Приёмы работы с календарём «УСПЕХ»
консультация на тему

Алексеева Валентина Анатольевна

Одной из форм совместной деятельности взрослых и детей предполагающей сотрудничество   является пособие «Успех. Календарь» (Н.В. Федина, С.П.Максимова).

Выражаю благодарность Соломеиной Т. Г., старшему воспитателю МКДОУ «Сосновский детский сад», за оказанную помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_raboty_s_kalendaryom.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с «Успех. Календарём» является одной из форм сотрудничества взрослых и детей в совместной деятельности. Она стимулирует развитие детского воображения и творческих способностей, развивает умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, способствует развитию пространственных и временных ориентировок, а также помогает детям приобрести первичные представления о российских и международных праздниках.

«Успех. Календарь»  дополнен большим количеством ярких иллюстраций, что способствует развитию познавательного интереса у ребят.

 Календарь  состоит из 12 листов, фишек с изображением символов праздников (на магнитной основе) и методических рекомендаций. Дни месяца на плакатах-листах Календаря представлены не в виде привычной календарной сетки, а как игровая дорожка, движение по которой символизирует ход времени, «проживание детьми дней, недель, месяцев года.

На каждом плакате-листе Календаря изображены основные признаки не только соответствующего времени года, но и каждого месяца по направлениям: «Мир неживой природы», «Мир растений», «Мир животных», «Мир людей». Дни недели изображены разными геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, многоугольник, ромб).

«Успех. Календарь» выполняет следующие  функции: ежедневного организационного момента, способствующего подготовке детей к восприятию образовательного материала и положительному отношению к нему;

 Ежедневное использование календаря способствует решению задач психолого-педагогической работы:

  1. Развивает мотивацию    к образовательной деятельности.
  2. Развивает психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.
  3. Развивает творческие способности (содействует проявлению созидательной и творческой активности детей, в том числе в процессе интерактивной работы с Календарем).

Внесение календаря – плаката:  

  1. Первоначальное  рассматривание:
  • «Что за чудная дорожка? Не тропинка, не шоссе. Вся она как змейка вьётся. Состоит из… дети договаривают: «из геометрических фигур».Дид. упр-е «Назови, не ошибись» (дети перечисляют геометрические фигуры на «игровой дорожке времени»). Сколько фигур желтых? А сколько оранжевых? Почему? Подводим детей к мысли, что желтые фигуры – «будни – рабочие дни», а оранжевые – «выходные».
  • «Внимательно посмотри – время года назови». Закрепление признаков времени года, изображенных на календаре – плакате.
  • Отправляемся в путешествие – выбираем подходящий по сезону вид транспорта: «Я хотел бы поехать на… потому что…»
  1. Рассматривание фишек с изображением символов – праздников. Вместе с детьми  отбираем  символы, относящиеся к праздникам в конкретном месяце.  Коротко беседуем с детьми о предстоящем празднике. Устанавливаем фишки с символом праздника на конкретный день месяца.
  2. Дидактическое упражнение «Посчитай» (Сколько дней осталось до праздника).
  3. Внесение фишки – пустышки «Ура! Сегодня у меня день рождения у Саши!»
  4. Моделирование препятствий и опасности, которые могут встретиться на пути, придумывание различных смешных ситуаций.  Наклеивание соответствующего изображения.
  5. Сравнение плакатов между собой. Нахождение сходство и отличие. Дид. упражнение «Что было, что будет?»
  6.  Дополнение календаря – плаката результатами собственных наблюдений «Мы сегодня наблюдали что увидели (удивило) – то зарисовали!» (на календарь помещаем небольшие рисунки детей с изображением дождя, снега, червяка…)

Приёмы работы с календарём со старшими дошкольниками:

1 этап. Определение состава картин.

Обязательно: земля – небо.

Может быть для старших: близко – далеко,  слева – справа

Дорожка:  предыдущий - следующий

Пользование термином  «объект»

  • Перечисление объектов,
  • Моделирование объектов,
  • Группировка по заданному признаку,
  • Обобщение  объектов,

Рефлексия (когда смотришь на картину, надо выделить объекты)

  • Кто больше предметов увидит на картине?
  • Кто самый внимательный?
  • Охота за подробностями  - наводим подзорную трубу и видим…

2 этап. Установление взаимосвязей между  объектами  на картине.

