Презентация опыта работы по теме «Формирование основ экологической культуры у дошкольников средствами различных видов деятельности»
презентация
Цель экологического воспитания:
Направления работы:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация опыта работы | 2.02 МБ |
Текст к презентации | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Взаимодействие человека с природой- чрезвычайно актуальная проблема современности, тревожащая сегодня людей всего мира. Планируемое человеком производство материальных благ одновременно выступает и как губительное мероприятие для природы и человека. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а её часть. Значит, экологическая проблема – это не только проблема загрязнения окружающей среды, но и проблема развития в каждом человеке достаточного уровня экологического сознания, экологической культуры. «Человека не может не занимать природа он связан с ней тысячью неразрывных связей ,он сын ее» И.С. Тургенев
Экологическая культура - становление у детей осознанного и правильного отношения к объектам природы, составляющих их непосредственное окружение. Осознанно правильное отношение определяется как совокупность знаний и активных проявлений ребенка.
Цель экологического воспитания: Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Задачи: Формировать представления о том, что человек - часть природы и он должен беречь, охранять и защищать её . Формировать навыки культуры поведения в природе. Охранять и укреплять здоровье детей, развивать навыки здорового образа жизни. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения с ней.
Возрастная категория Интеграция Преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи Системность Основные принципы работы: Направления работы: Создание развивающей предметно- пространственной среды Совместная деятельность воспитателя и детей Взаимодействие с родителями дошкольников
Модель развивающей предметно- пространственной среды по экологическому воспитанию. Д О У АЛЬБОМЫ, ИЛЛЮСТРАЦИИ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА КРАСНАЯ КНИГА ПРИРОДЫ ОГОРОД НА ОКНЕ КАЛЕНДАРИ ПРИРОДЫ И ПОГОДЫ ПАСПОРТА КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ УГОЛКИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ФИТОЧАЙ МОДЕЛИ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН ГЕРБАРИЙ
Огород на окошке «Деревня Грядкино» Макет «Мини-ферма » Макет климатической зоны «Пустыня» Экологическая библиотека
Организованная образовательная деятельность ООД «Туристический поход в лес» Аппликации «Лисичка» Лепка «Уточка» Аппликация «Божья коровка»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ « Сортируем мусор- бережём природу » Лото «Овощи и фрукты «Чей хвост?» Опыты с водой Опыты с деревом
РАБОТА С КАЛЕНДАРЕМ ПРИРОДЫ УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ И РАССАДОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Проектная деятельность Реализуем проект « Зимующие птицы» Продолжительность: краткосрочный Тип проекта: познавательный Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий. Участники: педагоги, дети старшей группы, родители. Цель: сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Ожидаемый результат: сформировать элементарные представления о зимующих птицах. Организовать выставку «Лучшая кормушка для птиц». Провести акцию «Птичья столовая».
Экологический проект «Огород на окошке» . Продолжительность: краткосрочный Тип проекта: познавательный Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий. Участники: педагоги, дети второй младшей группы, родители. Цель: формировать у детей интерес к исследовательской деятельности посредством об учения выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Ожидаемый результат: . 1.Дети познакомятся с культурными растениями. 2.С помощью опытнической деятельности дети узнают о необходимых условиях для роста растений. 3. Сформировать у детей осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека. 4.Создать в группе огород на окошке. Огород на окошке «Деревня Грядкино»
Деревенское подворье с домашними животным Рассада овощей и цветов. Уход и наблюдение за растениям и.
Экологический проект "Зелёный лучок". Продолжительность: краткосрочный. Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Участники: педагоги, дети второй младшей группы, родители. Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, наблюдать за этапами роста. Узнать о пользе лука. Ожидаемый результат: 1.Дети узнают о том, что лук – источник витаминов. 2.Дети познакомятся с процессом посадки лука и научатся выполнять простейшие трудовые операции, необходимые при этом. 3. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой. 4.Выращенный лучок использовать в пищу на обед . Посадка лука Наблюдение за прорастанием лу ка
Лук в пищу добавляйте и здоровье укрепляйте! Лепка на тему:« Лучок- наш дружок» Появление зелёного пера и корешков у лука
МИНИ-МУЗЕЙ «ЧУДО-ДЕРЕВО» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДЕНЬ «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДОСУГ «ОВОЩИ И ФРУКТЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ АКЦИЯ «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ» АКЦИЯ «ЛИСТОПАД»
Наблюдение в природе Наблюдение за майским жуком Наблюдение за дождевыми червями Наблюдение за туей Наблюдение за осенними листьями Наблюдение за небом и облаками
Труд на огороде и на клумбе
РЕЗУЛЬТАТЫ НАШЕГО ТРУДА
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ» КЛУБ «ВЫХОДНОГО ДНЯ» УЧАСТИЕ В КОНКУРСА Х
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!
