Формирование основ базовой культуры личности дошкольника
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Дудина Елена Александровна

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Ø    Введение в тему;

Ø    Влияние музыки на эмоциональное воспитание ребенка;

Ø    Использование фольклора в воспитании детей разного возраста;

Ø    Русские народные игры: значение, роль в нравственном воспитании детей;

Ø    Роль воспитателя;

Ø    Теория, практика, фрагменты занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст методической разработки69.71 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО  - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ЦЕНТР

Г. Королев

КУРСЫ  ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ

КАТЕГОРИЯ:  «ВОСПИТАТЕЛЬ»

ТЕМА:  «ФОРМИРОВАНИЕ  ОСНОВ  БАЗОВОЙ  КУЛЬТУРЫ  ЛИЧНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКА»

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Введение в тему;
  • Влияние музыки на эмоциональное воспитание ребенка;
  • Использование фольклора в воспитании детей разного возраста;
  • Русские народные игры: значение, роль в нравственном воспитании детей;
  • Роль воспитателя;
  • Теория, практика, фрагменты занятий.

Подготовила и провела

музыкальный руководитель

Дудина Е.А.

г. Королев

2009

«Если эстетическое сознание ребенка

 обогащается с помощью музыки,

то это не пройдет бесследно

для его духовного становления!»

(профессор О.П. Радынова)

Россия – родина для множества людей. «Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо  ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные» - утверждают О.Л. Князева, М.Д. Маханева в учебно-методическом пособии «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Приобщение дошкольников к народной культуре - необходимое средство «формирования у них патриотических чувств и развития духовности». «Родная культура, как отец и мать,  должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность».

Формирование личности ребенка через культуру – это «воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры».

«Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту и неприглядные стороны – говорит  И.В. Штанько. – По отношению  к воспринимающему и познающему искусство ребенку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного».

 Музыкальное воспитание с давних времен считается важным  средством формирования личностных качеств  ребенка, его духовного мира. Известные педагоги и психологи свидетельствуют о том, что  музыкальное развитие  оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка:

  • делает его  чутким к красоте в искусстве и в жизни,
  • формирует его эмоциональную сферу,
  • совершенствует мышление.

1. Уже в раннем дошкольном возрасте важно дать детям яркие музыкальные впечатления на  лучших образцах народной и классической музыки, пробудить в них сопереживание музыке. Если ребенок не получил полноценные впечатления  в детстве, то впоследствии этот пробел может не восполнится.

«Важно, чтобы рядом с ребенком уже в раннем возрасте оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать» (О.П. Радынова).

Слушая колыбельную песню матери ребенок  испытывает потребность в художественном слове, музыке, в общении со взрослым, проявляет свое отношение к близким людям и к искусству. «Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства. Эмоциональная отзывчивость на музыку – центр музыкальности - проявляется и развивается у ребенка уже в первые месяцы жизни»

Музыкальное искусство – это «едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста».

Музыкальное искусство оказывает огромное влияние на воспитание в ребенке таких общечеловеческих ценностей как  доброта, любовь, верность, эмпатия.

Дети приобщаются  к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, творчества, музыкально- образовательной деятельности, исполнительства: пения, музыкально – ритмических  движений, игры на детских музыкальных инструментах.

Все это формируется на основе музыкально-эстетического сознания: эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.

О.П. Радынова так характеризует понятие «музыкальная культура ребенка»  – «это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально- образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания – эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке»  и побуждающего к проявлению эстетической и творческой активности.

Развивая  основы  музыкальной культуры,  педагог формирует у ребенка  первоначальные ценностные ориентации – способности ценить красоту в жизни и искусстве. Эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка происходит при творческом восприятии музыки.

Музыка в детском саду – источник особой детской радости.

А восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности. Яркие музыкальные впечатления – это база  и для  исполнительства, и для творчества.

«Сведения о музыке – утверждает О.П. Радынова, - даются в  опоре на «живое» ее звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и другие  виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития».

Музыка на музыкальных занятиях не должна быть звуковым фоном. Ее постоянно меняющийся характер, заложенные в нее настроения осознаются и чувствуются детьми, а значит,  находят свое выражение в исполнительской и творческой музыкальной деятельности,  приобретенные же умения и навыки способствуют музыкальному развитию.

Все это способствует «решению главной задачи музыкального воспитания детей – развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней» (О.П. Радынова)

О том, что музыкальное искусство содержательно писали многие выдающиеся педагоги (Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов, Б. М. Теплов и др.). Содержание музыки – это чувства, настроения, эмоции, а основой музыки является выражение  этих настроений и чувств. Главное в беседах с детьми о музыке – определить эмоционально-образное содержание музыки.

«Ярко выраженная изобразительность репертуара детского сада объясняется стремлением сделать музыку доступнее детям, приблизить ее к знакомым им жизненным явлениям. Однако, - говорил Б.М. Теплов, - если дети привыкнут всегда наблюдать в музыке только изобразительные моменты, то впоследствии слушая классическую музыку (в которой программность и изобразительность представлены далеко не всегда) и не находя  содержания, они думают, что не понимают этой музыки».

Бояться программности и изобразительности не стоит. Важно дать детям  понять,  – продолжает мысль выдающегося музыканта-психолога О.П. Радынова, - что  «и, изображая какие-либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства.  Шум ветра может быть передан в музыке ласкающим, нежным, приветливым, а может быть грозным, страшным, злым, сметающем все на своем пути. Такая изобразительная картина передает душевное смятение, тревогу, беспокойство.

Даже отдельное звукоподражание, например, мяуканье котенка, в музыке всегда эмоционально окрашено: может быть жалобным или веселым, беззаботным, игривым. Различение же этих эмоциональных состояний является чрезвычайно важным для понимания ребенком сущности музыкального искусства как искусства, выражающего чувства, переживания, настроения, существующие в реальной жизни, а не только изображающего конкретные явления действительности (что часто принимается за основу в беседах о музыке)».

Ребенок должен научиться различать характер музыки, чувства, настроения, выраженные в ней   в изобразительных музыкальных моментах,  и не воспринимать музыку  как звуковую иллюстрацию каких-то явлений. Восприятие музыки должно становиться дифференцированным. «При  повторных прослушиваниях произведения дети  могут выделять выразительные средства, с помощью которых  создан музыкальный образ».

О.П. Радынова заостряет внимание на том, что дети достаточно легко различают отдельные выразительные средства музыки:

  • определяют темп (музыка быстрая, медленная),
  • динамику (тихая, громкая),
  • регистр (высокий, средний, низкий),

Но этого мало. «Важна не только констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального образа. Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками. Чтобы понять, о чем рассказывает музыка, нужно внимательно вслушиваться в ее звучание, все время меняющееся».

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут различать выразительные интонации, могут сравнить их с речевыми интонациями (музыка угрожает, просит, требует, жалуется и т.п.), а не только общую эмоциональную окраску музыки.

Старшие дошкольники уже определяют выразительность мелодии, сопровождения, сочетание выразительных средств, их логику.

Пример: «Утро в деревне» Е. Дудиной (музыкальный пример)

  • светлая, нежная, плавная прозрачная мелодия рисует легкий туман, сонливость, утреннюю прохладу, росу на цветках,
  • неторопливый темп  передает  образ просыпающейся природы,
  • средний и верхний регистры продиктованы желанием композитора передать игру пастушка на свирели,  пение птиц, высоту голубого неба,
  • веселый характер музыки выражает утреннее настроение пастушка и его стада,
  • гармоническое сопровождение мелодии и лад   погружают в  атмосферу русской деревни,
  • нарастание  и уменьшение  динамики звучания и гармонии  позволяют услышать  постепенный восход солнца,  пробуждение природы, приближение и удаление стада с пастушком,
  • определение детьми частей произведения связано  со сменой картин: туманное утро, восход солнца, пастушок со своим стадом.

Содержание музыки разворачивается во времени, поэтому «необходимо  прочувствовать и осознать эти изменения, осмыслить соподчиненность «чувственной программы» произведения» (О.П. Радынова).

Определение эмоционально-образного содержания музыкального  произведения очень важная часть работы педагога, в процессе которой  «дети связывают  моменты программности и изобразительности, а также средства музыкальной выразительности с характером музыки».

Самым трудным для детей является высказывание о характере музыки, о чувствах и настроениях, которые в нем выражены.

«Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы.

Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Веселая музыка может  быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной, а грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Торжественная музыка бывает окрашена радостью, светом, но бывает  ведь и торжественная скорбь» - говорит О.П. Радынова.

 Музыкальная речь  всегда образна. Выдающийся музыкальный теоретик Б.В. Асафьев называл музыку «речью чувств». А известный педагог  В.А. Сухомлинский говорил: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке».

Педагоги должны осознавать важность образной речи в беседах о музыке.

Итак: влияние музыки на эмоциональное воспитание ребенка огромно.

«Своеобразие и индивидуальное лицо культуры

создается не путем  самоограничений  и сохранения

замкнутости, а путем постоянного и требовательного

 познавания всех богатств, накопленных  другими

народами и культурами  прошлого. В этом жизненно

важном для любой культуры процессе особое значение

имеет познание и осмысление собственной старины,

истоков собственной национальной культуры»

Д.С. Лихачев

2.  Формирование основ базовой культуры личности  ребенка невозможно без приобщения ребенка к миру русской народной культуры.

Воспитание гражданина и патриота, который хорошо знает и любит свою Родину, - задача, которая  особенно актуальна сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Воспитывая детей на народных традициях -  можно развить у них национальное самосознание и уважение к своему народу, и как следствие - к национальной культуре и искусству.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше: «с молоком матери» - как говорит образно народ, - ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки,  потешки, игры – забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного прикладного искусства. Только  так народное искусство – «незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес» (Т.С. Комарова).

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из важнейших его функций – воспитательная.

 В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Требуется проведение целенаправленной работы по воспитанию детей на материале народного искусства, где во главе угла – воспитательное значение народного искусства.

Должно быть  четко определено содержание,  формы и методы воспитания детей на материале народного искусства:

  • изобразительного,
  • музыкального,
  • художественно – речевого.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные  истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует  его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

«Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве – народном и профессиональном. У современного человека есть возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, делая его своим духовным достоянием.

Слушая народную музыку и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания» (О.П. Радынова).

    Фольклор – это богатейший источник нравственного и познавательного развития детей.

      Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно - прикладное искусство занимает важное место в содержании образования и воспитания подрастающего поколения и особенно значимо теперь, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей.

             И если говорить о возможности выбора своих «жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо – отмечает Т.С. Комарова, - говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства».

Основные задачи воспитательно-образовательной работы по приобщению детей-дошкольников к русской музыкально-художественной культуре таковы:

  • знакомить детей с культурным наследием русского народа;
  • формировать любовь к русскому фольклору через музыкально-исполнительскую деятельность: пение, танцы, хороводы, игры, музицирование на детских народных инструментах;
  • укреплять традицию проведения народных праздников и развлечений.

             В нашем мире существует великое множество  разнообразной музыки и у каждой есть свое место и предназначение.  Элементарная музыка – это простейший материал в простейших формах. Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, не сможет подойти к потребности слушать  и воспринимать классическую музыку.

 «Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песня матери. Она ее напевает, убаюкивая ребенка. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов мира составляют особый раздел совершенно исключительного значения. Песни, сказки, которые ребенок слышит и усваивает с раннего детства, всегда несут в себе местные особенности народного творчества»

                                                                                      ( Метлов Н.А.)

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.

  • «Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству – драгоценной посуде ровня»,
  • «Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит»

говорят  русские пословицы.

А как хороши танцы, да хороводы в сарафанах под «гжель» и «хохлому», радостно становится на душе.

Например: быт и традиции русского народа дети узнают, рассматривая прялку. По всей Руси славились прялки из Городца, потому что были нарядно украшены народными мастерами.  «Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери или внучке, так же как сноровка прясть ровную нить, так же как песня, которую пели  еще прабабушки, сидя долгими вечерами за прялкой – рассказывает Т.Я. Шпикалова. – а какие игрушки делали мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы – матрешки, мал-мала меньше, чем не забава – спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.»

А  танец «Прялица», а песня «Пряха»?  До чего хороши!

    О  значении искусства для разностороннего развития человека,  подчеркивая, что народное искусство является его неотъемлемой частью – известный психолог Б.М. Теплов говорил так: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, что представляется  само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения.

Поэтому – то  художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих  всестороннему и гармоническому развитию личности»

Исследователи народного искусства: Е.А. Флерина, В.Н. Василенко, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, В.С. Воронов и многие другие выдающиеся педагоги отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные  характерные черты:

  • традиционность,
  • коммуникативность,
  • коллективный характер творчества,
  • высокое совершенство языка,
  • человечность,
  • связь с окружающей жизнью.

