Консультация «Организация работы с календарём природы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста».
консультация (средняя группа)

Слесарева Екатерина Михайловна

Одним из основных методов работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по формированию представлений об окружающем мире, в том числе о мире природы является – систематическое наблюдение за природой ближайшего окружения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Организация работы с календарём природы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста».

Одним из основных методов работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по формированию представлений об окружающем мире, в том числе о мире природы является – систематическое наблюдение за природой ближайшего окружения. Но возрастные особенности детей данного дошкольного возраста таковы, что память дошкольников находится лишь в стадии развития, кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому детям сложно в полной мере запомнить и понять те явления, события и изменения, которые происходят в природе, особенно длительно происходящие по времени. Кроме того, у детей данного возраста наглядно-образное мышление, а это значит, что дети познают мир посредством операций с наглядными образами, поэтому все наблюдаемые длительно происходящие явления, события и закономерно протекающие изменения, которые дети наблюдают в природе необходимо фиксировать с помощью наглядных средств, для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены и использованы в нужный момент. Большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Что значит моделировать: переводить наблюдаемый объект, явление, событие, изменения в графическое (то есть наглядное) изображение. Одним из видов модели в уголке природы является календарь природы. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.

   Можно выделить 3 вида календарей, отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание наиболее частых наблюдений:

1. Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе.

2. Календарь наблюдений за птицами.

3. Календарь (дневник) наблюдений за ростом и развитием объектов живой природы (растения, животные живого уголка).

    В младшем и среднем дошкольном возрасте только начинается формирование навыков регистрации наблюдаемых явлений в календаре природы. Обучение следует начинать с самого простого, а именно с использования готовых форм. Готовыми формами могут быть: картинки или фотографии, цветные рисунки, зарисовки, сделанные педагогом, объёмное изображение объекта или игрушка, циферблаты, на которых необходимо перевести стрелку на нужное изображение, листы бумаги с прорезями, в которые вставляют плоские фигурки, изображающие объект.

 Способ использования готовых форм подразумевает не самостоятельную работу детей, а узнавание объекта (явления) с помощью тех наглядных материалов, которые демонстрирует педагог, то есть выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных. Все готовые формы изготовляет сам педагог.

        А теперь я предлагаю рассмотреть виды календарей подробнее.

1 вид: Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе. Состоит из 4 частей: - изображение текущего времени года;

- изображение типичных для текущего времени года погодных явлений;

- использование дидактического дерева;

- человек.

Рассмотрим использование календаря данного вида в младшем дошкольном возрасте:

 - текущее время года в младшем возрасте может быть отображено отдельной яркой сюжетной картинкой с изображением наиболее ярких примет и действий детей в текущее временя года или циферблатом. По всему циферблату укрепляются картинки - символы, изображающие приметы времён года, которые должны быть простыми, понятными и знакомыми детям Зима – снеговик, Осень – жёлтый лист, Лето – солнышко, Весна – сосулька;

 - календарь наблюдений за сезонными изменениями природы для детей 3-4 лет – это набор пиктограмм, схематических образов отдельных явлений неживой природы, типичных для текущего времени года (облаков, солнца, радуги, дождя, грозы, снега, ветра). Педагог сам делает набор схем-пиктограмм и знакомит с ними детей. Каждое явление в младшем возрасте наблюдается отдельно. Наблюдения проводятся ежедневно. Вернувшись с улицы, дети находят нужную картинку погодного явления, которое они наблюдали и помещает её в кармашек, прорезь или переводит стрелочку на циферблате, в зависимости от того какую готовую форму данного типа календаря использует педагог;

 - использование дидактического дерева в младшей и средней группе, может быть стационарным изображением на стене в уголке природы или набором готовых картинок с изображением одного и того же дерева в разных сезонных состояниях (в начале, середине и конце определённого времени года) и в двух вариантах: на ветру т в безветренную погоду;

- для обозначения тепла и холода с детьми младшей группы используется игровой приём с дидактической куклой с набором одежды на все сезоны. Перед выходом на прогулку дети с помощью педагога одевают куклу по сезону и ставят её в календарь природы.

  В среднем дошкольном возрасте содержание календаря данного типа усложняется.

- текущее время года в среднем возрасте также может быть также отображено отдельной яркой сюжетной картинкой с изображением примет текущего времени года или циферблатом;

- календарь наблюдений за сезонными изменениями природы для детей 4-5 лет остаётся набором пиктограмм, схематических образов отдельных явлений неживой природы, но добавляются новые (туман, снегопад, метель, ветерок, сильный ветер). С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду). В листе наблюдений уже нужно иметь 2-3 кармашка, на циферблате 2 стрелочки разного размера;

- для обозначения тепла и холода используют Д/и «Одень куклу» с картонной куклой и набором одежды по сезонам. Также в календаре располагают набор сюжетных картинок или фотографии с изображением деятельности детей в текущее время года, которые дети должны выбрать и вставить на магнитную доску, в прорези или кармашки.

