Мастер-класс "Магические блоки"
статья на тему

Королёва Галина Владимировна

Уважаемые коллеги. Эта статья базируется на многолетнем практическом опыте развития логического мышления дошкольников посредством логических блоков Дьенеша. Ведь интеллектуальное развитие личности - фактическая реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходится как самому ребенку, так и обществу в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_magicheskie_bloki.docx16.7 КБ
Office presentation icon bloki_denesha.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

В методической и научно-популярной литературе данный материал можно встретить под разными названиями: «Логические фигуры» (Фидлер М.) «Логические кубики» (Копьтов Г.), «Логические блоки» (Столяр А.). Однако в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления.

На наш взгляд, материалом, который бы в полной мере отвечал этим требованиям, являются геометрические блоки Дьенеша, называемые по имени автора (2 слайд).

Блоки Дьенеша помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свойств, логические операции с использованием отрицания «не», строить высказывание с союзами «и», или «или» и др. Развитие мышления ребёнка происходит в интересной для него ситуации - при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную и двигательную нагрузку.

В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: объемный который представлен на столах и плоскостной (3 слайд).

За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал  именуется логическими блоками,  плоскостной - логическими фигурами. Мы для каждого ребенка сделали вот такую папку, где добавили фигуры зеленого цвета для большей вариативности игр. В блоках Дьенеша зеленого цвета нет.

(4 слайд)  Вот уже на протяжении нескольких лет я провожу кружок «Магические блоки», главным направлением которого является развитие логического мышления детей посредством работы с геометрическими блоками Дьенеша.

Первым этапом работы стало создание информационной среды: подбор психолого-педагогической литературы (5 слайд). Оформление методического материала, создание развивающей среды.

Следующим этапом работы стало создание и оформление в группе центра «Логики и математики», в котором были подобраны и размещены разные по степени сложности развивающие математические игры, направленные на развитие у детей умений сравнивать, воссоздавать, упорядочивать, классифицировать и т.д. Основу центра составили как игры приобретенные, так и сделанные своими руками и руками родителей (6 слайд).

Игра «Волшебное дерево» (7 слайд)

Задачи:

- Развивать     представление     детей     о символическом изображении предметов.

- Развивать умение классифицировать фигуры по трем признакам и умение выделять основные признаки.

- Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление. Игра выполнена на ткани фигуры крепятся с помощью липучки.

(8 слайд) Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

(9 слайд) Конкретные варианты свойств обозначаются символами. Цветовое пятно обозначает цвет, одноэтажный домик маленький размер, многоэтажный большой размер, обратите внимание, что символы одного размера и чтобы выбрать большой или маленький блок ребенок должен выделить математическое свойство один ряд этажей или много. Фигурки человека обозначают толщину и геометрическая фигура форму блока.

Представляю  Вашему вниманию  некоторые игры с логическими блоками.

(10 слайд)  Игра «Засели жильцов»

Вниманию детей представляются карточки с изображением домиков. Это самая простая игра, где дети выделяют два   свойства толщина и цвет. Информация как расселить жильцов закодирована, горизонтальный ряд обозначает цвет, вертикальный толщину, форма и размер не имеют значения.

(11 слайд) Игра «Укрась ёлочку» 

Задачи:

- Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.

- Умение «читать схему»

- Закрепление навыков порядкового счета.

Описание игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 3 ряда бус. В каждом ряду три - четыре бусинки. Как расположены бусинки расскажут карточки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Закрашенный кружок показывает место бусинки на ниточке, домик обозначает размер, геометрическая фигура цвет и форму.

(12 слайд) «ИГРЫ С ОБРУЧАМИ»

Задачи:

- Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.

- Определение областей пересечения в играх с обручами.

- Развитие логического мышления, внимания.

В эту игру можно играть с одним обручем, с двумя, с тремя, можно использовать кольцеброс, спортивные обручи, можно вырезать кольца. С одним обручем используются две области внутренняя и внешняя.

Например, в желтое кольцо кладем только желтые большие блоки, в синее синие, но круглые, а в красное красные тонкие, (после выполнения задания ведущий задает вопрос). Какие блоки могут лежать на пересечении плоскостей?

Таким образом, логические блоки вызывают у детей живой интерес и так незаметно, в игре дети и овладевают сложными мыслительными операциями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Игры и упражнения с логическими   блоками Дьенеша...

Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"

В памятке для педагогов представлен практический материал по применению  блоков Дьенеша в работе с детьми ....

Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»

Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....

Методическая разработка. Конспекты занятий для детей с РАС. Блок I Осень. Блок II Зима. Блок III Весна.

Ребенок с аутизмом часто не осознает свою потребность в эмоциональное общение. Как же достучаться до него и восполнить данную потребность? Для этого существует игротерапия, которую во в...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...