Язык народного искусства  (изобразительного, речевого, музыкального) не несет эклектики (смешения), он лаконичен, в нем заключается совершенство композиции.

Т.Я. Шпикалова отмечает такую черту народного искусства как мажорность и праздничность, отражающую полнокровное и оптимистическое восприятие мира.

     Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет  в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра  и справедливости.

Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которого он является.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая  изделия декоративного искусства народных мастеров, - дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит  народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других («ясный сокол», «красна девица», «малые детушки» и т.п.)

   На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные).

   Народное искусство синкретично по своему характеру –утверждает Т.Я. Шпикалова, и отмечая эту черту, говорит о необходимости синтеза разных видов народного искусства в воспитании детей : «Разве можно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех деталей, которые отражают уклад крестьянской  жизни, с ее размеренностью, цикличностью. В обряде все слито в нерасторжимое единство. Поэтому обращение к народному искусству ставит перед методистами, учителями и воспитателями проблему синтеза разных видов народного  искусства: приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества.

Тогда им становится понятно и то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное».

«Интегрирование разного содержания в воспитательно – образовательной работе с детьми на материале  народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно – действенным и наглядно – образным, и вместе с тем и восприятие, и мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны. Интегрирование разных видов искусства, в том числе и народного, основывается на тяготении разных видов искусств  к синтезу» – говорит И.В. Штанько.

    Народное искусство используется  в педагогическом процессе детского сада в трех направлениях:

  1. Для оформления интерьера детского учреждения, праздников, досугов. Учитывая эстетическую значимость произведений народного декоративно – прикладного искусства, включение его в интерьер ДОУ создает эстетическую среду;
  2. С целью ознакомления детей  с народным искусством:    слушания народной музыки, сказок, потешек, колыбельных, поговорок, пословиц, загадок; музицирования на народных инструментах; рассматривания изделий народных мастеров, росписи, вышивок и т.п.);
  3. Для развития детского творчества в качестве образцов – эталонов: сначала прямого воспроизведения, а затем и для творческого осмысления и применения (по Т.Я. Шпикаловой: повтор, вариации, импровизация).

Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее богатстве, наших исторических корнях.

Народное искусство было положено в основу различных видов художественно – творческой деятельности и эффективно способствует  развитию таких психических процессов как:

  • восприятие,
  • образное мышление,
  • воображение,
  • эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания,

- которые важны для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе,  на основе которых у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности.

Восприятие ребенка: зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое – обладает индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт  ребенка, который, как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сформированные, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей.

Решая задачу формирования у детей эстетического отношения к человеку, природе, искусству, важно помнить, что лишь  на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления детей. И народное искусство с его яркой образностью, выразительностью создает для этого благодатную почву.

Важно использовать народное искусство, где в музыкальной, художественно-речевой, декоративно-прикладной форме запечатлены наглядные образы окружающих предметов и явлений в доступном для детского познания виде, что способствует развитию наглядно – образного мышления ребенка (М.Б.Зацепина).

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ эстетического воспитания детей и развития  их художественно-творческих  способностей средствами народного искусства

1 принцип:

Тщательного отбора художественного материала

  •  по различным видам народного искусства: музыкальному, художественно-речевому, декоративно-прикладному,
  •  на основе возрастных возможностей детей и
  • при условии тесной взаимосвязи между собой и с классическим искусством.

2 принцип:

Интеграции работы на основе народного искусства

  • с различными направлениями воспитательной работы,
  • и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитием речи, различными играми).

3 принцип:

Активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности:

  • изобразительную,
  • музыкальную,
  • игровую,
  • художественно – речевую,
  • театрализованную.

4 принцип:

Индивидуального подхода к детям:

  • учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов;
  • уровня развития той или иной художественной деятельности,
  • индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми.

5 принцип:

Широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь ДОУ:

  • создание эстетической среды в повседневной жизни,
  • оформление и проведение праздников и досугов.

6 принцип:

Бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

3. Народная педагогика – есть тот механизм, который развивает в человеке «житейское уменье» - способность жить в мире и согласии с собой и окружающим миром. Она возникла в глубокой древности, когда взрослые впервые осознали свою ответственность за жизнь и судьбу идущего им на смену поколения. ( Г.В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры»)

«Воспитание  существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», - писал К.Д. Ушинский в труде «О нравственном элементе в русском воспитании».

