Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Вода-волшебница»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Михайлик Лилиана Михайловна

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Вода-волшебница»

 

Цель: развивать познавательную активность детей, экологическое мышление и экологическую культуру.

 

Задачи:

Закрепить представления о свойствах воды (превращается в снег, лед), о круговороте воды в природе. Дать новые знания о том, что вода может превращаться в пар. Закрепить знания об охране источников. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

формировать  у  детей  познавательный  интерес  к  природе; дать  понятие  о  том, в  каком  виде  существует   вода  в  природе; обратить   внимание   на  значение   воды  в  нашей   жизни; вода   необходима  для   поддержания  жизни  и  обеспечения  здоровья   человека;  вода -  источник  питьевой   воды;  познакомить   со  свойствами   воды; развивать   умение  детей   высказывать  суждения,  умозаключения;  активизировать   и  обогащать  словарный   запас  детей   существительными, прилагательными, глаголами  по  теме   занятия; воспитывать  навык  бережного  отношения   к  воде, как  к  природному  ресурсу.

Место проведения: групповая   комната.

 

Ход:

 

Ребята, сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. Мы поговорим о воде. Подумайте и вспомните, что вы можете рассказать о ней (задаю детям вопросы).

1. Для чего нужна вода? (поливать растения, готовить пищу, пить, мыться, стирать, плавать; нужна животным и рыбам; для работы фабрик и заводов)

- правильно ребята, вода необходима всем и животным и растениям, и людям.  Значит, вода нужна для жизни на земле.

2. Какого цвета вода? (она прозрачная; если в ней отражается голубое небо, то и вода кажется голубой; если в воде много водорослей, то вода кажется зеленой).

3. Во что может превращаться вода? (в лед, в снег, сосульки, капельки, дождь, град.)

- Молодцы ребята, знаете, что вода может быть очень разная и совершать различные превращения – то она становится легкими снежинками, то звонкими капельками падает с сосулек. А летом дождевые капельки даже могут превращаться в круглые ледяные шарики – град.

Наверное, вода – волшебница.

Слышите? (звучит музыка). Это идет к нам в гости Волшебница Вода.

( Одеваю подвески капельки )

Волшебница Вода: 

Здравствуйте ребята! Наконец-то я добралась до Вас. Боялась, что не успею, столько работы у меня каждый день. Ребята, я волшебная вода и я хочу превратить вас в моих подружек-  капельки.

Волшебница Вода:  Ребята! А вы можете найти меня в природе? Где я бываю? Где путешествую? (В реке, ручейке, море, озере, океане )

Молодцы  быстро отгадали. А теперь я превращу вас в капельки, и начнем путешествие.

"Эксперименты" Знакомство  со  свойствами  воды.

-Ребята, Водяной   просит  вас  познакомить  вас  его  со  свойствами  воды. Поможем  ему?

Опыт №1. Вода  прозрачная.

-Ребята, а как  вы  думаете прозрачная  воды  или нет?

-Перед   вами  два  стаканчика: один  с  водой , другой  с  молоком.

-Молоко  какое? ( белое, непрозрачное)

-А   вода? ( прозрачная)

-Как  доказать, что  вода  прозрачная?

-В оба  стаканчика  положим  трубочки   для  коктейлей,  в каком  из  стаканчиков   они   видны,  а к  в  каком – нет? ( в стаканчике  с  водой  мы  видим   трубочку, а  в  стаканчике  с  молоком  -  нет).

-Почему? ( вода   прозрачная, а  молоко -  нет).

На  наборное  полотно   выставляется  символ.

 

 

Опыт №2. Разноцветная вода.

На подносе в ряд стоят 4 пластиковые прозрачные бутылки, наполненные водой. Воспитатель подзывает двух помощников, которые после произнесения волшебных слов («Была водичка простой, стань водичка цветной») и взмаха волшебной палочки начинают активно взбалтывать воду в бутылках. Вода окрашивается в яркие цвета (оранжевый, синий и т. д.) .

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в чем секрет этого фокуса? Почему вода окрасилась в разные цвета? (Дети высказывают свои предположения).

Необходимо подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

Воспитатель проверяет предположения детей на практике (кисточкой кладет густую краску гуашь под крышку бутылки, завинчивает ее и встряхивает бутылку) .

 

Опыт №3. У  воды  нет  вкуса.

-Водяной  утверждает, что  в   его  болоте  самая  вкусная  вода. А  вы  что, ребята, на  это  скажете? Есть  у  воды  вкус?

-Давайте  попробуем   воду  на  вкус  через  трубочку. ( у  воды  нет  вкуса). Конечно, когда  человек   очень  хочет  пить, чтобы  выразить  своё  удовольствие, говорит  « Какая  вкусная  вода!» Хотя   на  самом   деле  вкуса  не  чувствует  её  вкуса.

