Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя через семейный праздник (из опыта работы).
материал по теме
Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.
И в нашем небольшом городе, и у нас в детском саду дружной семьей живут взрослые и дети разных национальностей. Поэтому приобщение детей к культурным ценностям и традициям других народов, обучение уважительному отношению друг к другу независимо от национальности и возможностей является крайне важным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_tolerantnoy_kultury._iz_opyta_raboty.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пименова Светлана Иосифовна,
Музыкальный руководитель,
МБДОУ Детский сад № 54 «Катюша»,
г. Нижневартовск
Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника,
педагога и родителя через семейный праздник.
(Из опыта работы.)
Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей на тему: «Содержание, формы и методы работы по формированию толерантности через
музыкальную деятельность».
Мы живем в России. Россия – самая большая в мире страна. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.
И в нашем небольшом городе, и у нас в детском саду дружной семьей живут взрослые и дети разных национальностей. Поэтому приобщение детей к культурным ценностям и традициям других народов, обучение уважительному отношению друг к другу независимо от национальности и возможностей является крайне важным.
Есть хорошая фраза: «Если ты шипы посеешь, виноград не соберешь». Это слова древнего восточного мудреца Ас-Самарканди. Именно с понимания другого человека начинается общение.
Задачу детского сада мы видим в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности. Толерантность – это новая основа общения педагога и воспитанника, способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в современном обществе.
Ознакомление с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов мы начали осуществлять в двух направлениях:
- с одной стороны, педагоги ДОУ обогащали представления детей об окружающих их людях (в детском саду, семье), помогали понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость;
- с другой стороны – помогали ребенку разобраться в его собственных чувствах и переживаниях, побуждали рассказывать о них, чтобы проявить сочувствие и поддержку.
Эти две параллельно осуществляемые линии имели целью приучение детей к выполнению общепринятых норм и правил поведения.
Но этого оказалось недостаточно. Начиная практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста, мы поняли – чтобы воспитать толерантность у детей, надо нам (взрослым) быть примером толерантности. На сегодняшний день возникла необходимость воспитания культуры толерантности не только у детей, но и родителей.
Перед педагогами встала непростая задача: как в интересной форме рассказать не только детям, но и их родителям о разных народах, окружающих нас, их культурных ценностях и традициях, как научить людей относиться друг к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей.
При обсуждении с коллегами данной проблемы мы пришли к выводу: в дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, поэтому важно, чтобы формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей протекало на ярком эмоциональном фоне.
Мы решили организовать семейный праздник, цель которого:
- формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя;
- формирование понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.
На данное предложение откликнулась только одна группа – подготовительная. Началась подготовка к празднику, посвященному Международному дню толерантности (ежегодно отмечается 16 ноября). В беседе с родителями мы поняли, что они относятся к данной теме настороженно. Было немного страшно проводить праздник, но воспитатель этой группы не только сама проявила интерес и желание участвовать в мероприятии, она смогла вдохновить родителей на участие в празднике. Подготовка началась со сценария, который разрабатывали совместно: воспитатель группы, музыкальный руководитель и родители. Огромная часть работы по подготовке данного мероприятия легла на воспитателя: она предложила родителям распределиться по группам (никто не остался без дела, родители смогли подружиться, проявить свои творческие способности), приготовила презентации для всех выступающих по национальностям, консультировала родителей в подготовке атрибутов, национальных костюмов, давала советы по организации выставки. Родители постоянно были в поиске. Представители Украины проявили инициативу. Они искали нужную информацию в разных источниках: посетили библиотеку, проконсультировались по поводу подготовки костюмов, оформления «уголка украинского народа» с библиотекарем, представителями украинской диаспоры. Им хотелось, как можно, больше рассказать о красоте своего края.
Конечно, не все с легкостью согласились исполнять музыкальные номера. Но музыкальный руководитель помогла в организации не только детских, но и взрослых номеров. Преодолев страх и стеснение, родители с достоинством выступили перед своими детьми и всеми гостями. В течение вечера дети читали стихи о Родине, о дружбе, о детях разных народов, играли в коммуникативные, подвижные игры народов мира, вместе с родителями пели украинские, немецкие, русские песни, водили хороводы. Представители Татарстана провели викторину о выдающихся людях своего народа. Совместными усилиями родители организовали чаепитие с дегустацией блюд национальной кухни.
Семейный праздник оказался привлекательным, востребованным, полезным, как для детей, так и для родителей. Мы увидели, как дружно, весело дети вместе с родителями пели, играли, танцевали, с каким интересом, теплотой следили за выступлением представителей других национальностей, как благодарили друг друга за приятно проведенное вместе время. Родители получили массу впечатлений, которыми им захотелось поделиться с окружающими. Они оформили стенгазету о «Празднике Дружбы» и поместили ее в фойе детского сада (на первом этаже). А статья (написанная родителями данной группы) «Многонациональная семья» в газете «Варта» за 12 ноября 2011 года доказала, что данная группа – это одна большая дружная семья, состоящая из представителей разных национальностей.
«Праздник Дружбы» доказал свою актуальность. Начались поиски форм проведения этого мероприятия. В следующем году основой праздника стал музыкальный показ русской народной сказки «Репка», в которой приняли участие дети старшей группы.
По сложившейся традиции участниками праздника стали и родители. Они исполнили национальные песни и танцы, играли вместе с детьми, отгадывали загадки. Праздник закончился дегустацией блюд национальной кухни и «выращиванием» Дерева толерантности, т.е. гостям были предложены цветная бумага, ножницы, ручки, с помощью которых родители вырезали силуэт руки (взрослой, детской), затем писали пожелания ко всем жителям Земли и развешивали их на макете дерева. Каждый желающий мог прочитать эти пожелания, сделать вывод: какие качества помогают людям позитивно общаться.
Теперь «Праздник Дружбы» стал традиционным и отмечается в нашем детском саду каждый год. Несмотря на привлекательность, праздник является трудным в организации. В его проведении задействован весь детский сад. Большая предварительная работа проводится с детьми, педагогами и родителями.
Основная работа по организации праздника ложится на музыкального руководителя: он, как обычно, составляет сценарий, а также планирует, организовывает, распределяет обязанности между всеми членами коллектива, контролирует всю работу.
Воспитатели:
- размещают объявления с указанием содержания праздника;
- обговаривают с родителями предполагаемые выступления, всевозможные блюда национальной кухни (это самая трудная часть в организации данного праздника);
- готовят презентации в соответствии с выступлениями родителей;
- организовывают выставки картин, иллюстраций с изображением национальных флагов, представителей той или иной национальности и т.д., выставки рисунков, кукол в национальных костюмах и т.д.;
- оформляют зал;
- совместно с музыкальным руководителем готовят детские концертные номера;
- оформляют столы, блюда национальной кухни, приготовленные и принесенные родителями;
- закупают одноразовую посуду, салфетки и т.д.
Никто не остается без дела: помощники воспитателей участвуют в подготовке столов, работники прачечной – ответственные за праздничные скатерти, салфетки, работники кухни пекут булочки, пирожки, заваривают чай.
Выбираются ответственные за организацию дегустации блюд национальной кухни.
Родители заранее приносят грамзапись, обговаривают номер выступления, репетируют в музыкальном зале детского сада.
Чтобы «Праздник Дружбы» стал обучающим для детей и родителей, был разработан определенный алгоритм его проведения:
1 часть – концерт детей старших групп. В первой части дети читают стихи, поют песни о дружбе, о Родине, о мире, исполняют народные танцы, играют на народных музыкальных инструментах. Порядок выступления (как на настоящем концерте) помещен перед залом.
В этом учебном году наиболее запоминающимся стал забытый русский народный хоровод «Земелюшка-чернозем». Дети в русских народных костюмах от души пели, танцевали, чем доставили радость всем гостям.
2 часть – концерт с участием родителей.
