняет детям, что нужно внимательно слушать музыку и двигаться так, как она подсказывает. Когда музыка смолкнет, надо остановиться, выслушать команду. Педагог меняет команды («Замереть», «Изобразить зверя морского» и т.п.), заставляя детей внимательно слушать и понимать их смысл.

Чередование бега и остановок

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Повторяем и отрабатываем телесное ощущение ритма.

Сиртаки М.Теодоракиса

"Весёлый оркестр"Т.Сафоновой

Декабрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Повторение игр. Изменить задание. Выполнять упражнения, проговаривая текст шёпотом и без текста.

"Дождик",  "Прятки"

  1. Звучащие жесты

Прислушиваясь к музыке, играть громко и тихо, без показа взрослого.

"Тихие и громкие ладошки", "Похлопаем в ладоши"

  1. Речевое музицирование

Читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

"Сенокос", "Волк"

  1. Музыкально – дидактические  игры и упражнения.

Ребенок смотрит на ритмическую
карточку и хлопками, на металлофоне или
шумовых инструментах воспроизводит
ритмический рисунок.

Игра "Сыграй-ка","Тихин шаги"

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Знакомимся с произведением. Пытаемся ритмически передать игру всех героев.

"Песня друзей" из м/ф "Бременские музыканты" Г.Гладкова

Январь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Повторение игр. Выполнение упражнений по одному, по двое и по трое.

"Прятки",  "Очки"

  1. Звучащие жесты

Игра –команда. Использование приёмов, развивающих внимание, реакцию.

"Прыг, скок по ладошке"

  1. Речевое музицирование

Повторять упражнения самостоятельно без показа взрослого.

"Ай, ду-ду" "Ты - мороз"

  1. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Совершенствование чувства метроритма у детей.

Педагог говорит о том, что сегодня дети выступят в роли кукольных барабанщиков. А в роли барабанных палочек выступят их собственные указательные пальцы, которые будут отбивать ритм каждого куплета.

"Палочки весёлые", "Деревянные танцы",

Мелодия русской народной песни «Куры, гуси да индюшки», ритмически адаптированная к данному тексту. Слова попевки – М.А. Давыдовой.

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Используем любые шумовые и ударные инструменты, для отстукивание ритма.

Сиртаки М.Теодоракиса

"Песня друзей" Г.Гладкова

Февраль

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев рук, соединив их.

Оставшиеся 3 пальца выпрямлены, но не напряжены.

"Очки", "Сорока – сорока"

  1. Звучащие жесты

Игра – приветствие. Ребёнок говорит своё имя, дети повторяют его, сопровождая речь хлопками.

"Моё имя"

  1. Речевое музицирование

Развивать внимание, чувство ритма, координацию.

"Как на горке снег!"

  1. Музыкально – дидактические  игры и упражнения.

Развивать чувство ритма, дикцию детей, умение делить слова на слоги и выкладывать его с помощью картинок. Координировать слова с действиями.

"Сложи словечко"

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Пропеваем слова «про себя», а музицируем громко.

Сиртаки М.Теодоракиса

"Весёлый оркестр" Т.Сафоновой

Март

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Соединить все подушечки пальцев рук и движениями пальцев и запястья, раскачивать кисть справа на лево и наоборот. Вправо-пальцы разгибать, влево – мягко соединять подушечки пальцев.

"Дождик",  "Кисточка"

  1. Звучащие жесты

Импровизационное отхлопывание ритма польки.

1 часть Полька М.Глинки

  1. Речевое музицирование

Развивать внимание, чувство ритма, координацию.

"Тили – бом"

  1. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Знакомство с новыми движениям рук – «фонариками» в сочетании с легкими подскоками.

"Цынцы – брынцы – бубенцы"

Русская народная песня "Куры, гуси да индюшки". Слова попевки – М.А. Давыдовой.

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Отрабатывает игру с паузами.

"Весёлые палочки", "Варисть кашка" И.Туманян

Апрель

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Повторить игры, выполнив их по показу ребёнка.

"Прятки",  "Кисточка"

  1. Звучащие жесты

Стихотворные фразы отстукиваются кулачками, ладошками, шлепками и т.д.

"Молоточки" М.Андреевой, "Тук-ток" Железнова.

  1. Речевое музицирование

Развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

"Ай, ду – ду", "Тили бом"

  1. Музыкально –дидактические игры и упражнения.

Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков.

Ритмические кубики

"Сложи словечко"

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Мини концерт. Педагог предварительно даёт всем задание.

«Песенка друзей» Г.Гладков

"Весёлые палочки"

Май

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Ладонь руки вверх, сложить пальцы лодочкой.

Плавно двигать кисть руки влево, вправо.

"Качаем лодочку"

  1. Звучащие жесты

Тактирование слов «звучащими жестами»

Прыг - скок

  1. Речевое музицирование

Развивать умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

"Волк", "Тук – тук"

  1. Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Движения  выполняются в соответствии со звучанием каждой части музыкальной пьесы: на тихую музыку - движения на носках, на громкую - движения на пятках. Игра сопровождается пением.

