Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »
проект (средняя группа) на тему
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что будет способствует лучшему усвоению материала. Для решения педагогических задач огромное значение будет придаваться индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 44.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято УТВЕРЖДАЮ:
На педагогическом Совете Заведующая МДОУ «ЦРР-
Протокол №____ от _________ детский сад № 17
«Ладушки»
___________ В.В. Чалова
Приказ №_____ от _______
Проект на тему:
«Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »
Автор работы: воспитатель первой
квалификационной категории Копырзова Л.В.
2014г.
Содержание.
1. Актуальность проекта.
2. Анализ стартовой диагностики знаний и умений детей/
3. Результат анкетирования родителей.
4. Технологическая карта проекта
5. План реализации проекта.
6. Список используемой литературы и интернет- ресурсов.
7. Приложение.
1.Актуальность проекта
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре.
А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала: “Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”
Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи:
- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
- Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициям.
2.Анализ результатов диагностических исследований знаний и умений детей средней группы «Красная Шапочка» в сентябре 2014г.
В сентябре 2014года проведён опрос детей средней группы «Красная Шапочка» .В опросе приняли участие 23 ребёнка. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.
Выводы: 70,1 % детей владеют информацией о малых фольклорных формах на достаточном уровне, умеют рассказывать потешки, знают предложенные сказки, 29,9% опрошенных затруднялись ответить или не отвечали совсем.
Воспитателями планируются мероприятия по обогащению знаний детей о малых фольклорных формах, привлечению малышей к активной импровизации по мотивам народного творчества.
3. Результаты анкетирования родителей
Родителям так же были предложено заполнить анкету В исследовании приняло участие 26 человек. Результаты таковы:
68,3 % знают что такое русский народный фольклоа, 12,5% опрошенных затруднились ответить, 19,2% - не знают.
20 родителей или 76,9% применяют малые фольклорные формы в воспитании детей (рассказывают вместе с детьми сказки, отгадывают загадки), 23, 1 % (6 человек) не используют.
57,6 % (15 человек) загадывают детям загадки, 42, 3% не обращаются к этим формам фольклора практически никогда.
Родители воспитанников средней группы знают, что такое русские народные игры, сами играли в них в детстве, но со своими детьми играют только 53,8% опрошенных, 46,2 % не играют, не считают это нужным (достаточно того , что с детьми играют в детском саду).
По результатам анкетирования нами планируется ряд мероприятий , которые призваны решить задачу дефицита использования родителями форм русского народного творчества в воспитании своих малышей, заинтересовать родителей в решении задач по воспитанию у детей чувства ответственности, формирования правильной гражданской позиции.
Предполагаемый результат.
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что будет способствует лучшему усвоению материала. Для решения педагогических задач огромное значение будет придаваться индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Решая задачу воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения. В фольклорных праздниках примут участие дети всех возрастов, что позволит сплотить коллектив воспитанников, посещающих МДОУ «ЦРР- детский сад № 17 «Ладушки».
В группе планируется создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту: приобрести CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Будет создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, отведено место для театральной деятельности.
Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
4.Технологическая карта проекта
Содержание | Пояснения |
Название проекта | «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» |
Тип | Социально-педагогический |
Организатор Куратор проекта | Воспитатель Копырзова Лариса Васильевна Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Шилова Татьяна Борисовна |
Участники проекта | Дети, родители, педагоги ДОУ |
Целевая группа | Дети 4-5 лет |
Масштаб | 1 год |
Основания для разработки проекта | В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура – чужды. |
Цель: | Приобщение детей среднего дошкольного возраста, к культуре русского народа, его истокам, языку. |
Задачи | 1.Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество. 2.Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества. 3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициям. |
Стратегии и механизмы реализации | Составление тематических и перспективных планов, их реализация, обогащение предметно-развивающей среды для творчества детей. |
Ожидаемые результаты | Количественные: в проекте примут участие 26 детей и 4 взрослых, Качественные: знание детьми русских народных сказок, пословиц, поговорок, колыбельных; Умение применить фольклорный материал в повседневной жизни; Умение играть в русские народные подвижные игры. |
5 .План реализации проекта.
Направления работы | Содержание деятельности | Сроки выполнения |
Взаимодействие с детьми |
5.Исполнение народных закличек, частушек, танцев в различных видах детской деятельности. 6.Проговаривание скороговорок, рассказывание потешек, небылиц. 7.Игра на детских музыкальных инструментах:
Подыгрывание русских народных мелодий. 8. Разыгрывание представлений по мотивам русского народного творчества:
7. Танцевально-игровое творчество: разыгрывание сценок по мотивам русских народных сказок, потешек с использованием мимики и пантомимики. 8. Проведение русских народных подвижных игр: (Приложение №5)
9. Чтение русских народных сказок:
10 Настольные спектакли, игры-драматизации по мотивам русских народных сказок. 11. Участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников:
12. Участие детей в изготовлении фигурок для настольного театра по мотивам русских народных сказок. Сотворчество воспитателя и детей по изготовлению декораций к сказкам. Дидактические игры:
13. Использование фольклорных произведений во время проведения режимных моментов 14. Выставка детских книг по мотивам русского народного творчества. 15 Использование игровых приёмов, разыгрывание этюдов по мотивам известных потешек, сказок. | Сентябрь Еженедельно По желанию детей По желанию детей, в течение года В течение года по желанию детей 1 раз в квартал Еженедельно В течение года В течение года Во время проведения календарных праздников В течение года |
Сотрудничество с родителями |
| Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь В течение года В течение года Январь По необходимости Март В течение года В течение года Ежеквартально |
Сотрудничество с педагогами |
| В течение года В течение года Систематически В течение года Ежеквартально |
Методическое сопровождение |
http://festival.1september.ru/articles/615781/ Фестиваль «Открытый урок»; http://ladushki17.jimdo.com сайт МДОУ «ЦРР- детский сад № 17 «Ладушки» http://www.maam.ru Международный образовательный портал
| В течение года Сентябрь-октябрь Систематически В течение года По необходимости В течение года В течение года |
6.Используемая литература интернет-ресурсы.
1.Тарланов З.К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтик - с». Петрозаводск, 2001.
2.Усова А. П.» Русское народное творчество в детском саду» М. Просвещение,1999 .
3.Новицкая М.»Фольклорная школа» Дошкольное воспитание, 1993. №9.
4.Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 1995,№9.
5.Сергеева Д. «А как речь- то говорит, словно реченька журчит»: малый фольклор. Дошкольное воспитание, 1994, №9.
6. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору » Дошкольное воспитание, 2004.
7. Лопухина И.С. «Звуки, буквы и слова», « Дельта», 2000
8.Флерина Е.А. « Эстетическое воспитание дошкольников»М.,2004г.
9. Журналы « Дошкольное воспитание».
http://pochemu4ka.ru/index/0-288 «Почемучка»
http://imteacher.ru Сеть учителей работников образования
http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуры"
методическое пособие...
Устное народное творчество, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
Устное народное творчество, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре...
“Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создано специально для детей и было продиктовано заботой о подрастающем поколении. Воспитание гражданина и патриота, знающего...
Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
Проект направлен на воспитание у детей патриотических чувств и духовности....
Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...
Семинар- практикум для воспитателей "Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности...
План самообразования по теме: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с культурой нашего народа. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревож...