Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рахманина Татьяна Николаевна

Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx13.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии:  технология проблемного обучения. «Песочные часы».

Рахманина Татьяна Николаевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №39 компенсирующего вида

Фрунзенского района г.Санкт Петербурга.

Цель: Закрепление представлений о свойстве песка: сыпучесть.

Образовательные задачи:

Обобщить знания детей об использовании песка людьми.

Продолжать закреплять правила безопасности при экспериментах с песком.

Закреплять навыки рисования цветным песком по трафаретам на световом столе.

Развивающие задачи:

Развивать память, внимание.

Развивать воображение, творчество, образные представления.

Развивать активный словарь: песчинки, сыпучий, пересыпать, время, колбы, песочные часы.

Развивать координацию и мелкую моторику.

Воспитательные задачи:  

Воспитывать любознательность и познавательную активность.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

Демонстрационный материал: различные часы (механические, электронные, песочные), схема последовательности изготовления песочных часов.

Раздаточный материал: пластиковые прозрачные бутылочки (по две на пару детей); крышки от бутылочек(соединенные попарно) с просверленными отверстиями, емкость с мелким песком, мерные стаканчики с песком (разного размера), воронки (на каждую пару детей). Световой стол, воронки с разными отверстиями, трафареты цветов.

Предварительная работа: Экспериментирование с крупным и мелким песком, использование песочных часов в режимных моментах. 

Презентация «Часы в жизни человека»,

Презентация «Красивые букеты. Как составить букет». Рассматривание иллюстраций с цветами, чтение стихов.

Ход:

Организационный момент:  

Воспитатель сообщает детям, что сегодня в группу принесли необычную шкатулку, но она закрыта на замок. Чтобы замок открылся, нужно отгадать загадку:

 Ног нет, а хожу, рта нет а скажу,

Когда спать, когда вставать, когда работу начинать. (часы)

Выслушав ответы, воспитатель открывает шкатулку и предлагает детям сесть на стульчики вокруг стола и устанавливает открытую шкатулку с разнообразными часами.

Дети рассматривают часы, называют их (песочные, механические, электронные).

В: Какие ещё бывают часы?

 Для чего людям нужны часы?

(Часы нужны чтобы узнавать время, знать, когда ложиться спать, а когда вставать, когда идти в детский сад или на работу)

В: По каким из этих часов невозможно узнать точное время.

(по песочным часам)

Основная часть:

Воспитатель предлагает рассмотреть песочные часы большого и маленького размера, выяснить их отличия и отмечает, что, чем больше колбы и чем больше в них песка, тем больше измеряемый промежуток времени.

Воспитатель подводит детей к выводу, что песочные часы используют для определения промежутка времени: длительности процедуры, упражнения, игры и т. д. и предлагает детям изготовить песочные часы своими руками.

Воспитатель напоминает детям правила безопасности при экспериментах с песком:

1.Нельзя дуть на песок.

2.Необходимо пересыпать песок аккуратно, не рассыпая по столу.

Каждый ребенок из «чудесного» мешочка вытягивает фишку и проходит за стол с соответствующей эмблемой.

Воспитатель обсуждает с детьми, какой песок понадобится для эксперимента: мелкий просеянный или крупный, сухой или влажный, затем демонстрирует алгоритм процесса изготовления песочных часов и проговаривает каждое свое действие:

Презентация «Песочные часы»

  1. нужно взять две пластиковые прозрачные бутылочки;
  2. высыпать через воронку песок из мерного стаканчика в одну бутылочку;
  3. закрутить крышку на эту бутылочку
  4. на бутылочку с песком сверху прикрутить вторую пустую бутылочку;

Идёт процесс изготовления песочных часов.

 Когда песочные часы готовы, воспитатель предлагает проверить как они работают и с помощью секундомера засекает время.

Дети рассматривают получившиеся часы и пытаются понять причину различий в отсчете времени у подгрупп.

Воспитатель раскрывает секрет: песок пересыпается дольше по времени в часах, в которых насыпано больше песка.

В: Сейчас мы с вами поиграем и наши часы помогут нам.

Физкультминутка:

«Цветы»

Посадили в землю зёрнышко (положить в ладонь ребёнка «зёрнышко»),

На небе выглянуло солнышко.

Свети, солнышко, свети (сжимают кисти и по очереди разжимают)!

Расти, зёрнышко, расти (соединяют ладони вместе и поднимают руки вверх)!

Появляются на стебельке листочки (соединяют ладони, пальцы один за одним соединяют с большим пальцем, одновременно на двух руках),

Распускаются на стебельке цветочки (сжимают кисти рук и по очереди разжимают).

В: Вы сегодня для изготовления песочных часов использовали сухой мелкий просеянный песок.

Что ещё можно делать мелким сухим песком? (Рисовать)

Подойдите к столу возьмите конверты. (На обратной стороне конверта цветные полоски, такие же на световом столе – это место для каждого из детей). В каждом конверте трафарет для рисования.

Воспитатель предлагает объединить трафареты и рассмотреть, что получилось.

(Букет цветов в вазе).

В: Что нам нужно чтобы нарисовать букет?

(Нам нужен цветной песок и воронка).

Дети выбирают цвет песка и воронку для рисования.

Продуктивная деятельность.

По окончании рисования воспитатель предлагает выбрать фон.

Дети любуются композицией. Воспитатель обращает их внимание на разную толщину линий и выясняет зависимость толщины линий от размера отверстий в воронках.

Заключительная часть.

В: Что вы сегодня узнали, когда делали песочные часы и рисовали песком?

Такое свойство песка как сыпучесть используется в песочных часах и при рисовании песком.

Время, отсчитываемое песочными часами, зависит от количества песка в колбах.

Толщина линий при рисовании песком зависит от размера отверстия в воронке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Формирование целостной картины мира» в старшей группе для детей с задержкой психического развития

В данном плане представлены занятия для детей с ЗПР, разработанные в соответствии с блочным планированием....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: Домашние животные.Цели урока: уточнять и расширять пр...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме "Транспорт" для детей с задержкой психического развития

Конспект занятия для закрепления знаний детей с задержкой психического развития 5 - 6 лет о транспорте, его видах, назначении. При проведении занятия используется мультимедийная презентация, движения ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Викторина «Посуда» с использованием ИКТ

Занятие построено в форме викторины, В ходе занятия дети закрепляют виды посуды, ее назначение, упражняются в серивировке стола....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в старшей группе «Путешествие в подводное царство» с применением социоигровых технологий.

Расширение и систематизирование знаний детей о морских обитателях, изготовление фотографий морских животных....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Образовательная область "Познание". Тема: "Живая и неживая природа".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Образовательная область "Познание". Тема "Живая и неживая природа".Цель: сформировать представление о "жи...