Консультация для родителей "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Алейникова Наталья Васильевна

Через музыкальное искусство ребенок с нарушением зрения осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения»

                              Музыкальный руководитель:

Алейникова Наталья Васильевна

          Музыкальное искусство занимает важное место в системе воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребёнка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно- направленном процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Музыкальное искусство является источником новых позитивных переживаний ребёнка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Через музыкальное искусство ребёнок с нарушением зрения осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образа.

       Содержание музыкального занятия зависит от характера нарушения зрения и обусловленных им особенностей в развитии ребёнка. Нарушение зрительных функций, влечёт за собой отклонения в речевой, двигательной, психической сферах. Большинство детей, страдающих косоглазием и амиопией, плохо ориентируются в пространстве, у многих детей замедленные двигательные реакции, дети заторможены, вялы. Другие дети наоборот перевозбуждены, двигательно беспокойны. Наличие физического недостатка вызывает у детей переживания по поводу своей неполноценности, что накладывает отпечаток на развитие личности, задерживая развитие ребёнка. Наша важнейшая задача всеми средствами музыкального, художественно-эстетического, познавательного воспитания  адаптировать ребёнка в окружающем его мире и естественно воспринимать этот недостаток (ношение очков, акклюзия).

        С самого раннего детства дети очень чутко реагируют на музыку. Она является для малышей важнейшим элементом психологического комфорта. Поэтому так важно создать на музыкальном занятии атмосферу радости. Отношения с детьми строятся на партнёрстве, уважения личности ребёнка. Музыкальные занятия проводятся в игровой форме. Они дают ребёнку радость, вызывают у него интерес, отвлекают от проблем, связанных со зрительной депривацией, также применение специальных коррекционных упражнений позволяет развивать зрительный анализатор.

На музыкальных занятиях необходимо ставить перед детьми понятные и доступные выполнению цели. Главной задачей является: обеспечение безопасности ребёнка при передвижении в пространстве и действий в нём.

        Ориентировка в пространстве – одна из труднейших проблем, входящих в сферу адаптации детей с нарушением зрения. Коррекция недостатков детей в развитии пространственной ориентировки и координации движений берётся в основу занятий с детьми над ритмическими  движениями, что позволяет решить некоторые  задачи по коррекции зрения. Причём, прежде чем вводить музыкально-ритмические упражнения, стараюсь изучить особенности зрения каждого слабовидящего ребёнка, состояние его здоровья и его двигательные возможности. Важную роль в работе музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения играет взаимосвязь с учителями-дефектологами, логопедами, офтальмологом, воспитателями. Вместе с ними он определяет коррекционные задачи, которые необходимо решить в процессе музыкальных занятий.

   Музыкальные занятия преследуют и дополнительные задачи, связанные со спецификой нашего контингента – это коррекция вторичных нарушений:

-развитие движений;

-развитие координации движений;

-развитие ритмического чувства;

-развитие ориентировки в пространстве;

-развитие быстроты реакции;

-развивать произвольность психических процессов;

-развивать эмоционально-волевую сферу;

- развивать тормозные процессы;

- развивать личностные качества;

- развивать представления об окружающем мире;

  Серия игр и упражнений, решают задачи по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения, позволяют повысить двигательную активность, поддерживают интерес к выполнению задания.

Необходимое оборудование: сетка, прищепки, тематические карточки.

    “Жмурки с прищепками”.

Цель: развитие мелкой моторики, координации сил пальцев, ориентировки.

Один ребёнок прикрепляет прищепки на самом себе на одежду, другой – голящий, с закрытыми глазами ищет их и снимает.

    “Быстрые пальчики”.

Цель: развитие мелкой моторики, координация силы пальцев.

Играют 4–6 детей (2–3 – команды по 2 игрока в каждой). По сигналу ведущего один игрок начинает и заканчивает прикреплять прищепки на другого игрока. Затем ребёнок, на котором прикреплены прищепки, сам снимает их и считает. “Быстрые пальчики” считаются у той команды, которая больше набрала прищепок.

    “Собираем урожай”.

Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительных функций, классификация овощей и фруктов, пропедевтика упражнение из различных исходных положений.

Ребёнок снимает с сетки карточки с изображениями фруктов (овощей), выполняет задания из разных положений (стоя на коленях, стоя на правой (левой) ноге, лёжа на животе).

    “Бабушкины помощники”.

Тема: овощи – фрукты.

Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительной функции, классификация овощей и фруктов по форме (продолговатая и круглая).

Детям предлагают помочь бабушке собрать и разложить урожай по блюдам. Одному ребёнку дают поднос продолговатой формы, другому – тарелку круглой формы. Они снимают с сетки карточки с изображением овощей и фруктов соответствующей форме их посуды.

      “Собираем букет из цветов”.

Тема: цветы, деревья.

Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики, ориентировки, упражнение в выделении лишнего предмета (по цвету, по форме, по размеру, по названию).

Ребёнок находит на сетке (по словесно инструкции вверх левом углу, в нижнем правом, в центре и т.д.) из 4-х картинок с изображением цветов одну лишнюю и снимают с сетки, собирает свой букет цветов.

      “Весенний (осенний) веночек”.

Тема: цветы, листья.

Цель: зрительное внимание, пропедевтика упражнений из разных исходных положений, повышение двигательной активности детей, выкладывание веночка в определенной последовательности (по образцу)

Ребёнок продолжает закреплять на сетке цветы (листья) в определенной последовательности (по образцу) т.е. плести веночек. Выполняет из разных исходных положений: стоя на носках, стоя на коленях, лежа на животе, стоя на одной ноге.

     “Соберем автомобиль”.

Тема: транспорт.

Цель: собрать и сложить из геометрических фигур по образцу целое изображение (грузовую машину), развивать зрительные функции.

Ребёнок рассматривает схему грузовой машины (образец из геометрич.фигур). На сетке (заводе) висят геометрич.фигуры (детали на 2–3 – больше, чем необходимо по образцу) ребёнок отправляется “на завод” и набирает необходимые детали для сборки машины (можно собрать самолет, корабль, легковой автомобиль).

     “Знатоки транспорта”.

Тема: транспорт.

Цель: развивать зрительное внимание, мелкую моторику, классификация транспорта по назначению.

Карточки с изображением транспорта (варианты в цветовом изображении, в контурном, в силуэтном) висят на сетке (верхняя часть – воздушный транспорт, средняя часть сетки – наземный транспорт, нижняя часть сетки – водный транспорт). “Самоделкин” готовится к поступлению в школу “Водителей всех видов транспорта” ребёнок проверяет правильно ли “Самоделкин” сдал экзамен, находит ошибки и исправляет их.

      “Что движется быстрее?”

Тема: транспорт.

Цель: развитие зрительной функции, зрительного пространственного ориентирования, повышение двигательной активности, выделение транспорта по скорости движения.

Ребёнок выбирает карточки со стола с изображением транспорта в зависимости от скорости его движения (от самого медленного до самого быстрого) – велосипед, машина, самолет, ракета и т.п. Карточки берет по одной и располагает на сетке снизу вверх

Варианты: расстояние от стола к сетке ребенок прыгает на 2-х ногах, на 1-й ноге, возвращается спиной вперед.

       “Помоги маме развесить бельё”.

Цель: Развитие согласованности деятельности рук детей, тренироваться прикреплять предмет (одежду кукол) на вертикальную сетку, развитие пространственной ориентировки.

У ребёнка в одной руке прищепка, в другой – один предмет одежды кукол, он “прикрепляет” (развешивает) его на сетке.

Варианты: упражняться в квалификации – одежда для мальчиков, для девочек; головные уборы; зимняя – летняя одежда. Кто быстрее; в любом месте на сетке; как можно выше (ниже); на среднем уровне; в правой (левой) части сетки…

       “Ветерок”.

Цель: Учить выполнять дыхательные упражнения.

Ребёнок переходит на противоположную сторону сетки и дует на любую карточку, располагаясь прямо перед ней. Силой воздушного потока ребёнку необходимо отклонить карточку от вертикали и увидеть, что на ней изображено. (можно менять исходное положение: стоя на коленях, стоя, лёжа; регулировать силу воздушного потока – один вдох, три выдоха).

  “Волшебная палочка”. 

Цель: Развитие глазомера, координация движений.

Карточки висят на сетке другой стороной, ребёнок должен перевернуть карточку палочкой и увидеть, что на ней изображено (выполнять можно с определённого расстояния, из разных положений).

        “Собери картинку”.

Цель: Собрать и составить из частей целое изображение.

Ребёнку предлагается целая картинка для запоминания. На сетке висят части такой же картинки и несколько лишних. Ребёнку необходимо выбрать нужные части и собрать целую картинку.

      “Забавное зеркало”.

Цель: Выполнение гимнастических упражнений в сочетании со зрительной гимнастикой.

Выполняется в паре. Дети располагаются друг против друга (сетка между ними). Один – ведущий, другой – ведомый. Ведомый непрерывно стремится зеркально воспроизвести движения ведущего. (Можно с предметами в руках: кубики, флажки, кегли).

      “Доставалочка”.

Цель: Тренировать мышцы спины, рук, туловища, шеи, соизмерять расстояния между выбранными карточками с размахом своих рук.

Ребёнок находит на сетке такие карточки, расстояние между которыми соответствует максимальному расстоянию между ладонями (пальцами) вытянутых в сторону рук. Ребёнок сначала зрительно выбирает на сетке две карточки, затем подходит и прикладывает к ним руки (выполняется 3 раза – с наклоном влево (вправо), в основной стойке). Продолжительность растягивания рук 3–4 секунды.

  Перечисленные игры-упражнения – это фрагменты из разных занятий по развитию зрительного восприятия с использованием сетки и прищепок, которые позволили повысить двигательную активность для детей с нарушением зрения.

   Преодоление недостатков психофизического развития средствами музыкально-эстетического воспитания и составляет одну из главных наших задач. В процессе музыкальной деятельности ребёнок постепенно приобретает музыкальный опыт. Как хочется надеяться, что он откроет для себя этот удивительный мир музыки, который может рассказать ему о  многом: о красоте чувств, о переживаниях, мыслях, о яркости эмоций. Ведь музыка может помочь рассказать нам о красоте нашего большого мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"

Материал содержит особенности развития детей с амблиопией и козоглазием на музыкальных занятиях. Перечисленны задачи решаемые на музыкальных занятиях, связанные со зрительной спецификой....

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Музыкальная  НОД в детском саду для детей со зрительной патологией строится на основе базовой программы воспитания в детском саду, но с учетом своеобразия психофизического развития детей. Большое...

Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"

Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом  в работе с детьми со зрительной патологией....

Особенности коррекционной работы учителя – логопеда в условиях специализированного детского сада для детей с нарушением зрения

Представлен опыт взаимодействия специалистов, использования игр в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду для детей с ОВЗ (нарушения зрения и речи)....

Взаимосвязь педагогической коррекции и лечебно- восстановительной работы в детском саду для детей с нарушением зрения.

Рассмотрены параллели проводимого аппаратного лечения и педагогической работы с детьми...

Взаимосвязь лечебно-восстановительной работы и педагогической коррекции в детском саду для детей с нарушением зрения.

Основная цель– оказание комплексной (медицинской и педагогической) помощи детям, необходимой  им для повышения зрения, полноценного   общения с окружающим миром и адаптации в общество н...

Коррекционная работа на музыкальных занятиях в детском саду с детьми с нарушениями зрения»

В статье дано описание новых подходов к музыкальному развитию детей , имеющих зрительную потологию....