"Мама отдыхает"

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Учимся правильно держать и извлекать звук из бубна.

"Звонкие бубны" И.Туманян

План работы с педагогами и родителями

Работа с педагогами

Работа с родителями

сентябрь

Консультация для педагогов «Развитие элементарного музицирования»

Консультация для родителей. «Развитие ритмического слуха»

октябрь

Изготовление музыкально-дидактических игр для самостоятельной музыкальной деятельности детей

Изготовление музыкально-дидактических игр для самостоятельной музыкальной деятельности дома

ноябрь

Деловая игра «Угадай, что звучит"

Открытое мероприятие для родителей "Деревянные истории".

декабрь

 Практическая консультация

«Обыгрываем дидактические игры на развитие тембрового слуха»

январь

Рекомендации по оформлению музыкальных зон в группе

Консультация: "Зачем нужны игры со словом"

февраль

Изготовление музыкально-дидактических игр для использования детьми в группе

Рекомендации родителям «Как можно сделать музыкальные инструменты своими руками»

март

Семинар практикум «Изготовление шумовых инструментов из бросового материала используя технологию аппликации»

Концерт «Для любимой мамочки"» Театр рук.

апрель

Выставка самодельных шумовых инструментов

Выставка самодельных шумовых инструментов.

май

Шумовая сказка для родителей «Чей голос лучше»

Подготовительная группа

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН

Сентябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Развивать моторику больших пальцев. Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения (правой, потом левой

«Большой палец» р.н.п.

  1. Звучащие жесты

Импровизационные движения руками под музыку.

«Туки – туки» муз. К.Ковалина

  1. Речевое музицирование

Развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи.

«Маляр»

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Декламация всех текстов в различных темпах. От очень медленного, до очень быстрого.

Исполнение любого движения. Медленно, быстро, умеренно, постепенно ускоряя и замедляя.

Речевое и двигательное моделирование темпа

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Добиваемся лёгкости в исполнении.

«Вальс – шутка» Д.Шостаковича

Октябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

На первую строчку постукивать кулачком правой руки по левой ладони,

на вторую то же движение, но сменить руки,

на третью ставить поочерёдно кулачёк на кулачёк,

на четвёртую поднять ладони, соединить пальцы, изображая крышу дома

«Строим дом»

  1. Речевое музицирование

Развивать внимание, координацию, чувство ритма.

«Едет мышка на ежах» р.н.п.

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Частота символов (пульса) обозначает скорость движения. (быстро, умеренно, замедляя, ускоряя, медленно)

Графическое моделирование темпа

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Чередуем игру взрослого и детей. Отрабатываем точность ударов.

Полька М.Глинки

  1. Импровизация

Развиваем инструментальную импровизацию.

«Детская симфония» И.Гайдна

Ноябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Звучащие жесты

Песенка – команда с проговариванием тематических цепочек на проигрыщ (лимон – апельсин, банан – мандарин)

«Хлопай – топай» муз. С.Перкио

  1. Речевое музицирование

Развивать внимание, чувство ритма, координацию.

«Котенька – коток» р.н.п.

  1. Музыкально –дидактические игры

Дети слушают песню в записи или в исполнении ребенка и отмечают ритмический рисунок игрой на барабане.

«Барабанщики»

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Развиваем «звучащие жесты», другие движения тела.

Двигательное метрирование

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Отрабатываем одновременное звучание «тутти»

«Тамбурин» Рамо

Декабрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое левой

«Оса» «Бабушка»

  1. Звучащие жесты

Речевая поддержка ритма Импровизация в звучащих жестах в песенке – приветствии.

Игра «Эхо» С.Сломивица

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Учимся тактировать «звучащими жестами»

Выкладываем картинками размеры 2/4, ¾, 4/4.

Графическое метрирование. Тактирование.

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Совмещаем движения и игру на палочках.

Марш Е.Марченко

  1. Импровизация

Учимся танцевальным  импровизациям

Норвежский танец Э.Грига

Январь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Звучащие жесты

Показ и сочинение собственных жестов.

«Раз, два, три, ну-ка повтори»

  1. Речевое музицирование

Развитие слухового внимания,  ритмичности.

«Фома и Тимошка»

  1. Музыкально –дидактические игры

Вовлекать детей в музыкальную деятельность, связанную с восприятием и воспроизведением контрастных (громко, тихо) динамических оттенков музыки.
Развивать  динамический слух, навыки исполнения динамических оттенков, внимание, слуховую сосредоточенность, муз. вкус.

Кто скорей?

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Импровизационная игра на инструментах.

Полька «Трик – трак» И.Штрауса

  1. Импровизация

Учимся синтетическому жанру импровизации.

"Турецкое рондо" А. Моцарт, В.Моцарта

Февраль

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Развиваем моторику указательных пальцев. Покачиваем указательными пальцами правой и левой руки вправо и влево.

«Тики – так»

  1. Звучащие жесты

Дети импровизируют жестами эпизоды рондо на фоне общего рефрена.

«Всяк играет и поёт»

  1. Речевое музицирование

Развитие ритмичности, координации, внимания.