Воплощение народная педагогика получила:

  • в устном народном творчестве: сказках, былинах, песнях, пословицах, поговорках, потешках, загадках, колыбельных, пестушках и др.
  • в обрядах и обычаях, которые сопровождали человека всю жизнь: календарные праздники, рождение, крестины, свадьба, новоселье;
  • так как зародилась еще в дописьменный период.

МАЛЫЕ  ФОЛЬКЛОРНЫЕ  ФОРМЫ

Народная педагогика началась с маминой колыбельной песни, и именно колыбельная  стала первым  педагогическим произведением. И если ее прямая функция – убаюкать, успокоить ребенка, то содержание отражает все лучшее и возвышенное, что есть в матери. Здесь  материнские надежды и  мечты на лучшую долю ее  дитяти, желание видеть его здоровым духовно и физически, добрым, справедливым – словами, идущими от сердца и имеющими  огромное воспитательное значение.

  •    Баю-баю-зыбаю, ушел отец за рыбою,

Мать ушла пеленки мыть, дедушка дрова рубить,

А  бабушка – уху варить, тебя, Ванечка, кормить!

  •    Баю, баю, баю, бай. Ты, собаченька, не лай!

Петушок, не кричи, и Павлушу не буди.

Мой Павлуша будет спать, да большой вырастать.

Он поспит подольше, вырастет побольше.

Пестушки и потешки – логическое продолжение колыбельных песен, призваны «пестовать и тешить», то есть нянчить, растить, ходить за ребенком, носить его на руках. Это короткие приговоры-стихотворения или попевки, сопровождавшие дитя в первые месяцы жизни. Их отличают: шуточное содержание, которое тесно связано с движениями детей (протягиванием рук, дрыгание ног, первые шаги, ползание, топотушки и т.п.) и достаточно  подвижный ритм. Приговоры-напевы сопровождаются занимательными действованиями с ребенком, его частями тела: поглаживаниями, массажем, покачиваниями, подбрасыванием и т.п.

  • потягунюшки – потягунюшки,

потолстунюшки, порастунюшки.

А в ножки – ходунушки, а в ручки – хватунушки,

А в роток – говорок, а в головку – разумок.

  • Вода текучая, дитя растучее,

С гуся вода, с Петеньки худоба!

Вода книзу, а дитя кверху.

С гуся вода, с лебедя вода,

 А с Петеньки вся худоба!

  • Топ-топ, топ-топ, скоро  Темочке годок,

Скоро Темочке годок,  спечем Теме пирожок.

Темочке расти здоровым да путевым:

Столько в высоту, столько в ширину (показывают)

          Столько ума да разума! Прожить век с отцом-матерью.

«Мудрый народ  сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребенка в его первых и очень трудных для него шагах. Урок, поданный в занимательной форме, активизирует чувства  и эмоции ребенка, а современные психологи доказали, что усвоение ребенком  тех или иных знаний, правил поведения проходит наиболее успешно на фоне его эмоциональной отзывчивости» (Г.В. Лунина).

При пении пестушек закладываются начала музыкально-ритмических движений. Ведь ритмические приговорки сопровождаются движениями ребенка (сперва с помощью взрослого, а затем и самостоятельного).

«Гармоническое соединение движений и рифмованной  речи впоследствии трансформируются в умение правильно говорить, точно воспроизводить движения танца или хоровода» С.И.Мерзлякова).

На смену пестушкам и потешкам приходят маленькие смешные сказочки, рассказы – прибаутки,

  •  А кто у вас большой? А кто у нас маленький?
  • Мы все подрастем, затем за мышами пойдем,

Один дедушка – Кот будет дома сидеть

Да на печке лежать, нас с добром поджидать.

Есть разновидность прибауток – небылицы или перевертыши.

Песенки-заклички распевались детьми на народных календарных праздниках. Они ведут свое начало  из язычества, например, когда надо было вызвать дождь или солнце (ведро):

  • Дождик-дождик, пуще! Я вынесу гущи,

Хлеба горбушку, пирога краюшку.

Дождик-дождик, лей-лей-лей!

Никого не жалей – ни берез, ни тополей!

Дождик, лейся сильней, чтобы травка зеленей!

Вырастут цветочки, зеленые листочки!

  • Солнышко, снарядись! Красное, покажись!

Выйди из-за тучи, дам орехов кучу!

  • Ай, радуга-дуга, не давай дождя.

Давай солнышко, красно ведрышко.

