Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Искусство сотрудничества с семьей".
методическая разработка на тему
Общение педагога с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных учреждений.
Перед нами стоит задача сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:
ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_sotrudnichestvo_s_semey.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для педагогов
«Искусство сотрудничества с семьей»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,
поэтому их роль в формировании его личности огромна».
Упражнение «Шушаника Минична».
Цель: отработка техники запоминания имен (постараться повторить имя собеседника в самые первые секунды встречи).
Материалы: карточки с именами
Сейчас каждый из вас возьмет себе карточку, где написано имя и отчество. Затем все участники по кругу, начиная с меня, спрашивают своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот произносит имя на карточке, например, «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторив услышанное имя собеседника. Например, «Очень приятно с вами познакомиться, Шушаника Минична!» «Шушаника Минична, какое у вас красивое имя!» После ответа Шушаника Минична обращается к своему соседу «Представьтесь, пожалуйста» и так до тех пор, пока не дойдет до первого участника.
Упражнение «Разведка» (в работе педагога часто встречаются ситуации, когда необходимо получить какую-то информацию от родителя, а спросить напрямую нельзя)
Цель: развитие навыков непринужденного общения.
Разделитесь, пожалуйста, на пары. Каждый участник получит карточку с заданием, выяснить что-то у партнера он должен, не допуская, чтобы партнер узнал задание, получить ответ на интересующий его вопрос.
Рефлексия.
- Как вы себя чувствовали во время данного упражнения?
- Удалось ли получить необходимую информацию?
- Смогли ли Вы почувствовать, какую информацию пытается получить у вас партнер?
Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Материалы: мольберты, листы А 4, маркеры, стикеры.
Процедура. Педагогам предлагается разделиться на 2 группы и получить задание.
Первая группа: необходимо создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры). На стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.
Вторая группа: создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На стикерах воспитатели записывают положительные качества, которые они отразили в этом портрете.
Рефлексия.
- Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
- Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
- Какие Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
После обсуждения участники сравнивают записанные положительные и отрицательные качества. Для этого стикеры прикрепляются в два столбца, соотнесение по количеству указывает на положительный или отрицательный настрой в восприятии воспитателями родителя.
Вывод ведущего: «Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны? Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям своих воспитанников быть такими, какие они есть».
Упражнение «Выбери фразу».
Материал: бланки с перечнем фраз.
Слово ведущего: «Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание механизмов психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключается неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода»».
Инструкция. Воспитателем предлагается найти в предложенном перечне удачные фразы для обращения к родителю.
Обсуждение: желательные фразы:
«Вы хотите…»,
«Вы, наверное, об этом уже слышали…»,
«Вам будет интересно узнать…»,
«Думается, ваша проблема заключается в том, что…»
«Конечно, вам уже известно…»
«Как вы знаете…».
Упражнение «Войди в круг»
Цель: Демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.
Процедура. Педагогам предлагается вытянуть из коробки листок, по сигналу ведущего все открывают разворачивают его и читают, что написано, но никому не показывают. Участникам, вытянувшим слово «круг» - родитель нужно встать в круг и крепко держаться за руки – это круг родителей. Педагоги, которые вытянули листок со словами «смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с заданным типом общения», встают за кругом, но в разных местах друг от друга. Они должны так убедить играющих впустить их в круг, то есть подобрать необходимые слова в соответствии с указанным заданием, чтобы «родители» захотели это сделать.
Рефлексия.
- Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
- Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?
- Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?
Задания:
- Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с демократическим стилем: (Родитель рассматривается как равноправный партнер в общении. Педагог привлекает родителей к принятию решений, учитывает их мнение, учитывает личностные качества родителей и детей. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба)
- Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с авторитарным стилем: (Родитель рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, использует свои права без учета ситуации и мнений родителей, не обосновывает свои действия перед родителями. Главными методами воздействия такого педагога являются приказ, поучение)
- Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с либеральным стилем: (Педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу родителям, коллегам.Проявляет нерешительность и колебания при взаимодействии с родителями)
Заключение: взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Список использованных источников
1. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение [Текст] / К.Ю. Белая.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 48 с.
2. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2014.
3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) – СПб.: Речь, 2013
4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ [Текст]/ О. В. Солодянкина. - М.:Аркти, 2005. - 77 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».
Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...
Семинар-практикум для родителей "Здоровый образ жизни в семье"
Материал представляет собой практическую разработку мероприятия для родителей коррекционной группы детского сада по формированию навыков здорового образа жизни в семье....
Семинар – практикум «Досуг с ребенком в жизни вашей семьи»
Конспект включает в себя: цель, задачи, содержание. В содержании конспекта даны определения понятий рассматриваемого вопроса, вопросы для обсуждения, ситуации для анализа, разыгрывания....
Семинар-практикум Для родителей на тему: «Мы – читающая семья» (подготовительная группа)
Семинар-практикумДля родителей на тему: «Мы – читающая семья»(подготовительная группа)...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Мастер-класс для педагогов «Организация сотрудничества с семьей с целью повышения уровня речевого развития детей»
Мастер- класс представляет собой систему организации сотрудничества педагогов с семьей с целью повышения уровня речевого развития детей. Этот опыт работы, на мой взгляд, может заинтересовать не только...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....