«Лиса по лесу ходила»

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Чтобы лучше ощутить

ритмические отношения, детям необходимо «пропустить» их через свое тело.

Затем, можно предложить им рисовать пиктограммы, основываясь на соотношении большой – длинный,

маленький – короткий.

Моделирование ритма (Длинные и короткие звуки)

  1. Игра в оркестре, ансамбле.

Отрабатываем в игре трёхдольный размер, с акцентом на сильную первую долю.

Аннушка Чешская полька

Март

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Звучащие жесты

Ритмические разминки с включением шестнадцатых длительностей.

«Колючие слова» Е.Попляновой

  1. Речевое музицирование

Закреплять слуховые представления о равномерной пульсации, о долгих и коротких звуках. Использование звучащих жестов и шумовых инструментов.

«На стене часы висели» И.Михайлова

  1. Музыкально –дидактические игры

Водящий достаёт картинки с музыкальными инструментами и портретами композиторов, игрокам надо находить их у себя на карточках и закрывать. Цель игры - собрать полный горизонтальный ряд, причем, чем больше рядов вы соберете, тем лучше. Кто соберет 3 горизонтальных ряда, тот и выиграл!

Игра «лото»

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Подражая голосам животных и птиц, дети знакомятся с контрастными

Регистрами звучания.  Глиссандируя голосом вверх, вниз (качели, горка),

дети изучают выразительные возможности регистров своего голоса.

В графическом присутствуют различные варианты полных и неполных (две – три ступени) лесенок.

Звуковысотное моделирование (речевое, графическое, пространственное)

  1. Игра в оркестре, ансамбле

Учимся играть и дирижировать.

Итальянская полька С.Рахманинова

Апрель

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Пальчиковые игры.

Учимся сочетать слова и жесты.

«Пчёлки» «Червячки»

  1. Речевое музицирование

Воспроизведение синкопы с ритмослогами и на фоне метрического пульса в 2-х дольном размере.
Декламация стиха со звучащими жестами и с музыкальными инструментами.

«Стало теплее»

«Апрель»

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Моделирование голосом, движением тела, рукой в воздухе усиление и затихание звука.

Динамическое моделирование (речевое, двигательное, пространственное)

  1. Импровизация

Танцевальная импровизация

"Танец Анитры" Э.Грига

Май

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

  1. Звучащие жесты

Ритмические разминки с включением синкопы и пунктирного ритма.

Песенка – зарядка «В огороде поспевают»

  1. Речевое музицирование

Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.
Развитие внимания и чувства ритма, менять характер движения в соответствии с изменением ритма музыки.

«Едем на тележке»

  1. Музыкально –дидактические игры

Свободное и осмысленное исполнение мимики и пластики для создания игрового оригинального образа.

Придумать свой неповторимый «звон» бубенчиков, выложив их ритмический рисунок.

«Дирижёр»

«Бубенчики»

  1. Моделирование элементов музыкального языка

Знакомство с двухчастной, трёхчастной и формой рондо.

Моделирование музыкальной формы.

  1. Игра в оркестре. ансамбле

Сочиняем игру друг для друга.

"Аннушка"  Чешская полька

План работы с педагогами и родителями

Работа с педагогами

Работа с родителями

сентябрь

Консультация для родителей. «Развитие ритмического слуха»

октябрь

Изготовление музыкально-дидактических игр для самостоятельной музыкальной деятельности детей

Консультация для родителей

«Развитие элементарного музицирования»

ноябрь

Деловая игра «Угадай мелодию»

Помощь в подготовка музыкальной  сказки с детьми

декабрь

 Практическая консультация

«Обыгрываем дидактический игры на развитие слуха и ритма»

Изготовление музыкально-дидактических игр для самостоятельной музыкальной деятельности дома

январь

Рекомендации по оформлению музыкальных зон в группе

февраль

Изготовление музыкально-дидактических игр для использования детьми в группе

Рекомендации родителям, «Какие музыкальные детские инструменты

нужно приобретать»

март

Консультация для воспитателей

«Охрана детского голоса»

Оформление выставки самодельных шумовых инструментов

апрель

Практическая консультация по изготовлению каталогов

 «Пальчиковые игры», «Логоритмические песенки- упражнения».

Консультация для родителей «Детский  оркестр»

май

Оформление выставки самодельных шумовых инструментов

Практические рекомендации для родителей

«Пальчиковая гимнастика»

       

Методическое обеспечение программы

Создание в детском саду оркестра – дело непростое, ведь для этого должны быть определённые условия – наличие инструментов, фонотека, наглядные средства и пособия. Основу нашего детского оркестра составили детские  шумовые инструменты, такие как бубны, погремушки маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки. Кроме этого в состав оркестра мы включили звуковысотные инструменты – металлофоны, детский баян, аккордеон.

Была подобрана фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки, на основе которой подбирался репертуар оркестра. Кроме этого, ребята могли знакомиться с инструментами симфонического оркестра в видеозаписи, в форме презентаций, материалы для которых я записывала с помощью интернета.  Мною была подобрана литература по теме, дидактические игры, наглядные пособия, что позволило проводить занятия кружка на достаточно высоком уровне.

