"Мотивы плохого поведения у дошкольников" Консультация для педагогов.
материал на тему

Рассмотрены поведенческие мотивы дошкольников (по Дрейкусу), способы реагирования и модели поведения взрослых в различных ситуациях. Семинар-практикум включает в себя решение практических ситуаций по предотвращению негативных поведенческих реакций у детей дошкольного возраста, игры и упражнения для развития произвольности, формированию социальных компетенций.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Подготовила: педагог-психолог  МБДОУ  Леонтьева Н.Н.          

                          Семинар-практикум

      «Мотивы плохого поведения у    дошкольников»

План.

  1. Понятие «мотив» в психологии. Характеристика мотивов «плохого» поведения у дошкольников.
  2. Решение практических задач для преодоления негативных способов поведения при различных мотивах у дошкольников.
  3. Игры на поддержание дисциплины в группе дошкольников.

  1. Мотив – (в переводе с латинского – приводить в движение, толкать) – субъективная причина того или иного поведения, действия человека, непосредственно побуждающее человека к выбору определенного  способа действия и его осуществлению. Мотивы бывают вполне осознанными – «я хочу пить»,  и неосознанными  «чего-то хочется, а чего – не знаю».

Набор мотивов человека определяется теми ценностями, которые имеют «вес» в обществе людей – для кого-то величайшей ценностью обладает такая черта характера, как доброта, для кого-то – кресло в думе, для третьего – бутылка вина.

Мотивы бывают внешние (явные) и внутренние (скрытые). С «явными» все понятно. Когда ученик просит разрешения сесть поближе, чтобы лучше слышать  - внешний мотив, а на самом деле для того, чтобы списывать у своей симпатичной соседки по парте (внутренний мотив). Это несовпадение содержания мотивов бросается в глаза, и хитрость не всегда удается.

Мотивы деятельности дошкольника импульсивны и неосознанны, всегда связаны с  предметной деятельностью и общением со взрослым.

Существуют различные виды мотивов дошкольников:

- игровые;

- познавательные;

- стремление к признанию и самоутверждению (может быть в форме каприза);

- общение со сверстниками, «быть со всеми»;

- стремление быть взрослым;

- мотив одобрения взрослым, похвалы;

- общественный мотив.

Важным этапом в дошкольном детстве становится развитие нравственных мотивов, когда социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. На пути формирования нравственных мотивов поведения стоят развитие воли и произвольности, а также эмоциональной зрелости ребенка.

Одним из основных факторов и способов развития гуманных чувств у ребенка – дошкольника является игровая деятельность, сюжетно – ролевая игра.

Рассмотрим основные мотивы «плохого» поведения  по Дрейкусу у дошкольников.

  1. Мотив «привлечения внимания». Подобное поведение ребенка вызывает у педагога раздражение, множество замечаний, угроз.

Происхождение мотива:

- Больше внимания уделяется в основном тем, кто ведет себя плохо.  

       -  Ребенок не умеет просить «просить» внимания в приемлемой форме.

       - Дефицит личностного внимания.

Сильными сторонами поведения являются  активность ребенка и факт, что педагог ему нужен.

Принципы предотвращения:

  1. Больше внимания уделять хорошему поведению
  2. Обучать ребенка приемлемым формам «требовать» хорошее        поведение
  3. Удовлетворять дефицит личностного внимания в семье

Способы реагирования

  1. Минимизировать внимание (возможно игнорирование)
  2. Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом
  3. Разрешающее поведение (доведение до предела, когда вся группа подключается к действиям ребенка)
  4. Снижение голоса
  5. Прекращение деятельности
  6. Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)
  7. Обращение на примеры хорошего поведения
  8. Пересаживание на «стул размышлений»

  1. Мотив «власти»

«Вы мне все равно ничего не сделаете»

Подобное поведение вызывает у педагога гнев, негодование , иногда страх.

Происхождение мотива:

- Желание выйти из подчинения взрослого и встать со взрослым на одном уровне. Демонстрация «сильной» личности.

 Сильные стороны поведения: демонстрация организаторских способностей и умения самостоятельно мыслить.

Как предотвращать:

  1. Уход от конфронтации
  2. Снижение напряжения
  3. Передача воспитаннику посильных организационных полномочий.

Как реагировать:

  1. Признание авторитета
  2. Исключение из работы
  3. Удаление от зрителей
  4. Откладывание или лишение чем-то заниматься
  5. Беседа с родителями.

  1. Мотив «мести».

То же  поведение и способы предотвращения , что и власть, а также:

  1. Педагогу изменить восприятие ученика
  2. Менять свои реакции
  3. Показывать заботу к воспитаннику

  1. Мотив «избегания неудач»

У педагогов такое поведение вызывает чувство беспомощности, когда ребенок без особого протеста продолжает ничего не делать.

Происхождение мотива: формируется, когда предъявляются слишком высокие требования, подчеркивается отрицательное в ребенке, его результатах.

Сильные стороны: есть дети, которые стремятся делать все только хорошо.

Способы предотвращения и реагирования:

  1.  Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон
  2. Подчеркивается улучшение, даже незначительное
  3. Учить нормально реагировать на ошибки

Мы рассмотрели мотивы «плохого» поведения у дошкольников.

Мотивы дошкольников

Игровые

Познавательные

Стремление к признанию и самоутверждению

Общение со сверстниками

Стремление быть взрослым

Поддержание взаимоотношений со взрослым

Мотивы «плохого» поведения у дошкольников

Мотив привлечения внимания

Мотив власти

Мотив мести

Мотив избегания неудач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Мотивы «плохого» поведения детей»

Каждый педагог в своей практике сталкивается с детьми, которые "плохо" себя ведут. Как же должен поступать взрослый человек в таких ситуациях? Что ему нужно сделать, чтобы помочь ребенку. Этот семинар...

Консультация для родителей. Причины плохого поведения ребенка Статья по детской возрастной психологии "Ребенок-катастрофа, или 5 причин плохого поведения детей"

Статья предназначена для родителей, которые не могут справиться со своими детьми и ищут ответы на вопрос «Почему мой ребенок себя плохо ведет?». То, о чем пойдет речь ниже, является ч...

Советы педагога-психолога "Что стоит за плохим поведением"

Советы педагога-психолога "Что стоит за плохим поведением?"...

Мотивы плохого поведения ребенка

Помните, всякое серьезное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим поведением ребёнок говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок ну...

Мотивы или причины «плохого» поведения ребенка

Материал подготовлен в виде стендовой информации для родителей детей дошкольного возраста. В статье можно найти ответы на следующие вопросы -"Как прекратить "плохое" поведение детей? Ка...

Мотивы плохого поведения ребенка

Мотивы плохо поведения ребенка. Советы и рекомендации по взаимодействию с детьми....


 

Комментарии

Многое новое - это хорошо забытое старое.