Метод проблемного обучения
методическая разработка (старшая группа) по теме
Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому, стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия. У детей старшего дошкольного возраста и начальной школы знакомство со счетом, правилами грамотной речи, окружающим миром, явлениями природы, видами искусства происходит с активным использованием иллюстраций, книг, игрушек; в более старшем возрасте, этот метод применяется по средствам использования компьютерных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проблемного обучения.
Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому, стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия. У детей старшего дошкольного возраста и начальной школы знакомство со счетом, правилами грамотной речи, окружающим миром, явлениями природы, видами искусства происходит с активным использованием иллюстраций, книг, игрушек; в более старшем возрасте, этот метод применяется по средствам использования компьютерных технологий.
Традиционно, подавая какой-либо новый материал, взрослые преподносят его в готовом виде, самостоятельно подводя детей к предполагаемым ответам. Знания, полученные детьми осмысленны, и практически всегда прочно усваиваются, и если это необходимо, могут быть воспроизведены. Но зачастую, выражается это просто в механическом воспроизведении ранее заученного материала. А присутствует ли в таком получении знаний инициатива самого ребенка? Есть ли возможность, проявить свою фантазию, творчество? Возможность применить знания из личного опыта, в поиске решения поставленной перед ним проблемы? Ведь основной задачей воспитания и обучения является не хорошее знание того или иного предмета, он сам является здесь лишь средством. Основная его цель - формирование гармонично и всесторонне развитой, творческой личности. И один из главных ее показателей, это мыслительные способности, развитые на высоком уровне.
Что же сделать для того чтобы ребенок начал сам чувствовать потребность в получении приобретения новых знаний, начал думать и находить пути решения каких-либо поставленных перед ним задач?
Безусловно, для такой самостоятельности мышления необходимо создать условия, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, заставляющим ребенка активно участвовать в поиске новых знаний, способствовать его творческой инициативности и самостоятельности, условия для поиска пути решения определенных задач, которые в дальнейшем помогут ему приобрести необходимые знания. И к такому подходу, в первую очередь должны быть готовы педагоги и родители.
Психологи утверждают, что источник творческого мышления и его начало – это создание
проблемной ситуации, которая является сложным материалом,
либо теоретическим, либо практическим, и требует поиска решения и, конечно, исследования. Она побуждает ребенка к проявлению познавательной потребности, а через нее педагоги и родители могут управлять ходом получения новых знаний ребенком.
Давайте подробнее рассмотрим, что же такое, проблемный метод обучения, и каким образом можно использовать в обучении и воспитании детей проблемные ситуации.
Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным, и уместным здесь будет высказывание М.Ф.Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…»
То есть, взрослые (педагоги, родители) должны создать все условия не только для усвоения ребенком результатов системы знаний, но и пониманием пути процесса их приобретения. То есть, ребенок должен не просто прослушать лекцию или рассказ, как поступить в той или иной ситуации, а прожить определенные события пусть на уровне игры и игрушек, но сам.
Например, педагог организует с детьми совместную игру, в ходе которой задается ситуация: «В детский сад пришли новые дети (игрушки), но кроватей для них не хватает. Из соседней комнаты их необходимо доставить на транспорте (машинка, лошадка с телегой, корабль). Следуя заданным условиям игры, ребенок должен понять арифметическую задачу, которая перед ним стоит:
Посчитать кукол, сделав это предварительно, а затем, следуя их числу отобрать соответствующее количество кроватей (непременно, чтобы хватило всем!). Так же, можно подобные педагогические ситуации создавать и во время воспитания нравственности у детей. Это способствует формированию понимания, как поступить в определенных ситуациях, например: принятие решения, как повести себя в отношении сверстников, чем он должен помочь при осуществлении коллективного, общего дела и. т. п.
Данный метод помогает сформировать у детей умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется постановкой проблемного вопроса, поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно.
1) Появление проблемной ситуации;
2) Выявление и четкое определение сущности проблемы;
3) Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их обоснование;
4) Доказательство верности вынесенных предположений и верности возможного их решения;
5) Проверка, на сколько, верно решение проблемы.
Но следует всегда помнить, что поставленный ребенку вопрос должен быть как на столько сложен, чтобы мог вызвать у него затруднение, так, вместе с тем и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти на него ответ.
Существуют разные способы использования проблемной ситуации в ходе обучения.
Это может быть побуждение ребенка к словесному пояснению явлений, или фактов, и выявления их внешнего несоответствия.
Например: Осадки. Почему летом идет с неба теплый дождь, а зимой холодный снег? Зимой холодно, вода замерзает. Летом тепло, осадки идут в виде капель воды.
Использование ситуаций из жизни, которые происходят во время учебы.
Например: Изучали свойства воды, упал и разбился сосуд. Разобрать, почему - сосуд хрупкий, стеклянный, железный или пластиковый сосуды не бьются, прочные. Что стало с водой, она впиталась, высохла.
Можно варьировать поставленные задачи или переформулировать заданные ранее вопросы. Познакомить детей с такими фактами, которые якобы не поддаются объяснению, но, несмотря на это, привели к постановке новой, не изученной ранее проблемы. Педагогика дает возможность огромного количества способов и вариантов введения проблемной ситуации в процесс обучения. Они способствуют вариативности в обучении, т.е. возможности выбора нескольких вариантов подачи материала.
Бесспорно, такой метод положительно сказывается как на процессе обучения, так и на отношении обучаемого к самому процессу, хотя и занимает более продолжительное время при подаче материала, нежели традиционно информативный (прослушивание). Творите, фантазируйте, придумывайте и учитесь вместе с детьми.