На первых  встречах ребята закрепляли навыки игры на инструментах, не имеющим звукоряда, таких, как бубны, маракасы,  музыкальный треугольник, ложки. Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые ритмические рисунки небольших песенок, попевок. Ребята сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание ритмического рисунка и лишь затем воспроизводят его на музыкальных инструментах. Для осознания соотношений длительности звуков мелодии применяла моделирование их с помощью широких и узких полосок, которые дети выкладывают на фланелеграфе. С этой же целью использовала дидактические игры на определение длительности звуков. Чтобы закрепить появляющееся у детей чувство ритма,  музыкальные инструменты использовались в повседневной жизни детского сада. В каждой группе  имеется музыкальный уголок с необходимым набором детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек.

Следующий этап – обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющим звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Сначала ребята учились правильно держать музыкальный молоточек, с помощью которого извлекаются звуки. Это не простая задача и не все ребята сразу с ней справлялись, поэтому обучение игре на этом инструменте проводили индивидуально.  После того, как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке и освоили приёмы игры на металлофоне, мы перешли к разучиванию попевок, построенных на двух соседних звуках.

Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяла такие приёмы, как выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.  Ребятам, которые довольно быстро и легко осваивали приёмы игры на металлофоне, поручалось исполнение ведущих партий во время игры в оркестре.

После того, как ребята в основном освоили приёмы игры на шумовых и звуковысотных инструментах, мы выбирали произведение для оркестровки. Ребята слушают музыкальное произведение в исполнении музыкального руководителя и  для сравнения – в исполнении симфонического оркестра (в аудиозаписи), если это музыка из классического репертуара или  в исполнении оркестра народных инструментов, если пьеса народного характера. Затем ребята предлагали инструменты, на которых можно оркестровать данное произведение. Все вместе решали, подходят те или иные инструменты и кому поручить игру на них.  Чтобы у ребят не было обид, разрешала всем поиграть на любом выбранном инструменте. После того, как все «наиграются», ребята сами предлагали, кого выбрать для  игры на самых «ответственных» инструментах. Все партии разучивали индивидуально и только затем объединяли всех музыкантов в оркестр. Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех своих товарищей, требовалась не одна репетиция. Венцом наших занятий  стали выступления оркестра на концерте, которого всегда ждали с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях ребята учились быть ответственными, дисциплинированными,  внимательными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствовалась вдвойне.

Результаты работы по программе "Гармония звука"

Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня музыкальных способностей и творческого мышления дошкольников. Для диагностики использовалась методика на основе работ Т.В. Тарасовой и А.И. Бурениной, где выделено три уровня сформированности музыкально-творческих способностей в баллах: высокий - от 16 до 14 балов; средний - от 10 до 7 балов; низкий - от 2 до 0 балов.

Исходный, текущий и итоговой мониторинг результативности опыта проводился ежегодно в течение двух лет. В ходе диагностики выявилась динамика творческого развития дошкольников в разных видах музыкальной деятельности.

Результаты обследования дошкольников старшей-подготовительной к школе группы свидетельствуют о положительной динамики отслеживаемых показателей. Так, из 15 дошкольников у 32,5 % уровень музыкально-творческих способностей повысился с низкого до среднего, у 50% со среднего до высокого уровня. Уровень творческого мышления повысился с низкого до среднего на 30%; со среднего до высокого на 45%. Один ребёнок - 7% остался на низком уровне творческого мышления.

В процессе использования технологии элементарного музицирования в развитии музыкальных способностей дошкольников пришла к выводу, что все дети проявляют ритмическую компетенцию: умеют слышать, различать и исполнять несложные ритмы и удерживать ритмический пульс. Они свободно моделируют ритмические, звуковысотные отношения, темп, динамику и другое. Таким образом, у всех детей хорошо развились музыкально-сенсорные способности. На конечном этапе обучения все дети (100%) прекрасно различали тембр различных инструментов. У них успешно развились основные компоненты музыкальности: ладовый слух и чувство ритма. В подготовительной к школе группе (75%) могли самостоятельно преобразовывать знакомый музыкальный материал, с радостью откликались на возможность сыграть импровизацию.

Дети умеют самостоятельно подбирать инструменты для фантазийного озвучивания стихов. Они могут сочинять несложные мелодии на предложенный, или выбранный ими самими, литературный текст: стихи, потешки, колыбельные, дразнилки и другие. У 93% детей улучшилось состояние речи и особенно у тех, кто имел недостатки в произношении звуков. Дети стали лучше пользоваться средствами родного языка: силой голоса, интонационной выразительностью, дикцией, темпом. Они стали увереннее и выразительнее читать стихи, участвовать в инсценировании литературных произведений. Все дети овладели игрой на музыкальных инструментах: металлофоне 100%, ударных и шумовых 100%. Некоторые дети освоили игру на детском аккордеоне, арфе. Дошкольники старших групп приобрели навыки ансамблевого музицирования, требующего вступления по очереди, партиям, а также умение проявлять воображение, индивидуальность и способность к самовыражению.

Движения детей стали свободнее они могли легко придумывать музыкальные образы (75%), импровизировать, придумывать простейшие движения к танцам или игре, двигаться в соответствии с темпом музыки.

