Консультация для педагогов "Формирование основ базовой культуры личности ребенка через социальную действительность"
консультация по окружающему миру по теме
В материале представлены некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста и средства приобщения детей к социальной действительности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка –
Детский сад № 29 «Улыбка»»
Консультация для педагогов
«Формирование основ базовой культуры
личности ребенка через социальную
действительность»
Исполнитель: воспитатель
1 квалификационной категории
Кутузова Любовь Николаевна
г. Вязники
Все мы (и родители, и педагоги) хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т.п.
Как же сделать так, чтобы действительно маленький ребенок, только что пришедший в этот мир, стал таковым, каким мы мечтаем его видеть?
В этом сложном процессе становления Человеком немало зависит от того, как ребенок адаптируется в окружающем его социальном мире, мире людей, как найдет свое место в жизни, где человек может реализовать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этой реализации.
Помочь малышу почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, понять, что это означает для него, для окружающих его людей, для природы, наконец,- вот основная наша задача в процессе формирования личности ребенка.
Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему.
Вот некоторые из важнейших особенностей восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Дети очень наблюдательны. Они замечают какие-то мелочи, на которые вроде и внимания не обратишь. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей (правда, когда оно имеет к ним отношение), подмечают и потом воспроизводят в играх интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства. Оно помогает познанию, проникновению в мир. Конечно, наблюдательность ребенка отличается от наблюдательности взрослого. Дети чаще замечают мелкие детали, внешние, как правило, яркие признаки предметов, формы поведения.
Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. Правда, отмечается, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов. Вероятно, это объясняется, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники (телевидение, разнообразие игрушек, книг, возможность путешествовать с родителями); с другой – к ,, тем, что многие родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем , не побуждают малышей спрашивать о непонятном.
Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи между явлениями и фактами. Иногда их умозаключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются адекватные и неадекватные оценки. Адекватные оценки – это когда, например, положительное явление оценивается детьми положительно, а отрицательное – отрицательно. Тут все в порядке, нечего волноваться. Но у дошкольников очень часто возникают неадекватные оценки, когда они воспринимают отрицательное явление положительно, а положительное – отрицательно. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера. Вред неадекватных оценок состоит в том, что дети принимают явления и факты с точки зрения близких людей, чье мнение для них единственно правильное.
Как говорил психолог Д.Б. Эльконин, дети «создают собственную картину мира». Присущая им особенность – устанавливать связи и зависимости – важные приобретения детства, существенный этап в интеллектуальном развитии. Например: «Осень всегда бывает после лета, потому что на солнышке листья загорают и становятся красными и коричневыми, вот и осень». Из приведенного примера мы видим, что, замечая разные явления и факты, дети далеко не всегда способны проникнуть в сущность, глубину явлений.
На характер восприятия социального мира определенное влияние оказывает пол ребенка. Мальчики и девочки, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают. Например, воспитатель предлагает обратить внимание на движущийся транспорт. Мальчики замечают марки машин, их размер, скорость движения. Девочки выделяют цвет автомобилей, женщину за рулем, «скорую помощь».
Наблюдая окружающую жизнь, дети отражают свои впечатления в играх, в художественно-продуктивной деятельности. Конечно, лишь те, что в наибольшей степени произвели на них воздействие, затронули их чувства и интересы.
Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Малыш, к примеру, не знает взрослого человека, но, посмотрев на него, сразу тянется к нему или отворачивается. Через призму своих эмоций ребенок видит, воспринимает явления.
При организации педагогического процесса, направленного на формирование базовой культуры личности через социальную действительность, педагогу важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить их одни от других невозможно.
Приобщение к социальному миру требует от педагога не только мастерства, знания ребенка, но и собственного переживания, явно выраженного отношения. Они порой сильнее слов воздействуют на открытую эмоциям душу малыша. В этом проявляется и большая ответственность взрослого перед ребенком.
Эффективность приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог.
Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу.
Социальная действительность содержит все, что необходимо для конкретизации детских представлений и воспитания чувств. Главная нагрузка, которая возлагается на это средство, - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя.
Однако, социальная действительность становится средством в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, понятны, доступны, личностно значимы для него. Так, например, годовалый малыш может находиться в гуще социальных событий, острых взаимоотношений, ярких фактов. Но они не оказывают существенного влияния на социализацию личности. Собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение, направленное на него непосредственно. Весь остальной мир для такого маленького ребенка как бы и не существует, а значит и использовать его в качестве средства восприятия невозможно.
С возрастом ребенок расширяет для себя социальный мир. По мере его психического развития углубляются его познавательные интересы, он начинает понимать причинные связи и зависимости, осознаннее делается проявление чувств, социальная действительность в большей мере становится средством воспитания.
И так, не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понятна и воспринята ребенком определенного возраста, определенного уровня развития и при условии адекватной ему методики. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру, воспитания его культуры.
Воспитатель составляет» «социальный портрет» того окружения, в котором находится дошкольное учреждение. Сюда входит:
- описание ближайших социальных объектов (школа, магазин, поликлиника, аптека и прочее),
- перечень улиц с указанием названий и кратким их объяснением,
- знаменательные даты, которые в данном году будут отмечаться городом, районом и в которых дети могут принимать участие,
- события, которые будут иметь место в дошкольном учреждении и в группе.
Затем педагог по каждому пункту выделяет то, что доступно и педагогически целесообразно для детей конкретной возрастной группы и вносит соответствующую работу в перспективный план.
Кроме того, воспитатель продумывает, как, используя реальную жизнь, можно познакомить детей с деятельностью взрослых, их взаимоотношениями. Все это делает социальную действительность средством воспитания и социализации ребенка.
Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человечества, уровень развития общества, технического прогресса. Мир разнообразен, значит и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям, назначению.
Предметный мир существенно влияет на формирующиеся потребности маленького человека, является своеобразной опорой в общении с другими людьми.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Через игрушку малыш познает разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки.
Как известно, игрушки различны по своему назначению и возможности стать средством познания социального мира.
Техническая игрушка позволяет познакомиться с достижением технической мысли, способами управления предметом, приобщает к способности человека воздействовать на окружающий мир.
Сюжетная игрушка обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности.
Народная игрушка помогает приблизиться к национальным корням, к собственному народу, что также значимо для социализации личности.
Исключительное место в этом плане занимает кукла, так как она более других игрушек стимулирует развитие социальных чувств.
Существенную роль в процессе приобщения детей к социальной действительности играют литература, изобразительное искусство, музыка.
Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств ребенка. Поэтому нужно как можно раньше приобщать детей к литературе, при этом не используя ее как средство сопровождения каких-то действий ребенка. Художественная литература самоценна.
«Крайне важно, - писал В. Брюсов, - чтобы дети с ранних лет привыкли видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».
Литература становится незаменимым средством приобщения к социальному миру, если она отобрана с учетом информативности и влияния на эмоциональную сферу развивающейся личности ребенка. Ему нужны произведения разных жанров (сказки, рассказы, былины, басни, стихи) и разного содержания (познавательные, юмористические, лирические), то есть те, из которых он может почерпнуть новую для себя информацию и в которых ярко представлена мораль.
Восприятие текста для дошкольников тесно связано, а часто и зависит от иллюстраций. Они также могут стать средством воспитания детей через социальную действительность, так как конкретизируют ее через наглядность, образность.
Уточняет и расширяет представления детей об окружающем мире изобразительное искусство. Именно искусство, а не картины и картинки, которые используются в дидактических целях. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребенка и способны не только информировать о каких-то предметах или явлениях, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.
Так же, как в литературе, отбор произведений должен осуществляться с учетом возраста ребенка, его интересов, уровня восприятия изобразительного творчества и с обязательной перспективой дальнейшего развития. Это могут быть, например, картины В. Васнецова, А.Куинджи, А. Иванова, В. Перова и других великих художников. И написаны они не обязательно на детскую тему. Детей затрагивают и взрослые социальные проблемы на картинах И. Репина, и необычность красок и изображения на полотнах М. Врубеля. Не стоит даже добиваться от малыша полного понимания смысла этих картин – всему свое время. Важно, что они привлекли его внимание, он сам оказался зачарованным ими. Пусть останется в нем чувство чего-то неясного, но притягательного, чувство, на которое способен только Человек.
