Семинар-практикум для педагогов «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста»
консультация
Семинар-практикум
«Агрессивное поведение детей дошкольного возраста»
Нарушение поведения детей является одной из психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов приводит и к нарушению эмоциональных отношений с окружающим миром, нарушению поведения детей, одно из которых – агрессивное поведение.
Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей.
Агрессия – любая форма личностной, групповой вербальной, эмоциональной, поведенческой активности, направленной на оскорбление, унижение, причинение телесного, материального, социального, духовного вреда другому человеку или группе людей.
Агрессивное поведение провоцируется эмоциональным компонентом - это чувства, и прежде всего гнев (ярость, тревога, страх). И волевым компонентом – это неумение преодолевать импульсивность, владеть навыками саморегуляции.
Агрессию вызывают многие факторы, среди которых семейные, личностные и ситуационные причины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум для педагогов «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста» | 30.21 КБ |
памятка | 48.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Агрессивное поведение детей дошкольного возраста»
Нарушение поведения детей является одной из психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов приводит и к нарушению эмоциональных отношений с окружающим миром, нарушению поведения детей, одно из которых – агрессивное поведение.
Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей.
Агрессия – любая форма личностной, групповой вербальной, эмоциональной, поведенческой активности, направленной на оскорбление, унижение, причинение телесного, материального, социального, духовного вреда другому человеку или группе людей.
Агрессивное поведение провоцируется эмоциональным компонентом - это чувства, и прежде всего гнев (ярость, тревога, страх). И волевым компонентом – это неумение преодолевать импульсивность, владеть навыками саморегуляции.
Агрессию вызывают многие факторы, среди которых семейные, личностные и ситуационные причины.
Семейные причины агрессивности ребёнка | |
Неприятие ребёнка | Нежеланный ребёнок |
Напряженный эмоциональный климат в семье | Ссоры между родителями. Шумные выяснения отношений при ребёнке. Разногласия в методах воспитания. Конкуренция между детьми в семье, ревность к сиблингам. Асоциальное поведение родителей. |
Неуважение к личности ребенка в семье | Оскорбительные высказывания в адрес ребёнка. Насмешки. Жестокие физические наказания. |
Имитация поведения взрослых | Родители в стрессовых ситуациях: - переходят на крик; - могут ударить; - нецензурно выражаются; - обиды не прощают. |
Чрезмерный родительский контроль | Ребёнок лишен инициативы, права выбора. За ребёнка решают все вопросы. |
Недостаток внимания | Родители уделяют общению с ребенком менее 30-ти минут в день. Ребенок «провоцирует» родителей плохим поведением, после наказания – успокаивается. |
Запрет на физическую активность | У ребёнка нет возможности дома побегать, пошуметь, поиграть в игры с двигательной активности с родителями и сиблингами. |
Личностные причины агрессивности ребёнка | |
Особенности темперамента | У ребёнка ярко выражен холерический тип темперамента |
Возрастные кризисы | Ребёнку от 2-х до 4-х лет, он проявляет негативизм, упрямство, своеволие, протест, бунт. Ребёнку от 6-ти до 7-ми лет, он делает паузы между получением и выполнением задания, всегда спорит, хитрит, кривляется, бурно реагирует на критику. |
Неуверенность в себе | Ребенок часто слышит в свой адрес: «если ты так сделаешь, я тебя любить не буду!». Ребёнок считает себя недостаточно хорошим. |
Чувство вины и стыда | Ребёнок часто обвиняет себя в проступках. Ребёнок за проступки часто не получает адекватного наказания. Ребёнок совершил что-то плохое, что не известно взрослым, и страдает от мук совести. |
Биологические причины | Не умеет взаимодействовать со сверстниками в игре. Речевое недоразвитие. Нарушение коммуникации. Нарушения эмоционально-волевой сферы. |
Ситуационные причины агрессивности ребёнка | |
Ситуация новизны | Семья переехала на новое место жительства. Ребёнок начал посещать детский сад. Другие новшества в жизни ребёнка (отдельная комната, кровать, гости и т.д.). |
Текущая стрессовая ситуация | Ребёнка обижают в детском саду. Напряженные отношения с воспитателем. Другие стрессы (развод родителей, появление в семье другого ребёнка или взрослого, смерть близкого и т.д.) |
Переутомление | Ситуации, вызывающие перенапряжение нервной системы ребёнка. |
Влияние окружающей среды | Шумы, жирная пища, сладкая пища, отсутствие свежего воздуха, повышенная или пониженная температура воздуха, пребывание в замкнутом пространстве. |
Классификации агрессии:
По направленности на объект: | -гетероагрессию, направленную на окружающих; -аутоагрессию, направленную на себя. |
По причине появления: | - реактивная агрессия представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель; - спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов. |
По целенаправленности: | - инструментальная агрессия, совершаемая как средство достижения результата (спортсмен, добивающийся победы; ребёнок, громко требующий от родителей покупки игрушки; -целевая (мотивационная) агрессия, которая выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение ущерба или вреда объекту. |
По открытости проявления: | - прямую агрессию (направлена непосредственно на объект, вызывающий раздражение, возбуждение или тревогу); - косвенную агрессию (обращается на объекты, не вызывающие непосредственно раздражения и возбуждения, но более удобные для проявления агрессии – они доступны, проявление в их адрес агрессии безопасно). |
По форме проявления: | - вербальная (выражается в словесной форме); - экспрессивная (мимикой, жестами, интонацией голоса); - физическая (прямое применение силы для нанесения физического или морального ущерба). |
Следует отметить, что обычно человек проявляет сразу несколько видов агрессии, они постоянно меняются, переходя друг в друга.
Управляемые механизмы психологической защиты у детей ещё не сформированы. Поэтому дети обычно стремятся изменить ситуацию, и нередко – с помощью агрессии.
Но важно помнить и о том, что в определённых пределах агрессия необходима человеку. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, добиваться успеха, т.к. агрессивность часто служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.
Агрессивное поведение приносящая ущерб окружающим не допустима, поэтому необходима работа по коррекции детской агрессивности.
Какой бы вид агрессии ни наблюдался, какие бы причины ни вызывали агрессивное поведение, коррекция будет направленна на работу с родителями и с ребёнком, если наблюдается не единичный случай агрессии, вызванный определённой ситуацией, а наблюдается формирование агрессивного поведения, тенденция агрессивных реакции.
Работа с родителями:
- осознанию родителями причин агрессивного поведения ребёнка;
выполнение рекомендаций педагогов и психолога.
Работа с агрессивными детьми:
Стратегия | Краткое описание |
1.Стратегия на стимуляцию гуманных чувств | Обращение к чувствам ребенка по отношению к жертве агрессии |
2.Стратегия на осознание | Выяснение взрослым причин и мотивов агрессии, их проговаривание с ребенком |
3.Стратегия ориентации на состояние | Привлечение внимания ребенка к состоянию другого (объекту агрессии, свидетелей агрессивного акта) |
4.Стратегия на отреагирование | Отработка с ребенком негативных чувств «здесь и сейчас». Что ты чувствуешь? |
5. Стратегия на переключение | Переключение ребенка на иную деятельность, состояние или поведение |
6. Стратегия на положительное подкрепление, похвалу | Похвала в ситуации самостоятельного овладения ребенком своими чувствами; в ситуации правильных ответных действий на агрессию |
7. Стратегия на отрицательное подкрепление | Оценка действий агрессора как отрицательных, неприемлемых. |
8. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций | Вызвать эмоции радости, удивления у обидчика и жертвы (неожиданным действием). Юмористическая оценка действий агрессора и ответа «жертвы» |
9. Стратегия «стимуляция телесного контакта» | Телесное соприкосновение с агрессором и жертвой; предметная игровая деятельность (контакт с предметом). |
10. Стимуляция соревнования, соперничества. | Создание игровых ситуаций соперничества. |
11.Сублимирование агрессии | Труд, общественная работа, социальная работа, спорт, изобразительная деятельность, физические упражнения, подвижные игры. |
Работа по коррекции агрессивного поведения детей будет наиболее эффективна при соблюдении взрослыми следующих правил:
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребёнка. Наказывать за конкретные поступки.
- Наказание не должно унижать ребёнка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после провоцирующего события.
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к эмпатии.
- Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
Трудности коррекции:
- сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, т.к. в данном случае поведение становится трудно контролируемы;,
- наличие острой психотической симптоматики;
- снижение интеллекта до степени умеренной умственной отсталости.
- Методика «Кактус»
(автор – М.А. Панфилова)
Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности
Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).
Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Проведение исследования:
Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.
Обработка результатов:
Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.
Учитываются показатели, специфичные для данной методики:
- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);
- характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Личностные особенности | Отражение в рисунке |
Агрессия | Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности |
Импульсивность | Отрывистость линий, сильный нажим |
Эгоцентризм, стремление к лидерству | Крупный рисунок в центре листа |
Демонстративность, открытость | Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм |
Неуверенность в себе. Зависимость | Маленький рисунок. Расположение внизу листа |
Скрытность, осторожность | Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса |
Оптимизм | Использование ярких цветов, «радостные» кактусы |
Тревожность | Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями |
Женственность | Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм |
Экстравертированность | Наличие на рисунке других кактусов, цветов |
Интровертированность | На рисунке изображен один кактус |
Стремление к домашней защите | Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения |
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества | Дикорастущие, «пустынные» кактусы». |
Беседа с ребенком после завершения рисунка:
Варианты вопросов:
- кактус домашний или дикий?
- он сильно колется? Его можно потрогать?
- кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
- кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, что это за растение?
- когда кактус подрастет, как он изменится?
Предварительный просмотр:
Критерии выявления агрессивного ребенка:
Работа с картой-таблицей: Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка:
№ | Особенности поведения ребенка | Как проявляются | |
Часто | редко | ||
1. | Спорит, ругается со взрослыми | ||
2. | Теряет контроль над собой | ||
3. | Винит других в своих ошибках | ||
4. | Завистлив, мстителен | ||
5. | Сердится и отказывается что-либо делать | ||
6. | Специально раздражает людей | ||
7. | Отказывается подчиняться правилам | ||
8. | Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. |
Анализ результатов: Подсчитывается общее количество
ответов «часто».
Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.
Педагог-психолог МА ДОУ №6 «Светлячок» Дорогова М.В.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ:
«Как воспитывать агрессивного ребенка»
Придерживайтесь правил:
- Не оставляйте агрессивные реакции ребенка без внимания: давайте понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к ним. Говорите о своем отношении к поведению ребенка;
- Говоря о поведении ребенка, отмечайте конкретный поступок, не оценивайте негативно личность ребенка в целом;
- Избегайте отрицательных оценок («плохой», «агрессивный», «злой» и т.п.);
- Дайте возможность ребенку чаще проявлять заботу о других детях, о младших;
- После проявления ребенком агрессивной реакции выразите свое отношение к ней и переключите ребенка на другую деятельность;
- Отмечайте позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на занятиях, в играх;
- В игровой деятельности помогайте ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли, в которых он может отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа, который защищает других детей;
- Количество замечаний, не относящихся к агрессивным действиям ребенка, сведите к минимуму.
- Учите агрессивного ребенка говорить словами о том, что ему нравится и не нравится;
- Стимулируйте положительные эмоции ребенка с целью переключения с агрессивной реакции на иное состояние;
- Предоставляйте ребенку возможность нести ответственность за свои агрессивные реакции;
- Игнорирование агрессивных реакций, а также слишком частые наказания закрепляют у ребенка варианты агрессивного поведения.
Варианты стратегий работы с детской агрессией.
Стратегия | Краткое описание |
1.Стратегия на стимуляцию гуманных чувств | Обращение к чувствам ребенка по отношению к жертве агрессии |
2.Стратегия на осознание | Выяснение взрослым причин и мотивов агрессии, их проговаривание с ребенком |
3.Стратегия ориентации на состояние | Привлечение внимания ребенка к состоянию другого (объекту агрессии, свидетелей агрессивного акта) |
4.Стратегия на отреагирование | Отработка с ребенком негативных чувств «здесь и сейчас». Что ты чувствуешь? |
5. Стратегия на переключение | Переключение ребенка на иную деятельность, состояние или поведение |
6. Стратегия на положительное подкрепление, похвалу | Похвала в ситуации самостоятельного овладения ребенком своими чувствами; в ситуации правильных ответных действий на агрессию |
7. Стратегия на отрицательное подкрепление | Оценка действий агрессора как отрицательных, неприемлемых. |
8. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций | Вызвать эмоции радости, удивления у обидчика и жертвы (неожиданным действием). Юмористическая оценка действий агрессора и ответа «жертвы» |
9. Стратегия «стимуляция телесного контакта» | Телесное соприкосновение с агрессором и жертвой; предметная игровая деятельность (контакт с предметом). |
10. Стимуляция соревнования, соперничества. | Создание игровых ситуаций соперничества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Родители во многом определяют своеобразие развития и поведения ребенка. Существуют факторы, которые влияют на поведенческие особенности детей, в частности на проявление агрессии. В статье упомин...
Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней представлены рекомендации для родителей и игры на стятие агрессивного поведения...
Программа снижения агрессивного поведения детей дошкольного возраста
В результате реализации программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет детям старшего дошкольного возраста снизить проявление агрессивных реакций, снизится количество детей с проявлен...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Презентация для родителей "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста"
В презентации рассказывается о видах агрессии, причинах возникновения и о способах взаимодействия родителей с агрессивными детьми...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...