Получили положительные результаты, применяя в практике своей работы методы активизации мышления. У 93% детей хорошо развито ассоциативное и диалектическое мышление. Они легко и свободно владеют прямой аналогией, схематической, приёмом эмпатии, методом фокальных объектов, методом морфологического анализа, который успешно применялся при сочинении различных сказок. Дети быстро находили противоречия в предметах окружающей их среды - всё это говорило о развитии творческого воображения и мышления дошкольников.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики в развитии музыкально-творческих способностей и творческого мышления при использовании технологий элементарного музицирования по системе К. Орфа оптимальна. Исходя их этого можно сделать вывод о перспективности использования выше перечисленных технологий для развития музыкально-творческих способностей, творческого мышления и личности старших дошкольников в целом.

Список литературы

  1. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973
  2. Барсова И. Книга об оркестре.- М.: Музыка, 1969
  3. Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985
  4. Васильев Ю, Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.- М.:

            Советский композитор, 1976

  1. Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М., 1978
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968
  5. Ветлугина Н.А., Кенемон А.И. Теория и методика музыкального воспитания в

      детском саду.- М., 1983

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–

      Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Левой-правой! Марши в детском саду.

      Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений»

      Композитор – Санкт-Петербург, 2002, серия «Ладушки»

  1. Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании

            дошкольников.- М., 1986

  1. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

      инструментах.- М., 1990

  1. Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах.- М.: Советский

      композитор, 1973

  1. Певная И. Играй, наш оркестр.- М.: Музыка, 1983
  2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997
  3. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание

      дошкольников.- М., 1994

  1. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1968
  2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947
  3. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961
  4. Трубникова М. Учим детей играть по слуху Дошкольное воспитание. - 1993.- №  9
  5. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год
  6. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год.

НОД№ 1.«Звуки, окружающие нас».

Образовательная область «Здоровье»

  • создание атмосферы комфорта и доверия, в котором каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом
  • учёт индивидуальных особенностей детей и осуществление дифференцированного подхода.

Образовательная область «Музыка»

Цель: Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков

Развивающие задачи:

  • развивать в детях способность слушать и слышать. 
  • развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию, изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.

Обучающие задачи:

  • создать атмосферу  творческого исследования звуковых возможностей, каждого из инструментов и исполнительских приёмов.
  • привлечь внимание к разнообразному миру звуков.
  • поощрять самостоятельность при выборе способов действия для передачи характера образа.

Воспитательные задачи:

  • воспитание у детей эстетического отношения к музыкальному искусству.

Образовательная область «Коммуникация»

  • способствовать созданию условий для самостоятельных музыкальных импровизаций детей.
  • активизировать словарный запас, побуждать детей участвовать в диалоге.

Образовательная область «Социализация»

  • развивать навыки сотрудничества в группе, умения чувствовать партнера
  • развивать игровые умения и навыки.

Образовательная область «Познание»

  • Дать понятия о звуках окружающего мира, о их многообразии и значимости в нашей жизни.
  • Познакомить с детскими деревянными инструментами.

Оборудование, наглядный материал: альбом «Картотека звуков» ритмические карточки красного цвета; деревянные палочки.

Ход деятельности

М.р: «Давайте вспомним, какие звуки нас окружают. Что может звучать? (ответы детей). Посмотрите на картинки и изобразите голосом то, что вы видите». Дети озвучивают  голосом картинки из альбома «Картотеки звуков». Вспомнить, что звуки бывают музыкальные и немузыкальные.

1. «Двигайся под музыку». А. Николаев «Учёный медведь», К. Лоншан-Друшкевич «Воробышек».

М.р. исполняет обе пьесы, беседует с детьми по поводу тог, кого  может изображать эта музыка. Почему так решили? Выяснить, что в данном случае образ зависит от звукового регистра. Звуки высокие более светлые, лёгкие (воробышек), а звуки низкие более тёмные, тяжёлые (медведь).

Далее детям предлагается изобразить в движении воробышка и медведя под музыку. (проводится двигательная импровизыция «Двигайся под музыку». А. Николаев «Учёный медведь», К. Лоншан-Друшкевич «Воробышек)

М.Р. и дети делают вывод, что звуки бывают высокие и низкие.

2. «Прохлопай ритм».

 Совместно с м.р. дети вспоминают, что долгие звуки обозначаются большими кружками (ритмослог «та»), а короткие – маленькими (ритмослоги «ти-ти»). Далее детям предлагается прохлопать ритм по ритмическим карточкам красного цвета (хлопки)

М.р. вместе с детьми делают вывод, что звуки бывают долгие и короткие.

3.Р. Леденев «Дождь идёт».

.М.р. предлагает детям воспроизвести на деревянных палочках ритм дождя, обращая внимание детей на изменение громкости звучания музыки.

М.р.: Ребята, звуки могут звучать громко и тихо.

4. «Шаг и бег». Ф. Шуберт «Экосез», Н. Метлов «Поезд».

М.р. предлагает детям двигаться соответственно музыке спокойным шагом или лёгким бегом.