Все перечисленные средства становятся источником познания мира, повторюсь, при доступности восприятию, соответствии возрастным возможностям детей, эмоциональной насыщенности.
Позиции педагога в процессе приобщения ребенка к социальному миру определяются средствами познания, которые можно разделить на три группы.
- Источники, получение информации из которых вполне контролируется и управляется взрослым (сам взрослый, грамотно и достоверно передающий детям информацию о мире).
- Источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка); производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности.
- Те источники, которыми взрослый управлять практически не может («случайная» информация, полученная от сверстников, старших детей, из собственных наблюдений окружающей действительности).
Задача педагога – сделать так, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из двух первых источников, и при необходимости своевременно корректировать информацию, полученную из источников третьей группы. При этом важно, чтобы у воспитателя с ребенком были доверительные отношения, иначе он не раскроется, не посвятит взрослого в свои тайны.
Воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят.
Дошкольнику следует иметь представления о своих правах и обязанностях, овладевать нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимать их целесообразность и необходимость.
В общении с детьми желательно избегать повелительного тона, чаще выражать уверенность в их возможностях. Очень нужно, чтобы в жизни детей было больше положительных эмоций.
Эффективность воспитательно-образовательного процесса в социализации детей увеличивается, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам.
В повседневной жизни следует обратить внимание на игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные), наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники и развлечения.
Следует проявлять побольше терпения и уважения к интеллектуальному потенциалу ребенка, его переживаниям и чувствам.
И так, целенаправленная, продуманная работа под руководством разумного взрослого будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств.
Стержнем культуры личности ребенка являются знания о Человеке. Именно эти знания подводят малыша к процессу самовоспитания. Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И, став школьником, сможет более осознанно воспринимать и понимать события, явления, факты социальной действительности. А это и является основой культуры личности каждого Человека.
Л и т е р а т у р а
- О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, А.Ю. Кабушко «Ознакомление дошкольников с социальным миром». М: ТЦ Сфера 2012
- А.В. Власова, Л.И. Павлова, Е.В. Круглова, О.В. Шипицина, С.В. Низова «Развитие личности ребенка». «Учитель» 2011
- Л.Л. Мосалова «Я и мир» (Социально-нравственное воспитание дошкольников). Оренбург, 2002
- Е.В. Круглова «Эмоциональный интеллект. Развитие эмоционального интеллекта через игру-драматизацию». М-Учитель 2010
- А.В. Можейко «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников». М: Издательский дом Третий Рим, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ базовой культуры личности дошкольника
СОДЕРЖАНИЕ: Ø Введение в тему;Ø Влияние музыки на эмоциональное воспитание ребенка;Ø Использование фольклора в воспитании детей разного возра...
Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя через семейный праздник (из опыта работы).
Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.И в нашем небольшом городе, и у нас в детском сад...
"Роль гендерного подхода в процессе формирования основ базовой культуры личности ребенка"
Посвящено проблемам воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом....
Ведущие цели рабочей программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова¬ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес¬ких и физических качеств в соответствии с возрастным
Ведущие цели рабочей программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее р...
Выступление на областном семинаре "Культурно – гигиенические навыки как условие для формирования основ базовой культуры личности."
Формирование культурно – гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. Основой полноценного физического развития ребёнка младшего возрас...
Поддержка формирования культуры личности ребенка через организацию образовательного процесса на основе культурных практик через сюжетно-ролевую игру
Формирования культуры личности ребенка - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято...
Выступление на Педсовете "Сотрудничество по формированию основ базовой культуры личности"
Основные задачи:1. Формирование базисных основ социальной культуры у детей:•развитие у ребенка интереса к себе, осознание ценностей собственной личности, умение принимать себя таким, какой есть...