-А  вот  морская  вода  какая  на  вкус? ( на  вкус  она  солёная,  потому  что в ней  много  солей. Её  человек   не  может   пить)

На  оборотное   полотно  выставляется  символ. Что   он   обозначает?

 

Опыт №4.У воды  нет  запаха.

-Водяной   говорит, что   вода  в  его   родном  болоте  очень   приятно  пахнет.

-Давайте  понюхаем   воду. Чем  она  пахнет? ( запаха нет, вода из  водопроводного  крана  может  иметь  запах , так  как   её  очищают   специальными   веществами, чтобы  она  была  безопасной  для  нашего  здоровья.)

Опыт №5.Вода  не  имеет  формы.

-Как  доказать, что  вода  жидкая? -Чтобы  проверить,  что  вода  не имеет  форму  , перельём   аккуратно  воду  из  одного  стаканчика  в  другой, на  поверхность  стола.

Льётся  вода? Почему? ( потому  что  вода  жидкая)

 Что  происходит?(  вода  принимает  форму  того  предмета,  в  котором  находится,  а  на  ровном  месте  расползается  лужицей)

-Если  бы  вода  не  была  жидкой, она  бы  не  смогла  бы  течь  в  реках,  ручейках, не  текла  бы  из  крана.

 

Опыт №6.Лёд – твёрдая  вода.

-А вода еще волшебница потому что превращается

- Она  может  быть  жидкой , твёрдой,  в  виде  пара.

-В начале  нашего  занятия  к  вам  на  тарелки  дежурные  положили  кусочки  льда. Что  с  ними  случилось? ( они постепенно  уменьшились, стали  таять.)

 

 

Опыт №.7.  Пар-это тоже вода.

А хотите знать, во что я еще могу превращаться? (Показываю на самовар)

Волшебница Вода:

Посмотрите-ка сюда

У него внутри вода

На вопрос вам отвечаю

Без воды не выпить чаю.

Из-под крышки вьется пар!

Волшебница Вода:

Пар водичка или нет?

Ну-ка дайте мне ответ.

 «А сейчас ребята мы это узнаем (провожу опыт). Над паром я подержу стекло(зеркало). Посмотрите, пар прикасается к стеклу и превращается в капельки воды. Значит пар – это, что ребята? Правильно пар – это тоже вода. (Раз уж мы вскипятили воду в самоваре, то после занятия обязательно будем пить чай.)»

Что же, ребята, нужно делать, чтобы вода превратилась в пар?  (Вскипятить воду).

 

Теперь вы знаете, ребята, что я, вода, могу еще и в пар превращаться. А знаете ли вы, что я могу исчезнуть совсем, или стать такой грязной, что мной нельзя будет пользоваться. А чтобы я всегда оставалась чистой, прозрачной, прохладной, вкусной нужно меня беречь!

Дидактическое  упражнение  « Как  нам  спасти  воду?»

-Посмотрим  на  глобус – модель  нашего   земного  шара. На  нём  много  синего  цвета. Что  обозначается  им? ( вода) Кажется,  что  на  земле   воды  очень  много. Но  с  каждым   годом  чистой  воды  становится  всё  меньше  и   меньше, так  как  люди  загрязняют   водоёмы.

-Рассмотрите  картинки. Как  загрязняется  вода? ( фабрики  и  заводы  сбрасывают  в  реки  отходы  производства)

-А ещё? ( Когда  на  танкерах , перевозящих нефть, происходит  катастрофа, разлитая  нефть  не растворяется  в  воде  и  губит  всё  живое.)

-Как  же  нам   спасти  воду? ( не бросать  в  водоёмы  мусор, не мыть  рядом  с  водоёмами  велосипеды, машины)

-Ребята,  а всякую  ли  воду  можно  пить  людям? ( пить  можно  только  кипячёную  воду. Её  надо  очищать  через  специальные  фильтры,  а  потом  кипятить .Также  в  магазине  продаётся  чистая  питьевая  вода.

 

Коллективное  рисование  пальцами « Портрет  воды» (на ватмане снежинки , капельки, ручеек)

- Ребята, сегодня вы справились со всеми моими заданиями: познакомились   со  свойствами  воды. Надеюсь, что вам было интересно и нашим гостям тоже.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Вода-волшебница»

Цель: развивать познавательную активность детей, экологическое мышление и экологическую культуру.

Задачи:

Закрепить представления о свойствах воды (превращается в снег, лед), о круговороте воды в природе. Дать новые знания о том, что вода может превращаться в пар. Закрепить знания об охране источников. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

формировать  у  детей  познавательный  интерес  к  природе; дать  понятие  о  том, в  каком  виде  существует   вода  в  природе; обратить   внимание   на  значение   воды  в  нашей   жизни; вода   необходима  для   поддержания  жизни  и  обеспечения  здоровья   человека;  вода -  источник  питьевой   воды;  познакомить   со  свойствами   воды; развивать   умение  детей   высказывать  суждения,  умозаключения;  активизировать   и  обогащать  словарный   запас  детей   существительными, прилагательными, глаголами  по  теме   занятия; воспитывать  навык  бережного  отношения   к  воде, как  к  природному  ресурсу.

Место проведения: групповая   комната.

Ход: 

Ребята, сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. Мы поговорим о воде. Подумайте и вспомните, что вы можете рассказать о ней (задаю детям вопросы).

1. Для чего нужна вода? (поливать растения, готовить пищу, пить, мыться, стирать, плавать; нужна животным и рыбам; для работы фабрик и заводов)

- правильно ребята, вода необходима всем и животным и растениям, и людям.  Значит, вода нужна для жизни на земле.

2. Какого цвета вода? (она прозрачная; если в ней отражается голубое небо, то и вода кажется голубой; если в воде много водорослей, то вода кажется зеленой).

3. Во что может превращаться вода? (в лед, в снег, сосульки, капельки, дождь, град.)

- Молодцы ребята, знаете, что вода может быть очень разная и совершать различные превращения – то она становится легкими снежинками, то звонкими капельками падает с сосулек. А летом дождевые капельки даже могут превращаться в круглые ледяные шарики – град.

Наверное, вода – волшебница.

Слышите? (звучит музыка). Это идет к нам в гости Волшебница Вода.

( Одеваю подвески капельки )

Волшебница Вода:  

Здравствуйте ребята! Наконец-то я добралась до Вас. Боялась, что не успею, столько работы у меня каждый день. Ребята, я волшебная вода и я хочу превратить вас в моих подружек-  капельки.

Волшебница Вода:  Ребята! А вы можете найти меня в природе? Где я бываю? Где путешествую? (В реке, ручейке, море, озере, океане )

Молодцы  быстро отгадали. А теперь я превращу вас в капельки, и начнем путешествие.

"Эксперименты" Знакомство  со  свойствами  воды.

-Ребята, Водяной   просит  вас  познакомить  вас  его  со  свойствами  воды. Поможем  ему?

Опыт №1. Вода  прозрачная.

-Ребята, а как  вы  думаете прозрачная  воды  или нет?

-Перед   вами  два  стаканчика: один  с  водой , другой  с  молоком.

-Молоко  какое? ( белое, непрозрачное)

-А   вода? ( прозрачная)

-Как  доказать, что  вода  прозрачная?

-В оба  стаканчика  положим  трубочки   для  коктейлей,  в каком  из  стаканчиков   они   видны,  а к  в  каком – нет? ( в стаканчике  с  водой  мы  видим   трубочку, а  в  стаканчике  с  молоком  -  нет).

-Почему? ( вода   прозрачная, а  молоко -  нет).

На  наборное  полотно   выставляется  символ.

Опыт №2. Разноцветная вода.

На подносе в ряд стоят 4 пластиковые прозрачные бутылки, наполненные водой. Воспитатель подзывает двух помощников, которые после произнесения волшебных слов («Была водичка простой, стань водичка цветной») и взмаха волшебной палочки начинают активно взбалтывать воду в бутылках. Вода окрашивается в яркие цвета (оранжевый, синий и т. д.) .

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в чем секрет этого фокуса? Почему вода окрасилась в разные цвета? (Дети высказывают свои предположения).

Необходимо подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

Воспитатель проверяет предположения детей на практике (кисточкой кладет густую краску гуашь под крышку бутылки, завинчивает ее и встряхивает бутылку) .

Опыт №3. У  воды  нет  вкуса.

-Водяной  утверждает, что  в   его  болоте  самая  вкусная  вода. А  вы  что, ребята, на  это  скажете? Есть  у  воды  вкус?

-Давайте  попробуем   воду  на  вкус  через  трубочку. ( у  воды  нет  вкуса). Конечно, когда  человек   очень  хочет  пить, чтобы  выразить  своё  удовольствие, говорит  « Какая  вкусная  вода!» Хотя   на  самом   деле  вкуса  не  чувствует  её  вкуса.

-А  вот  морская  вода  какая  на  вкус? ( на  вкус  она  солёная,  потому  что в ней  много  солей. Её  человек   не  может   пить)

На  оборотное   полотно  выставляется  символ. Что   он   обозначает?

Опыт №4.У воды  нет  запаха.

-Водяной   говорит, что   вода  в  его   родном  болоте  очень   приятно  пахнет.

-Давайте  понюхаем   воду. Чем  она  пахнет? ( запаха нет, вода из  водопроводного  крана  может  иметь  запах , так  как   её  очищают   специальными   веществами, чтобы  она  была  безопасной  для  нашего  здоровья.)

Опыт №5.Вода  не  имеет  формы.

-Как  доказать, что  вода  жидкая? -Чтобы  проверить,  что  вода  не имеет  форму  , перельём   аккуратно  воду  из  одного  стаканчика  в  другой, на  поверхность  стола.

Льётся  вода? Почему? ( потому  что  вода  жидкая)

 Что  происходит?(  вода  принимает  форму  того  предмета,  в  котором  находится,  а  на  ровном  месте  расползается  лужицей)

-Если  бы  вода  не  была  жидкой, она  бы  не  смогла  бы  течь  в  реках,  ручейках, не  текла  бы  из  крана.

Опыт №6.Лёд – твёрдая  вода.

-А вода еще волшебница потому что превращается

- Она  может  быть  жидкой , твёрдой,  в  виде  пара.

-В начале  нашего  занятия  к  вам  на  тарелки  дежурные  положили  кусочки  льда. Что  с  ними  случилось? ( они постепенно  уменьшились, стали  таять.)

 

Опыт №.7.  Пар-это тоже вода.

А хотите знать, во что я еще могу превращаться? (Показываю на самовар)

Волшебница Вода:

Посмотрите-ка сюда

У него внутри вода

На вопрос вам отвечаю

Без воды не выпить чаю.

Из-под крышки вьется пар!

Волшебница Вода:

Пар водичка или нет?

Ну-ка дайте мне ответ.

 «А сейчас ребята мы это узнаем (провожу опыт). Над паром я подержу стекло(зеркало). Посмотрите, пар прикасается к стеклу и превращается в капельки воды. Значит пар – это, что ребята? Правильно пар – это тоже вода. (Раз уж мы вскипятили воду в самоваре, то после занятия обязательно будем пить чай.)»

Что же, ребята, нужно делать, чтобы вода превратилась в пар?  (Вскипятить воду).

Теперь вы знаете, ребята, что я, вода, могу еще и в пар превращаться. А знаете ли вы, что я могу исчезнуть совсем, или стать такой грязной, что мной нельзя будет пользоваться. А чтобы я всегда оставалась чистой, прозрачной, прохладной, вкусной нужно меня беречь!

Дидактическое  упражнение  « Как  нам  спасти  воду?»

-Посмотрим  на  глобус – модель  нашего   земного  шара. На  нём  много  синего  цвета. Что  обозначается  им? ( вода) Кажется,  что  на  земле   воды  очень  много. Но  с  каждым   годом  чистой  воды  становится  всё  меньше  и   меньше, так  как  люди  загрязняют   водоёмы.

-Рассмотрите  картинки. Как  загрязняется  вода? ( фабрики  и  заводы  сбрасывают  в  реки  отходы  производства)

-А ещё? ( Когда  на  танкерах , перевозящих нефть, происходит  катастрофа, разлитая  нефть  не растворяется  в  воде  и  губит  всё  живое.)

-Как  же  нам   спасти  воду? ( не бросать  в  водоёмы  мусор, не мыть  рядом  с  водоёмами  велосипеды, машины)

-Ребята,  а всякую  ли  воду  можно  пить  людям? ( пить  можно  только  кипячёную  воду. Её  надо  очищать  через  специальные  фильтры,  а  потом  кипятить .Также  в  магазине  продаётся  чистая  питьевая  вода.

Коллективное  рисование  пальцами « Портрет  воды» (на ватмане снежинки , капельки, ручеек)

- Ребята, сегодня вы справились со всеми моими заданиями: познакомились   со  свойствами  воды. Надеюсь, что вам было интересно и нашим гостям тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами. «Предметы с секретом».

Цель: формирование познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.Программное содержание:1. Расширять представления детей о свойствах различных веществ и материалов...

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Маленькие волшебники».

Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги, магнита, пла...

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Маленькие волшебники».

развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности....

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Маленькие волшебники»

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности....

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами"Маленькие волшебники"...

Конспект открытого занятия по экспериментированию с различными материалами «Маленькие волшебники».

в конспекте приведены опыты, для проведения с детьми дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия по экспериментированию с различными материалами с применением нейропсихологических приемов для детей старшей группы «Маленькие волшебники»

Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги, магнита, пластмас...