Другая большая группа АФиМО включает в себя различные виды самостоятельной работы. При использовании методов этой группы познавательная деятельность обучаемого протекает в полном соответствии с его индивидуальными особенностями. Появляется возможность ликвидировать пробелы между средним уровнем восприятия и усвоением нового материала в группе и индивидуальными возможностями обучаемых.
Из всего многообразия АФиМО, использующихся при организации самостоятельной работы учащихся мы более подробно рассмотрим работу учащихся в парах.
Работа в парах является основной для организации устной самостоятельной работы на уроках. В отличие от работы в малых группах, где учащиеся отвечают по очереди командиру, в парах любого типа половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. В ходе работы значительно повышается активность учащихся, создаются условия для их естественного общения, что повышает эмоциональный фон в ходе урока и создает предпосылки для эффективного развития способностей учащихся.
Устная самостоятельная работа школьников на уроке, как правило, ведется с использованием трех видов пар: статической, динамической и вариационной.
Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой.
Динамическая пара. Для школы - это малая группа в 4 человека. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
Вариационная пара. В этом варианте коллективной работы в малых группах по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Статическая пара формируется по желанию учащихся, так как фактор контактности и доброжелательности играет в этой паре решающую роль. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах. В этой паре, сидящие за одним столом учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Статическая пара является одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом на уроке, и соответственно значительное повышение речевой, мыслительной и творческой активности каждого ученика. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности.
Статическая пара является также школой перехода к использованию технических средств и индивидуальной работе с учителем.
При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получили микрогруппы в 4 человека. Динамическая пара дает возможность каждому участнику общения менять партнеров так, чтобы поработать с каждым. Говоря о групповых формах обучения, следует отметить, что ряд ученых предлагает образовывать учебные группы с учетом психофизических особенностей учащихся. Это связано с тем, что в большинстве случаев неэффективность обучения вызвана тем, что дети не успевают за темпом подачи информации на уроках, ее усвоением. Как известно, необходимым компонентом для развития творческих способностей является положительная мотивация к учению, развитию которой у всех категорий учащихся способствует работа в малых группах. Рекомендуется создавать так называемые гомогенные классы, т.е. группы учащихся с примерно одинаковым темпом учебной деятельности, уровнем знаний, навыков и умений.
Говоря об активных формах и методах обучения, нельзя не сказать об игре как о важном и эффективном методе развития творческих способностей личности учащихся. В отличие от традиционных методов обучения особенность игры состоит в том, что она позволяет не только усвоить содержательную сторону предмета, но и как бы смоделировать человеческую деятельность целиком, во всем ее многообразии.
Учителю необходимо применять в своей работе с детьми (как в урочной деятельности, так и во внеурочной) методы, которые направляют учащихся к самостоятельному поиску и открытиям тех или иных истин, формируют гибкость мышления: - бреймсторминг («мозговой штурм» - атака на задачу); - синектика (получение знаний о малоизученном предмете, путем переноса на него знаний о подобных ему предметах); - майевтика (отыскание истины, путем постановки вопросов); - АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач).
Для реализации данных методов успешно применяются развивающие игры и упражнения. Вот некоторые из них:
Игра «Составление из букв осмысленных слов». Эта игра наряду с тренировкой воображения направлена на развитие словарного запаса.
Буквы: А Л Й И А Р К А Р О К Л
Задание: из предложенных букв составить (записать) как можно больше слов.
Игра «Круги на воде». Она направлена на развитие творческого воображения и одновременно филологических способностей ребенка и словарного запаса. Предложим детям любое слово, например, «лимон».
1) предложите подобрать как можно больше слов на начальную букву;
2) подобрать как можно больше слов начинающихся на слог – ли;
3) предложите подобрать как можно больше слов – рифм к слову лимон;
4) расставьте буквы слова в столбик и предложите написать слова на соответствующие буквы.
Упражнение «За и против». Детям предлагают любую, самую невероятную ситуацию (представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза). Далее обсуждение - какие видят плюсы и минусы, и интересные моменты в этой ситуации.
Задание – игра «Я начну, а ты продолжи…». На доске записываются две стихотворные строки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Например: Вот он – светлый, добрый дом,
Мы сейчас в него войдем…
Грамматические шарады. Это совокупность грамматических загадок о слове, которое разделено на меньшие слова или морфемы.
Например: Задание: грамматический признак части речи.
Суффикс прилагательного, в котором всегда пишется одна буква н.
Окончание существительного 1- ого склонения.
Слово: трехсложное существительное 1- ого склонения. (Род-ин-а).
Деятельность по развитию творческих способностей личности школьников посредством применения активных форм и методов обучения необходимо сочетать с диагностикой личностных изменений и работой по саморазвитию и самосовершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Использование методов проблемного обучения на занятиях с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром.
Данная разработка поможет педагогам сделать заняитя по ознакомлению с окружающем интересными и увлекательными. Вовлечь детей в познание окружающего мира, развить критическое мышление.желание сомневать...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265148-1370948838.jpg)
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/23/picture-714332-1448270355.jpg)
Конспект НОД с детьми средней группы по познавательно- речевому развитию на тему: "Путешествие маленького автомобиля ". (метод проблемного обучения)
Конспект НОД с детьми средней группы по познавательно- речевому развитию на тему "Путешествие маленького автомобиля"(метод проблемного обучения)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612798-1427213722.jpg)
Возможности использования методов проблемного обучения в старшем дошкольном возрасте.
Проблемное обучение основано на получение новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем и задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/01/picture-966668-1541094242.jpg)
Консультация для родителей «Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками»
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебно...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/20/picture-1201128-1576872522.jpg)
Опыт работы на тему: «Методы проблемного обучения»
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее ус...