Волшебник  «Объединяй»  (- Мы с вами разобрали картину на множество объектов.  Пришёл волшебник Объединяй (может быть, это художник) и объединил объекты)  (Мальчик и валенки – мальчику тепло в валенках)

Алгоритм:

  • Выделение 2-х объектов,
  • Обоснование связей между ними,
  • Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины,
  • Рефлексия.

3 этап. Восприятие разными органами чувств картины.

Послушаем: как падают снежинки, как хрустит снег под ногами,  шаги человека, шелест листвы, шорох  ползущего червяка, хруст веток, упавших с дерева…

что громче звучит? Что ещё может звучать на картине?

Ощущаем лицом, руками (тактильные ощущения): ветер, ветерок, листочек задел лицо, пролетая мимо, бабочка села на голову, снял валенки – ощущаю холод, ощущаю тепло руками в шерстяных варежках, когда я трогаю ветки руками, ощущаю… если поглажу белочку, ощущаю…

Осязание – понюхаем: я чувствую запах свежести от морозного воздуха, запах духов от девочки, приятный запах цветов, запах прелой листвы и др.

Алгоритм работы:

  1. Вхождение в картину,
  2. Выбор органа чувств,
  3. Речевая зарисовка ощущений.

4 этап. Составление загадок и метафор по картине (действия, цвет, форма, размер, части, специфические характеристики)

 Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок:

  1. Выбор объекта,
  2. Выбор модели загадки,
  3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами,
  4. Выбор наиболее удачных сравнений,
  5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как…, но не…»

5 этап. Преобразование объектов во времени

Объекты растительного мира – преобразование по линии изменения времён года,

объекты животного мира – преобразование в рамках суток,

объекты рукотворного мира – с момента появления до вторичного использования.

Выбирается объект, описывается его состояние в настоящее время, затем кем или чем был в прошедшем времени, кем или чем или каким будет в будущем.

Выбранный объект необходимо схематизировать отдельно на доске  (листке) со стрелками влево – вправо. Придумать название рассказа-фантазии.

6 этап. Описание местонахождения объектов на картине.

Пространственная ориентировка. Переносить ориентировки 2-х мерного пространства в трёхмерное.

2-х мерное:

В левом верхнем углу,          вверху,                   в правом верхнем углу

Слева,                                      в центре,                справа

В левом нижнем углу,            внизу,                    в правом нижнем углу

3-х мерное:

Сзади  (чего-либо),    впереди,   ближе – дальше,   около,  между,  за,  перед.

7 этап. Составление рассказов от лица разных объектов.

Перевоплощаться, составлять связный рассказ от первого лица.

Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь, опиши свои чувства и эмоции (грустный – весёлый, радостный – печальный), черты характера (добрый – злой, трудолюбивый – ленивый,  вежливый – грубый, умный – глупый).

Как проявляются эти чувства и характер: улыбается, помогает…, кричит, шепчет…

Брать на себя роль части объекта (для старших детей)  Например: глаза мамы-кошки.

От простых эмоциональных характеристик (добрый – злой) к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…)

2 формы организации:

- коллективная: вся группа составляет рассказ от лица одного героя;

- подгрупповая: одна подгруппа про весёлого мальчика, другая про грустного;

- индивидуальная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ХОРОШАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА - УСПЕХ РУКОВОДИТЕЛЯ.

В последние годы идет серьезное реформирование образования в стране, не составляет исключение и дошкольное воспитание. Определены его концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права р...

Методическая разработка по использованию цветной непряденой шерсти в работе с детьми. Материалы и приёмы работы.

Для создания картин из шерсти мы используем, главным образом, цветную непряденую шерсть. Но это не единственный необходимый материал. Раз мы делаем картину, значит, нам нужна и рама для неё. Обы...

Приёмы работы по профилактике оптической дисграфии в работе с детьми с ОВЗ

В статье представлен опыт работы по профилактике дисграфии....

Презентация опыта работы на "Лесенку успеха" 2019г.

Островок детства…. Это тот островок, где ребенок живчик! Где ребенок  подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник и манипулятор, использующий любые промахи взрослы...

Использование сказок в работе с детьми. Методические приёмы работы со сказками.

Сказка - это волшебный мир куда попадает реденок. Задача родителей и педагогов - создать все условия, чтоб ребенку в этом мире было интерессно....

Консультация «Организация работы с календарём природы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста».

Одним из основных методов работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по формированию представлений об окружающем мире, в том числе о мире природы является – систематическое наблюде...