Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 13.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».
Рахманина Татьяна Николаевна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №39 компенсирующего вида
Фрунзенского района г.Санкт Петербурга.
Цель: Закрепление представлений о свойстве песка: сыпучесть.
Образовательные задачи:
Обобщить знания детей об использовании песка людьми.
Продолжать закреплять правила безопасности при экспериментах с песком.
Закреплять навыки рисования цветным песком по трафаретам на световом столе.
Развивающие задачи:
Развивать память, внимание.
Развивать воображение, творчество, образные представления.
Развивать активный словарь: песчинки, сыпучий, пересыпать, время, колбы, песочные часы.
Развивать координацию и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любознательность и познавательную активность.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:
Демонстрационный материал: различные часы (механические, электронные, песочные), схема последовательности изготовления песочных часов.
Раздаточный материал: пластиковые прозрачные бутылочки (по две на пару детей); крышки от бутылочек(соединенные попарно) с просверленными отверстиями, емкость с мелким песком, мерные стаканчики с песком (разного размера), воронки (на каждую пару детей). Световой стол, воронки с разными отверстиями, трафареты цветов.
Предварительная работа: Экспериментирование с крупным и мелким песком, использование песочных часов в режимных моментах.
Презентация «Часы в жизни человека»,
Презентация «Красивые букеты. Как составить букет». Рассматривание иллюстраций с цветами, чтение стихов.
Ход:
Организационный момент:
Воспитатель сообщает детям, что сегодня в группу принесли необычную шкатулку, но она закрыта на замок. Чтобы замок открылся, нужно отгадать загадку:
Ног нет, а хожу, рта нет а скажу,
Когда спать, когда вставать, когда работу начинать. (часы)
Выслушав ответы, воспитатель открывает шкатулку и предлагает детям сесть на стульчики вокруг стола и устанавливает открытую шкатулку с разнообразными часами.
Дети рассматривают часы, называют их (песочные, механические, электронные).
В: Какие ещё бывают часы?
Для чего людям нужны часы?
(Часы нужны чтобы узнавать время, знать, когда ложиться спать, а когда вставать, когда идти в детский сад или на работу)
В: По каким из этих часов невозможно узнать точное время.
(по песочным часам)
Основная часть:
Воспитатель предлагает рассмотреть песочные часы большого и маленького размера, выяснить их отличия и отмечает, что, чем больше колбы и чем больше в них песка, тем больше измеряемый промежуток времени.
Воспитатель подводит детей к выводу, что песочные часы используют для определения промежутка времени: длительности процедуры, упражнения, игры и т. д. и предлагает детям изготовить песочные часы своими руками.
Воспитатель напоминает детям правила безопасности при экспериментах с песком:
1.Нельзя дуть на песок.
2.Необходимо пересыпать песок аккуратно, не рассыпая по столу.
Каждый ребенок из «чудесного» мешочка вытягивает фишку и проходит за стол с соответствующей эмблемой.
Воспитатель обсуждает с детьми, какой песок понадобится для эксперимента: мелкий просеянный или крупный, сухой или влажный, затем демонстрирует алгоритм процесса изготовления песочных часов и проговаривает каждое свое действие:
Презентация «Песочные часы»
- нужно взять две пластиковые прозрачные бутылочки;
- высыпать через воронку песок из мерного стаканчика в одну бутылочку;
- закрутить крышку на эту бутылочку
- на бутылочку с песком сверху прикрутить вторую пустую бутылочку;
Идёт процесс изготовления песочных часов.
Когда песочные часы готовы, воспитатель предлагает проверить как они работают и с помощью секундомера засекает время.
Дети рассматривают получившиеся часы и пытаются понять причину различий в отсчете времени у подгрупп.
Воспитатель раскрывает секрет: песок пересыпается дольше по времени в часах, в которых насыпано больше песка.
В: Сейчас мы с вами поиграем и наши часы помогут нам.
Физкультминутка:
«Цветы»
Посадили в землю зёрнышко (положить в ладонь ребёнка «зёрнышко»),
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети (сжимают кисти и по очереди разжимают)!
Расти, зёрнышко, расти (соединяют ладони вместе и поднимают руки вверх)!
Появляются на стебельке листочки (соединяют ладони, пальцы один за одним соединяют с большим пальцем, одновременно на двух руках),
Распускаются на стебельке цветочки (сжимают кисти рук и по очереди разжимают).
В: Вы сегодня для изготовления песочных часов использовали сухой мелкий просеянный песок.
Что ещё можно делать мелким сухим песком? (Рисовать)
Подойдите к столу возьмите конверты. (На обратной стороне конверта цветные полоски, такие же на световом столе – это место для каждого из детей). В каждом конверте трафарет для рисования.
Воспитатель предлагает объединить трафареты и рассмотреть, что получилось.
(Букет цветов в вазе).
В: Что нам нужно чтобы нарисовать букет?
(Нам нужен цветной песок и воронка).
Дети выбирают цвет песка и воронку для рисования.
Продуктивная деятельность.
По окончании рисования воспитатель предлагает выбрать фон.
Дети любуются композицией. Воспитатель обращает их внимание на разную толщину линий и выясняет зависимость толщины линий от размера отверстий в воронках.
Заключительная часть.
В: Что вы сегодня узнали, когда делали песочные часы и рисовали песком?
Такое свойство песка как сыпучесть используется в песочных часах и при рисовании песком.
Время, отсчитываемое песочными часами, зависит от количества песка в колбах.
Толщина линий при рисовании песком зависит от размера отверстия в воронке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план «Формирование целостной картины мира» в старшей группе для детей с задержкой психического развития
В данном плане представлены занятия для детей с ЗПР, разработанные в соответствии с блочным планированием....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: Домашние животные.Цели урока: уточнять и расширять пр...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме "Транспорт" для детей с задержкой психического развития
Конспект занятия для закрепления знаний детей с задержкой психического развития 5 - 6 лет о транспорте, его видах, назначении. При проведении занятия используется мультимедийная презентация, движения ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Викторина «Посуда» с использованием ИКТ
Занятие построено в форме викторины, В ходе занятия дети закрепляют виды посуды, ее назначение, упражняются в серивировке стола....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в старшей группе «Путешествие в подводное царство» с применением социоигровых технологий.
Расширение и систематизирование знаний детей о морских обитателях, изготовление фотографий морских животных....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Образовательная область "Познание". Тема: "Живая и неживая природа".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Образовательная область "Познание". Тема "Живая и неживая природа".Цель: сформировать представление о "жи...