Проект создания "Зеленого уголка"
проект по окружающему миру по теме
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы. Проект «Зеленого уголка» - долгосрочный (рассчитан на 1 год). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально- положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту. Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 7 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» с. ВЫЛЬГОРТА
Проект Учреждения
Тема: Проект
создания "Зеленого уголка"
Исполнитель: Воспитатели:
Панюкова
Людмила Ивановна;
Морохина
Татьяна Васильевна.
Выльгорт 2013-2014
Тип проекта:
По методу: информационно –практико -ториентированный
По количеству участников: комплексный
По продолжительности: долгосрочный
Обеспечение проекта:
Учебно-методическое:
Продукт проектной деятельности:
Кабинет по экологии.
Методы:
•словесные;
•наглядно-демонстрационные;
•практические.
Виды деятельности:
•учебно-игровая
•исследовательская
•коммуникативно-диалоговая
•практико-ориентированная
Анализ развивающей среды детского сада позволил выявить некоторые
проблемы:
- в детском саду не созданы условия для экологического воспитания дошкольников;
- среда в группах не в полной мере соответствует экологическим и гигиеническим требованиям;
- вестибюль, коридоры эстетически не оформлены
- требуется создание эколого-развивающей среды.
Цели проекта:
Создание в дошкольном учреждении экологического кабинета для формирования целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи проекта:
Образовательные:
- создать в дошкольном учреждении условия для подготовки детей 3–6 лет к обучению основам экологии, природопользования;
- сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
- Расширять знания о целостной картине мира, кругозор.
Развивающие:
- Развить интерес к предметам и явлениям окружающей действительности.
- Разработка методической литературы и пособий по экологическому воспитанию.
Воспитательные:
- воспитание любви к природе;
- воспитание бережного отношения к растениям;
- воспитание экологической культуры;
Содержание и актуальность проекта:
Настоящей работой затронута такая проблема, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения.
Практическая деятельность по созданию зелёного уголка в кабинете позволила детям и родителям под руководством педагогов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям, научиться правильно, использовать растения в своей жизни.
Актуальность темы мы видим том, что в образовательном процессе совместная деятельность воспитателя и детей в современной педагогике рассматривается как основа методов обучения и воспитания детей, направленных на экологическое образование. При этом взаимодействие с природой складывается из общения ребёнка со взрослыми, в ходе которого происходит преобразование деятельности через введение новых видов деятельности, через изменение содержания, методов и средств обучения, при этом педагог выступает инициатором ориентировки на новую экологическую деятельность, на новый предмет общения. Одним из средств этой работы является совместная деятельность педагога и детей в группе, в экологической комнате, в селе.
Изучив большое количество литературы, узнали, что много внимания уделяется оборудованию игровых и экологических комнат для детей дошкольного возраста, а также оформлению различных помещений ДОУ. Этому способствуют различные публикации и консультации специалистов, посещение музея, библиотеки. Еще осознали, что каждый детский сад всегда может быть по своему оформлению оригинален, индивидуален. Однако есть определенные противоречия между эстетическими качествами архитектуры ДОУ и их интерьерами. Дело в том, что здание построено надолго, естественно, что и архитектура на десятилетия остается неизменной. За это время творческие идеи педагогов и вкусы в целом изменились не один раз, испытав на себе воздействие новых идей в области культуры, искусства, экологии. Вот в этих-то конфликтных противостояниях морально устаревшей архитектуры и современного дизайна и выявились знания, вкус и такт персонала детского учреждения. Именно от их внутренней культуры и зависело в конечном итоге, каким будет облик нашего детского учреждения и уровень экологического воспитания детей средствами обстановки, интерьера, экстерьера, участка и т. д.
