Планирование работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему
Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет огромную роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.doc | 77.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Планирование работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Основой для планирования педагогического процесса является та программа, по которой работает дошкольное учреждение.
Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.
Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет огромную роль. Он помогает
- видеть перспективу
- равномерно работать в течение года
- своевременно подготовиться к проведению любых форм работы по музыкально-эстетическому воспитанию с детьми, родителями, педагогическим коллективом
- обдумать методические приемы педагогических воздействий.
Действенным руководством в работе музыкального руководителя являются календарный и перспективный планы
Календарный план – это перспектива образовательной работы на короткий промежуток времени (1-2 занятия)
Он основан на программе обучения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года. Репертуар, рекомендованный программой, распределен с учетом постепенного возрастания его сложности.
Календарный план работы составляется на одно - два занятия в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспитательными задачами, которые осуществляет дошкольное учреждение. Это дает возможность в определенной последовательности равномерно распределить учебный материал по занятиям, избежать поспешности при подготовке к праздникам.
При составлении календарного плана необходимо предусмотреть оптимальное соотношение новых заданий по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям с повторными, незнакомого и знакомого материала, различных форм занятий и методических приемов обучения.
В план одного занятия (кроме занятий по развитию творчества) можно включать только одно новое музыкальное произведение. Другой же материал должен находиться в состоянии разучивания, закрепления или самостоятельного исполнения. В группах детей двух-трех лет третий этап - самостоятельного исполнения - может отсутствовать.
Когда в календарный план включается новое произведение, кроме его названия обязательно указываются фамилии композитора, автора текста песни, игры или пляски.
При календарном планировании каждого занятия, необходимо указать его программное содержание, воспитательные задачи, основные методические приемы обучения, а также необходимые наглядные пособия. Воспитатель обязан внести планы всех музыкальных занятий в свой календарный план.
Важным условием правильной организации музыкально - воспитательной работы детского образовательного учреждения является перспективное планирование.
Перспективное планирование – это перспектива образовательной работы на более длительный промежуток времени (1-3 месяца)
Целесообразно заносить в перспективный план весь объем работы по музыкальному воспитанию детского и взрослого коллектива, которую необходимо осуществлять музыкальному руководителю в течение года. Она включает:
· Работу с родителями и педагогическим коллективом (планируется совместно с руководителем дошкольного учебного заведения) с указанием дней и времени проведения консультаций, открытых занятий, вечеров развлечений, празднований, докладов и сообщений на родительских собраниях; количества и времени практических занятий, семинаров, практикумов для воспитателей.
· Разнообразные формы музыкальных вечеров развлечений.
· Формулировку специфических задач музыкального воспитания и развития ребенка, выдвинутых дошкольным учреждением и связи с парциальным использованием какой-либо альтернативной программы обучения или учетом специфики региона.
· Дополнительный музыкальный репертуар, подобранный музыкальным руководителем в связи со специфическими задачами, опубликованием новых сборников нот, материалов по музыкальной педагогике.
Условиями успешного планирования работы с детьми являются:
- знание требований, определенных образовательной программой детского сада;
- знание требований той альтернативной программы, материал которой частично используется в работе коллектива;
- хорошее знание музыкального репертуара для всех возрастных групп детей и требований к его подбору;
- знание возрастных особенностей детей, осведомленность об уровне развития каждого ребенка;
- тесный контакт с членами педагогического коллектива, учет их интересов и возможностей
Перспективный и календарный планы тесно взаимосвязаны.
Общие формы деятельности, отраженные в перспективном плане, конкретизируются и уточняются в календарном.
Знание педагогом программных требований, рекомендованных форм работы помогает возникновению взаимопонимания между ним и детьми, созданию доверительной, доброжелательной атмосферы во время процесса обучения, воспитания и развития детей.
Таким образом, планирование в организации музыкальной работы с детьми играет огромную роль. Оно помогает видеть перспективу, равномерно работать в течении года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы с детьми по музыкальному воспитанию.
Организация работы по музыкальному воспитанию в детском саду зависит от тесного контакта всего педагогического коллектива, от взаимоотношений и взаимопонимания его членов.
