Проблемное обучение - как основной метод современной дидактики
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация
для педагогов на тему:
«Проблемное обучение – как основной метод
современной дидактики»
Старший воспитатель
МДОУ детский сад № 97
Ерошина Е.В.
Традиционное обучение строится на основе информационно-рецептурного метода, опирающегося на психические процессы, которые в основном завершили свое развитие: восприятии и памяти. Здесь ребенок выступает в ролях: слушателя, зрителя, и репродуктора. Позиция педагога – ребенок должен внимательно слушать, внимательно смотреть, все запоминать и затем воспроизводить. Чем ближе к образцу, тем выше оценка. Это недооценка потенциальных возможностей ребенка. Дети привыкают, что им все покажут, на все укажут, а думать, соображать, извлекать из своей памяти – необязательно. Чуть измененная учебная ситуация ставит ребенка в тупик. В психологии это называется «выученная беспомощность».
При выборе дидактических методов и приёмов педагог должен организовать деятельность детей с опорой на сензитивные психические процессы.
Психологи предлагают развивать и полагаться на такие психические процессы, как воображение и мышление, так как без этих процессов невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение.
Для этой цели организуется специальный тип обучения – проблемный.
При данном типе обучения не сообщаются готовые знания, не предлагаются способы деятельности.
Мы должны учить ребенка тому, что нужно в жизни. Подготовить ребенка к жизни – научить решать проблемы. Когда есть у ребёнка какая-то проблема, необходимо знание, чтоб ее решить. Эти знания он может уже иметь, а может не иметь. Для этого он должен:
- покопаться в информационной копилке и выяснить: есть ли у него ответ на вопрос или нет;
- если знаний недостаточно, он должен добыть их: спросить у взрослых или выяснить самостоятельно из различных источников.
При проблемном обучении создается проблемная ситуация, для решения которой ребенок должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями.
Педагог должен так построить обучение, чтобы ребенок попадал в условие преодоления трудностей и самостоятельно, с некоторым напряжением добивался результата. Задача педагога – определить меру трудности предлагаемого задания. Он должен знать, что на психику ребенка пагубно скажутся перегрузка и недооценка его возможностей. Дети не будут делать то, что не умеют и с небольшой охотой то, что хорошо умеют. Ошибочно мнение, что нужна максимальная наглядность наоборот, затруднение порождает мышление.
Проблемная ситуация решается в процессе коллективно–поисковой или индивидуальной деятельности, представляющей собой своеобразную цепочку мысли и действия, идущих от педагога к детям, от одного ребенка к другому. Задача педагога – руководить этим сложным ансамблем, где солистом может быть каждый из воспитанников. Он вовлекает их в совместный мыслительный поиск, оказывает помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой взрослый ставит вопросы, побуждающие детей, на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнить, сопоставить отдельные факты, а затем путем рассуждений делать выводы.
Предпосылка успешности проблемного обучения – культура общения. При правильной его организации дети должны слышать друг друга, прослеживать линии поиска, тактично исправлять, видеть положительное в деятельности товарища, сомневаться и соглашаться, доброжелательно оценивать и одобрять.
Примеры:
Для обеспечения обучения решению проблем необходимо создать определенную среду. В окружающей среде должны постоянно присутствовать компоненты, которые ребенок способен узнавать, но чтоб эти компоненты находились в динамике: росли, разрушались, превращались в нечто иное, соединялись друг с другом, разлеплялись, при этом роль педагога – направлять внимание ребенка на эти изменения, на желание выяснения причины этих перемен. При руководстве поисковой деятельностью педагог не должен навязывать свое мнение детям, принуждать к чему–либо. Детям предоставляется свобода выбора средств и источников познания.
Педагог должен правильно организовать деятельность ребенка для удовлетворения потребностей в знаниях, помня, что знания нужны детям:
- когда они интересны ребенку;
- когда есть проблема и знания нужны, чтоб решить эту проблему.
Поэтому, для того, чтобы дети усвоили информацию, необходимо обеспечить мотив деятельности: взволновать их чувства, то есть создать особую психологическую атмосферу, желание научиться.
Мотивация детской деятельности
Непременным условием обеспечения психологического комфорта на занятиях является мотивация детской деятельности. Мотив – это внутренняя причина, побуждающая к деятельности. В дошкольной дидактике рассматриваются три типа детской мотивации:
- игровая мотивация, направленная на оказание помощи игрушкам, попавшим в проблемные ситуации;
- помощь малышам, сверстникам или взрослым;
- мотивация личной заинтересованности.