Предварительный просмотр:
№ слайда | Содержание слайда |
1. | Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию презентацию по проблеме «Формирование основ экологической культуры у дошкольников средствами различных видов деятельности». |
2. | Начать общение хотелось бы словами нашего земляка - Орловского писателя И.С. Тургенева о важности природы для человека: «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных связей, он сын её». Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности, тревожащая сегодня людей всего мира. Планируемое человеком производство материальных благ одновременно выступает и как губительное мероприятие для природы и человека. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а её часть. Значит, экологическая проблема – это не только проблема загрязнения окружающей среды, но и проблема развития в каждом человеке достаточного уровня экологического сознания, экологической культуры. Проблема экологического воспитания дошкольников была и остается острой и актуальной. Работая с детьми, я заметила, что современные дети не проявляют особого интереса к окружающей природе, к её объектам. Вот поэтому, я решила углубленно работать над формированием основ экологической культуры у дошкольников, используя при этом различные виды деятельности. |
3. | Рассмотрим понятие экологическая культура. Исследователь С.Н. Николаева под экологической культурой понимает становление у детей осознанного и правильного отношения к объектам природы, составляющих их непосредственное окружение. Осознанно правильное отношение автором определяется как совокупность знания и активных проявлений ребенка. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно - природным миром, который их окружает: растениями, животными и их средой обитания. В настоящее время этому вопросу уделяется большое внимание. Разработано много различных парциальных программ по экологическому образованию дошкольников, одобренных Министерством РФ, например, «Юный эколог», автор С.Н.Николаева, «Наш дом - природа», автор Н.А.Рыжова, «Мы - Земляне», автор Н.К.Вересов и др. программы. |
4. | Работая по данной проблеме, я поставила перед собой цель - воспитать экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Для достижения своей цели поставила перед собой следующие задачи:
|
5. | В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
Для достижения своей цели определила следующие направления работы:
|
6. | Итак, обратимся к первому направлению. На данном слайде показана модель развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию, которая включает в себя:
|
7. | На данном слайде вы видите, как в нашей группе организована предметно-развивающая среда по экологическому воспитанию. |
8. | Переходим к следующему направлению работы. Для успешности решения поставленных задач по экологическому воспитанию большое значение имеет совместная деятельность воспитателя и детей. Это и организованная образовательная деятельность (т.е. занятия…), и игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры, и труд на участке, наблюдение, и сбор коллекций семян… Очень интересна детям такая форма работы, как просмотр фильмов. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает познавательно-исследовательская деятельность. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. То есть крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети, по своей природе, исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. В процессе познавательно - исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. В своей группе мы устроили «Лабораторию мудрого Филина», которая помогает нам изучать окружающий мир. В нашей лаборатории имеются необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований. Дядюшка Филин рассказывает детям о своей лаборатории, правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с мудрым Филином мы с ребятами путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле, в Африке и на Севере), исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. Проводили элементарные опыты и эксперименты: «Тающий лед», «Разноцветные шарики», « Наблюдение за ростом семян в разных условиях». А также решали различные проблемные ситуации, например, «Как сделать из мухи слона», «Куда делась вода?», «Может ли растение дышать?» |
9. | Остановимся подробнее на некоторых формах и методах работы с детьми. Организованная образовательная деятельность (занятия) Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомления детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни. На данном слайде представлены виды ООД: аппликация «Лисичка», лепка «Уточка», аппликация «Божья коровка». Занятие по экологии в старшей группе в форме «Туристического похода в лес», в ходе которого детям предлагалось решить проблемную ситуацию - помочь лесным жителям спасти лес. Дети закрепляли умения правильно вести себя в природе. |
10. | Одним из важнейших средств обучения являются экологические игры (дидактические, сюжетно-ролевые, имитационные, игры-путешествия, подвижные). Игры по экологии направлены на уточнение, закрепление, расширение знаний о предметах и явлениях природы, животного и растительного мира. Они используются на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, конкретизируют познания детей о свойствах и качествах объектов природы. На данном слайде представлены экологические игры: «Чей хвост?», лото «Овощи и фрукты». Также я разработала дидактическую игру «Сортируем мусор — бережем природу». Цель: повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами. Исходя из цели, мною были определены следующие задачи: 1.Формировать представления у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды. 2. Развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены. 3. Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память. 4. Воспитывать бережное отношение к природе. Наиболее значимой является экспериментальная деятельность с песком, глиной, водой, деревом, воздухом, снегом, льдом, где дети на практике постигают неизведанный мир природы.
