ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ДОСУГОВ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В статье освещается вопрос необходимости использования логопедических досугов в дошкольном учреждении с детьми дошкольного возраста с нарушениями речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_logopedicheskih_dosugov_v_detskom_sadu_dlya_detey_s_narusheniyami_rechi.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ДОСУГОВ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Поиски новых эффективных форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, приводят многих логопедов к идее проведения логопедических досугов.
Досуг – это комбинированная, достаточно сложная форма работы, включающая в себя отдых, развлечение, праздник, решающий образовательные и творческие задачи. Это одно из средств обучения, воспитания и социализации ребенка.
Проведение речевых праздников и развлечений является важной формой работы логопеда в условиях введения ФГОС в дошкольном учреждении.
Практический опыт работы с детьми показывает, что любой досуг с элементами музыкально-театрально-игрового характера, а также физкультурно-оздоровительных элементов, вызывает у дошкольников интерес, способствует развитию мыслительной, речевой деятельности и физической активности.
Участие детей с речевыми нарушениями в логопедических досугах помогает им раскрепостится, получить положительный опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит соблюдать правила совместных игр и действий, в игровой форме закрепляются полученные знания, умения и навыки.
В зависимости от содержания, досуговые мероприятия можно разделить на:
- спортивно-игровые;
- музыкально-игровые;
- познавательно-речевые.
Логопедический досуг входит в группу познавательно-речевых досугов. На нем закрепляются и расширяются знания, полученные на коррекционных логопедических занятиях, а также занятиях воспитателей по развитию речи. Он также может включать в себя элементы спортивно-игрового и музыкально-игрового досуга, с элементами театрализации.
Логопедический досуг целесообразно проводить по окончании изучения лексической темы, для закрепления материала по обучению элементам грамоты, а также в конце учебного года как итоговое мероприятие.
В среднем дошкольном возрасте длительность логопедического развлечения составляет 20-30 минут. В старшем дошкольном возрасте длительность досугового мероприятия может составлять 40 минут.
В подготовке и проведении логопедического досуга принимают участие специалисты и педагоги ДОУ:
- музыкальный руководитель (музыкальное сопровождение, формирование неречевых функций);
- педагог по физической культуре (развитие моторных навыков, все виды упражнений на сочетание речи и движения, развитие ритмико-интонационных компонентов речи, дыхательные упражнения);
- педагог – психолог (упражнения на релаксацию, ароматерапия, упражнения на развитие высших психических функций, упражнения на зрительно-моторную координацию, на развитие межполушарных взаимодействий);
- воспитатель (отработка звуков в связной речи, работа над темпом и ритмом речи, развитие мелкой моторики).
Важным направлением работы по организации логопедического развлечения является вовлечение родителей в деятельность.
Участие родителей может быть различным:
- Присутствие родителей на мероприятии в качестве гостя, зрителя. Это позволяет родителям увидеть и оценить личностные и речевые особенности своего ребенка.
- Участие родителей в подготовке досугового мероприятия. Родители закрепляют с ребенком речевой материал, заучивают текст и стихи, отрабатывают интонационную выразительность речи. Участвуют в создании костюмов, атрибутов и наглядных материалов для досуга.
- Непосредственное участие родителей в досуге. Позволяет родителям активно взаимодействовать со своим ребенком, совместно с ним решать коррекционные и познавательные задачи, а также почувствовать поддержку и единение друг с другом для достижения общих целей.
Досуговая форма проведения занятий в полной мере позволяет обеспечить оптимальные условия физического и нервно – психического развития, что обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.
Условно речевые развлечения можно классифицировать следующим образом:
- Театрализованные: игры — драматизации, различные театры (кукольный, теневой, плоскостной, театр игрушек) и др.;
- Познавательные: КВН, викторины по изученным лексическим темам, звукам и буквам.
- Спортивные: аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты;
- Литературно - музыкальные.
При организации речевых праздников, применяются средства эмоционального воздействия, такие как:
- музыка, танцы: помогают создать атмосферу праздника;
- стихи, загадки, поговорки, скороговорки: подбираются с учётом автоматизированных звуков, в соответствии с темой, должны быть короткими, чтобы не вносить скуку в праздник.
- игры с элементами соревнований: выступают средством активизации детей.
Обязательными элементами развлечений являются:
Загадки обогащают речь, расширяют кругозор, развивают пытливость, внимание, память, помогают введению в речь детей новых звуков.
Шутки используются на празднике в перерывах между различными заданиями и играми.
Аттракционы подбираются с учётом возможностей детей. Здесь дети соревнуются в смекалке, ловкости, смелости.
Сюрпризы вызывают бурю эмоций, активизирует деятельность дошкольников. Это могут быть аудио - запись, письмо или телеграмма с просьбой о помощи, неожиданное появление на празднике сказочных персонажей, красиво оформленная коробка, посылка с сюрпризом.
Игра является важнейшим условием успешного воспитания развития ребенка. Об этом говорили такие известные педагоги и психологи, как К.Д.Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.
При планировании логопедических досугов стоит помнить:
- что игра, это ведущая деятельность дошкольника;
- что, прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей;
- что игровая деятельность способствует расширению и углублению знаний получаемых детьми на занятиях;
- что игра повышает интерес ребенка к занятию, способствует лучшему усвоению материала занятий.
Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития, она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования диалогической и монологической речью, обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи.
Игры включаются во все части развлечения. В речевые праздники и развлечения можно включить игры по формированию всех компонентов речи.
Для развития слухового внимания и речевого слуха используются игры «Тихо - громко», «Где звенит?», «Жмурки с голосом», «Угадай, чей голос», «Кто летит, (бежит, идёт, прыгает)?»
Для развития лексико - грамматического строя речи такие игры, как: «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Чего не стало?», «Назови ласково», «Мама - папа - дети?», «, «Похожие слова», «Подскажи слово», «Слово потерялось», «Узнай ошибку».
Игры по звуковой культуре речи: «Разбросай звуки», «Подружим звуки», «Выбери картинки со слогом…», «Подскажи конец слова», «Дополни слово», «Подскажи недостающий слог», «Какого слога не хватает», «Расколдуй слово», «Найди потерявшийся звук», «Назови пропущенный слог», «Слово в слове», «Слова – перевёртыши», «Слова длинные – короткие», «Найди домик для слова», «Отстучи слово», «Прохлопай, прошагай», «Звукоешка», «Маша и Миша».
Задания и игры для развития внимания и памяти:
«Какое слово потерялось», «Что изменилось?», «Чего (кого не стало)?», «Что прибавилось?»
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания: «Чья птичка дальше улетит?», «Надуй игрушку», «Подуй на пёрышко», «Листопад», «Задуй свечу», «Снегопад».
Также немаловажным является применение здоровьесберегающих технологий в логопедических досугах. Данная задача стоит перед педагогами в последнее время достаточно остро, ведь детей с речевой патологией трудно назвать здоровыми.
Досуг позволяет:
- использовать оздоровительные приемы (дыхательная, артикуляционная гимнастика, упражнения на укрепление осанки, глазной мышцы, профилактика плоскостопия);
- проводить физкультминутки и динамические паузы с помощью педагога по физической культуре;
- использовать упражнения на развитие мелкой моторики в сочетании с движением;
- упражняться в расслаблении и использовать психотерапевтические методы при помощи психолога.
Такая нетрадиционная форма деятельности как логопедический досуг позволяет развивать у родителей и детей творческий потенциал, познавательную активность, коммуникативные умения.
Во время мероприятия, дети не только закрепляют знания и речевые навыки, приобретают опыт публичных выступлений, и т.д., но и получают множество положительных эмоций.
Библиографический список
- Лапковская, В.П., Володькова Н.П. «Речевые развлечения в детском саду» [Текст] / В.П. Лапковская, Н.П. Володькова // – М.: Мозаика-синтез, 2008.
- Лебедева Л. В., Антохина Н. В., Козина И. В., Каушкаль О. Н. «Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы с дошкольниками в рамках реализации ФГОС» [Текст] /Л.В. Лебедева, Н.В. Антохина, И.В. Козина, О.Н. Каушкаль // Образование и воспитание. - 2015. - №2. - С. 82-86.
- Цуканова С.П., Бетц Л.П. «Речевые праздники и развлечения в детском саду» [Текст] /С.П. Цуканова, Л.П. Бетц // – М.: Гном и Д, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Статья предназначена для родителей и воспитателей, в ней рассказывается о четырех видах музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, для развития речи....
Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи
Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в образовательном процессе. Наряд...
Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения
При организации коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими такие зрительные заболевания как косоглазие и амблиопия, необходимо обеспечить ее непрерывность и взаимосвязь с лечеб...
Моя статья "Взаимодействие в коррекционно - развивающей работе специалистов и воспитателей в детском саду для детей с нарушениями зрения и речи. Журнал "От А до Я". 2013год.
Статья посвящена вопросам коррекционно - развивающей работы с дошкольниками с нарушениями зрения и речи. Педагогический коллектив рассказывает о выработанных на практике принципах работы с детьми данн...
Перспективный план по лепке соленым тестом в средней группе детского сада для детей с нарушениями речи.
Перспективный план по лепке соленым тестом в средней группе детского сада составлен с учетом возрастных особенностей детей, с учетом основных праздников и с учетом особенности соленого теста, по...
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...
«Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения»
Хрусталик глаза представляет собой прозрачную структуру внутри глазного яблока, он расположен сразу же за радужной оболочкой глаза. У хрусталика всего лишь одна функция фокусировать лучи света на...