Уголок природы – должен быть доступен детям и отвечать культурно-гигиеническим требованиям, дети могли наблюдать за жизнью растений, ухаживать за ними. Изящно и грамотно оформлять эти уголки. Использовать центральную линейную и ярусную, смешанную композицию озеленения помещений. Зеленые уголки должны выделяются цвет озонированием, фактурной отделкой стены, декоративной подсветкой. Озеленение имеет «конструктивную основу»: это - небольшой спил дерева или декоративная ветка, изгибы которой дают опору вьющимся растениям. К стволу-спилу прибавлены полки, деревянные решетки, плетеные корзиночки для вазочки с растением. В уголке природы должны использоваться фотографии пейзажей родного края. Подчеркивать важную мысль: озеленение пространства выполняет самые различные функции, в числе которых и функция психологического воздействия на ребенка. Растения в учреждении и на территории должны помогать улучшить санитарно-гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно-организационного и художественно-декоративного характера.
Интерьер всегда должен быть украшен работами детей из природного материала, со вкусом оформленные. Рядом с уголком разместить «Календарь природы», он различных форм и размеров ярко выявлен цветом условные знаки времени года и погоды. Сменные иллюстрации времен года размещены в одной плоскости с календарем и согласованы в цвете и по материалу. Дети отмечают изменения в природе. Рисунки, аппликации, поделки детей с сезонными явлениями. Уголок природы размещается в удобном для ребенка месте. Главная особенность и преимущество зеленой зоны - непосредственная близость его к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности.
В групповых комнатах ДОУ организованы мини-лаборатории для исследовательской деятельности, в том числе и самостоятельной, оборудование соответствует возрасту. Дети, как маленькие исследователи, исследуют свойства воды и песка, дерева и металла и т. д.
О большой роли наблюдений и его воспитательном значении в жизни ребенка говорил еще И. Г. Песталоцци. Вот что он писал о них: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению»; «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи! ».
Сегодня многие понимают, что экологическая обстановка на нашей планете далеко не благополучна. Чем более развита страна, тем больше её жители производят отходов и загрязняющих веществ, нанося огромный ущерб окружающей среде.
В основе экологического образования лежит понимание взаимосвязанности в мире природы, понимание того, что любое действие имеет свои последствия и что в сложных живых системах они не всегда предсказуемы. Поэтому, в условиях нарастающего экологического кризиса, экологическое образование и просвещение населения способно сформировать идеал нового нравственного человека, принимающего на себя всю полноту ответственности за всё живое на Земле.
Для организации экологической комнаты мы использовали освободившееся групповое помещение в наше ДОУ, разработано положение, план, назначена ответственной воспитатель Янченко О. Н.
Комнатные растения должны находится в экологической комнате. При подборе и размещении растений мы учитывали их естественные места произрастания, разные условия жизнеобеспечения, различные жизненные формы (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы, лекарственные, их экологические характеристики.
Таким образом, экологическая комната дает возможность проводить экологические занятия.
Срок реализации проекта: декабрь 2013 – май 2014 гг.
План:
Вид деятельности, мероприятия | Месяц/число | Исполнители |
Организация эколого-предметной среды в детском саду. | Декабрь | Педагоги Дети Родители |
Экологическое пространства в детском саду и использование в разных видах деятельности | Январь | Педагоги Дети Родители |
Оснащение по разделу «Живой природы» помещений. Организация эколого-предметной среды по теме « Многообразие животных и их связь со средой обитания. | Февраль | Педагоги Дети Родители |
Организации эколого-предметной среды в детском саду о живой природе | Март | Педагоги Дети Родители |
Организации эколого-предметной среды в детском саду о жизни растений и животных в обществе. Организация эколого-предметной среды по разделу взаимодействия человека с природой. | Апрель | Педагоги Дети Родители |
Оснащение экологического пространства на территории детского сада. | Май | Педагоги Дети Родители |
Экологическая тропа и площадка природы. | Июнь | Педагоги Дети Родители |
Механизм реализации деятельности по проекту:
№ п/п | Наименование мероприятия | Исполнитель | Сроки реализации |
1. Подготовительный этап | |||
Изучение материала | Педагоги | Декабрь | |
Разработка проекта | Декабрь | ||
Изучение особенностей территории Доу | Декабрь | ||
Составление списка необходимого материала и оборудования для реализации проекта | Декабрь | ||
2. Этап деятельности | |||
1. | Приобретение наглядных пособий, материалов | Родители Педагоги | Январь |
2. | Приобретение комнатных растений. | ||
3. | Приобретение аквариума и его обитателей, очистного оборудования. | Родители Педагоги | Февраль |
Приобретение пернатых | |||
Приобретение млекопитающих | |||
Приобретение черепахи | |||
4. | Оснащение эколого-предметной среды о неживой природе | Родители Педагоги Ребята | Март |
5. | Оснащение эколого-предметной среды о жизни растений и животных в сообществе | Родители Педагоги Ребята | Апрель |
6. | Организация экологического пространства на территории детского сада. | Родители Педагоги Ребята | Май |
3. Заключительный этап | |||
1. | Выбор экологической тропы. | Родители Педагоги Ребята | Июнь |
2. | Презентация экологического проекта «Зеленый уголок» | Педагоги |
Итоги проекта:
- Кабинет по экологии.
- Оснащенный методическими пособиями литературой иноверьем.
- Богатая эколого-развивающая среда.
- Эстетически оформленные помещения детского сада.
- Повышение авторитета ДОУ в глазах детей, родителей.
- Повышение уровня экологического развития дошкольников.
- Повышение эффективности работы воспитателей по формированию у детей познавательного интереса к красоте окружающего мира.
- Создание и оборудование экологической комнаты, экологической тропы, комнаты для опытов, живого уголка, экологических уголков, мини-лабораторий.
Ресурсы проекта:
- Участники проекта: педагоги, дети, родители;
Список использования литературы:
1. Авдеева Н. Н., Л. О. Князева, Стеркина Р. Б. ОБЖ С. -Петербург детство пресс 2004г.
2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.
3. Носкова Т. А. Программа. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Лона-плюс г. Киров 2008г.
4. Доронова Т. Н. Природа искусство и изобразительная деятельность детей (Радуга) М. Просвещение 2007г.
5. Гризик Т. И. Познаю мир М. Просвещение 2004 г.
6. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет Воронеж 2007 г.
7. Гризик Т. И. Познаю мир Изд. Дом «Воспитание дошкольника» 2004г.
8. Гризик Т. И. Ребенок познает мир Изд. Дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
9. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. М. «РОСМЭН» 2007г.
10. Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе. Метод. Рекомендации. Т. Ц. Сфера М. 2008г.
11. Иванова А. И. Программы ДОУ Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. Т. Ц. Сфера М. 2009г.
12. Иванова А. И. Программы ДОУ Экологического образования дошкольников Т. Ц. Сфера М. 2009г.
13. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в д/с младшая и средняя группы Т. Ц. Сфера М. 2010г.
14. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в д/с старшая и подготовительная группы Т. Ц. Сфера М. 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект создания уголка православной культуры в ДОУ
Создание организационно-методических условий, обеспечивающих приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям в рамках апробации содержания программ, направленных на ознако...
Творческий проект речевого уголка "Звуковичок"
Проект по созданию речевого уголка...
Творческий проект речевого уголка "Звуковичок"
Творческий проект речевого уголка "Звуковичок"...
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ"Уголки родного края"
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,эта любовь переходит в любовь к родной...
Проект "Любимые уголки моего города"
В данном материале представлен проект по краеведению в средней группе. Цель проекта - создавать условия для развития познавательно – исследователь...
Проект "Организация уголка изобразительной деятельности в старшей группе с использованием бережливых технологий"
Проект по бережливым технологиям в старшей группе...
Проект " Физкультурного уголка с нетрадиционным оборудованием "
Актуальность.Стимулирование и совершенствованиеразвития двигательныхспособностей и физических качеству детей посредствомиспользования нестандартногооборудования.Задачи:Развивать выразительность ...