Перспективное планирование (на месяц)
Форма организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар | Обеспечение интеграции образования | |
Группа, месяц | Подготовительная группа. Октябрь. | |||
Цель | Петь песни в удобном диапазоне, исполняя выразительно, правильно передавая мелодию. Выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, четко передавать несложный музыкально-ритмический рисунок. Знакомить с творчеством Чайковского, русских и зарубежных композиторов | |||
Музыкальные занятия
а/ Восприятие музыкального произведения | Учить сравнивать музыкальные произведения, близкие по форме. Знакомить: -с характерными особенностями разных эпох, жанров; - творчеством Моцарта, Шуберта; - фортепьянными пьесами (соната – музыкальный момент); Воспитывать интерес к музыке русских и зарубежных классиков | И.С. Бах «Шутка»; П.И. Чайковский «Юмореска»; Р.Щедрин «Юмореска»; В.А. Моцарт «Сонаты»; Ф.Шуберт «Музыкальный момент» | ||
б/ Развитие слуха и голоса | Развивать представления о регистрах. Совершенствовать восприятие основных свойств звука. | «Повтори звуки», «Кто в домике живет?» Н.Г. Кононовой | ||
а/ Усвоение песенных навыков | Учить - исполнять песни со сложным ритмом, широким диапазоном; - самостоятельно подводить к кульминации; - петь легким, полетным звуком | «Осень» муз. Ю. Забутова, сл. В. Андреевой; «По грибы» муз. и сл. И.В. Меньших; «Все отлично» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта | ||
б/ Песенное творчество | Учить самостоятельно импровизировать простейшие мелодии | «Спой имена друзей» (импровизация) | ||
а/ упражнения | Закреплять умения: - различного шага; - самостоятельно выполнять упражнения с предметами; - держать осанку, руки | «хороводный шаг»р.н.м. «А я по лугу»; «дробный шаг» р.н.м. «Ах, вы , сени» «Упражнения с листьями, зонтиками» Е. Тиличеевой; | ||
б/ пляски | Подводить к выразительному исполнению танцев. Передавать: - в движениях характер танца; - эмоциональные движения в характере музыки | «Танец с зонтиками»В.Костенко «Танец грибов» Суворова (диск 3, №24) «Осень » танец с шарфами (сми) | ||
в/ игры | Учить проводить игру с текстом, ведущим Развивать активность, коммуникативные качества | «Банька» р.н.и. «Домовой» Е. Железнова | ||
г/ музыкально-игровое творчество | Импровизировать в танце «листопад» | «Октябрь» П.И. Чайковского | ||
д/ игра на музыкальных инструментах | Побуждать самостоятельно подбирать попевки | «Андрей-воробей» р.н.п. | ||
2 Самостоятельная музыкальная деятельность | Учить инсценировать любимые песни | «А я по лугу» р.н.п. | ||
3 Праздники и развлечения | Содействовать сплочению детей и родителей группы Воспитывать умение вести себя на празднике, радоваться самому и доставлять радость другим | «Новоселье» (Блок №9 б) «Что нам осень принесла» А.В. Аджи, Н.П.Кудинова (открытые мероприятия) | ||
4 Работа с воспитателями | Познакомить воспитателей с их обязанностями в музыкальном воспитании детей | Консультация (по О.П. Радыновой) «Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» | ||
5 Работа с родителями | Обратить внимание родителей на то, какую музыку ребенок слушает в семье | Консультация «Влияние музыки на психику ребенка» | ||
6 Индивидуальная работа с детьми | Работать над выразительностью движений солистов в танце «Грибы» (Утенышев С. «мухомор», Норкин В. «боровик»,); закрепить движения танца «Осень» (Клабукова А, Самарина О.) | |||
Обеспечение интеграции образования | Познавательное развитие: Переносить накопленный опыт слушания, исполнения, творчества в самостоятельную музыкальную деятельность Физическое развитие: учить ритмично двигаться Социально-коммуникативное развитие: Учить общаться и взаимодействовать со сверстниками в совместной музыкальной деятельности, эмоционально откликаться на происходящее, проявлять эмоциональную отзывчивость |
Календарное планирование
Форма организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Муз. ритм. движения | Работать над ритмичностью дробного шага; Учить выразительно тянуть носочек в хороводном шаге Следить за осанкой | р.н.м. «Ах, вы, сени!» р.н.м. «А я по лугу» |
Слушание | Познакомить с творчеством П. И. Чайковского; Побуждать детей отзываться о характере музыкального произведения, используя различные прилагательные. Обогатить музыкальный словарь детей | П.И. Чайковский «Юмореска» |
Пение | Учить импровизировать простейшие мелодии; точно передавать ритмический рисунок; правильно передавать мелодию; слушать себя и других | «Спой имена друзей» «Осень» муз. Ю. Забутова, сл. В. Андреевой; «По грибы» муз. и сл. И.В. Меньших; |
Музыкально-ритмические движения Игра | Передавать в движениях характер танца, своевременно делать перестроения из колонны в круг, держать дистанцию Развивать эмоциональное отношение к музыке через культуру движений, учить точно подбирать жесты, манеру для исполнения роли «Тани» | «Осень» танец с шарфами (сми) «Банька» р.н.и. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре
Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...
Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"
В плане намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...
Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»
Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....
Перспективное планирование работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором
В этом материале представлен перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором...
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по региональному компоненту
МБДОУ "Головчинский детский сад комбинированного вида "Солнышко", работа по регионольному компоненту....
Перспективное планирование работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором
Перспективное планированиеработы по ознакомлению детей дошкольноговозраста с народным фольклором...
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Родной город"
«Родной город»Перспективный план работы с детьми старшей группы ...