М.Р. : Ребята, музыка может быть быстрой и медленной.

5. А. Абрамов «Марш весёлых гномов».

М.Р. :У каждого из вас есть сердце, которое равномерно бьется. В музыке тоже есть своё сердечко. И оно бьётся равномерно. Давайте попробуем услышать, почувствовать, как бьётся сердце музыки, и воспроизвести это хлопками.

М.р. предлагает детям воспроизвести метрическую пульсацию в хлопках.

НОД № 2. "Игры с ритмом"

. Образовательная область «Здоровье»

  • создание атмосферы комфорта и доверия, в котором каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом
  • учёт индивидуальных особенностей детей и осуществление дифференцированного подхода.

Образовательная область «Музыка»

Цель: Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.

Обучающие задачи: 

  • Создать условия для исполнения песни со сложным ритмом, сравнивать и анализировать музыкальные произведения.
  • Способствовать работе с цветными карточками, соотносить цвет с оттенками музыки.

Развивающие: 

  • Развивать дикцию, артикуляцию,  чистое интонирование звуков.  
  • Развивать чувство ритма.    
  • Коммуникативные качества, выполнять правила игры

Воспитательные: 

  • Воспитывать интерес к классической музыке зарубежных композиторов, украинским народным песням,  

Образовательная область «Коммуникация»

  • Развивать коммуникативные качества, выполнять правила игры

Образовательная область «Социализация»

  • развивать навыки сотрудничества в группе, умения чувствовать партнера
  • развивать игровые умения и навыки.

Образовательная область «Познание»

  • Дать понятие о ритме

Оборудование, наглядный материал: альбом «Картинки-ритмы», простые цветные ритмические карточки, графические карточки-схемы, музыкально-дидактическая игра «Выложи ритм».

1. Ритмическая игра «Найди слова». 

М.Р. Педагог: «Вокруг нас есть очень много разных слов. Каждое слово звучит по-своему. У него есть свой ритм. Давайте прохлопаем слова, изображённые на картинках». Педагог предлагает детям прохлопать слова, изображённые на картинках – ритмах .Затем  каждый ребёнок «находит» своё слово, прохлопывает его и выкладывает на фланелеграфе кружками разной величины.

М.р. предлагает детям произнести слово, прохлопать в ритме, придумать своё слово, выложить на фланелеграфе.

2. «Прохлопай ритм».

М.Р. предлагает детям воспроизвести ритмический рисунок звучащими жестами, соответствующими цветовому обозначению.

Дети вспоминают цветовое обозначение звучащих жестов: красные кружки – хлопки, жёлтые – шлепки, зелёные – притопы. Затем соответственно цвету и размеру кружков воспроизводят ритмический рисунок по простым ритмическим карточкам

3. «Озвучим голосом».

Озвучить голосом графические карточки.

М.р. показывает детям карточки с графическим изображением шелеста листьев, шагов, ручейка, ветра. Дети стараются изобразить голосом то, что изображено на карточке. Проводится озвучивание голосом графические карточки.

4. «Воспроизведи ритм».

М.р. предлагаем прохлопать ритм своего имени, слов. Выложить на фланелеграфе.

5. «Андрей-воробей», р.н.п.

М.р. предлагает воспроизведение ритм песенки на деревянных кубиках.

6. А. Абрамов «Марш весёлых гномов».

М.р. предлагает  воспроизвести метрическую пульсацию на деревянных ложках или бубнах (I и III ч.), в средней части подыграть на колокольчике (игра двумя группами детей).

Непосредственно образовательная деятельность № 1. 

" Деревянные истории"

Образовательная область «Здоровье»

  • создание атмосферы комфорта и доверия, в котором каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом
  • учёт индивидуальных особенностей детей и осуществление дифференцированного подхода.

Образовательная область «Музыка»

Цель: Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами или музыкальными инструментами.

Развивающие задачи:

  • развивать в детях способность слушать и слышать. 
  • развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию, изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.

Обучающие задачи:

  • создать атмосферу  творческого исследования звуковых возможностей, каждого из инструментов и исполнительских приёмов.
  • дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах
  • привлечь внимание к разнообразному миру звуков.
  • поощрять самостоятельность при выборе способов действия для передачи характера образа.

Воспитательные задачи:

  • воспитание у детей эстетического отношения к музыкальному искусству.

Образовательная область «Коммуникация»

  • способствовать созданию условий для самостоятельных музыкальных импровизаций детей.
  • активизировать словарный запас, побуждать детей участвовать в диалоге.

Образовательная область «Социализация»

  • развивать навыки сотрудничества в группе, умения чувствовать партнера
  • развивать игровые умения и навыки.

Образовательная область «Познание»

  • Познакомить с детскими деревянными инструментами.

Пособия и материалы:

Деревянные кубики, карандаши, деревянные коробочки, ложки, посуда, Буратино.

Музыкальные инструменты:

Ложки, трещетки, ксилофон.

Ход деятельности

Музыкальный руководитель:

      -    Мы с вами живем в удивительном мире звуков. Их много и они такие разные: вот жалобно мяукнул котенок, и тонко позвонил хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. Почти все, что нас окружает – звучит. Каждый звук может быть музыкой. Представьте, что произойдет, когда все звуки исчезнут,  и наступит тишина.

          Мы сегодня поговорим о звуках, которые издают деревянные предметы: стол, стулья, корпус пианино, деревянные палочки, карандаши. Послушайте, как они звучат: звук от них идет теплый, щелкающий, трескучий. А от чего зависят эти качества – от размера предмета, от звукоизвлечения.

           Со временем обыкновенные деревянные звуки переместились в музыкальные инструменты из дерева – ложки, коробочки, клавесы. Все эти инструменты вначале были обыкновенными бытовыми вещами – ложками – ложками ели, шкатулки были коробочками, а клавесы были деревянными палочками. Самое замечательное превращение произошло с поленьями – они стали клавишами изящного и красивого ксилофона.

Музыкальный руководитель показывает детям инструменты и способы извлечения звука.

Давайте послушаем голоса деревянных инструментов, как разговаривают кубики и карандаши. Попробуйте придумать танцевальный аккомпанемент, используя кубики, палочки, карандаши. Придумайте, как еще можно извлечь звук с этих предметов. Можно потереть карандаш между ладонями, постучать по столу пальцем, кулаком, ребром ладони, деревянной и ли металлической палочкой. Мы убедились с вами, что разное качество звучания зависит более всего от способа прикосновения к инструменту, от звукоизвлечения.

Предложить детям тему для деревянной музыки «Разговор двух деревьев», «Веселый и грустный Буратино», «Танец деревянных палочек». Пусть дети озвучат все это музыкальными инструментами. В конце занятия поделить детей на две группы – играющие и свободно танцующие под музыку. Исполняются импровизации под русскую народную мелодию.

Ключевые слова: дерево, деревянный звук, музыка, прислушайтесь, попробуйте.

Непосредственно образовательная деятельность № 2. 

" Стеклянные звуки"

Образовательная область «Здоровье»

  • создание атмосферы комфорта и доверия, в котором каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом
  • учёт индивидуальных особенностей детей и осуществление дифференцированного подхода.

Образовательная область «Музыка»

Цель: Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественные определения.

Развивающие задачи:

  • развивать в детях способность слушать и слышать. 
  • развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию, изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.

Обучающие задачи:

  • создать атмосферу  творческого исследования звуковых возможностей, каждого из инструментов и исполнительских приёмов.
  • дать возможность составлять произвольные композиции с предметами из стекла и музыкальными инструментами, пользоваться тихой динамикой: piano и  pianissimo. поощрять самостоятельность при выборе способов действия для передачи характера образа.

Воспитательные задачи:

  • воспитание у детей эстетического отношения к музыкальному искусству.

Образовательная область «Коммуникация»

  • способствовать созданию условий для самостоятельных музыкальных импровизаций детей.
  • активизировать словарный запас, побуждать детей участвовать в диалоге.

Образовательная область «Социализация»

  • развивать навыки сотрудничества в группе, умения чувствовать партнера
  • развивать игровые умения и навыки.

Детские музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики, деревянные и металлические палочки для игры.

Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные стаканы, фужеры на ножках, баночки разной величины и другие стеклянные предметы. Сосуд с водой. Аудиозапись «Танец Феи Драже» П.Чайковского. Иллюстрация «Лебедь».

Ход деятельности

Рассмотреть иллюстрацию, помочь детям представить, какие звуки может издавать стекло, из которого сделан лебедь.

Музыкальный руководитель:

    - Дети, закройте глаза и послушайте, какие красивые волшебные звуки издают стеклянные предметы. В стеклянном королевстве живут изнеженные, хрупкие, капризные звуки, и с ними надо быть очень осторожными. Если стукнуть стаканы тихонечко друг от друга, то они заговорят, и мы услышим звонкий, прозрачный голос стекла.

         Среди стеклянных звуков есть королевские особы – это звуки хрустальные. Их нежные, переливающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать. Кажется, что рождаются они из тишины и создают нежный, волшебный колорит. Попробуйте сами, ударьте палочкой или друг о друга предметы, и вы услышите пение стекла.

          Музыкальных инструментов из стекла не делают, потому что оно очень хрупкое. Поэтому стеклянные звуки переселились в некоторые металлические инструменты, звук  у которых звонкий, переливающийся.

Музыкальный руководитель сопровождает свои действия показом, предлагает детям самим попробовать поиграть палочками на треугольнике и колокольчиках так, чтобы звук стал похож на стеклянный. Предложить детям придумать музыкальную композицию; сыграть с ними в ансамбле «Танец Феи Драже».

-    О чем могут рассказать стеклянные звуки?

Предложить детям обыграть темы: «Осенние капли на оконном стекле», «Солнечный лучик в зеркале», пусть дети сами придумают импровизацию.

-    Если налить в фужер на ножке воды, и, смочив палец, провести им по краю, то можно услышать свистящий, тихий звук. Разные фужеры,  по разному заполненные водой, издают разные по тембру и высоте звуки. Если подуть в пустую бутылку, то можно услышать глухой, гудящий звук. Заполнив одинаковые бутылки водой по-разному, можно настроить их на 2 – 3 звука, и сыграть на них мелодию.

Предложить детям импровизировать на избранных инструментах, сыграв самой роль дирижера. Можно разделить детей на подгруппы. Дети самостоятельно выбирают инструменты и способы озвучивания. Импровизацию можно оживить своеобразным танцем, предложить части ребят двигаться под эти звуки. Они могут попробовать изобразить звуки руками, воспринимая на слух исполняемую  другими детьми музыку, как бы стараясь поймать, почувствовать ее в жестах .Можно использовать звуки речи типа: дзинь, блям, ень, оль.

Ключевые слова: стекло, стеклянный, прозрачный, светлый, пофантазируйте.

Непосредственно образовательная деятельность № 3. 

" Металлические звуки"

Образовательная область «Здоровье»

  • создание атмосферы комфорта и доверия, в котором каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом
  • учёт индивидуальных особенностей детей и осуществление дифференцированного подхода.

Образовательная область «Музыка»

Цель:. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами, стимулировать фантазию, воображение

Развивающие задачи:

  • развивать в детях способность слушать и слышать. 
  • развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию, изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.

Обучающие задачи:

  • создать атмосферу  творческого исследования звуковых возможностей, каждого из инструментов и исполнительских приёмов.
  • дать возможность составлять произвольные композиции с предметами из стекла и музыкальными инструментами, пользоваться тихой динамикой: piano и  pianissimo. поощрять самостоятельность при выборе способов действия для передачи характера образа.

Воспитательные задачи:

  • воспитание у детей эстетического отношения к музыкальному искусству.

Образовательная область «Коммуникация»

  • способствовать созданию условий для самостоятельных музыкальных импровизаций детей.
  • активизировать словарный запас, побуждать детей участвовать в диалоге.

Образовательная область «Социализация»

  • развивать навыки сотрудничества в группе, умения чувствовать партнера
  • развивать игровые умения и навыки.

Образовательная область «Познание»

  • Познакомить с детскими металлическими инструментами.

Детские музыкальные инструменты:

Металлофон, тарелки, бубен, треугольник, колокольчик, палочки для игры. Детская арфа и цимбалы.

Пособия и материалы:

Металлическая посуда, ложки алюминиевые, из нержавейки, серебра. Небольшие кастрюльки, крышки от них, связки ключей, болтов, гаек, пружинки, подносы.

Ход деятельности

Музыкальный руководитель:

-      Сегодня  я хочу познакомить вас с металлическими звуками, которые проще всего услышать на кухне. Здесь есть целый оркестр: ложки, кастрюли, сковородки, крышки от них, металлические банки и красивые расписные подносы. Это очень шумные особы, они не любят разговаривать тихо, их призывной голос разносится с кухни по всей квартире. Если взять две большие крышки от кастрюль и стукнуть ими друг о друга, будет слышно очень далеко. Но можно с металлической посудой разговаривать вполголоса и шепотом. Попробуйте поиграть, поговорить с этими предметами, что вы видите на столе. Играть можно разными способами: стучать различными палочками, ладонью, скрести ногтем. Давайте поищем, быть может, здесь живут еще какие-нибудь звуки? Послушайте, одни звуки говорят с нами тихим голосом, другие не очень громким, а третьи разговаривают громко. Звук звучит резко или мягко, в зависимости от того, как вы его извлекаете.

Металлические звуки из бытовых вещей переселились в очень многие инструменты. Есть тарелки большие, в которые ударяет музыкант в симфоническом оркестре, есть тарелочки маленькие, которые вставлены в детский бубен, металлические струны есть у многих музыкальных инструментов – у скрипки, у арфы, у гитары. У пианино, которое стоит в зале, тоже есть металлические струны. Давайте устроим небольшое выступление нашего импровизированного металлического оркестра. Как же мы назовем первое произведение, пофантазируйте, придумайте.

Дети берут в руки предметы и инструменты, импровизируют. Предложить детям придумают аккомпанемент к стихотворению Д.Хармса.

Жил на свете старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе, хи-хи-хи, да бух- бух,

                Бу-бу-бу, да бе,бе,бе, динь-динь-динь, да трюх, трюх!

Предложить детям различные смешные, интонационно выразительные декламации припева. Разделить детей на подгруппы, пусть они сами придумывают варианты сопровождения стихов с помощью посуды и других металлических предметов.

Музыкальный руководитель:

       Давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы попали на завод, где много разных станков, которые стучат, постукивают, звенят, скрипят, визжат. Но если прислушаться, в этом железном шуме можно услышать свою музыку. Попробуйте изобразить такую композицию: «Что мы услышали на заводе» или «Разговор железного дровосека и оловянных солдатиков». А в завершение нашего занятия поаккомпанируйте мне, когда буду играть на пианино.

Дети аккомпанируют музыкальному руководителю.

Ключевые слова: металлический, железный, звук, музыка, прислушайтесь, пофантазируйте.

 

МБДО «Детский сад №14 "Берёзка"                                           Ефимова Евгения Витальевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...