Предметно развивающая среда, как средство формирования гкндерной идентичности дошкольника.
статья на тему
Одним из ведйщим условием для формирования позитивной половой идентичности ребёнка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда. В данной статье я попробовала подробно рассмотреть, какие состовляющие должна в ходить в предметно пространственную среду с учётом гендерных оссобенностей и возроста детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда, как средства формирования гендерной идентичности дошкольников.
Одним из ведущих условий для формирования позитивной половой идентичности ребёнка и закрепление у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной), но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей.
Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умение общаться и навыки сотрудничества.
Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогать развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, будут поощрять независимое, соревновательское и лидерское поведение.
Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и является основной его самостоятельной деятельности. Основной задачей, которую надо решать при- оформление помещения детского сада с учётом гендерных особенностей детей, является оказание помощи ребёнку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждение того, что она - девочка, а он - мальчик. Поэтому надо по мере возможности использовать простейшие маркеры гендерных различий, но с учётом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребёнка. Окружающая среда в помещении группы дошкольного учреждения для детей начинается со шкафов для одежды, на которые наклеиваются индивидуальные метки.
В младшей группе эти метки для детей изготавливает воспитатель, в средней группе для изготовления картинок на шкафчики мы привлекаем детей подготовительной группы, которые изготавливают картинки по замыслу малышей.
Девочки и мальчики старшего дошкольного возраста метки на шкафах могут сделать сами. При изготовление меток важно помнить, что в значительной степени усилить их выразительность может цвет фона(для девочек один, а для мальчиков другой). Поощрять творческие решения детей, взрослые помогают детям метки сделать более аккуратными, эстетически и эмоционально привлекательными.
На начальном этапе формирования гендерной устойчивости мы используем маркеры гендерных различий. Полотенце, стаканчики для полоскания рта, постельное бельё на кровати, ковровое покрытие в игровых зонах подбираем разных цветов.
Недопустимо в подборе цвета ориентироваться на традиционную, но не оправдавшую себя дифференциацию; для девочек используются оттенки только розового цвета, а для мальчиков – голубого.
Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребёнка, ставит перед педагогам и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому необходимо учитывать то, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо и по мере возможности удовлетворять потребности и интересы детей. Помещение, в котором проводят время дети – это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков.
В помещение группы выделяют специально оборудованные игровые зоны – два царства; для девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимообщения. Содержание этих двух царств одинаково полное, целостное, многофункциональное, как у девочек, так и у мальчиков. Помещение каждой группы можно условно разделено на две зоны с помощью коврового покрытия, стеллажей, мебели. Материалы и оборудование, которыми будут пользоваться девочки и мальчики(мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов - заместителей и т.д.)
Располагаются в группе по обоюдной договорённости. Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом. Например, в зоне девочек находится чемодан с инструментами, т.е. при игре в «семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. В зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказывать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости, в соответствие с сюжетом игры. Вместе с тем при воспитании детей с учётом их гендерных особенностей, решающая роль принадлежит оснащению группы.
Учёные установили, что особая роль в формирование у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание.
Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста элементами пространственно-предметной среды выступают:
- Игрушечная гостиная – мини-среда светского этикета(диван, сервант со столовым и чайным сервизом, стол, торшер, пианино, цветы на столе и на стенах и т.д.), где дети с помощью воспитателя и самостоятельно упражняются в выполнение правил хорошего тона(как сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, передавать хлеб, усаживать девочку за стол, вести беседу и т.д.)
- мини-среда, представляющая то, что необходимо для формирования мужских и женских умений (фрагмент игрушечного кухонного блока: шкаф с полочками и ящиками, посуда, газовая плита, стол для разделки продуктов и приготовления пищи; фрагмент игрушечного ванного блока: тазик для стирки белья; мастерская по ремонту игрушек с материалом для ремонта, запасными деталями, шкафчик с игрушечными образцами инструментов и т.д.);
- уголок для мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машинки, конструктор, строительный материал, фуражки, пилотки, строительные каски), что позволяет проигрывать специфичные для пола роли (военный, моряк, милиционер, строитель и т.д.)
- Домашний очаг – микро пространство для девочек – модель уютного уголка: куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами, аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулка с бусами, пуговицами и т.д. те предметы, которые способствуют выполнению различных социальных ролей (кукла-мама, кукла-хозяйка, кукла-мастер, кукла-леди).
- Схемы- действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей женского и мужского пола;
- Уголок красоты - закрытое ширмой пространство (зеркало, с расчёсками, заколки, бантики), где есть возможность самостоятельно, без посторонних наводить порядок во внешнем виде;
- Карточки – символы, выражающие доброту, красоту, честность, смелость, силу и др. те ценности, которые определяют и направляют поведение.
Для работы со старшими дошкольниками построение пространственной - среды строится на тех же принципах, что и в группах младшего дошкольного возраста. Её социокультурными элементами выступают:
- Мини-среда мужского и женского труда, содержащая оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений(мастерские с набором слесарных, плотницких, строительных инструментов; сельскохозяйственный инвентарь; швейные принадлежности, фрагменты кухонного блока, ванной комнаты и д.р.);
- Макет русской избы, убранство дома: стол, лавка, скамья (лавка со спинкой), стольцы (табуретки),сундуки, детская люлька, рукомойник, ушат, прялка и др.
- Мини – среда светского этикета(костюмы, шляпки, галстуки-бабочки, цветы, книги и т.п.), обеспечивающая детям возможность самостоятельно проигрывать ситуацию, которая требует следования правилам хорошего тона, этикета(званный обед, концерт, незнакомые люди, театр, прием гостей);
- Атрибуты, представляющие мужские и женские профессии (портреты людей разных специальностей, элементы одежды, профессиональные принадлежности, книги, повествующие о людях разных профессий);
- Уголок «Мужская доблесть», в центре которого – портрет рыцаря в доспехах (шлем, кольчуга, палица, деревянные мячи, щиты); казацкое снаряжение (сабля, шапка, пика, патронаш, портупея, папаха, бурка); современное военное оборудование и оружие(китель, фуражка, гимнастёрка, фляга, пистолеты, автомат); зарисовка парусника, самолета, корабля;
- Уголок девочек, где собраны атрибуты для игр «Дочки – матери», «Салон – красоты», «больница»;
- Художественная мини-галерея – экспозиция репродукций произведений живописи, графики, литературных произведений, отражающая образы мальчиков, девочек, мужчин и женщин;
- Схемы-действия, где отражены культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола.
Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда стимулирует ребёнка на отражение в жизнедеятельности своего образа (мужского и женского) и формирует положительную гендерную идентичность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...
Предметно-развивающая среда, как средство формирования патриотических чувств у дошкольников «Маленькие патриоты - будущее всего Отечества»
Патриотическое воспитание дошкольников – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Базой формирования патриотизма являют...
«Предметно-развивающая среда как средство формирования ключевых компетентностей воспитанников в средней группе».
Эта группа «Вини пух» зоветсяХорошо здесь ребятам живетсяВсе молодцы, да удальцы,Есть танцоры, есть певцы.Обаятельные и самостоятельные,Говорливые и спокойные,Все уважения дост...
«Развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования финансовой грамотности дошкольников»
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной возрасте основано на воспитании у ребёнка бережливости, деловитости, бережного отношения к труду и продуктам труда, формирова...
Предметно-развивающая среда как средство формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста
В данной статье раскрывается понятие предметно-развивающей среды как средства формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.Предметно-развивающая среда рассматривается как более узкая ха...
Предметно-развивающая среда как средство формирования целостной картины мира, поддержания детской инициативы и взаимодействия с семьёй ребёнка
quot;Предметно-развивающая среда как средство формирования целостной картины мира, поддержания детской инициативы и взаимодействия с семьёй ребёнка"(Вторая младшая группа)Эффективным средством в...
Презентация «Предметно-развивающая среда, как средство формирования творческих способностей, духовного воспитания и патриотических чувств у дошкольников»
Прежде чем ребенок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо...