Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"
консультация по математике
В памятке для педагогов представлен практический материал по применению блоков Дьенеша в работе с детьми .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
denesh_skazki_matem.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Ябурова Зоя Сергеевна
Воспитатель, высшая категория
МБДОУ Детский сад № 3
Памятка для педагогов
Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:
«Сказка в царстве блоков» или
«Сказочная математика: играем с блоками Дьенеша»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности.» В.А.Сухомлинский
Важнейшая задача детского сада – интеллектуальная подготовка ребенка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у детей ключевые мыслительные умения. В этом плане эффективным пособием является логический набор Золотона Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно, но и дает возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.
Достоинство методики венгерского ученого в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринужденной обстановке – в ходе игры, пения, выполнения движений. Ребенок даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирования информации.
А использование сказочных персонажей в играх с блоками Дьенеша позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.
Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.
Организовать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах.
- Игра «Маша и три медведя»
Возраст детей:3-4 года.
Материал: изображение Маши и медведей, коробки с блоками Дьенеша.
Цель: Развивать умение классифицировать блоки по форме.
Ход игры: Педагог предлагает детям помочь Маше угостить медведей –разложить пирожки по тарелочкам: Потапу Ивановичу – круглые, Настасье Петровне – квадратные, Мишутке – треугольные.
2. С помощью блоков можно моделировать сказки. Например, «Курочка Ряба»: дед и баба можно обозначить большими прямоугольниками: деда-синим, а бабу –красным. Курочка – большой желтый круг. Яичко - маленький желтый кружочек. Мышка – синий маленький треугольник.
Со старшими детьми можно сочинить свою собственную сказку. Дети делятся на 3 группы и выбирают цвет своего царства. Воспитатель рассказывает сказку, а дошкольники назначают фигуры на роли персонажей (определенного цвета в зависимости от царства).
«В некоторым царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок-большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок-большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники). И вот однажды…
Дальше сказку нужно продолжить в соответствии с замыслом самих дошкольников.
3.Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающими подвижные игры и эстафеты.
Подвижная игра «Волк и козлята»
Возраст: 5-6 лет.
Материал: жетоны на тесемках с символами свойств, шапочка волка.
Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Ход игры: Дети выбирают жетоны для козлят и надевают их через голову, встают в хоровод. Волк в центре круга, рядом с ним жетоны.
Дети – козлята ведут хоровод со словами:
Козлята водят хоровод,
На лужайке дремлет волк.
Вы, козлята, не шумите!
Волка, вы, не разбудите!
Волк проснется вот,
И разгонит хоровод!
На последнем слове «волк» быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «козлятам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация, каких именно «козлят» будет ловить «волк». Остальным «козлятам» не страшен «волк», они могут веселиться. Пойманный «козленок» становится «волком», и игра продолжается.
Эстафета «Теремок»
Возраст: 5-6 лет.
Материал: обручи, карточки-символы, наборы блоков Дьенеша.
Цель: Развивать умение находить сходства фигур по одному, двум, трем, четырем признакам. Развивать внимание, быстроту мышления. Стимулировать двигательную активность. Воспитывать дружеские качества.
Ход эстафеты: Капитаны команд стоят на одной стороне зала, команды – на другой, рядом с каждой командой лежит обруч, в котором находятся блоки Дьенеша. Цель команды – построить «Теремок» из блоков Дьенеша. Капитаны показывают карточки-символы, участники по очереди должны найти у себя в обруче соответствующий блок и принести его капитану, который строит из блоков «Теремок». Выигрывает та команда, которая быстрее построит «Теремок».
4.Большой интерес представляют и сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша.
Сюжетно-ролевая игра «Волшебные предметы»
Цель: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур (цвет, величину, толщину). Упражнять в умении задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь. Воспитывать умение играть коллективно, уступать друг другу, договариваться между собой.
Материал: блоки Дьенеша, различные предметы из сказок.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас начинает работать необычный магазин, в котором продаются только волшебные предметы из сказок.
Деньги - это блоки, а цены на товар – их символические свойства.
У каждого покупателя есть только 3 «денежки» (фигуры). Приобрести можно только такой предмет, который заключает в себе хотя бы один параметр блока (например, желтый или круглый).
В старшем дошкольном возрасте игра усложняется: выбирается уже по двум признакам (большой и круглый, например).
В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, и я думаю, что логические блоки Дьенеша могут способствовать развитию таких качеств.
Литература:
1.«Давайте поиграем» под ред. А.А.Столяра - М., 1991,1996.
2. «Логика и математика для дошкольников» под ред. З.А.Михайловой, - СПб, 1996,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Изотерапия- как нетрадиционная форма работы с детьми"
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и даже педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации ...
Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи
Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с...
Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения речи (куклотерапия, пескотерапия, арт-терапия, сказкотерапия).
в статье описаны формы работы с детьми с ОНР...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"
Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....
Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с детьми раннего дошкольного возраста и их родителями в ДОУ»
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.Трудно растить детей в сложном современном мире, в условиях, когда боль...
Из опыта работы тьютора «Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющих нарушения речи»
Материал из опыта работы тьютора на педсовте ДОО...
Сообщение "Роль нетрадиционных форм работы с детьми - работа с фетром - в творческом развитии дошкольников"
Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных приёмов является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развити...