|
11. | На данном слайде вы видите, как дети работают с календарем природы, ухаживают за комнатными растениями, знакомятся с научной литературой. |
12. | Современное образование требует от педагогов применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Особенностью проектных мероприятий является то, что они носят интегрированный характер, решают комплекс образовательных задач, вовлекая детей в деятельность, относящуюся к разным образовательным областям. Другая особенность состоит в том, что реализация проектов, как правило, занимает длительное время и завершается созданием «продукта» в виде выставок поделок, рисунков, организации праздников. Представляю вашему вниманию краткосрочный, информационно – творческий, проект «Зимующие птицы». Продолжительность: краткосрочный Тип проекта: познавательный Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий. Участники: педагоги, дети старшей группы, родители. Цель: сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Исходя из цели, нами были определены следующие задачи:
Взаимодействие с родителями: анкетирование, консультация «Покорми птиц зимой», конкурс ««Лучшая кормушка для птиц». Ожидаемый результат: - сформировать элементарные представления о зимующих птицах. -организовать выставку «Лучшая кормушка для птиц». - провести акцию «Птичья столовая». Для реализации проекта был разработан план, который включал в себя различные формы и методы работы: беседы, художественное творчество, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы. |
13. | В результате мы подвели итоги конкурса, наградили участников почетными грамотами и развесили по всей территории детского сада кормушки для птиц, которые дети изготовили вместе с родителями. |
14. | Экологический проект «Огород на окошке». Продолжительность: краткосрочный Тип проекта: познавательный Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий. Участники: педагоги, дети второй младшей группы, родители. Цель: формировать у детей интерес к исследовательской деятельности посредством обучения выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Ожидаемый результат: 1.Дети познакомятся с культурными растениями. 2.С помощью опытнической деятельности дети узнают о необходимых условиях для роста растений ( света, тепла, влаги, почвы) 3. Сформировать у детей осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека. 4.Создать в группе огород на окошке. |
15. | В ходе реализации проекта мы совместно с детьми организовали огород на окошке, который получил название «Деревня Грядкино». Основой «Деревни Грядкино» послужил макет деревенского подворья с домашними животными. Во время проекта вырастили с детьми рассаду овощей и цветов: лука, помидор, перца, огурцов, петуний, бархатцев. Дети ежедневно ухаживали и наблюдали за растениями. |
16. | Экологический проект «Зеленый лучок» Продолжительность: краткосрочный. Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Участники: педагоги, дети второй младшей группы, родители. Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, наблюдать за этапами роста. Узнать о пользе лука. Ожидаемый результат: 1.Дети узнают о том, что лук – источник витаминов. 2.Дети познакомятся с процессом посадки лука и научатся выполнять простейшие трудовые операции, необходимые при этом. 3. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой. 4.Выращенный лучок использовать в пищу на обед. |
17. | Для реализации проекта была спланированы различные виды деятельности: беседы, художественное творчество, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, лепка «Лучок - наш дружок». Мы вместе с детьми решили посадить лук обычным способом. Взяли одну луковицу и посадили в стаканчик с влажной землей. Другую луковицу мы поставили в ёмкость с водой. Через 6 дней мы заметили, что у луковицы, которая в почве, появился зелёный кончик пера, а у луковицы в воде ничего нет. Через 10 дней мы заметили, что у луковицы в почве появились зелёные листики «перышки» высотой 10см, а у луковицы в воде появились только тонкие белые корешки. Мы с детьми увидели, как прорастают луковицы в комнатных условиях, посаженные разными способами. Продолжаем ухаживать за луком и наблюдать за нашим экспериментом. А выращенный лучок использовали в пищу на обед. |
18. | На данном слайде представлены такие формы организации работы по экологическому воспитанию как: экологический досуг « Овощи и фрукты - полезные продукты», тематический день « Всемирный день животных». Также в группе мною был создан мини-музей, который мы назвали «Чудо - дерево». В мини-музее представлены разные предметы, связанные с миром деревьев - спилы, семена, кора деревьев; деревянная посуда, игрушки, украшения; предметы-самоделки; альбомы; макет дерева и др. |
19. | На данном слайде представлена ещё одна из форм организации работы по экологическому воспитанию – это экологические акции. Экологические акции - это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. Мы провели экологическую акцию «Листопад». Ребята собирали опавшие листья, знакомились с их цветом и формой, затем делали подделки из сухой листвы и травы. В акции «Листопад» приняли участие не только воспитанники нашей группы, но и их родители. Также мы провели акцию «Птичья столовая». Ее целью являлось изготовление кормушек детьми совместно с родителями, их размещение на территории детского сада. Дети и их родители приносили разнообразный корм для птиц: пшено, гречку, семена подсолнечника, семена тыквы, печенье, сухари, и др. Каждый день ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах. |
20. | Особую роль в формировании положительного отношения дошкольников к природе играют наблюдения. На данном слайде представлены такие виды наблюдений, как «наблюдение за небом и облаками», «наблюдение за осенними листьями», «наблюдение за майским жуком». Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках под руководством взрослого дети узнают тех, кто живет совсем рядом с ними, знакомятся с правилами поведения в природе, разучивают или вспоминают стихи, рассказы природоведческого характера, загадки о природе. После таких прогулок они изображают свои впечатления в рисунках, игровой и трудовой деятельности. |
21. | На этом слайде вы можете видеть организацию труда на огороде и клумбе. На огороде мы высаживали рассаду помидоров, которую вырастили в своем групповом помещении, а также сеяли семена петрушки и укропа. |
22. | На этом слайде показаны результаты нашего труда на огороде. Мы с детьми собираем урожай. |
23. | Работа по экологическому воспитанию предполагает активное вовлечение родителей в этот процесс. Поэтому я использую следующие формы работы:
|
24. | Взаимодействуя с родителями по экологическому воспитанию детей, мы используем как традиционные формы - участие в выставках, конкурсах, что представлено на данном слайде, так и нетрадиционные. В нашей группе мы организовали клуб «Выходного дня». Специфика клуба в том, что дети совместно с родителями проводят воскресный досуг: посещают зоопарки, выставки экзотических животных, парки, где можно покормить уточек, птиц и животных. Родителям, посещающим «Клуб выходного дня», при этом полнее открывается жизнь ребёнка в детском саду, а педагоги стремятся вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий. |
25. | В заключении я хотела бы Вас призвать: Давайте сохраним нашу планету для будущих поколений! Берегите Землю! Берегите землю! Берегите (М. Дудин) Спасибо за внимание! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ экологической культуры старших дошкольников средствами ТРИЗ
Целенаправленное, систематическое использование методов, приемов ТРИЗ в работе по формированию основ экологической культуры старших дошкольников позволяет сформировать у детей системные знания об объе...
«Деятельностный подход и опытно-экспериментальная работа, как способ формирования основ экологической культуры у дошкольников».
Использование проектных методов с целью формирования основ экологической культуры у дошкольников, как наиболее эффективный в процессе экологического воспитания в свете ФГОС ДОО....
Презентация педагогического опыта работы по теме: "Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста"
Описание опыта работы....
«Формирование основ экологической культуры у дошкольников средствами музейной педагогики»
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.В настоящее время, как ни...
Представление опыта работы по теме: «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Материал был представлен на городской августовской конференции педагогических работников. ...
План работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем" 2019-2020 учебный год
Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....
Представление опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самост...