К нам в окошечко,да в светелочку!

     Народная педагогика невозможна без юмора, так как все ее содержание  имеет оптимистическую направленность и заложено во всех воспитательных средствах: сказках, песнях, играх, загадках, потешках, дразнилках. Все стороны народной жизни нашли в них  отражение и оценку сущности человека, его роли в обществе, веру в справедливость и добро.

Дразнилки (попевки на 2-3 звуках, или стишки)- нужны были для обличения отрицательных качеств человека: неряшливость, болтливость, несобранность, обжорство, нечестность, обидчивость.

  • Илья-Илюхо – свинячье ухо,
  • Агашка – грязная рубашка,
  • Ванька-встанька карапуз,

         Надевай большой картуз.

         Каравай  съешь – хлеба

         Вырастешь до неба!

  • Степка – растрепка.

Древнейшее произведение устного народного творчества – заговор. В них – стремление уберечь ребенка от напасти и несчастий, стойкость духа, вера в справедливость, оптимизм.

Частушки – любимый народом вид фольклорного искусства.

Здесь отражается   быт  и праздники,  пороки и добродетели,

И просто шутки ради удовольствия.

  • Меня судят на мосту, что ленивая расту.

     Я на это не гляжу – пойду на печке полежу!

  •  Я ногою топнула, на мне юбка лопнула,

Дайте юбку подвязать, я опять пойду плясать!

    Детский потешный фольклор: загадки, скороговорки, поддевки, небылицы, словесные игры – юмор в детской среде – был призван потешить и позабавить детей и  отражал одну из ведущих потребностей детей в смехе, радости, веселье. Кроме развлекательной функции здесь прослеживается и педагогическая направленность, «обусловленная требованиями социума и решающая ряд таких задач, как:

  • умение подчинять эмоции рассудку – воспитывало волю;
  • необходимость помнить запреты в любой критической ситуации -  развивало память,
  • требование быстро сформулировать свои мысли при вопросах и ответах - стимулировало гибкость ума и т.п.»

В настоящее время особенно  актуально сохранение национальных традиций, формирование  национального самосознания человека. Разностороннее развитие детей средствами русской народной культуры очень важная проблема дошкольного образования. Учитывая особенности дошкольного возраста, игра- самый предпочтительный способ для решения этой задачи.

Русские народные игры «вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для малышей» - говорит К.Ю. Белая.

Народные игры, с их выразительностью и доступностью способствуют активизации мыслительных процессов у ребенка, расширяет представления об окружающем мире.

ИГРА (в широком смысле) -  по словам Г.В. Луниной – это неисчерпаемый источник, резервуар бодрости, радостного познания самого себя и окружающего мира. В разнообразных народных играх заложены возможности для воспитания в детях активности, сноровки, инициативы, творческой выдумки. В игре удовлетворяется детская жажда физического действования, душевного общения и предоставляется  обильная пища для работы ума, сердца и воображения, воспитываются умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость.

В.М. Сотникова утверждает, что все современные игры из народной педагогики.

К.Д. Ушинский  говорил, что придумать детскую игру – «может быть одна из труднейших задач для взрослого человека. Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать на них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики».

В народных играх присутствует фольклорные  музыка и текст, динамика в действии и  интерес,  строго определенные правила, которые приучают ребенка к согласованным действиям, к подчинению правилам, уважению условий игры. В народных играх возможны творческие переиначивания или конструирования правил, не нарушающие  установленного порядка, а также создание новой игры на фольклорной основе. В этом педагогическая ценность народных игр: ребенок чувствует себя активным участником игры, и что особенно важно - причастным к созданию новых игр.

Народная педагогика выработала строго дозированные, обусловленные возрастными возможностями детей правила пробуждения и развития детской активности.

Нужно лишь показать  ребенку,  чем можно заняться,  создать ему соответствующую предметно-игровую среду и предоставить свободу действий с предоставленным материалом.

ПРИМЕР: игра «Медведь и дети»

Роль специалистов в подборе и использовании народных игр

Воспитатель

- использует игры на  занятиях, прогулке, в свободное от занятий время.

Музыкальный руководитель

-отслеживает музыкальный репертуар,

- использует игры в развлечениях, досугах и праздниках.

Инструктор по физическому воспитанию

- продумывает комплекс разучиваемых движений.

Психолог

- учитывает личностные аспекты, взаимоотношения в детском коллективе.

