ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ДОСУГОВ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Козлова Нина Сергеевна

В  статье  освещается  вопрос  необходимости  использования логопедических досугов в дошкольном учреждении с детьми дошкольного возраста с нарушениями речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ДОСУГОВ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Поиски новых эффективных форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, приводят многих логопедов к идее проведения логопедических досугов.

 Досуг – это комбинированная, достаточно сложная форма работы, включающая в себя отдых, развлечение, праздник, решающий образовательные и творческие задачи. Это одно из средств обучения, воспитания и социализации  ребенка.

Проведение речевых праздников и развлечений является важной формой работы логопеда в условиях введения ФГОС в дошкольном учреждении.

Практический опыт работы с детьми показывает, что любой досуг с элементами музыкально-театрально-игрового характера, а также физкультурно-оздоровительных элементов, вызывает у дошкольников интерес, способствует развитию мыслительной, речевой деятельности и физической активности.

Участие детей с речевыми нарушениями в логопедических досугах помогает им  раскрепостится, получить положительный опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит соблюдать правила совместных игр и действий, в игровой форме закрепляются полученные знания, умения и навыки.

В зависимости от содержания, досуговые мероприятия можно разделить на:

  • спортивно-игровые;
  • музыкально-игровые;
  • познавательно-речевые.

Логопедический досуг входит в группу познавательно-речевых досугов. На нем закрепляются и расширяются знания, полученные на коррекционных логопедических занятиях, а также занятиях воспитателей по развитию речи. Он также может включать в себя элементы спортивно-игрового и музыкально-игрового досуга, с элементами театрализации.

Логопедический досуг целесообразно проводить по окончании изучения лексической темы, для закрепления материала по обучению элементам грамоты, а также в конце учебного года  как итоговое мероприятие.

В среднем дошкольном возрасте длительность логопедического развлечения составляет 20-30 минут. В старшем дошкольном возрасте длительность досугового мероприятия может составлять 40 минут.

В подготовке и проведении логопедического досуга  принимают участие специалисты и педагоги ДОУ:

  • музыкальный руководитель (музыкальное сопровождение, формирование неречевых функций);
  • педагог по физической культуре (развитие моторных навыков, все виды упражнений на сочетание речи и движения, развитие ритмико-интонационных компонентов речи, дыхательные упражнения);
  • педагог – психолог (упражнения на релаксацию, ароматерапия, упражнения на развитие высших психических функций, упражнения на зрительно-моторную координацию, на развитие межполушарных  взаимодействий);
  • воспитатель (отработка звуков в связной речи, работа над темпом и ритмом речи, развитие мелкой моторики).

Важным направлением работы по организации логопедического развлечения является вовлечение родителей в деятельность.

Участие родителей может быть различным:

  1. Присутствие родителей на мероприятии в качестве гостя, зрителя. Это позволяет родителям увидеть и оценить личностные и речевые особенности своего ребенка.
  2. Участие родителей в подготовке досугового мероприятия. Родители закрепляют с ребенком речевой материал, заучивают текст и стихи, отрабатывают интонационную выразительность речи. Участвуют в создании костюмов, атрибутов и наглядных материалов для досуга.
  3. Непосредственное участие родителей в досуге. Позволяет родителям активно взаимодействовать со своим ребенком, совместно с ним решать коррекционные и познавательные задачи, а также почувствовать поддержку и единение друг с другом для достижения общих целей.

Досуговая форма проведения занятий в полной мере позволяет обеспечить оптимальные условия физического и нервно – психического развития, что обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.

Условно речевые развлечения можно классифицировать следующим образом:

  1. Театрализованные: игры — драматизации, различные театры (кукольный, теневой, плоскостной, театр игрушек) и др.;
  2. Познавательные: КВН, викторины по изученным лексическим темам, звукам и буквам.
  3. Спортивные: аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты;
  4. Литературно - музыкальные.

При организации речевых праздников, применяются средства эмоционального воздействия, такие как:

  • музыка, танцы: помогают создать атмосферу праздника;
  • стихи, загадки, поговорки, скороговорки: подбираются с учётом автоматизированных звуков, в соответствии с темой, должны быть короткими, чтобы не вносить скуку в праздник.
  • игры с элементами соревнований: выступают средством активизации детей.

Обязательными элементами развлечений являются:

Загадки обогащают речь, расширяют кругозор, развивают пытливость, внимание, память, помогают введению в речь детей новых звуков.

Шутки используются на празднике в перерывах между различными заданиями и играми.

Аттракционы подбираются с учётом возможностей детей. Здесь дети соревнуются в смекалке, ловкости, смелости.

Сюрпризы вызывают бурю эмоций, активизирует деятельность дошкольников. Это могут быть аудио - запись, письмо или телеграмма с просьбой о помощи, неожиданное появление на празднике сказочных персонажей, красиво оформленная коробка, посылка с сюрпризом.

