Работа с одаренными детьми в музыкальной деятельности
методическая разработка (старшая группа) на тему
В 6-7 лет проявляются музыкально одаренные дети, они заметно опережают своих сверстников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации, звонкий голос, художественно выразительное пение, артистичность, интерес к музыке. Становится очевидно: необходима индивидуальная работа. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать дошкольникам очень много. Возникла необходимость систематической работы с одаренными детьми в певческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19.rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 69.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкально одаренных детей в певческой деятельности
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания.
Важную роль в музыкальном и личностном развитии играет пение. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение; постигая мир музыкальных звуков, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему.
На основе наблюдений и практических занятий с дошкольниками было выявлено, что у детей не в одинаковой степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Было установлено, что в 6-7 лет проявляются музыкально одаренные дети, они заметно опережают своих сверстников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации, звонкий голос, художественно выразительное пение, артистичность, интерес к музыке.
Изложенное выше показывает, что возникла необходимость систематической работы в певческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, цель которой состоит:
- в выявлении музыкально одаренных детей;
- в развитии их вокальных способностей;
- в участии (как результат певческой деятельности) в конкурсе «Самотлорские роднички».
Задачи певческой деятельности заключаются в следующем:
Задачи в обучении:
- формировать певческие умения и навыки;
- вырабатывать правильное дыхание, звукообразование, интонирование, артикуляцию.
Задачи в развитии:
- развивать эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку;
- развивать музыкальный слух и голос, чувство метроритма.
Задачи в воспитании:
- воспитывать усидчивость и силу воли;
- воспитывать самостоятельность, активность.
План работы с детьми старшего дошкольного возраста
в певческой деятельности
Период | Задачи | Музыкальный репертуар | Итоговые выступления |
Сентябрь | Провести диагностику каждого ребенка: - Выявить речевые характеристики ребенка: прислушиваясь к звучанию его естественного речевого голоса, определить тип (высокий, средний, низкий) и примарную речевую зону. - Выявить тип голоса по тембру и примерную область наиболее свободного и естественного звучания. Определить общий и примарный диапазоны певческого голоса ребенка. По результатам проведенной диагностики разделить детей на три подгруппы: дети с высокими, средними и низкими голосами. | Беседа о том, что интересует ребенка. Исполнение любимых или ранее выученных песен без аккомпанемента. Попевка «Мама» (поступенный ход вниз от III к I ступени, затем по полутонам вверх). | |
Октябрь | Развитие музыкального слуха и голоса: -уточнить умения детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции; -упражнять в чистом интонировании этого интервала сверху вниз; -учить точно попадать на первый звук мелодии песни. Усвоение певческих навыков: -учить петь легко, не форсируя звук, в примарном диапазоне; -развивать подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти) с помощью артикуляционной гимнастики; -учить чисто интонировать мелодию песен; -учить правильно брать дыхание: разъяснить и показать, где и как нужно брать дыхание, как его расходовать по музыкальным фразам; -учить петь небольшим ансамблем, по одному. Певческая установка: -формировать правильную посадку во время пения (дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула; ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища; голову держать прямо, без напряжения, рот открыть свободно (не в ширину, а вертикально); губы упруги, подвижны). | Артикуляционная гимнастика (см. приложение № 1). Певческие упражнения (см. приложение № 2). Дыхательные упражнения (см. приложение № 3). «Папа и мама», сл. и муз. Юрия Привалова «Гномик», муз. О.Юдахиной, сл. Г.Новицкой. | День пожилых людей. |
