«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» (из опыта работы)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Сейчас, в наше кризисное, смутное время, понятно каждому, как много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной культурой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре».
Интерес к проблеме «Приобщение дошкольников к национальной культуре» у меня возник давно, семь лет назад.
Не имея специального образования и достаточного опыта, было очень трудно ориентироваться в проблеме, тем более, что специальной литературы по данному вопросу всегда было несправедливо мало.
Почему же из всего многообразия разделов воспитания и обучения дошкольников приоритетным оказался для меня именно этот?
Сейчас, в наше кризисное, смутное время, понятно каждому, как много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной культурой. Она зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни народа – кормильца, пахаря, работника. Она соединяла каждого человека с его родом – племенем и с могучей природой. Она давала точку отсчета для осмысления индивидуальной и общественной жизни. В этом глубокий смысл и непреходящая нравственная, эстетическая, практическая ценность народного творчества и культуры.
Сейчас очевидно то, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин общественной культуры. И начинать это надо с раннего возраста.
Очень хочется, чтобы в нашей «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» знакомство с народной культурой нашло свое достойное место. Почему?
5. Чтобы с поколением наших детей возродились народные обычаи, праздники.
6. Чтобы наши дети чтили культуру своих дедов и прадедов, помнили ее и передавали своим детям.
7. Чтобы свободно ориентируясь в народных приметах, научились наблюдать, беречь и умножать природу.
8. Чтобы наши сыновья были такими же сильными и мудрыми, как богатыри русские, а дочери – нежными, красивыми, рукодельными берегинями домашнего очага.
9. Чтобы из народной культуры дети черпали такие нравственные понятия, как любовь и уважение к родителям, дружбу, добро и взаимовыручку, чувство настоящего патриотизма.
10. Чтобы расширялся кругозор и пополнялся словарный запас детей красивыми, исконно русскими словами, развивалась образная речь, наблюдательность, память, мышление.
В связи с этим определились задачи работы: встал вопрос о том, как заинтересовать детей.
Таким образом, работа по приобщению дошкольников к русской национальной культуре строилась в соответствии с народным календарем.
Годовой народный календарь, вобравший в себя все краски народной жизни – праздники, народные ремесла, помогает понять их естественный цикл. Осень – сбор урожая, «Осенины» (народные гулянья), за ней «Святки», «Рождество», «Крещение» (зимние праздники и обряды), «Масленица» - проводы зимы, «Веснянка» - встреча весны, «Троица» - праздник русской березы и, наконец, лето с хороводами и песнями вокруг зеленой березки.
Смена четырех времен года, отраженная в праздниках, позволяет детям понять, что природа не умирает, а совершает определенный круг, где все сменяет друг друга, а жизнь вечна и прекрасна.
Для ознакомления детей с русской культурой начала со знакомства с устным народным творчеством: потешек, дразнилок, загадок, закличек.
Большое внимание уделяла народным приметам, обращая внимание детей на то, что приметы не выдуманы, а приобретены в процессе многолетних наблюдений людей за природой. Например, если 14 октября, в Петров день, после обеда выпадает снег, хоть немного, то зима будет снежная и поэтому день называется Покров. Народные названия месяцев исходят тоже от наблюдения людей. Январь – зимник (т.е. самая середина зимы). Февраль – лютень, бокогрей (в этом месяце дуют сильные ветры) и т.д.
Разучивала с детьми заклички, объясняла, что русский народ верил во всемогущие силы природы. Раньше люди поклонялись солнцу, воде, земле, лесу и другим природным стихиям, верили в них, как в живые существа, обращались к ним с просьбой об урожае, благополучии, обещая честно и упорно трудиться.
Я понимала, что активнейшей формой приобщения к русской культуре являются сказки. Читая детям русские народные сказки, я всегда обращаю внимание детей на то, как
русский народ называет солнце (ведрышко, колоколнышко, красна девица), землю (любушка, кормилица), зверей (медведь – батюшка, лисица – сестрица) и с каким уважением к ним относится. Дети на этих образах учатся любить и уважать природу. Дети перестали, как раньше, рвать первые цветы, ловить бабочек или жучков, стали добрее.
Приобщая детей к народной культуре, стараюсь воспитывать в них доброту, смелость, уважение к старшим, любовь к родителям. Где, как не в народных сказках, обрядах, традициях можно встретиться с этим.
Когда шла масленичная неделя, специально обратила внимание детей на то, что в пятницу надо идти в гости к бабушке, навестить ее, а в субботу к тетушке, что в любой праздник надо помнить о ближних.
Читая сказку, всегда обращаю внимание на то, как Иван любил и уважал своих родителей, ради них он готов на все. Надо обратить внимание детей на то, как те, кто не любил и не уважал своих родителей, были наказаны самой природой (превращались в медведей «Иванушка», кукушек «Кушрина» и т.д.). Русские народные сказки идут в параллели с народными преданьями, поверьями о леших, водяных, Бабе – яге, домовых.
В группе силами воспитателей и детей был создан уголок русского фольклора, в котором появилась русская печь, атрибуты сказок и русского быта, домашняя утварь (ширинка, т.е. полотенце, чугунок, деревянные ложки), лапти. Дети научились изготавливать простейшую тряпичную куклу – пеленашку, с которой играли крестьянские дети, корзиночки для пасхальных яиц и т.п.
Все это помогло и помогает формировать у детей отношение к людям, дому, природе, учит понимать смысл народных поговорок и пословиц:
1. Всякому мила своя сторона.
2. Где лад – там и клад.
3. Всякое дело – мастера боится.
4. В ком правды нет, в том и добра мало.
5. Грамоте учиться – всегда пригодится.
Иногда предлагаю детям пофантазировать, на что похож волшебный предмет (ковер – самолет на самолет, скатерть – самобранка на магазин, сапоги – скороходы на велосипед, машину). Также учу детей мыслить при помощи народных загадок, шуток, перевертышей. Очень детям нравятся небылицы:
На болоте стоит пень,
Повернуться ему лень,
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
Небылицы – это прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Но в приобщении детей к народной культуре нельзя забывать и про игру. Существует много народных подвижных игр «Горелки», «Ручеек», «Корзиночки», «Веревочка», и др.
Каковы же результаты, итоги проделанной работы?
У детей заметно обогатился словарь - они знают и стараются применять народные словосочетания такие как: красна девица, добрый молодец, молодецкий конь, трава мурава. Они стали добрее, отзывчивее к окружающим их людям и к природе. Дети знают много сказок, потешек, загадок, игр, считалок, закличек, приговорок. Хорошо разбираются в народном юморе (дразнилки, стихи – перевертыши, небылицы, частушки). У детей стала богаче фантазия, они стали более наблюдательными. Наблюдая за явлениями природы, они пытаются делать свои выводы в соответствии с народными приметами. Дети стали более бережливыми и рукодельными. Им нравится мастерить из бросового материала и не только из него. Делать всевозможные поделки по мотивам народных промыслов.
Стали разбираться в народных календарных праздниках, понимать, почему данный праздник проходит именно в это время года, а не в другое.
Несмотря на обнадеживающие результаты, работа требует продолжения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре».
знакомство детей с русской национальной культурой...
"Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)
Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....
Рекомендации для родителей в вопросах приобщения дошкольников к русской национальной культуре
Рекомендации для родителей в вопросах приобщения дошкольников к русской национальной культуре...
Проект "Наши традиции" по приобщению дошкольников к русской национальной культуре.
В проекте широко раскрыта тема наших традиций, которые мы отмечаем с детьми.Проект расчитан на детей средного дошкольного возраста. Большое место по программе ФГОС ДОУ отводится...
Педагогический проект «Восстановление связи времён и утраченных человеческих ценностей» (приобщение дошкольников к русской национальной культуре)
Проблема духовности в современном обществе становится все более значимой, и пути ее решения надо рассматривать на самом раннем этапе жизни человека. От того, кто находился рядом с ребенком и что вложе...
Приобщение дошкольников к русской национальной культуре
Основной вопрос проекта: «Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе»...
Приобщение к истокам русской национальной культуры и традициях у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) .
Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность«… Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без это...