ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
статья (старшая группа) на тему

Нина Николаевна Корешкова

Статья предназначена для родителей и воспитателей, в ней рассказывается  о четырех видах музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, для развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya3.docx18.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

                                                                          Н.Н. Корешкова, музыкальный руководитель ГБДОУ№30

                                                                          Адмиралтейского р-на  город Санкт-Петербург

В детских садах, для детей с нарушением речи, музыкальное воспитание занимает ведущую роль. Цель музыкального развития детей с нарушением речи включает в себя как музыкальное развитие детей, так и устранение всех недостатков свойственны  этим детям. У них наблюдается нарушения общей  и мелкой моторики, артикуляционной моторики.  Дети с нарушением речи часто с трудом ориентируются в пространстве, страдают плохой координацией, испытывают трудности при разучивании игр и танцев, так как движения рук и ног часто не -согласованы.  А нарушение артикуляционной моторики приводит к дефектному произношению, нечеткой  речи, что вызывает соответствующие трудности в работе над пением.  У детей с нарушением речи недостаточно развиты восприятие, внимание и памяти, поэтому наблюдаются проблемы с запоминанием  названий музыкальных произведений, текстов песен. У таких детей часто плохо развито дыхание: вдох и выдох слабые, часто дыхание прерывистое. У этих детей замедленно включение в деятельность недостаточная заинтересованность на занятиях.

Работа по музыкальному воспитанию детей в логопедических группах осуществляется на музыкальных занятиях, музыкально- логоритмических занятиях, на вечерах досуга, на праздниках, которые проводятся в детском саду, а так же на индивидуальных занятиях. В следствии этого музыкальное занятие состоит из следующих разделов: слушание музыки , пение, музыкально-ритмические движения, куда входят музыкально- ритмичесикие упражнения, танцы, хороводы, музыкальные игры и игра на детских музыкальных инструментах . Часто в занятия я включаю пальчиковую гимнастику, упражнения на дыхания и распевки на правильное произношение тех или иных звуков.

Пение для детей с нарушением речи является, как лечебным, так и учебным средством.  Пение способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения расширяет кругозор детей, нормализует дыхание, артикуляцию, звукообразование. Пение так же развивает речь, обогащает словарный запас и улучшает произношение. Дети во время пения не проглатывают окончание слов. Чтобы приступить к пению мы должны подготовить голосовой аппарат. Это делается при помощи специальных упражнений и распевок или маленьких песенок на развитие слуха , голос  и дыхания.

Что же дает нам слушание музыки на музыкальных занятиях? В этом разделе музыкального занятия мы знакомим детей с фольклором ,с произведениями русских и зарубежных композиторов. Воспитываем отзывчивость на музыку разного характера . Прививаем желание слушать музыку. Учим воспринимать контрастное настроение песни или инструментальной пьесы. Приучаем слушать детей музыки изобразительного характера, понимать ее содержание. Вокальная музыка более понятна для детей, единство текста и музыки помогает детям легче понять характер и ее содержание. При прослушивании музыки часто используются метод наглядно-зрительный, когда при прослушивании музыки используются картинки, игрушки, рисунки и т.д.. И наглядно- слуховой метод, когда музыкальный руководитель исполняет сам произведение или предлагает послушать это музыкальное произведение в записи. Так же в разделе слушания музыки, я часто включаю прослушивание и разбор песен , которые мы будем петь: (определяем характер песни, ее содержание, есть ли припев , вступление). При разучивании танца или игры, я так же обязательно прослушиваю с детьми музыку  и разбираю ее. При прослушивании музыки танцев я часто предлагаю использовать музыкальные движения (хлопки, притопы, качание рук и др.) , что способствует более легкому восприятию музыки и определению характера и темпа. Что бы дети могли дать полную характеристику прослушанному произведению, я задаю наводящие вопросы, так ка словарный запас у этих детей невелик.

Игра на детских музыкальных инструментах является одним из видов исполнительной деятельности детей, приобщает к совместному музицированию. Игра на детских музыкальных инструментах развивает внимание, память, умение слушать своего товарища, чтобы вовремя вступать и заканчивать произведение. Игра на шумовых детских музыкальных инструментах развивает координацию детей, а мелкую моторику хорошо развивают игра на таких музыкальных инструментах, как колокольчик, дудочка, беззвучное пианино, беззвучная балалайка.

Дидактические игры так же играют большое значение для речевого развития детей, такие игры как « Музыкальное лото» , « Отгадай какой инструмент играет».  Развивается фонематический слух  и тембровый слух. А игра «Сыграй ка я»- развивает ритм.

  Дети с нарушением речи чаще всего играют на металлофоне, ударных, шумовых инструментах в сопровождении фортепиано или фонограммы. Чем раньше ребенок воспринимает гамму  разнообразных впечатлений, чувственного опыта и музыкальных впечатлений ,  в музыкальной деятельности, тем более гармоничным, естественным и успешным будет развитие ребенка, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления.

Главное, чтобы процесс музыкальных занятий путем подбора яркой музыки, оригинальных движений , создаем игровых ситуаций, сюрпризных моментов вызывали у детей эмоциональный отклик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"

Материал содержит особенности развития детей с амблиопией и козоглазием на музыкальных занятиях. Перечисленны задачи решаемые на музыкальных занятиях, связанные со зрительной спецификой....

Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи

Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в образовательном процессе. Наряд...

Интегрированное музыкальное занятие в детском саду для детей старшего возраста - 21 декабря 2017 года

Совместная образовательгая деятельность педагогов в детском саду...

Перспективный план по лепке соленым тестом в средней группе детского сада для детей с нарушениями речи.

Перспективный план по лепке соленым тестом в средней группе детского сада  составлен с учетом возрастных особенностей детей, с учетом основных праздников и с учетом особенности соленого теста, по...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ДОСУГОВ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В  статье  освещается  вопрос  необходимости  использования логопедических досугов в дошкольном учреждении с детьми дошкольного возраста с нарушениями речевого развития....

Консультация для родителей "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"

Через музыкальное искусство ребенок с нарушением зрения осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах....

Коррекционная работа на музыкальных занятиях в детском саду с детьми с нарушениями зрения»

В статье дано описание новых подходов к музыкальному развитию детей , имеющих зрительную потологию....