Проблемное обучение - как основной метод современной дидактики
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация
для педагогов на тему:
«Проблемное обучение – как основной метод
современной дидактики»
Старший воспитатель
МДОУ детский сад № 97
Ерошина Е.В.
Традиционное обучение строится на основе информационно-рецептурного метода, опирающегося на психические процессы, которые в основном завершили свое развитие: восприятии и памяти. Здесь ребенок выступает в ролях: слушателя, зрителя, и репродуктора. Позиция педагога – ребенок должен внимательно слушать, внимательно смотреть, все запоминать и затем воспроизводить. Чем ближе к образцу, тем выше оценка. Это недооценка потенциальных возможностей ребенка. Дети привыкают, что им все покажут, на все укажут, а думать, соображать, извлекать из своей памяти – необязательно. Чуть измененная учебная ситуация ставит ребенка в тупик. В психологии это называется «выученная беспомощность».
При выборе дидактических методов и приёмов педагог должен организовать деятельность детей с опорой на сензитивные психические процессы.
Психологи предлагают развивать и полагаться на такие психические процессы, как воображение и мышление, так как без этих процессов невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение.
Для этой цели организуется специальный тип обучения – проблемный.
При данном типе обучения не сообщаются готовые знания, не предлагаются способы деятельности.
Мы должны учить ребенка тому, что нужно в жизни. Подготовить ребенка к жизни – научить решать проблемы. Когда есть у ребёнка какая-то проблема, необходимо знание, чтоб ее решить. Эти знания он может уже иметь, а может не иметь. Для этого он должен:
- покопаться в информационной копилке и выяснить: есть ли у него ответ на вопрос или нет;
- если знаний недостаточно, он должен добыть их: спросить у взрослых или выяснить самостоятельно из различных источников.
При проблемном обучении создается проблемная ситуация, для решения которой ребенок должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями.
Педагог должен так построить обучение, чтобы ребенок попадал в условие преодоления трудностей и самостоятельно, с некоторым напряжением добивался результата. Задача педагога – определить меру трудности предлагаемого задания. Он должен знать, что на психику ребенка пагубно скажутся перегрузка и недооценка его возможностей. Дети не будут делать то, что не умеют и с небольшой охотой то, что хорошо умеют. Ошибочно мнение, что нужна максимальная наглядность наоборот, затруднение порождает мышление.
Проблемная ситуация решается в процессе коллективно–поисковой или индивидуальной деятельности, представляющей собой своеобразную цепочку мысли и действия, идущих от педагога к детям, от одного ребенка к другому. Задача педагога – руководить этим сложным ансамблем, где солистом может быть каждый из воспитанников. Он вовлекает их в совместный мыслительный поиск, оказывает помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой взрослый ставит вопросы, побуждающие детей, на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнить, сопоставить отдельные факты, а затем путем рассуждений делать выводы.
Предпосылка успешности проблемного обучения – культура общения. При правильной его организации дети должны слышать друг друга, прослеживать линии поиска, тактично исправлять, видеть положительное в деятельности товарища, сомневаться и соглашаться, доброжелательно оценивать и одобрять.
Примеры:
Для обеспечения обучения решению проблем необходимо создать определенную среду. В окружающей среде должны постоянно присутствовать компоненты, которые ребенок способен узнавать, но чтоб эти компоненты находились в динамике: росли, разрушались, превращались в нечто иное, соединялись друг с другом, разлеплялись, при этом роль педагога – направлять внимание ребенка на эти изменения, на желание выяснения причины этих перемен. При руководстве поисковой деятельностью педагог не должен навязывать свое мнение детям, принуждать к чему–либо. Детям предоставляется свобода выбора средств и источников познания.
Педагог должен правильно организовать деятельность ребенка для удовлетворения потребностей в знаниях, помня, что знания нужны детям:
- когда они интересны ребенку;
- когда есть проблема и знания нужны, чтоб решить эту проблему.
Поэтому, для того, чтобы дети усвоили информацию, необходимо обеспечить мотив деятельности: взволновать их чувства, то есть создать особую психологическую атмосферу, желание научиться.
Мотивация детской деятельности
Непременным условием обеспечения психологического комфорта на занятиях является мотивация детской деятельности. Мотив – это внутренняя причина, побуждающая к деятельности. В дошкольной дидактике рассматриваются три типа детской мотивации:
- игровая мотивация, направленная на оказание помощи игрушкам, попавшим в проблемные ситуации;
- помощь малышам, сверстникам или взрослым;
- мотивация личной заинтересованности.
С целью обеспечения мотивации детской деятельности при планировании занятий необходимо предусмотреть использование единой сюжетной линии. Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий, способствующая обеспечению интереса детей к образовательному процессу. Все средства, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. В процессе сюжетных занятий рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету.
Использование при проблемном обучении на занятиях
игрового метода
Следующим условием обеспечения психологического комфорта и интереса на занятиях является – создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы, опирающейся на внутреннюю мотивацию успешности. Педагоги, ориентирующиеся на совместную созидательную деятельность, в своем взаимодействии с воспитанниками понимают, что в основе ее должен быть любимый вид деятельности дошкольника. Таким видом деятельности является – игра.
В соответствии с программой при проведении занятий игровые методы должны быть ведущими. Игра, как одно из средств реализации потребностей ребёнка, требует от педагога при ее организации высокой ответственности и квалификации. Тогда можно будет говорить об эффективности ее использования на практике. Игровой метод обучения не является игрой в собственном смысле слова. Это придание игровой формы заданию, имеющему познавательное содержание, путем введения в него элементов игры: игрового сюжета, роли или установка на выигрыш в результате выполнения определенных правил.
Для того, чтобы игра стала методом обучения, необходимы следующие условия:
- учебная задача совпадала с игровой;
- наличие учебной задачи не должно "задавить" игровую задачу, важно сохранить игровую ситуацию;
- одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.
Большую педагогическую ценность имеет ролевая игра. Она способствует развитию воображения, творческого мышления, коммуникативных умений. Но, к сожалению, она мало используется педагогами, хотя каждый учебный предмет располагает условиями для организации ролевой, театрализованной, сюжетной игры.
Очень важны в образовательном процессе игры-драматизации, когда коллективно разыгрываются литературные произведения. Именно в играх дети усваивают социальные отношения и нормы поведения в разных ситуациях.
Игра в сочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия взрослого образует специфическую форму обучения дошкольников - своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих двух форм обучения.
Модель занятия
Возрастная группа______________________________________
Дата проведения________________________________________
Тема занятия_____________________________
Психолого-педагогическая структура занятия | Дидактическое обеспечение образовательного процесса | Модель общения |
Мотивация деятельности | Дидактические методы и приёмы социальной и познавательной мотивации, ключевые слова, описание игровых ситуаций | |
Совместная постановка цели (нахождение смысла деятельности, её значимости в будущем. Например, подарок кому-либо) | Беседа, организация рассуждений детей | |
Нахождение в общей цели значимой для ребёнка личной цели | Беседа, интервьюирование и т.п. | |
Поиск решения проблемы | Организация и управление самостоятельным поиском (коллективный и индивидуальный поиск, экспериментирование) | |
Создание уверенности в успешном решении проблемы (опора на прошлый опыт) | Создание ситуаций припоминания, повторение знакомых действий, действия по аналогии, вызов ассоциаций, демонстрация похожих | |
Самостоятельное решение проблемы | Система косвенных и наводящих вопросов, стимулирующие гипотетические суждения, приёмы антиципации (догадки), вызов способностям детей | |
Помощь, показ, объяснение по желанию детей | Использование диктантных методов обучения, образцы действий, подсказка | |
Создание условий для самореализации детей | Предоставление детям права выбора способа деятельности, материалов для реализации цели, свободы на собственное видение решение проблемы | |
Создание условий для успешного выполнения работы всеми детьми (индивидуальный подход) | Дифференцированный подход к способам выполнения задания, облегчённые варианты деятельности, личное участие | |
Формирование адекватной самооценки детей | Различные приёмы самооценки (сравнение своей работы с работой мастера, своими предыдущими работами или работами сверстников) | |
Практическое использование результатов деятельности | Организация ситуаций (выставки, дарение, «продажи»), оформление помещений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Использование методов проблемного обучения на занятиях с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром.
Данная разработка поможет педагогам сделать заняитя по ознакомлению с окружающем интересными и увлекательными. Вовлечь детей в познание окружающего мира, развить критическое мышление.желание сомневать...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265148-1370948838.jpg)
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/16/picture-368652-1610807607.jpg)
Метод проблемного обучения
Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому, стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия. У детей старшег...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/30/picture-746309-1454184008.jpg)
Сценарий НОД педагога с детьми старшей группы по теме «Развитие речи: домашние животные и их детеныши» с использованием современных образовательных технологий наглядного моделирования и проблемного обучения
Данный сценарий рассказывает о "путешествии" на ферму вместе с детьми, поможет закрепить умение рассказывать о животном по моделе и придумывать загадки,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/13/picture-666833-1442167932.jpg)
Игра – занятие «Скоро в школу» с использованием современных образовательных технологий (игровые, здоровьесберегающие, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве)
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Игра - занятие "Скоро в школу" с использованиемсовременных образовательных техно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/14/picture-1228529-1600073068.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».
Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/28/picture-203959-1367131485.jpg)
Современные технологии проблемного обучения в ДОУ
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активну...