В этом году родители в национальных костюмах исполнили душевную украинскую песню, весело спели чувашскую и татарскую. Участники группы «Тартария» водили русские народные хороводы, играли в русские народные игры. Самыми зажигательными оказались танцы: узбекский и танец в исполнении народа Лакцы (папа и сын). Родители вместе с детьми весело танцевали, а гости поддерживали их дружными аплодисментами.
Торжественную часть закончила песня в исполнении Марты Викторовны «Желаю, что все были здоровы…»
3 часть – дегустация блюд национальной кухни.
Девицы-красавицы в русских народных костюмах угощали гостей блюдами национальной кухни и чаем в течение всего вечера.
4 часть – «выращивание» Дерева толерантности.
Это дерево осталось нами с предыдущего «Праздника Дружбы». Сейчас на нем появились новые «плоды и побеги» наших успехов в толерантном общении с людьми!
Все желающие смогли прийти на праздник. В зале было столько гостей, что, как говорится, «яблоку негде было упасть» (пришлось подставлять дополнительные стулья). Но это не испугало ни артистов, ни зрителей. Один папа сказал: «В тесноте, да не в обиде», и все присутствующие с ним согласились.
На протяжении всего вечера звучали песни о дружбе, о Родине, о мире. И взрослые, и дети с удовольствием подпевали знакомые песни «Ты да я, да мы с тобой», «Дружба» (группа «Барбарики») и др. Но самое главное, в этот день дети и взрослые соприкоснулись с народным искусством, которое соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, способствующий формированию не только основ толерантной культуры личности дошкольника, но и музыкально-творческих способностей ребенка.
Впечатления от праздника дети отразили в рисунках, лепке, создании альбомов по данной теме. Каждый ребёнок рисовал и составлял рассказ о той национальности, которая больше всего заинтересовала его.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди – увидели, что дети гордятся ими (независимо от национальности), им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Мы считаем эту форму взаимодействия с родителями (семейный праздник)по вопросу формирования толерантности в музыкальной деятельности очень своевременной, актуальной и необходимой для всех участников образовательного пространства детского сада: детей, родителей и педагогов. В процессе сотрудничества у родителей и детей проявились не только такие качества как творчество, музыкальность, ответственность, солидарность, активность, они стали более дружными. Мы увидели уважительное отношение людей разных национальностей друг к другу.
Посещение наших мероприятий средствами массовой информации (радио, телевидение) доказывают, что мы занимаемся нужным, важным и полезным делом.
Таким образом, услышав национальную музыку, увидев выступления родителей с детьми в народных костюмах, попробовав блюда национальной кухни и др. каждый больше узнал об украинцах, чувашах, татарах, узбеках…. «Праздник Дружбы» помог объяснить, что нужно жить в мире и дружбе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды.
Надеемся, что работа по данному вопросу помогла родителям приобрести знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, они притворят их в жизнь, а это, в свою очередь, будет способствовать снижению распространяющихся в последнее время по всей планете случаев проявления насилия и экстремизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников
Проект: «Юные защитники природы» Актуальность темы:Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Процесс вза...
Консультация для педагогов "Формирование основ базовой культуры личности ребенка через социальную действительность"
В материале представлены некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста и средства приобщения детей к социальной действительности....
Формирование основ базовой культуры личности дошкольника
СОДЕРЖАНИЕ: Ø Введение в тему;Ø Влияние музыки на эмоциональное воспитание ребенка;Ø Использование фольклора в воспитании детей разного возра...
Презентация «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников » (из опыта работы)
Представлен опыт работы по теме «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников». ...
Формирование основ музыкальной культуры личности у младших дошкольников в процессе приобщения к музыкальному искусству (из опыта работы)
Материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУссылка на дидактическую игру https://disk.yandex.ru/i/fxsRr_XnpTqhqw...
Формирование основ экологической культуры у дошкольников как необходимого условия воспитания личности
Цель: формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природыЗадачи:-расширять и обобщать знания детей о мире природы,...