Ноябрь | Развитие музыкального слуха и голоса: -расширять диапазон детского голоса; -закреплять знания о высоких, средних и низких звуках; о долгих и коротких; -учить графически передавать ритмический рисунок простейших песенок на фланелеграфе (длинными и короткими полосками); -познакомить с понятием – «нотный стан», с записью нот на линейках; упражнять в чистом пропевании этих звуков. Усвоение певческих навыков: -продолжать учить чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вниз на квинту и кварту (вверх и вниз); -продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом; -формировать певческое дыхание: учить делать выдох за счет постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы; -работать над подвижностью артикуляционного аппарата; -добиваться выразительного исполнения песен; -учить слушать друг друга. Певческая установка: -уточнить положение корпуса во время пения сидя. | Попевки из «Музыкального букваря» Е.Тиличеевой. «Тик-так», муз. А.Варламова. «Зимняя песенка», муз. О.Поляковой, сл. В.Орлова. | День ребенка. День матери. |
Декабрь | Развитие музыкального слуха и голоса: -уточнять знания детей о нотах; -упражнять в умении определять и чисто интонировать движение мелодии вверх и вниз. Усвоение певческих навыков: -упражнять в точном интонировании трезвучий, в умении удерживать интонацию на повторяющихся звуках; -учить петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук; -способствовать выравниванию, округлению звучания гласных и выработке чистого унисона; -продолжать формировать певческое дыхание: обучать короткому, энергичному, обязательно с небольшой задержкой вдоху, не допуская при этом поднятия плеч; -продолжать учить правильно выполнять логические ударения; -продолжать учить петь по одному. Певческая установка: -закрепить умение сидеть прямо, не используя искусственные позы: «руки за спиной», «лодочкой», «замочком». | «Дед Мороз», муз. В.Шаинского, сл. Я.Харечко «Карнавал», муз. В.Цветкова | Новый год. |
Январь | Развитие музыкального слуха: -формировать устойчивый ладотональный слух; -продолжать учить самостоятельно определять звуки по нотной записи (на фланелеграфе) и называть ноты; -упражнять в умении чисто пропевать звуки и проигрывать их на детских музыкальных инструментах. Усвоение певческих навыков: -продолжать учить петь естественным звуком, без крика и напряжения; -уточнить умение вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; чисто интонировать в заданном диапазоне; -вырабатывать четкую артикуляцию; -продолжать учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения, удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко; -учить передавать характер и смысл каждой песни; -учить петь с музыкальным сопровождением и без него. Певческая установка: -формировать правильную «певческую стойку» (положение корпуса и головы во время пения), способствующую организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами. | «Золушка», муз. И.Цветкова, сл. И.Резника. «Хомячок» | Концерт для малышей. |
Февраль | Развитие музыкального слуха: -продолжать формировать устойчивый ладотональный слух; -продолжать учить самостоятельно определять долгие, короткие звуки, передавать их чередование в знакомой попевке графически на фланелеграфе. Усвоение певческих навыков: -учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием; -продолжать учить правильно произносить гласные в словах; -совершенствовать умение петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания; -добиваться выразительного исполнения песен различного характера; -упражнять в умении брать дыхание и удерживать его до конца фразы; -учить петь под фонограмму. Певческая установка: -уточнить положение корпуса и головы во время пения стоя. | «Горница-узорница», муз. Л.Деревягиной, сл. В.Степанова. «Веснушки», муз. А.Варламова. | Участие в музыкально-спортивном развлечении, посвященном Дню защитников Отечества. |
Март | Развитие музыкального слуха: -закрепить знания о нотах; -учить петь по нотам простейшую мелодию; -развивать активное слуховое внимание. Усвоение певческих навыков: -продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения; -упражнять в умении расходовать дыхание по музыкальным фразам (пение песни по фразам – цепочкой); -упражнять в умении петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом произведения; -упражнять в умении петь под фонограмму. Певческая установка: -формировать ощущение свободно и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием петь (ноги – почти на ширине плеч, носки чуть развернуты в стороны; корпус прямой, но свободный, опирающийся на твердые, но не напряженные ноги; руки свободно опущены вдоль туловища; голова держится прямо, шея не напряжена). | «Пляшут зайцы на горе» В.Карасевой.
