Мотивы плохого поведения ребенка
консультация

Демьяненко Светлана Сергеевна

Мотивы плохо поведения ребенка. Советы и рекомендации по взаимодействию с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plohoe_povedenie_.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Ребенок плохо себя ведет»

На самом деле существует всего 4 мотива, по которым дети «плохо» себя ведут. Давайте подробнее рассмотрим каждый.

1. Мотив – привлечение внимания. Поведение по типу «Мне нужно твое особое внимание». Самое неприятное для человека – это чувствовать себя пустым местом. Личностное внимание необходимо каждому, даже младенцам, для того чтобы они нормально развивались.

«Грудничок» желает внимания, а его нет. Что будет делать ребенок? Конечно, плакать, то есть вести себя «плохо». И если его будут брать на руки, только после того как он закричит, подобное поведение закрепится. Мама с папой заняты своими делами целый день, вечером они устали и им хочется отдохнуть. Какой лучший способ чтобы ребенка заметили? Конечно же баловство! Ведь если ребенок тихо сидит и рисует или читает книгу, его вряд ли вообще заметят. Таким образом, хорошее поведение не замечается, а «плохое» - закрепляется. Подобное клише дети приносят в школу. «Делай плохо – и тебя заметят».

Легко достижимая цель, которую ребенок может добиться  различными способами: плачем, игнорированием просьб, демонстративными выходками и так далее.

2. Власть. Поведение по типу «Ты мне ничего не сделаешь». Две главные причины властолюбия: перед глазами детей практически отсутствуют примеры достойного конструктивного послушания. Семейные отношения достаточно часто строятся на основе борьбы за главенствующее положение в семье. Дети, глядя на то, как строить свои отношения с окружающими, просто не знают, что такое послушание. Они, конечно, слышали, что это такое, но наглядного примера перед глазами не имели. А потому, все нравоучения на эту тему для них пустой звук. Можно сколько угодно рассказывать, что такое ананас, но пока вы его не увидите и не попробуете, для вас это нечто абстрактное. Мода на «сильную» личность, на «крутых», на агрессию. Иногда даже взрослые наивно полагают, что крутой и есть сильная личность, крутой – это человек, который принимает решения за других. На самом деле, «крутой» ничего не решает за других, он просто не позволяет решать другим за себя.

Здесь механизм, который приводит к непослушанию, как ответной реакции, более сложен. Причинами борьбы ребенка за власть могут быть изменения в семейной системе, например,   появление нового члена семьи: отчим, мачеха, младший брат или сестра.

Привычный мир ребенка меняется, возникают новые роли, новые внутрисемейные связи, новые правила, которые не всегда устраивают всех членов семьи.

3. Месть. Поведение, суть которого «Вредить в ответ на обиду». Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения глубже. Властолюбец просто испытывает вас, а мститель изживает внутреннюю боль, которую ему нанесли, может быть, и не вы.

Мстители делают не просто пакости, они выбирают то, что особенно впечатлит именно этого человека. Например, мститель методично опаздывает, если часто говорят о пунктуальности, и.п. Еще один из сложных механизмов психики, как способ реагирования на события жизни и меняющиеся условия, однако, следует отметить, что дети, склонные к плохому поведению в связи с целью отомстить взрослым, находятся в центре семейного кризиса, который может проявляться сразу в нескольких сферах функционирования семьи.

4. Избегание неудачи. Поведение, суть которого – «Не буду и пытаться – все равно не получится». Эти тихие послушные дети, просто они ничего не решают и не стремятся к этому, потому что боятся вновь столкнуться с ощущением полного своего ничтожества. «Я знаю, у меня, как всегда, все равно ничего не получится».

  Привлечение внимания, власть и месть имеют свои «сильные» стороны, даже если это в неприемлемой форме. В позиции «избегание неудачи» «сильной» стороны нет.

Данная цель плохого поведения и непослушания достаточно сложна для работы с психологом, так как является уже не просто привычным способом реакции ребенка на проблемы. В таких семьях, как правило отсутствуют доверительные детско-родительские отношения, существует дистанция в общении между родителями и детьми, дети не могут получить эмоциональную поддержку для решения своих проблем и уверены в том, что родители не способны и не желают оказать им помощь.

Сильные стороны разных типов «плохого» поведения

  • Привлечение внимания – ребенок нуждается в контактах со взрослыми, он ищет этих контактов, поэтому он их получает.
  • Власть – постоянное желание сопротивляться чужому влиянию, а это е так уж плохо для выживания.
  • Месть – мстители умеют изживать внутреннюю боль.
  • В поведении детей с мотивом «избегание неудачи» нет сильных сторон, поэтому им необходимо в 1000 раз больше поддержки, чем детям, которые её активно требуют.

Строить отношения с детьми, движущими разными мотивами необходимо по-разному. Следует обратить внимание на то, что «плохое» поведение, в большинстве случаев, сопровождается агрессией со стороны ребенка. Поэтому следует учитывать правила поведения с агрессивными детьми.

Практические советы и рекомендации.

1. Привлечение внимания. Если ребенок регулярно привлекает ваше внимание: необходимо уделять его ему не тогда, когда он «плохо» себя ведет, а когда он ведет себя «хорошо», закрепляя, таким образом, позитивное поведение. Возможно, иногда игнорировать незначительные агрессивные проявления.

2. Власть. Родителям необходимо:

- контролировать собственные негативные эмоции;

- сохранять положительную репутацию ребенка;

- демонстрировать свое собственное твердое поведение, лишенное агрессии;

- акцентировать внимание на поступках, а не на личности ребенка;

- обсуждать проступок (лучше это делать наедине, без свидетелей, когда страсти улягутся и обе стороны успокоятся);

  - не усиливать напряжение ситуации (т.е. не использовать те действия, которые могут повлечь за собой напряжение и агрессию).

Действия, усиливающие напряжение и агрессию, неприменимые в общении с детьми:

- повышение голоса, изменение тона на устрашающий;

- демонстрация власти «Будет так, как я скажу»;

-крик, негодование;

-агрессивные позы и жесты;

-сарказм, насмешки;

- оценка личности ученика и его близких (черты характера, внешность, национальность и т.п.);

- использование физической силы;

-втягивание в конфликт других людей;

 - настаивание на своей правоте;

-нотации, проповеди;

- угрозы или наказания;

- оправдания, защита;

- обобщения типа «Все вы одинаковые»;

- придирки;

- сравнения с другими детьми;

- команды, жёсткие требования, давления;

- подкуп, награды;

-передразнивания.

Для того чтобы демонстрировать неагрессивное поведение педагог может пользоваться следующими приемами:

- выдерживание паузы;

-предоставление возможности успокоиться наедине;

- внушение спокойствия невербальными средствами;

- прояснение ситуации наводящими вопросами;

- использование юмора;

- признание чувств и интересов собеседника;

- сообщение своих интересов;

- апелляция к правилам.

3. Месть. Как уже говорилось прежде, мститель своим агрессивным поведением изживает боль, которую ему некогда причинили. Однако, в данном случае может послужить теплое, понимающее отношение к ребенку. Не заискивание, не потакание, а доброжелательное отношение зрелого, сильного человека, способного проявлять любовь к ребенку с «дикими выходками». Проявление теплоты должны быть искренни, т.к. дети очень чувствительны ко лжи. Искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций, вот мостик по которому можно построить взаимоотношения понимания между ребенком и педагогом.

4. Избегание неудачи. Для избегающего неудачи твердость не поможет, здесь нужна только поддержка, но поддержка, оказанная профессионально. Каким же образом педагог может оказать поддержку:

- создать в группе (а также в отношениях педагог-ребенок) атмосферу взаимопонимания, доверительности;

- необходимо найти любую область реальных успехов ребенка;

- постоянно указывайте, желательно в окружении сверстников, о значимости и ценности тех положительных качеств, которые присущи ребенку;

- дайте возможность ребенку самореализоваться и самоутвердиться, пережить успех и обрести утраченную веру в себя;

- ввести максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;

- проявляйте спокойствие, не раздражайтесь на медлительность и некоторую заторможенность;

- не выполняйте за него то, что он может сделать сам.

Что же делать дальше???

В отношениях с детьми-властолюбцами наиболее эффективной стратегией является стратегия «мягкой твердости». Твердость – это умение ясно и отчетливо предъявить правила и рамки и неустанно следить за их соблюдением. Детям с таким поведением твердость, но не агрессия, нужна больше, чем попустительство и всепрощение. Они склонны провоцировать окружающих, когда выбиты из душевного равновесия(а это происходит часто). Провокация – как послание: остановите меня! Они действительно нуждаются в том, чтобы их остановили, но сделали это, не унижая их, позволяя им сохранить лицо.

В отношениях с маленькими мстителями существует два главных принципа поведения взрослого, которые приводят к уменьшению случаев мстительных выходок в вашем присутствии:

- первый принцип. Строить отношения с ребенком так, чтобы он чувствовал заботу о себе. Это означает, что взрослый должен обладать личной смелостью и мудростью. В самом деле, естественная реакция на человека, который нас обидел, - негодование. Однако, если следовать принципу «Отличай поступок от того, кто его сделал», можно сделать шаг навстречу ребенку, а не от него.

Второй принцип – обучение детей тому, как нормальными способами выразить свою душевную боль и страдания, а также разговору с ними в момент травмы или потрясения. Когда дети научатся этому, они смогут разрешать внутренние конфликты и общаться, вместо того чтобы раздавать удары налево и направо.

В отношениях с детьми,  боящимися неудачи эффективны следующие принципы поведения взрослого:

- формируйте отношение к ошибке как к нормальному и нужному явлению.

Страх совершить ошибку – вот что «заталкивает» детей в рамки поведения, избегающего неудач. Они интерпретируют каждую ошибку, не важно, большую или маленькую, как доказательство того, что они вообще ничего не могут делать правильно. Важно научить их рассматривать ошибки как необходимую часть процесса обучения. Этого можно добиться такими приемами:

- рассказывайте о возможных, типичных ошибках;

- показывайте ценность ошибки как попытки выполнить задание (отрицательный результат - тоже результат);

- минимизируйте последствия от сделанных ошибок.

Учите детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают. Ищите два «плюса» на каждый «минус». Введите правило: когда услышите, что ребенок негативно высказывается о себе и своей несостоятельности, вслух скажите о его способностях или его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает детям обращать внимание на те слова, которые они  говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу дети чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но…. «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики взрослого должны быть конкретными.

Помните, что детей нельзя испортить большим количеством поддержки. Испортить ребенка можно, если неадекватно реагировать на его плохое поведение и не учитывать его мотива.

(автор статьи Инна Зезюлинская)      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плохое поведение ребенка. Как быть?

Каждый родитель сталкивается с проблемой плохого поведения. Что же делать в такой ситуации. У плохого поведения всегда есть причина. Очень важно выяснить, что это за причина......

"Мотивы плохого поведения у дошкольников" Консультация для педагогов.

Рассмотрены поведенческие мотивы дошкольников (по Дрейкусу), способы реагирования и модели поведения взрослых в различных ситуациях. Семинар-практикум включает в себя решение практических ситуаций по ...

утомление одна из причин плохого поведения ребенка

Родители детей трех шести лет часто задают вопрос:" Почему малыш начинает плохо себя вести?"Вариантов     ответов      несколько:...

Семинар-практикум «Мотивы «плохого» поведения детей»

Каждый педагог в своей практике сталкивается с детьми, которые "плохо" себя ведут. Как же должен поступать взрослый человек в таких ситуациях? Что ему нужно сделать, чтобы помочь ребенку. Этот семинар...

Консультация для родителей. Причины плохого поведения ребенка Статья по детской возрастной психологии "Ребенок-катастрофа, или 5 причин плохого поведения детей"

Статья предназначена для родителей, которые не могут справиться со своими детьми и ищут ответы на вопрос «Почему мой ребенок себя плохо ведет?». То, о чем пойдет речь ниже, является ч...

Мотивы плохого поведения ребенка

Помните, всякое серьезное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим поведением ребёнок говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок ну...

Мотивы или причины «плохого» поведения ребенка

Материал подготовлен в виде стендовой информации для родителей детей дошкольного возраста. В статье можно найти ответы на следующие вопросы -"Как прекратить "плохое" поведение детей? Ка...