Игра является важнейшим условием успешного воспитания развития ребенка. Об этом говорили такие известные педагоги и психологи, как К.Д.Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.

При планировании логопедических досугов стоит помнить:

  • что игра, это ведущая деятельность дошкольника;
  • что, прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей;
  • что игровая деятельность способствует расширению и углублению знаний получаемых детьми на занятиях;
  • что игра повышает интерес ребенка к занятию, способствует лучшему усвоению материала занятий.

Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития, она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования диалогической и монологической речью, обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи.

Игры включаются во все части развлечения. В речевые праздники и развлечения можно включить игры по формированию всех компонентов речи.

Для развития слухового внимания и речевого слуха используются игры «Тихо - громко», «Где звенит?», «Жмурки с голосом», «Угадай, чей голос», «Кто летит, (бежит, идёт, прыгает)?»

Для развития лексико - грамматического строя речи такие игры, как: «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Чего не стало?», «Назови ласково», «Мама - папа - дети?», «, «Похожие слова», «Подскажи слово», «Слово потерялось», «Узнай ошибку».

Игры по звуковой культуре речи: «Разбросай звуки», «Подружим звуки», «Выбери картинки со слогом…», «Подскажи конец слова», «Дополни слово», «Подскажи недостающий слог», «Какого слога не хватает», «Расколдуй слово», «Найди потерявшийся звук», «Назови пропущенный слог», «Слово в слове», «Слова – перевёртыши», «Слова длинные – короткие», «Найди домик для слова», «Отстучи слово», «Прохлопай, прошагай», «Звукоешка», «Маша и Миша».

Задания и игры для развития внимания и памяти:
«Какое слово потерялось», «Что изменилось?», «Чего (кого не стало)?», «Что прибавилось?»

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания: «Чья птичка дальше улетит?», «Надуй игрушку», «Подуй на пёрышко», «Листопад», «Задуй свечу», «Снегопад».

Также немаловажным является применение здоровьесберегающих технологий в логопедических досугах. Данная задача стоит перед педагогами в последнее время достаточно остро, ведь детей с речевой патологией трудно назвать здоровыми.

 Досуг позволяет:

  • использовать оздоровительные приемы (дыхательная, артикуляционная гимнастика, упражнения на укрепление осанки, глазной мышцы, профилактика плоскостопия);
  • проводить физкультминутки и динамические паузы с помощью педагога по физической культуре;
  • использовать упражнения на развитие мелкой моторики в сочетании с движением;
  • упражняться в расслаблении и использовать психотерапевтические методы при помощи психолога.

Такая нетрадиционная форма деятельности как логопедический досуг позволяет развивать у родителей и детей творческий потенциал, познавательную активность, коммуникативные умения.

Во время мероприятия, дети не только закрепляют знания и речевые навыки, приобретают опыт публичных выступлений, и т.д., но и  получают множество положительных эмоций.

Библиографический список

  1. Лапковская, В.П., Володькова Н.П. «Речевые развлечения в детском саду» [Текст] / В.П. Лапковская, Н.П. Володькова // – М.: Мозаика-синтез, 2008.
  2. Лебедева Л. В., Антохина Н. В., Козина И. В., Каушкаль О. Н. «Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы с дошкольниками в рамках реализации ФГОС» [Текст] /Л.В. Лебедева, Н.В. Антохина, И.В. Козина, О.Н. Каушкаль // Образование и воспитание. - 2015. - №2. - С. 82-86.
  3. Цуканова С.П., Бетц Л.П. «Речевые праздники и развлечения в детском саду» [Текст] /С.П. Цуканова, Л.П. Бетц // – М.: Гном и Д, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Статья предназначена для родителей и воспитателей, в ней рассказывается  о четырех видах музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, для развития речи....

Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи

Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в образовательном процессе. Наряд...

Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения

При организации коррекционно- педагогической работы с дошколь­никами, имеющими такие зрительные заболевания как косоглазие и амблиопия, необходимо обеспечить ее непрерывность и взаимосвязь с лечеб...

Моя статья "Взаимодействие в коррекционно - развивающей работе специалистов и воспитателей в детском саду для детей с нарушениями зрения и речи. Журнал "От А до Я". 2013год.

Статья посвящена вопросам коррекционно - развивающей работы с дошкольниками с нарушениями зрения и речи. Педагогический коллектив рассказывает о выработанных на практике принципах работы с детьми данн...

Перспективный план по лепке соленым тестом в средней группе детского сада для детей с нарушениями речи.

Перспективный план по лепке соленым тестом в средней группе детского сада  составлен с учетом возрастных особенностей детей, с учетом основных праздников и с учетом особенности соленого теста, по...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

«Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения»

Хрусталик глаза представляет собой прозрачную структуру внутри глазного яблока, он расположен сразу же за радужной оболочкой глаза. У хрусталика всего лишь одна функция фокусировать лучи света на...