   2 вид календаря – это календарь наблюдений за птицами. Методика работы с данным видом календарей дошкольников разных возрастных групп разработана С.Н. Николаевой. Главным содержанием календаря наблюдений за птицами в младшей и средней группе является состав птиц, знакомство с которыми соответствует возрасту детей (воробей, ворона, голубь, синица, снегирь). Заполнение календаря позволяет детям младшей и средней групп познакомиться с многообразием птиц, особенностями их внешнего облика и поведения. Ежедневная процедура моделирования наблюдений за птицами в младшей группе включает следующие действия детей : понаблюдать за птицами на прогулке совместно с педагогом, поместить картинки с изображением птиц в кармашки или на дидактическое дерево, перевести стрелку на циферблат с нужной картинкой, поставить фигурки птиц в прорези на панно с кормушкой или поместить игрушки-птицы на уменьшенную копию реальной кормушки. Для дошкольников средней группы усложняется содержание календаря, вводятся новые виды птиц и создаётся модель с содержанием большего объёма (картинка с прорезями с изображением дерева, земли, неба и кормушки). Дети вставляют фигурки птиц в прорези на кормушке, под ней, на дереве и в небе, что реально отражает разноплановый характер наблюдений.

   3 вид календаря – календарь (дневник) за ростом и развитием за объектами живой природы. В зимне-весеннее время в младшей и средней группе детского сада создаётся «огород на окне». Под руководством педагога дети младшей группы выращивают лук, редис, зелень для подкормки обитателей «живого уголка». Для детей средней группы подбираются растения, выращивание которых требует несколько больших усилий: томаты, огурцы, горох, петрушка, укроп. После появления всходов дети наблюдают за развитием растений, ухаживают за рассадой под контролем педагога. Всю проводимую работу нужно сочетать в ведением дневника наблюдений за растениями. Дневник наблюдений за растениями – графическая модель, которая отражает динамику роста и развития объектов живой природы (растений) в определённых условиях внешней среды. С помощью дневника наблюдений можно моделировать:

- процесс роста и развития любого растения (грунтового или комнатного), выращиваемого вегетативным способом или из семян, но имеющего относительный быстрый рост и непродолжительный период развития;

- условия внешней среды, необходимые для роста и развития растений ( вода, почва, тепло) с использованием экспериментальной деятельности (со средней группы).

 Основные компоненты дневника наблюдений за растениями в младшей и средней группе:

 1. ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ (Соответствует возрастным особенностям детей, ставит и записывает сам педагог). Например: сформировать представление о том, что из семени может появиться новое растение, понаблюдать за процессом роста гороха.

 2. ФИКСАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ  (Использование готовых форм и изобразительных способов фиксации наблюдений).

 3. ВЫВОД (Формулирует и записывает сам педагог). Например: для роста и развития растений нужна вода.

    Фиксация наблюдений за ростом и развитием растений осуществляется разными способами.  С помощью цветных картинок или схематических зарисовок, которые делает сам педагог. С помощью фотографий, которые отражают рост и развитие растения, а также трудовые действия педагога и детей по уходу за ним. Фотографирование является очень ценным способом фиксации наблюдений, так как точно передаёт особенности наблюдаемого объекта. Полученные фотографии, как и рисунки, наклеивают на лист бумаги, или помещают в альбом, формируют «гармошку». Со средней группы вводится самый простой способ из изобразительных способов фиксации наблюдений, которые выполняют дети с помощью педагога – обведение объектов. С помощью рисунков, которые делают сами дети с помощью трафаретов, например банки и луковицы. Дети обводят трафареты банки и луковицы, прорисовывают корни и зелень.

       Таким образом, самостоятельно моделируют процесс роста и развития растения. Аналогично оформляется календари наблюдения за ветками в вазе. Каждый рисунок и фотография должна иметь описание, в котором указываются основные характеристики объекта, дата и изменения, которые с ним произошли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств в работе педагога-психолога С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цели:1.       Развитие зрительного восприятия (цвет, величина).2.       Развитие мышления (группировка предметов по цвету и вели...

Консультация для воспитателей "Палочки Кюизенера в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста"

   Палочки Кюизенера - многофункциональный дидактический материал, который известен всему миру. Он преназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе ...

«Организация сюжетно-ролевой игры с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»

Цель:Представить опыт работы по организации и проведению  сюжетно-ролевой игры в детском саду; повысить уровень знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры...

Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...

Консультация для родителей на тему "Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста"

laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».В. А. Сухомлинcкий«Представление, что при любом двигательном тренинге.упражняется не рука, а мозг, вначале казалосьпарадокса...

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»

В настоящее время наблюдается высокий рост числа детей, которые имеют нарушения мелкой моторики и речевого развития....