Технологии проектирования
материал на тему
Предварительный просмотр:
Технология проектирование помогает развивать творческие способности дошкольников. В ее основе лежит опора на поисковое поведение ребенка. Поисковое поведение - это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция и в будущем. Технология проектирования требует ог педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности.
Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода. Взрослые должны не только уделять внимание формированию ЗУН дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально- политических. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
В проектное деятельности ребенок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:
- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
-открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
- согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем - эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем - переходит к сотрудничеству.
Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых). Умение пользоваться проектным методом - показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Типы проектов отличаются разнообразием.
Автор книги, Евдокимова Елена Сергеевна, предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
- по доминирующему методу:
исследовательские: требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников проекта, социальной значимости; результаты оформляют в виде книг, газет, альбомов, выставок);
информационные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков);
творческие: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. Творческие проекты многообразны. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок- семья, ребенок- природа, ребенок- рукотворный мир, ребенок- общество;
игровые- это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи;
приключенческие: «Путешествие в страну бабочек», « «Поющий лес»;
практико-ориентированные: их отличает четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Этот тип проекта требует четко продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах («Пряничные игрушки»).
2. по характеру содержания: включают ребенка и его семью; ребенка и природу; ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и культуру.
Первые социальные связи ребенок устанавливает с родителями и близкими людьми, они для него - главные фигуры в жизни. Развитие малыша в первые годы жизни зависит от родных, которые удовлетворяю! различные, в т. ч. И социальные потребности ребенка. Устанавливается так называемый «интимный» круг общения.
На следующем уровне ребенок устанавливает отношения со своими сверстниками, другими взрослыми. Сначала они являются для ребенка занимательным объектом, затем превращаются в партнеров по деятельности. Далее круг отношений становится все шире. В дошкольном возрасте у ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности, приходит более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых.
- 3. по характеру участия ребенка в проекте:
Заказчик - лицо, заинтересованное в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг какого-либо продукта.
Эксперт - специалист, выдающий квалифицированное заключение или суждение по вопросу, решаемому другими людьми, менее компетентными в этой области.
Исполнитель — лицо, творческим трудом которою создано исполнение.
Участник от зарождения идеи до получения результата.
- 4. по характеру контактов: открытые проект ы
Наиболее распространено проецирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга. Однако, замыкаться в своем коллективе не стоит. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку дня его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей.
Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасте группе.
Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.
Более трудны в организации проекты внутри ДОУ («День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих, творческих, организаторских умений у педагогов, поскольку необходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.
Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.
Индивидуальный проект предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки).
Парный проект осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.
Групповой проект осуществляется группой участников (от 3 до 10-12)
Фронтальный (коллективный) проект выполняется всем коллективом.
Краткосрочный проект направлен на решение небольшой проблемы или части более крупной. Он может быть реализован на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (н-р, исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).
Проекты средней продолжительности рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней или недель (подготовка к празднику, сочинение и постановка сказки).
Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев) решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (н-р, исследование своей родословной).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей
Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей из опыта работы воспитателя И.А. Румянцевой...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Современные требования к учебно-воспитательному процессу в дошкольном учреждении предполагают внедрение в него новых технологий. Любая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическ...
Технология проектирования "Детский мультфильм"
Проект создания детского мультфильма. Материал дает возможность:- познакомить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с миром мультипликации;- профессиями, связанными с созданием...
Конспект НОД к семинару на тему: «Использование технологий проектирования как одной из форм поисковой деятельности дошкольников».
Упражнять детей в совместной постановке цели проекта, его мотивации; привлекать детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана, прогнозированию результата, совместному анал...
Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников
Представлен опыт работы и презентация по использованию технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников, итоги работы по трем экологическим проектам....
Доклад "Развитие познавательных и творческих способностей через технологию проектирования"
В докладе я постаралась раскрыть все этапы работы, которые осуществлялись с начала изучения и внедрения в работу проектной деятельности....
Технологии проектирования в логопедии. Непосредственно - образовательная деятельность с детьми с общим недоразвитием речи. Подготовительная группа "Дифференциация звуков [Р] - [Л]".
НОД в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Дифференциация звуков [Р] - [Л]. Технологии проектирования: развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.Лексическая тем...