Логопед

  • формирует сенсомоторную сторону речи,
  • корректирует звукослоговую систему языка,
  • развивает навык связного высказывания.

    В народных игрушках: глиняных и деревянных свистульках, погремушках, матрешках,  тряпичных и соломенных куклах, бочонках, бубенцах, ложках и т.п., сделанных с любовью и заботой взрослыми,  – заключена главная идея -  занять ребенка и стимулировать его активность, так как в то время излишняя опека над ребенком не поощрялась.

Самодельные игрушки «несли в себе драгоценную способность к преемственности, передавая ребенку гармоничное ощущение радости труда и красоты. Народная педагогика  не мыслит воспитание совершенного человека без его сознательной и самостоятельной деятельности» (Г.Н. Волков)

Произведения народного творчества не только средства развлечения и досуга (игры, хороводы, песни, загадки), но и памятники «горя и печали (плачи, обряды поминовения  усопших, страшные места в сказочных фабулах и т.п.)  - объективно служили средствами воспитания. Они с малых лет закладывали в сознание подрастающего человека образное понимание того, что жизнь разноцветна и многогранна в своих проявлениях. В ней наряду со светлыми, радостными днями бывают и печальные. В народе говорят : «на видав  горя, не узнаешь и радости». Подход народной педагогики заключается в умении достойно переносить тяготы жизни» (Г.В. Лунина).

Игра на детских музыкальных инструментах важна для ребенка, как включение его в общее действо.

Погремушки (шергунки), свистульки,  ложки, колокольчики, звоночки, колотушки – развивают его ритмический слух, используются в плясках и песнях.

     Волшебные сказки – яркий пример «оптимистической направленности народного мировоззрения, воплощенной в воспитательном опыте русского народа». Берут начало  из родовой  культуры и представляют собой организованный ряд действий по преодолению адекватных детскому возрасту препятствий: решение загадок, задач, испытания и т.п. Сказки внушают ребенку «уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом, а трудности, выпадающие главному герою и его друзьям временны и преходящи, их активное преодоление приводит к радости, счастливому концу». Основу сказочного действия составляет противоборство двух сторон, различных жизненных принципов. Идейная установка сказки – в отражении ценностных ориентаций русского народа, в оптимистическом отношении к жизни.

Например:  во многих  колыбельных песнях  красной нитью проходит мысль об огромности мира, где много таинственного и опасного, но от которого защитят ребенка  родители, близкие, добрые силы.

    ХОРОВОД   - один из наиболее распространенных праздничных действий. Подчиненный ритму и гармонии, что уже несло удовольствие и наслаждение, он еще и объединял в единую замкнутую цепочку всех участников праздника. Согласно Платону, хоровод был назван так из-за внутреннего сродства его со словом «радость» (chara). Субъективно проявляемые в процессе совместных игр, песен, плясок, т.е. со-действий, чувства со-радования создавали поле особого магнетизма, находясь в котором люди открывали для себя их собственный внутренний, доселе неведомый потенциал: ощущали прилив телесных сил, активное желание двигаться, душевную расположенность к окружающим, доброжелательность, общий духовный подъем» (Г.В. Лунина)

      Фольклорный или народный театр – «часть народной культуры, проявляющийся в различных формах, действие  которого чаще всего происходит в период календарных праздников (Святки, Рождество, Масленица, Пасха, Троица), семейных (именины, крестины) и обрядов. Практически все действия фольклорного театра связаны с древним культом плодородия, имеют свою тему, идею, круг образов и следуют  определенной схеме в раскрытии сюжета. Участие детей  в этом театре не случайное явление. В форме игры, развлечения продолжается непрерывный  процесс обучения, передачи опыта и коллективной памяти, и все наделено глубоким смыслом» - говорит  С. Мерзлякова.

Дети  участвовали в праздниках, обходя дворы с особыми песенками, которых взрослые ожидали  непременно, так как верили, что детские голоса имеют особую силу:  пожеланий хотели, угроз боялись. За песенки угощали детей особым праздничным печеньем, сладостями. Дети всегда начинали обряд.

ПРАЗДНИКИ

Праздники издавна играли огромную роль в жизни людей и продолжают играть.

На Руси каждый праздник имел свои  традиции и обычаи, своеобразие которых всегда зависело от идеи. Праздник  имел своих действующих лиц: главных и второстепенных, танцы и хороводы, песни, игры, атрибуты, блюда. