Семинар-практикум «Мотивы «плохого» поведения детей»
методическая разработка на тему

Бренчук Наталья Сергеевна

Каждый педагог в своей практике сталкивается с детьми, которые "плохо" себя ведут. Как же должен поступать взрослый человек в таких ситуациях? Что ему нужно сделать, чтобы помочь ребенку. Этот семинар-практикум как раз и предназначен для того, чтобы педагог мог быстро и правильно понять причину, почему ребенок себя так ведет и продуктивно отреагировать на "плохое" поведение.

 

 

Семинар- практикум

 

«Мотивы плохого поведения детей»

Цель: расширить арсенал методов выхода из ситуаций, когда ребенок руководствуется одним из рассматриваемых мотивов.

Задачи:

• Обмен опытом между педагогами. Как они справляются с такими ситуациями.

• Изучение литературы по данному вопросу.

• Определение причин появления у ребенка мотивов «плохого» поведения.

• Определение мотива «плохого» поведение.

• Способы вывода ребенка из негативного состояния.

Этапы:

1. Самостоятельное ознакомление педагогов с теоретической частью семинара, анализ собственного опыта, изучение литературы, интернет - ресурсов. Подготовка вопросов по изученным материалам. Предлагаемый раздаточный материал (см. Приложение 1) предназначен для первоначально изучения, более подробно изучить материал предлагается из соответствующей литературы. Предполагаемый срок подготовки 2 недели.

2. Практическая часть семинара (2 дня) :

День 1. Разбор мотивов «плохого» поведения: мотив власти и мотив привлечения внимания.

План:

1. Приветствие.

2. Упражнение «Угадай мотив». Разыгрывание проблемной ситуации с использование мотива привлечения внимания. Участники по желанию или по выбору выходят, им выдают описание ситуации и их роли. Психолог всем зачитывает общее описание ситуации (см. Приложение 2). Далее педагоги определяют, какой мотив присутствовал в данной разыгрываемой ситуации. Как бы поступили присутствующие педагоги в сложившейся ситуации.

3. На основании мини-сценки разбирается мотив привлечения внимания его причины, слабые и сильные стороны, фазы, способы реагирования педагога, ошибки.

4. Упражнение «Угадай мотив». Разыгрывание проблемной ситуации с использование мотива власти. Участники по желанию или по выбору выходят, им выдают описание ситуации и их роли. Психолог всем зачитывает общее описание ситуации (см. Приложение 2). Далее педагоги определяют, какой мотив присутствовал в данной разыгрываемой ситуации. Как бы поступили присутствующие педагоги в сложившейся ситуации.

5. На основании мини-сценки разбирается мотив власти его причины, слабые и сильные стороны, фазы, способы реагирования педагога, ошибки.

6. В конце семинара-практикума уточняется, как различать рассматриваемые мотивы. Их особенности, эмоции, которые возникают у взрослого в ответ на тот или иной мотив.

7. Подведение итогов. Прощание.

День 2. Разбор мотивов «плохого» поведения: мотив мести и мотив избегания неудач.

План:

8. Приветствие.

9. Упражнение «Угадай мотив». Разыгрывание проблемной ситуации с использование мотива мести. Участники по желанию или по выбору выходят, им выдают описание ситуации и их роли. Психолог всем зачитывает общее описание ситуации (см. Приложение 2). Далее педагоги определяют, какой мотив присутствовал в данной разыгрываемой ситуации. Как бы поступили присутствующие педагоги в сложившейся ситуации.

10. На основании мини-сценки разбирается мотив мести его причины, слабые и сильные стороны, фазы, способы реагирования педагога, ошибки.

11. Упражнение «Угадай мотив». Разыгрывание проблемной ситуации с использование мотива избегания неудач. Участники по желанию или по выбору выходят, им выдают описание ситуации и их роли. Психолог всем зачитывает общее описание ситуации (см. Приложение 2). Далее педагоги определяют, какой мотив присутствовал в данной разыгрываемой ситуации. Как бы поступили присутствующие педагоги в сложившейся ситуации.

12. На основании мини-сценки разбирается мотив избегания неудач его причины, слабые и сильные стороны, фазы, способы реагирования педагога, ошибки.

13. В конце семинара-практикума уточняется, как различать рассматриваемые мотивы. Их особенности, эмоции, которые возникают у взрослого в ответ на тот или иной мотив.

14. Подведение итогов 2-х дней. Выдача раздаточного  матриала с обобщенной информацией по семинару. Прощание. (Приложение3)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx50.21 КБ
Файл prilozhenie_3.docx44.89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

(предоставляется для самостоятельного изучения педагогам)

1. Мотив. Виды мотивов в дошкольном возрасте.

1.1. Мотив как психологическая категория

Мотив – (в переводе с латинского – приводить в движение, толкать) – субъективная причина того или иного поведения, действия человека, непосредственно побуждающее человека к выбору определенного способа действия и его осуществлению.

Мотив, по мнению Л.Д.Столяренко, – это побуждение к совершению поведенческого акта, порождённое системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Мотив образует своего рода «вектор деятельности», определяющий ее направления, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

В. К. Вилюнас отмечал, что человек в каждый момент находится под влиянием целой системы актуализированных мотивационных отношений и побуждений, составляющих вследствие взаимодействия своего рода мотивационное поле, которое динамично и гибко определяет как достигаемые им цели, так и многочисленные нюансы, способы их достижения, например, решительность, эмоциональность, вежливость, продуманность действий и т.п.

Из такого представления о происхождении мотивов следует, что они имеют полипотребностный характер, являясь функцией целостного мотивационного поля, мотивы формируются под влиянием целого ряда взаимодействующих и уже изначально переплетенных потребностей, хотя могут отличаться преимущественным вкладом в этот процесс некоторые из них. Естественно, что по мере выполнения деятельности реально побуждающая ее мотивационная система претерпевает изменения.

В заключение обобщенного описания мотивационной сферы человека следует подчеркнуть, что она находится в постоянном движении и развитии: в онтогенезе происходит постоянное доопредмечивание и переопредмечивание базовых потребностей, которые под влиянием опосредствующего их опыта и специальных воспитательных воздействий разворачиваются в сложную изменчивую и взаимодействующую организацию мотивационных систем.  Не стоит забывать так же о том, что за любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания. И цели, которые ставит перед собой человек,  могут не совпадать с его мотивами, так как цель показывает - к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится. И самое главное, мотивы деятельности дошкольника импульсивны и неосознанны.

2.2. Развитие мотивационной сферы в дошкольном возрасте.

Говоря о мотивационной сфере  дошкольников, нужно помнить что, их мотивы, прежде всего, связанны с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре.

Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей, - мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-то учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.

Следующая группа мотивов - желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых. Многие действия детей объясняются этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Их исходный пункт – возникшее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослым как к образцу поведения. И ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания.

В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы.

Хорошо известно как любят дети потрошить игрушки, стараясь узнать, что у них внутри. Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Однако на самом деле, детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный интерес, стремление получить какие-либо новые сведения об окружающем мире. Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники преследуют цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием, или получить конкретное практическое умение. Только постепенно под влиянием взрослых, которые обучают ребенка, сообщают ему разнообразные знания (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы), ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, понимания значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносят ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься как нечто положительное и обязательное. Младшие дошкольники поступают в соответствие с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию.

К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм. Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие.

Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов, но и между разными видами мотивов складывается соподчинение и иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Поведение младшего дошкольника не определенно, не имеет основной линии, стержня. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведения руководит то один, то другой мотив.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым. Если ребенок потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то это не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии».

Таким образом, выделяют следующие виды мотивов дошкольников:

- игровые;

- познавательные;

- стремление к признанию и самоутверждению (может быть в форме каприза);

- общение со сверстниками, «быть со всеми»;

- стремление быть взрослым;

- мотив одобрения взрослым, похвалы;

- общественный мотив.

Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развиваются самосознание – понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение.

Однако, когда система воспитания дает сбой, когда нарушены эмоциональные связи между ребенком и взрослым формируются иные мотивы поведения, которые имеют своей целью удовлетворение фурстрированных потребностей в неадекватной форме, которую взрослые воспринимают как «плохое» поведение.

Мотивами «плохого» поведения, по Дрейкусу, у дошкольников считаются:

  • мотив привлечения внимания
  • мотив власти
  • мотив мести
  • мотив избегания неудач

Таким образом, можно сказать, что для мотивационной сферы ребенка характерна по большей части неосознанность и импульсивность. Его мотивы связаны с предметной сферой и взаимоотношениями со взрослыми. И в целом можно выделить следующие  мотивы «плохого» поведения  у дошкольников:

  • мотив привлечения внимания
  • мотив власти
  • мотив мести
  • мотив избегания неудач

Задача взрослого на данном этапе – помочь ребенку осознать собственные мотивы, то почему он хочет именно это, а не что-то другое, и научить адекватным способам выражения собственных желаний.

2. Причины, способствующие, появлению мотивов «плохого» поведения у детей

Если говорить о причинах, что приводят к «плохому» поведению детей, то нужно понимать, что большинство из них кроется во внутрисемейных отношениях. Но на развитие детей, на их самовосприятие, на восприятие ими различных ситуаций и людей, влияет детский сад, и во многом воспитатель, то какие чувства он проявляет по отношению к ребенку, то, как выстраивает с ним отношения. Таким образом, условно все причины можно разделить на внутрисемейные и общие или характерные для взаимоотношений со всеми взрослыми.

К внутрисемейным причинам можно отнести:

  • Понимание родителями реальных потребностей ребенка.

Не понимание родителями того, что материальные вещи не заменят ощущения безусловной любви и принятия, которые являются фундаментом роста и развития ребенка, осуществления его потенциала в полной мере. Только на этой основе мы можем удовлетворять ежедневные потребности ребенка в эмоциональном контакте. Каждый ребенок определенные эмоциональные потребности, и то, насколько эти потребности ежедневно удовлетворяются (через любовь, внимание, понимание, дисциплину), определяет многое в поведении ребенка (послушный, капризный, веселый, замкнутый) и то, что он чувствует (злой, грустный, радостный). Естественно, чем полнее эмоциональный резервуар, тем положительнее чувства и тем лучше поведение. Ответственность за полноту удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка несут, в первую очередь, родители.

  • Тип темперамента ребенка и знание родителей о его особенностях

В понятие о темпераменте входит: уровень активности, ритмичность циклов сна бодрствования, реакция на новый стимул, ее интенсивность и порог ответной реакции, смена настроений, способность отвлекаться, концентрация внимания и настойчивости. Основные типы темперамента в значительной степени влияют на то, как растет и развивается ребенок. Осознание этих типов помогает родителям избежать ненужного чувства вины, если, несмотря на любовь, ребенок растет «трудным». Тем самым родитель помогает ребенку сглаживать трудности характера. По ряду исследований было выявлено, что наиболее подвержены стрессам, особенно при завышенных родительских ожиданиях, именно дети с высокой степенью реактивности (то есть сверхэмоциональные), дети, отстраняющиеся и замыкающиеся в новой ситуации, дети, плохо приспосабливающиеся к переменам, дети, у которых чаще всего плохое настроение. И, к сожалению, обычно такие ребята получают меньше любви и внимания со стороны взрослых.

  • Не умение родителей демонстрировать свою безусловную любовь и привязанность

Обычно считается, что родители естественным образом умеют передать свою любовь ребенку. На самом деле, в большинстве случаев, они не знают, как это делать и подменяют безусловную любовь и принятие - условной. И отсюда ощущение многих современных детей, что им не хватает безоговорочной любви и безусловного одобрения со стороны родителей. Это самая главная причина трудностей с детьми. Когда отношения между родителями и детьми не основаны на безоговорочной любви и привязанности, тогда и возникают все осложнения: плохая дисциплина, отставание в учебе, конфликты со сверстниками.

  • Несоответствующая или слепая любовь родителей

Любовь может быть соответствующей, то есть удовлетворяющей эмоциональные потребности ребенка и способствующей его развитию и независимости, и несоответствующей, когда родители сознательно или бессознательно стараются продлить (иногда чрезмерно) время зависимости ребенка от них. Это родители-собственники, рассматривающие ребенка как собственность, а не как личность, которая нуждается в развитии и независимости. Иногда несоответствующая любовь родителей заключается в том, что они требуют, чтобы дети наперекор своим желаниям и способностям воплотили в жизнь их несбывшиеся мечты. Иногда родители путают роли и требуют от ребенка любви, внимания, как будто именно ребенок должен дать им эмоциональную уравновешенность, а не наоборот. Обычно так случается, если родители больны или устали, но злоупотребление такой переменой ролей ни к чему хорошему не приводит. И всегда нужно помнить, что бескорыстная, безусловная, соответствующая потребностям ребенка любовь жизненно необходима для его эмоционального равновесия, для физического, психического и духовного развития.

К общим, или характерным для взаимоотношений со всеми взрослыми, причинам можно отнести:

  • Тип взаимосвязи с окружающими у взрослых

Существуют познавательные (интеллектуальные, рациональные) и эмоциональные (чувственные) взаимосвязями. Люди, которые в основном общаются на познавательном (когнитивном) уровне, имеют дело с фактами (деньги, работа, спорт, наука и прочее), исключающими эмоции. Им трудно говорить об эмоциональных вещах и поэтому сложно поддерживать теплые отношения с окружающими. Люди другого типа больше взаимодействуют на эмоциональном уровне. Факты интересуют их мало, гораздо сильнее у них развита потребность обмениваться чувствами и эмоциями; которые они стремиться разделить с другими. Например, напряженный, формальный интеллектуал способен к глубоким чувствам, но он тратит колоссальную энергию для того, чтобы эмоции не беспокоили его и не мешали ему. Но, чувства все равно его беспокоят. Когда кто-то рядом с таким человеком  просит у него внимания и любви, он не только не способен отвечать, но и приходит в ярость от того, что потревожили его драгоценное равновесие.

  • Тип взаимосвязи с окружающими у ребенка

Ребенок с самого рождения исключительно эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир – своих родителей, свой дом, самого себя и окружающих людей. Если его мир враждебный, отталкивающий, нелюбящий, то тревожность влияет на его речь, поведение, способность общаться и учиться. Своим поведением ребенок постоянно спрашивает родителей: «Вы меня любите?». И ответ для него жизненно важен. Он должен диктоваться не только чувством безусловной любви, но и поведением родителей, проявляющих в своих поступках безоговорочную любовь.

  • Ситуации двойной мотивации

По В.С. Мухиной, ситуациями двойной мотивации можно считать те, в которых происходит несовпадение собственных желаний ребенка и предъявляемых требований или норм со стороны взрослого. Здесь ребенок решает для себя дилемму: удовлетворить собственное желание и пройти испытание отчуждением со стороны взрослого, или остаться в добрых отношениях со взрослым, но отказаться от собственного желания. Как правило ребенок старается удовлетворить собственное желание и остаться в добрых отношениях со взрослым. Это предполагает использование ребенком лжи, определяемой В.В. Зеньковским как, формы поведения, включающей ложное (в объективном смысле) высказывание, сознание того, что это высказывание ложно, и стремление придать заведомо ложной мысли вид истины, стремление ввести кого-либо в заблуждение. Так, о сознательной лжи, как специфической форме поведения, направленной на разрешение противоречивой ситуации, можно говорить только при условии, что ребенок способен отразить это противоречие. А это возможно только на определенном этапе его психического развития. Истинная ложь может появиться у детей только тогда, когда появляется такое новообразование как рефлексия, а оно начинает себя проявлять только с 6-7 лет. Таким образом, строго говоря, дети до 6-ти лет не врут, они заменяют действительное желаемым. Т.е. стремясь получить оба удовольствия, ребенок пытается управлять действительностью, меняет условия действительности, нарушать требования взрослого.

Можно сказать, что основным мотивом лжи является максимизация удовольствий. Т.е. находясь в ситуации двойной мотивации, ребенок стремиться получить удовольствие от удовлетворения собственного желания и удовольствие от выполнения требования взрослого, но так как они являются противоположными границами одной ситуации, то получить два удовольствия одновременно становится возможным только при условии использования ребенком лжи и обмана.

  • Реакции взрослого человека на «плохое» поведение ребенка

То, как взрослый реагирует на поведение ребенка, во многом определяет степень дисциплинированности ребенка, его открытость, его спокойствие и уверенность. В большинстве случаев, когда ребенок начинает вести себя «плохо» взрослый не знает, что ему делать, как поступить. Такое поведение ребенка расценивается как преднамеренное, возможно, даже понимается взрослым как способ досадить ему. И вследствие этого, на эмоциях, взрослый может реагировать не конструктивным способом. Типичными реакциями взрослого человека на «плохое» поведение ребенка является:

  • повышение голоса, оставляет последнее слово за собой,
  • разговаривает с сарказмом,
  • использует такие позы и жесты, которые «давят»,
  • дает оценку характеру ребенка, действует с превосходством, использует физическую силу,
  • втягивает в конфликт других людей,
  • настаивает на своей правоте, читает морали,
  • оправдывается, защищается,
  • формулирует обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
  • негодует, придирается, обижается,
  • сравнивает ребенка с другими, командует, требует.

Результатом таких реакций становиться не разрешение сложной ситуации с ребенком, а наоборот либо усугубление, либо затаивание.

Из всего выше описанного видно, что, во многом, причинами «плохого» поведения детей является неадекватный для конкретного ребенка подход в воспитании, в проявлении со стороны взрослого своих эмоций по отношении к ребенку, заботы о нем.

 3. Мотивы «плохого» поведения

  1. Мотив «привлечения внимания». 

Довольно распространенный мотив плохого поведения детей. Возможно, это связано с тем, что при увеличении темпа жизни, взрослые все меньше способны уделять должное количество внимания ребенку. Подобное поведение вызывает у педагога раздражение, множество замечаний, угроз.

Происхождение мотива:

  • Больше внимания уделяется в основном тем, кто ведет себя плохо.
  • Ребенок не умеет просить «просить» внимания в приемлемой форме.
  • Дефицит личностного внимания.
  • Переизбыток внимания дома и как следствие недостаток в группе.

Сильными сторонами поведения являются активность ребенка и факт, что педагог ему нужен.

Принципы предотвращения:

  • Больше внимания уделять хорошему поведению
  • Обучать ребенка приемлемым формам «требовать» внимание
  • Удовлетворять дефицит личностного внимания в семье

  1. Мотив «власти».

Чрезмерное внимание, гиперопека со стороны родителей приводит к бунтарству и борьбе за самостоятельность. Уже в двухлетнем возрасте ребенок нередко заявляет настойчивым и громким голосом: «Я сам!». Часто родители теряются от таких заявлений, ведь гораздо проще указывать и делать замечания, чем научить действовать самостоятельно. Часто гиперопека не имеет системы наказания, там скорее наблюдается прерывание действий ребенка, вследствие чего ребенок не может совершить проступок, следовательно, наказывать его не за что. У таких детей нет связки проступок – последствия – наказание, поэтому наказание не имеет для них смысла. У них формируется такое отношение к взрослому как «Вы мне все равно ничего не сделаете». Подобное поведение вызывает у педагога гнев, негодование, иногда страх.

Происхождение мотива:

  • Желание выйти из подчинения взрослого и встать со взрослым на одном уровне
  • Желание, чтобы считались с его мнением, признавали
  • Демонстрация «сильной» личности

Сильные стороны поведения: демонстрация организаторских способностей и умения самостоятельно мыслить, честолюбие, самоутверждение.

Принципы предотвращения:

  • Уход от конфронтации
  • Снижение напряжения
  • Передача воспитаннику посильных организационных полномочий.

  1. Мотив «мести».

Причины детской мести могут быть разные: обида, разочарование, ревность, невыполненное обещание и несправедливое наказание. Иногда критика взрослых провоцирует ребенка усугубить ситуации и приводит к тому, что ребенок говорит: «Вы считаете меня плохим? Но вы еще не знаете, какой я плохой! Сейчас я покажу вам это!». Прежде всего, необходимо спросить себя: «Почему возникла такая ситуация? Что заставляет ребенка так себя вести?» Возможно, Вы несправедливо обвинили ребенка, или за одно и то же действие одного наказали, а другого нет, не уделили ему внимания, когда он этого просил, не похвалили. Поняв причину, постарайтесь ее устранить.

Сильной стороной поведения можно считать то, что эти дети пытаются защитить себя от обид, то есть их способ защиты — агрессия, направленная вовне, на других, а не на себя. В действиях этих детей содержится мощная способность к выживанию. Ради сохранения своего психического здоровья они предпочитают хоть что-то делать.

Принципы предотвращения:

  • Строить отношения со всеми воспитанниками так, чтобы чувствовалась забота о них.
  • Снижение напряжения
  • Обучение тому, как нормальными способами выразить свою душевную боль и страдания, а также приглашение их к разговору в момент травмы или потрясения

  1. Мотив «избегания неудач».

Постоянная критика, унижение и череда неудач могут сломить ребенка и, если идет постоянная критика, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Что бы я ни сделал, мной всегда недовольны! Вы, взрослые, лучше меня знаете, что и как нужно делать. Значит, зачем стараться? Все равно ничего не получится. Пусть я плохой, мне все равно». И, как правило, за такими мыслями следует отказ от деятельности. У педагогов такое поведение вызывает чувство беспомощности, когда ребенок без особого протеста продолжает ничего не делать.

Данное поведение встречается в активной и пассивной форме. Единственный вид активного поведения такого рода — это припадок в ситуации полного отчаяния. Приступ в ситуации отчаяния — это взрыв, чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи. Дети с такими приступами готовы делать что угодно: кричать, лить потоки слез, — лишь бы этот эмоциональный взрыв отвлек их от очевидной для них неудачи.

Пассивная форма встречается в нескольких видах.

Откладывание на потом

Некоторые дети используют именно этот способ для избегания неудачи. «Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий». Принцип: Лучше уж чувствовать себя и слыть способным, но нерадивым (или не умеющим распределить время), чем усердным, но тупым.

Недоведение до конца

Неспособность закончить начатые проекты и намерения — это другой вариант пассивного поведения, направленного на избегание неудачи. Начинание, которое никогда не будет закончено, не может быть оценено, в том числе не может получить низкую оценку.

Временная потеря способности выполнить необходимое действие

Некоторые дети избегают неудачи, всячески развивая в себе и лелея временную нетрудоспособность. Предположим, какой-то ребенок умеет читать и неплохо рисует, но совершенно не способен к физическим упражнениям. Как только приходит время идти на физкультуру, у него появляются приступы головной или зубной боли, колики в желудке — все, что может быть причиной не идти на занятие. И все моментально проходит, когда спортивные занятия заканчиваются.

Когда воспитатель сталкивается с поведением, цель которого — избегание неудачи, он может точнее идентифицировать его, если научится осознавать:

• свои эмоции;

• свои непосредственные побуждения, импульсы.

Сталкиваясь лицом к лицу с поведением, направленным на избегание неудачи, воспитатель явно осознает свою профессиональную несостоятельность. Она складывается из сочувствия ребенку и спонтанного импульса помочь ему преодолеть неумение, но когда он оказывается неуспешным, появляется иное желание — оправдать и объяснить неудачу особенностями самого ребенка: его каким-то диагнозом, для чего хочется немедленно показать ребенка врачу или психологу. Либо другой импульс — оставить ребенка в покое, уступить, раз уж наши попытки не дают эффекта.

Поскольку поведение избегающего неудачи ребенка не взбудораживает группу и неагрессивно по отношению к нам, мы не испытываем тех личных обид, которыми сопровождаются другие виды нарушений поведения. И зачастую такие дети остаются без должного внимания и помощи.

Дети же на вмешательство воспитателя реагируют зависимым поведением. Поскольку они чувствуют, что не могут соответствовать ожиданиям, успевать, как все, они ожидают от нас, особой помощи, сами же не предпринимают абсолютно ничего. Такие дети даже не пытаются выполнить требования. Вместе с тем они готовы на любые услуги нам, если это не касается учения по предмету.

Происхождение мотива:

  • формируется, когда предъявляются слишком высокие требования
  • подчеркивается отрицательное в ребенке, его результатах
  • упор на соревновательный элемент

Сильные стороны: есть дети, которые стремятся делать все только хорошо, но, к сожалению, их меньшинство, у остальных детей в поведении нет сильной стороны.

Принципы предотвращения:

  • Поддерживать любые попытки ребенка сменить установку «Я не могу» на «Я могу».
  • Помогать таким детям преодолевать барьеры, изолирующие их от группы сверстников, втягивать их в продуктивные отношения с другими ребятами.

Более подробная информация:

  • Гиппенрейтер Ю.Б.: «Общаться с ребенком. Как?» – 1 книга, для родителей - http://www.koob.ru/gippenreiter_yuliya/obshatsya_s_rebenkom_kak

  • Светлана Кривцова, Наталья Дятко: «Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста» - http://psychologia.edu.ru/files/20100927_5.pdf



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал по семинару-практикуму «Мотивы «плохого» поведения детей» (обобщенные сведения)

Мотив – (в переводе с латинского – приводить в движение, толкать) – субъективная причина того или иного поведения, действия человека, непосредственно побуждающее человека к выбору определенного способа действия и его осуществлению.

Мотив – это то, что человек хочет, отражение его потребности.

Цель – это то, что позволяет достигнуть удовлетворения потребности.

Способ достижения – конкретный тип поведения, который позволяет достигнуть цели.

Пример:

Мотив – привлечение внимание, основанный на потребности в принятии, общности.

Цель – постоянно контактировать со взрослым, обращаться к нему

Способ достижения – 1 способ – постоянно хвастаться,  демонстрировать свои достижения, просить посмотреть на свою работу;

                        2 способ -  говорить у меня не получается, помогите мне, я не знаю как это сделать и т.д. способов очень много ребенок выбирает тот, который для него наиболее удобен и наиболее эффективен по отношению к данному взрослому.

Основные мотивы поведения детей в дошкольном возрасте:

  • интересом к миру взрослых, стремление действовать как взрослые
  • игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый.
  • желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых
  • развивается мотив самолюбия, самоутверждения
  • формирование мотива общение и принятия сверстниками, общения с ними
  • формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы
  • нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения

Особенности мотивационной сферы дошкольников:

  • Изменение содержания, появляются новые виды мотивов
  • Развитие структуры мотивов, складывается соподчинение и иерархия мотивов, но пока еще поведение младшего дошкольника не определенно, не имеет основной линии, стержня. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым. Если ребенок потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то это не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии».
  • Повышение осознанности мотивов

Однако, когда система воспитания дает сбой, когда нарушены эмоциональные связи между ребенком и взрослым формируются иные мотивы поведения, которые имеют своей целью удовлетворение фурстрированных потребностей в неадекватной форме, которую взрослые воспринимают как «плохое» поведение.

Мотивами «плохого» поведения, по Дрейкусу, у дошкольников считаются:

  • мотив привлечения внимания
  • мотив власти
  • мотив мести
  • мотив избегания неудач

Причины, способствующие, появлению мотивов «плохого» поведения у детей

Если говорить о причинах, что приводят к «плохому» поведению детей, то нужно понимать, что большинство из них кроется во внутрисемейных отношениях. Но на развитие детей, на их самовосприятие, на восприятие ими различных ситуаций и людей, влияет детский сад, и во многом воспитатель, то какие чувства он проявляет по отношению к ребенку, то, как выстраивает с ним отношения. Таким образом, условно все причины можно разделить на внутрисемейные и общие или характерные для взаимоотношений со всеми взрослыми.

К внутрисемейным причинам можно отнести:

  • Знание родителей о реальных потребностях ребенка.
  • Тип темперамента ребенка и знание родителей о его особенностях
  • Не умение родителей демонстрировать свою безусловную любовь и привязанность
  • Несоответствующая или слепая любовь родителей

К общим, или характерным для взаимоотношений со всеми взрослыми, причинам можно отнести:

  • Тип взаимосвязи с окружающими у взрослых
  • Тип взаимосвязи с окружающими у ребенка
  • Ситуации двойной мотивации (формирование «лживого» поведения)
  • Реакции взрослого человека на «плохое» поведение ребенка

То, как взрослый реагирует на поведение ребенка, во многом определяет степень дисциплинированности ребенка, его открытость, его спокойствие и уверенность. В большинстве случаев, когда ребенок начинает вести себя «плохо» взрослый не знает, что ему делать, как поступить. Такое поведение ребенка расценивается как преднамеренное, возможно, даже понимается взрослым как способ досадить ему. И вследствие этого, на эмоциях, взрослый может реагировать не конструктивным способом. Типичными реакциями взрослого человека на «плохое» поведение ребенка является:

  • повышение голоса, оставляет последнее слово за собой,
  • разговаривает с сарказмом,
  • использует такие позы и жесты, которые «давят»,
  • дает оценку характеру ребенка, действует с превосходством, использует физическую силу,
  • втягивает в конфликт других людей,
  • настаивает на своей правоте, читает морали,
  • оправдывается, защищается,
  • формулирует обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
  • негодует, придирается, обижается,
  • сравнивает ребенка с другими, командует, требует.

Результатом таких реакций становиться не разрешение сложной ситуации с ребенком, а наоборот либо усугубление, либо затаивание.


Стратегии поведения педагога в ответ на «плохое» поведение ребенка

Ребенок плохо себя ведет. Сложная ситуация, в которой необходимо принять какое-либо решение. И зачастую большинство взрослых теряется и, не знает, что же делать. Не стоит спрашивать себя «что же делать?», первое, что нужно выяснить и на какой вопрос ответить это: «В чем нуждается этот ребенок?». Может, у него «что-то болит, или он голоден, или устал, расстроился». Возможно, его плохое поведение – лишь следствие плохого самочувствия или плохого настроения.  Понять причину «плохого» поведения не значит с ним смириться.

Зачастую причины «плохого» поведения детей кроются в неудовлетворении базовых потребностей в безусловной любви и принятии. И первое, что может сделать взрослый человек это демонстрация безусловной любви, в случае с педагогом это принятие.

Существуют четыре основные передачи безусловной любви и принятия: контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. Все эти пункты одинаково важны и не «работают» один без другого; кроме того, нельзя преувеличивать что-то одно (например, дисциплину) за счет другого. Очень важно также не путать дисциплину с наказанием, это отнюдь не синонимы.

Контакт «глаза в глаза».

Он важен не только для установления взаимосвязи, но для удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка. Чем больше и чаще взрослые смотрят ребенку в глаза, выражая свою безусловную любовь и принятие, тем полнее эмоциональный резервуар ребенка. Глубочайшая ошибка – использование контакта глаз для выражения порицания и наказания ребенка. Если взрослый смотрит в глаза ребенку только тогда, когда ругает его, то и он приучается смотреть на него только с отрицательными эмоциями. Еще более вредно избегать смотреть на ребенка для демонстрации неодобрения, используя отсутствие контакта глаз как наказание. Для психики ребенка это может оказаться страшнее и разрушительнее, чем физическое наказание. Смотря подолгу «глаза в глаза» выражая любовь и дружелюбие, взрослые учат ребенка устанавливать хорошие контакты с окружающими.

Часть пренебрегают данным простым правилом

Физический контакт.

Не обязательно целоваться и обниматься, вполне достаточно похлопать по плечу, взять за руку, просто дотронуться, погладить по голове, потрепать по волосам – все это подкрепляет эмоциональную уверенность ребенка и дает возможность проявить на деле свою любовь к нему и принятие.

Проявление этих видов контактов должно быть доброжелательным, естественным (а не демонстративным) и, главное, ежедневным.

Пристальное внимание.

Это когда взрослый полностью сконцентрирован на ребенке (и на каждом по отдельности), – это жизненно важно для развития самооценки у ребенка. Нужно понять, что открытое общение с ребенком ценнее многих других важных вещей, и мы должны в первую очередь удовлетворять потребность ребенка в общении и пристальном внимании. Не получая пристального внимания, ребенок излишне тревожится, хуже контактирует со сверстниками и более замкнут.

Дисциплина

Вопрос дисциплины очень волнует взрослых. Обычно они ошибочно понимают взаимоотношения между любовью (принятием) и дисциплиной и неправильно оценивают значение дисциплины, считая, что принятие и дисциплина – это две вещи, не имеющие между собой ничего общего. На самом деле их нельзя разделять.

Мы должны дать почувствовать ребенку, что принимаем его – и это будет первым и наиболее важным условием хорошей дисциплины. Если не применяют психологических рекомендаций общего характера: частый контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание, которые удовлетворяют эмоциональные потребности ребенка, бесполезно требовать от него дисциплины.

При воспитании детей дисциплину следует понимать как тренировку психики, ума и характера, чтобы ребенок вырос конструктивно мыслящим и конструктивно действующим членом общества, умеющим контролировать себя. Что же необходимо для этого? Подражание лучшим образцам, копирование положительного примера, устные и письменные инструкции, устные и письменные просьбы, обучение, общение, развлечения и так далее. Наказание тоже надо добавить в этот список, но оно только один из факторов, причем наиболее отрицательный и примитивный. Если ребенок чувствует принятие со стороны взрослого, то он захочет идентифицировать себя с ним, сможет дисциплинировать себя и принять без вражды и сопротивления руководство со стороны.  Ребенок более активно будет подчиняться дисциплине при условии, что вы уважаете его как самостоятельную, достойную личность.  

Если ребенок совершил проступок, исключительно важно почувствовать, раскаивается ли он и сожалеет ли о сделанном. Если ребенок искренне раскаивается и переживает, то наказание может оказаться крайне вредным. Если же вы физически наказали ребенка, то никакого чувства вины у него не возникнет, он забудет со временем про «расплату» и снова начнет вести себя плохо. Кроме того, у него появится гнев за несправедливое (по его мнению) наказание, а гнев, обида, горечь останутся с ним дольше, чем того стоит проступок, за который его жестоко наказали. Надо научиться прощать детям их недостаточно хорошее поведение, тогда дети и сами начнут стараться исправиться. Прощать ребенка за проступок, это вовсе не значит, что он не должен принять на себя ответственность. Очень важно, чтобы ребенок действительно чувствовал раскаяние, а не манипулировал словами извинения. Самое главное в дисциплине – это тренировка своим положительным примером, руководством, совместной работой, просьбами, поскольку в глубине души ребенок осознает, что его хорошее поведение нужно и ему самому, а не только взрослым. Во многих случаях простых и спокойных напоминаний, особенно с юмором, достаточно, но, взрослые зачастую по пустякам «мечем громы и молнии». В результате происходит девальвация слов и угроз, и ребенок ожесточается чаще, чем следует. Нужно оставить крики и угрозы для действительно опасных ситуаций.  

А теперь рассмотрим основные причины мотивов «плохого» поведения у дошкольников и стратегии их преодоления.

  1. Мотив «привлечения внимания». 

Довольно распространенный мотив плохого поведения детей. Возможно, это связано с тем, что при увеличении темпа жизни, взрослые все меньше способны уделять должное количество внимания ребенку. Подобное поведение вызывает у педагога раздражение, множество замечаний, угроз.

Происхождение мотива:

  • Больше внимания уделяется в основном тем, кто ведет себя плохо.
  • Ребенок не умеет просить «просить» внимания в приемлемой форме.
  • Дефицит личностного внимания.

Индикатор данного мотива: внутреннее раздражение у взрослого по отношению к ребенку

Сильными сторонами поведения являются активность ребенка и факт, что педагог ему нужен.

Принципы предотвращения:

  • Больше внимания уделять хорошему поведению
  • Обучать ребенка приемлемым формам «требовать» внимание
  • Удовлетворять дефицит личностного внимания в семье

Способы реагирования

  • Минимизировать внимание (возможно игнорирование)
  • Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом
  • Разрешающее поведение (доведение до предела, когда вся группа подключается к действиям ребенка)
  • Снижение голоса
  • Прекращение деятельности
  • Упоминать имя ребенка
  • Использовать «Я-высказывание» («Ребята, мне обидно, когда я вижу, что Вы не слушаете меня», «Маша, я расстраиваюсь, когда дети меня не слушают»)
  • Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)
  • Неожиданное поведение (нестандартная для данного человека реакция, абсурдное поведение, игровое поведение)
  • Использование приемов ведения занятия
  • Обращение на примеры хорошего поведения
  • Пересаживание на «стул размышлений»
  • Беседа с родителями

Часто дети запрашивают внимание от взрослых, поэтому могут и возникать такие мотивы как привлечение внимания. Это происходит потому, что взрослые не замечают и не подкрепляют положительное поведение. Замечают в основном неприемлемое поведение тем самым подкрепляя его. Что можно сделать: пока ребенок с мотивом привлечения внимая ведет себя хорошо, отмечать это социально приемлемое поведение, до того как ребенок начнет демонстрировать социально нежелательное поведение.