«Васильковая поляна», муз. А.Варламова. «Почемучки», муз. и сл. Л.Туркиной. | Концерт для мам. |
Апрель | Развитие музыкального слуха: -продолжать учить точно воспроизводить заданный ритмический рисунок; -развивать тембровый слух: умение узнавать звучащий музыкальный инструмент; -способствовать творческому развитию детей (самостоятельное придумывание песенок зверей). Усвоение певческих навыков: -упражнять в умении удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую; -упражнять в умении точно передавать пунктирный ритм; -продолжать учить петь выразительно, осмысливая характер песни, ее содержание, чувствовать логические ударения в музыкальных фразах, тонко реагировать на эмоциональную окрашенность песен (лирическая, игровая, радостная, веселая, шутливая, ласковая и т.д.). -совершенствовать умение брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко; -продолжать учить петь выразительно, легким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. Певческая установка: -формировать привычку во время пения стоя - стоять свободно и красиво; во время пения сидя – сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев. | М/и «Узнай инструмент». Игра «Теремок».
«Прощание», муз. Л.Деревягиной, сл. В.Деревягина. «Уходит детство», муз. Л.Деревягиной, сл. Н.Савельевой. | Участие в конкурсе «Самотлорские роднички». |
Май | Развитие музыкального слуха: -закреплять знания о нотах; -формировать навыки чистого интонирования звуков; -упражнять в умении графически изображать мелодию; играть ее на металлофоне; -развивать гармонических слух. Усвоение певческих навыков: -закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения; -следить за правильным дыханием; -закреплять умение чисто интонировать в заданном диапазоне поступенное и скачкообразное движение мелодии от секунды до сексты, септимы вверх-вниз; -упражнять в умении петь самостоятельно небольшим ансамблем, по одному, с музыкальным сопровождением и без него; под фонограмму. Певческая установка: -закрепить умение при пении менять положение (сидя, стоя у инструмента, в центре зала, свободно группируясь). | Повторение пройденного песенного репертуара. | Концерт к 9 мая. |
Используемая литература.
1. Кинсбрунер Н.Ф. ФОНОПЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РАБОТУ С ДЕТЬМИ-«ГУДОШНИКАМИ» И ПЛОХО ИНТОНИРУЮЩИМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ. Методическое пособие для учителей музыки, преподавателей музыкальных дисциплин, руководителей хоровых коллективов и музыкальных работников детских дошкольных учреждений. Челябинск, 1994.
2. Коваленко М.В. Хоровое занятие с детьми 5-6 лет. – Музыкальный руководитель. 2007, № 3.
3. Поплянова Е. С чего начинается «Радость»? – Музыкальный руководитель. 2005, № 3; 2006, № 1,4, 5.
4. Тарасова К.В. К постановке детского певческого голоса. – Музыкальный руководитель. 2005, № 3.
5. Рыбкина И.Б. Распевание по принципу «Эхо». – Музыкальный руководитель. 2006, № 5.
6. Филиппова Е. Распевки. – Музыкальный руководитель. 2007, № 8.
7. Нехорошкина О. Пение в детском саду: из опыта работы по программе «Истоки». – Музыкальный руководитель. 2004, № 2.
8. Шереметьев В.А. Хоровое пение в детском саду. – Музыкальный руководитель. 2005, № 5; 2006, № 1.
9. Орлова Т. Учим петь. Система упражнений для музыкального слуха и голоса. – Музыкальный руководитель. 2004, № 5,6;
10. Метлов Н.А. Музыка – детям: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. С.И. Чешева, А.П. Николаичева. - М.: Просвещение, 1985.
11. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
12. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили; Под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
13. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000.
14. Фольклор – музыка – театр: Программа и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-метод. пособие / Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
15. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
16. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Г.М.Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1988.
17. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое задание как форма работы с одаренными детьми. Концепция инновационной деятельности
в копилку воспитателя...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Времена года» в рамках районного семинара заместителей директоров по дошкольному образованию и руководителей структурных подразделений по теме «Работа с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурса
Цель данного занятия— показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музы...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности
1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...
Опыт работы музыкального руководителя по работе с одаренными детьми.
Опыт работы музыкального руководителя по работе с одаренными детьми...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...
Выступление на МО музыкальных руководителей «Работа с одаренными детьми по музыкальному воспитанию в ДОУ»
История возникновения понятия «одаренность» насчитывает несколько столетий. Так, еще в древние времена люди, отличающиеся какими-либо способностями, нестандартными умениями, обладающие высоким уровнем...