С целью обеспечения мотивации детской деятельности при планировании занятий необходимо предусмотреть использование единой сюжетной линии. Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий, способствующая обеспечению интереса детей к образовательному процессу. Все средства, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. В процессе сюжетных занятий рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету.
Использование при проблемном обучении на занятиях
игрового метода
Следующим условием обеспечения психологического комфорта и интереса на занятиях является – создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы, опирающейся на внутреннюю мотивацию успешности. Педагоги, ориентирующиеся на совместную созидательную деятельность, в своем взаимодействии с воспитанниками понимают, что в основе ее должен быть любимый вид деятельности дошкольника. Таким видом деятельности является – игра.
В соответствии с программой при проведении занятий игровые методы должны быть ведущими. Игра, как одно из средств реализации потребностей ребёнка, требует от педагога при ее организации высокой ответственности и квалификации. Тогда можно будет говорить об эффективности ее использования на практике. Игровой метод обучения не является игрой в собственном смысле слова. Это придание игровой формы заданию, имеющему познавательное содержание, путем введения в него элементов игры: игрового сюжета, роли или установка на выигрыш в результате выполнения определенных правил.
Для того, чтобы игра стала методом обучения, необходимы следующие условия:
- учебная задача совпадала с игровой;
- наличие учебной задачи не должно "задавить" игровую задачу, важно сохранить игровую ситуацию;
- одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.
Большую педагогическую ценность имеет ролевая игра. Она способствует развитию воображения, творческого мышления, коммуникативных умений. Но, к сожалению, она мало используется педагогами, хотя каждый учебный предмет располагает условиями для организации ролевой, театрализованной, сюжетной игры.
Очень важны в образовательном процессе игры-драматизации, когда коллективно разыгрываются литературные произведения. Именно в играх дети усваивают социальные отношения и нормы поведения в разных ситуациях.
Игра в сочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия взрослого образует специфическую форму обучения дошкольников - своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих двух форм обучения.
Модель занятия
Возрастная группа______________________________________
Дата проведения________________________________________
Тема занятия_____________________________
Психолого-педагогическая структура занятия | Дидактическое обеспечение образовательного процесса | Модель общения |
Мотивация деятельности | Дидактические методы и приёмы социальной и познавательной мотивации, ключевые слова, описание игровых ситуаций | |
Совместная постановка цели (нахождение смысла деятельности, её значимости в будущем. Например, подарок кому-либо) | Беседа, организация рассуждений детей | |
Нахождение в общей цели значимой для ребёнка личной цели | Беседа, интервьюирование и т.п. | |
Поиск решения проблемы | Организация и управление самостоятельным поиском (коллективный и индивидуальный поиск, экспериментирование) | |
Создание уверенности в успешном решении проблемы (опора на прошлый опыт) | Создание ситуаций припоминания, повторение знакомых действий, действия по аналогии, вызов ассоциаций, демонстрация похожих | |
Самостоятельное решение проблемы | Система косвенных и наводящих вопросов, стимулирующие гипотетические суждения, приёмы антиципации (догадки), вызов способностям детей | |
Помощь, показ, объяснение по желанию детей | Использование диктантных методов обучения, образцы действий, подсказка | |
Создание условий для самореализации детей | Предоставление детям права выбора способа деятельности, материалов для реализации цели, свободы на собственное видение решение проблемы | |
Создание условий для успешного выполнения работы всеми детьми (индивидуальный подход) | Дифференцированный подход к способам выполнения задания, облегчённые варианты деятельности, личное участие | |
Формирование адекватной самооценки детей | Различные приёмы самооценки (сравнение своей работы с работой мастера, своими предыдущими работами или работами сверстников) | |
Практическое использование результатов деятельности | Организация ситуаций (выставки, дарение, «продажи»), оформление помещений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Использование методов проблемного обучения на занятиях с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром.
Данная разработка поможет педагогам сделать заняитя по ознакомлению с окружающем интересными и увлекательными. Вовлечь детей в познание окружающего мира, развить критическое мышление.желание сомневать...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Метод проблемного обучения
Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому, стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия. У детей старшег...
Сценарий НОД педагога с детьми старшей группы по теме «Развитие речи: домашние животные и их детеныши» с использованием современных образовательных технологий наглядного моделирования и проблемного обучения
Данный сценарий рассказывает о "путешествии" на ферму вместе с детьми, поможет закрепить умение рассказывать о животном по моделе и придумывать загадки,...
Игра – занятие «Скоро в школу» с использованием современных образовательных технологий (игровые, здоровьесберегающие, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве)
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Игра - занятие "Скоро в школу" с использованиемсовременных образовательных техно...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».
Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....
Современные технологии проблемного обучения в ДОУ
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активну...