  1. Мотив «власти».

Чрезмерное внимание, гиперопека со стороны родителей приводит к бунтарству и борьбе за самостоятельность. Уже в двухлетнем возрасте ребенок нередко заявляет настойчивым и громким голосом: «Я сам!». Часто родители теряются от таких заявлений, ведь гораздо проще указывать и делать замечания, чем научить действовать самостоятельно. Часто гиперопека не имеет системы наказания, там скорее наблюдается прерывание действий ребенка, вследствие чего ребенок не может совершить проступок, следовательно, наказывать его не за что. У таких детей нет связки проступок – последствия – наказание, поэтому наказание не имеет для них смысла. У них формируется такое отношение к взрослому как «Вы мне все равно ничего не сделаете». Подобное поведение вызывает у педагога гнев, негодование, иногда страх.

Происхождение мотива:

  • Желание выйти из подчинения взрослого и встать со взрослым на одном уровне
  • Желание, чтобы считались с его мнением, признавали, быть независимым
  • Демонстрация «сильной» личности

Индикатор данного мотива: внутреннее возмущение, гнев у взрослого по отношению к ребенку

В данной ситуации тот управляет эмоциями, управляет ситуацией. Если взрослый поддался эмоциям, он проиграл. Здесь идет постепенное нарастание напряжение. Имеет 3 стадии:

  • Глухие раскаты – выражение недовольства без явного и мощного протеста, постепенно заводиться. Здесь стоит передать власть вместе с ответственностью («Я понял, я не могу тебя заставить, поэтому тебе придется сделать это самому выбирай:….»). Давать границы власти, но в границах этой власть выбор.
  • Извержение – поток эмоций, часто неконтролируемы. Здесь помнить о границах недопустимого поведения. Здесь можно применять тактику изоляции.
  • Санкции. Разработка санкций идет исходя из проступка. Они должны быть направлены на исправление нанесенного ущерба и логичны по отношению к проступку. Например, пролил на стол, не будешь играть – не логично. Пролил на стол – будешь за собой убирать – логично. Ведешь себя плохо, мешаешь остальным – не будешь кушать сладкое – не логично. Ведешь себя плохо, мешаешь остальным – не будешь участвовать в деятельности – логично.

Сильные стороны поведения: демонстрация организаторских способностей и умения самостоятельно мыслить, честолюбие, самоутверждение.

Принципы предотвращения:

  • Уход от конфронтации
  • Снижение напряжения
  • Передача воспитаннику посильных организационных полномочий

Способы реагирования

  • Признание авторитета
  • Исключение из работы
  • Удаление от зрителей
  • Откладывание или лишение чем-то заниматься
  • Беседа с родителями
  • Озадачивайте ребенка
  • Починка, ремонт предметов, вещей, возмещение  убытков
  • Санкции
  • Передача ответственности
  • Объяснение и демонстрация ответственности за определенную позицию, готов ли он принять эту ответственность

  1. Мотив «мести».

Причины детской мести могут быть разные: обида, разочарование, ревность, невыполненное обещание и несправедливое наказание. Иногда критика взрослых провоцирует ребенка усугубить ситуации и приводит к тому, что ребенок говорит: «Вы считаете меня плохим? Но вы еще не знаете, какой я плохой! Сейчас я покажу вам это!». Прежде всего, необходимо спросить себя: «Почему возникла такая ситуация? Что заставляет ребенка так себя вести?» Возможно, Вы несправедливо обвинили ребенка, или за одно и то же действие одного наказали, а другого нет, не уделили ему внимания, когда он этого просил, не похвалили. Поняв причину, постарайтесь ее устранить.

Индикатор данного мотива: внутренняя обида по отношению к ребенку.

Имеет 3 стадии:

  • Уход в себя, вывести на разговор о чувствах, не жалеть, поблагодарить за то, что высказался
  • Извержение, выслушать, не дать перейти границы недозволенного поведения
  • Санкции, наладить отношение и совместно продумать, как исправить ситуацию

Перед такими детьми нельзя показывать страх и неуверенность или растерянность, особенно, когда ушли в себя ищут слабые стороны обидчика.

Таким детям нельзя задавать прямых вопросов (Что у тебя с настроением?), они будут уходить от ответа, и чувство обиды будет только расти, потому что данный вопрос как бы свидетельствует, что взрослый не замечает, что у ребенка с настроением. Здесь уместнее примерно такие вопросы: Что я такого сделал, что твое настроение так изменилось?

При данном мотиве ребенок идет на партизанскую войну, чтобы этого не было надо вывести его на разговор, выплеснуть эмоции. Это можно сделать с помощью вопросов, которые сказаны ранее.

Таких детей нужно научить говорить о своих чувствах вслух и проявлять их, в противном случае они будут накапливать, взращиваться и накручиваться внутри.

Сильной стороной поведения можно считать то, что эти дети пытаются защитить себя от обид, то есть их способ защиты — агрессия, направленная вовне, на других, а не на себя. В действиях этих детей содержится мощная способность к выживанию. Ради сохранения своего психического здоровья они предпочитают хоть что-то делать.

Принципы предотвращения:

  • Строить отношения со всеми воспитанниками так, чтобы чувствовалась забота о них
  • Снижение напряжения
  • Обучение тому, как нормальными способами выразить свою душевную боль и страдания, а также приглашение их к разговору в момент травмы или потрясения

Способы реагирования:

  • Признание авторитета
  • Исключение из работы
  • Удаление от зрителей
  • Откладывание или лишение чем-то заниматься
  • Беседа с родителями
  • Озадачивайте ребенка
  • Починка, ремонт предметов, вещей, возмещение  убытков
  • Санкции

  1. Мотив «избегания неудач».

Постоянная критика, унижение и череда неудач могут сломить ребенка и, если идет постоянная критика, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Что бы я ни сделал, мной всегда недовольны! Вы, взрослые, лучше меня знаете, что и как нужно делать. Значит, зачем стараться? Все равно ничего не получится. Пусть я плохой, мне все равно». И, как правило, за такими мыслями следует отказ от деятельности. У педагогов такое поведение вызывает чувство беспомощности, когда ребенок без особого протеста продолжает ничего не делать.

Данное поведение встречается в активной и пассивной форме. Единственный вид активного поведения такого рода — это припадок в ситуации полного отчаяния. Приступ в ситуации отчаяния — это взрыв, чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи. Дети с такими приступами готовы делать что угодно: кричать, лить потоки слез, — лишь бы этот эмоциональный взрыв отвлек их от очевидной для них неудачи.

Пассивная форма встречается в нескольких видах:

  • Откладывание на потом
  • Некоторые дети используют именно этот способ для избегания неудачи. «Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий». Принцип: Лучше уж чувствовать себя и слыть способным, но нерадивым (или не умеющим распределить время), чем усердным, но тупым.
  • Недоведение до конца.
  • Неспособность закончить начатые проекты и намерения — это другой вариант пассивного поведения, направленного на избегание неудачи. Начинание, которое никогда не будет закончено, не может быть оценено, в том числе не может получить низкую оценку.
  • Временная потеря способности выполнить необходимое действие
  • Некоторые дети избегают неудачи, всячески развивая в себе и лелея временную нетрудоспособность. Предположим, какой-то ребенок умеет читать и неплохо рисует, но совершенно не способен к физическим упражнениям. Как только приходит время идти на физкультуру, у него появляются приступы головной или зубной боли, колики в желудке — все, что может быть причиной не идти на занятие. И все моментально проходит, когда спортивные занятия заканчиваются.

Когда воспитатель сталкивается с поведением, цель которого — избегание неудачи, он может точнее идентифицировать его, если научится осознавать:

• свои эмоции;

• свои непосредственные побуждения, импульсы.

Сталкиваясь лицом к лицу с поведением, направленным на избегание неудачи, воспитатель явно осознает свою профессиональную несостоятельность. Она складывается из сочувствия ребенку и спонтанного импульса помочь ему преодолеть неумение, но когда он оказывается неуспешным, появляется иное желание — оправдать и объяснить неудачу особенностями самого ребенка: его каким-то диагнозом, для чего хочется немедленно показать ребенка врачу или психологу. Либо другой импульс — оставить ребенка в покое, уступить, раз уж наши попытки не дают эффекта.

Поскольку поведение избегающего неудачи ребенка не взбудораживает группу и неагрессивно по отношению к нам, мы не испытываем тех личных обид, которыми сопровождаются другие виды нарушений поведения. И зачастую такие дети остаются без должного внимания и помощи.

Дети же на вмешательство воспитателя реагируют зависимым поведением. Поскольку они чувствуют, что не могут соответствовать ожиданиям, успевать, как все, они ожидают от нас, особой помощи, сами же не предпринимают абсолютно ничего. Такие дети даже не пытаются выполнить требования. Вместе с тем они готовы на любые услуги нам, если это не касается учения по предмету.

Происхождение мотива:

  • формируется, когда предъявляются слишком высокие требования
  • подчеркивается отрицательное в ребенке, его результатах
  • упор на соревновательный элемент

Индикатор данного мотива: внутреннее отчаяние в отношении ребенка. Главное здесь не опускать руки, не поддаваться неуверенности и не допускать ситуации: «никому не мешает, ну тогда и трогать не буду»

Сильные стороны: есть дети, которые стремятся делать все только хорошо, но, к сожалению, их меньшинство, у остальных детей в поведении нет сильной стороны.

Принципы предотвращения:

  • Поддерживать любые попытки ребенка сменить установку «Я не могу» на «Я могу».
  • Помогать таким детям преодолевать барьеры, изолирующие их от группы сверстников, втягивать их в продуктивные отношения с другими ребятами.

Способы реагирования:

  • Индивидуальный подход, использование разного материала, введение дополнительных методов обучения
  • Обучение в один момент времени чему-то одному
  • Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности «Я могу», самоодобрение.
  • Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон
  • Подчеркивается улучшение, даже незначительное
  • Альбомы достижений, аплодисменты, вручение наград и медалей, выставки достижений
  • Учить нормально реагировать на ошибки, рассказывать о типичных ошибках, говорить, что даже взрослые всему учатся не сразу и тоже ошибаются, что  взрослые тоже были когда-то детьми и так же как они не могли что-то делать, не получалось, но со временем научились. Минимизирование последствий от сделанных ошибок.
  • Найти дело, в котором ребенок преуспел.
  • Не сравнивать успехи или неудачи ребенка с действиями других детей. Только с его собственными действиями: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!» Ищите любой повод для похвалы, отмечайте и поощряйте даже самый маленький успех. Постарайтесь ненавязчиво подстраховать его и избавить от крупных неудач в первое время.

Как видно из данной главы, стратегии для преодоления того или иного мотива есть, какие-то более эффективные, какие-то менее. Главное выбирать линию своего поведения адекватную конкретному ребенку. Но, на мой взгляд, главное, что требуется от любого взрослого это демонстрация ребенку того, что его принимают со всеми его ошибками и неуспехами и при этом всегда оставаться спокойным и справедливым рядом с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мотивы плохого поведения у дошкольников" Консультация для педагогов.

Рассмотрены поведенческие мотивы дошкольников (по Дрейкусу), способы реагирования и модели поведения взрослых в различных ситуациях. Семинар-практикум включает в себя решение практических ситуаций по ...

Семинар-практикум "Как формировать культуру поведения за столом у детей дошкольного возраста"

Данный материал поможет закрепить знания педагогов по формированию у детей культуры поведения за столом....

Консультация для родителей. Причины плохого поведения ребенка Статья по детской возрастной психологии "Ребенок-катастрофа, или 5 причин плохого поведения детей"

Статья предназначена для родителей, которые не могут справиться со своими детьми и ищут ответы на вопрос «Почему мой ребенок себя плохо ведет?». То, о чем пойдет речь ниже, является ч...

Мотивы плохого поведения ребенка

Помните, всякое серьезное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим поведением ребёнок говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок ну...

Мотивы плохого поведения ребенка

Мотивы плохо поведения ребенка. Советы и рекомендации по взаимодействию с детьми....

Семинар-практикум с родителями "Формирование у детей навыков безопасного поведения по пожарной безопасности".

Стимулировать желание родителей к совместному сотрудничеству по созданию условий для формирования осознанного безопасного поведения дошкольников в чрезвучайных ситуациях....

Семинар-практикум для педагогов «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста»Нарушение поведения детей является одной из психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, п...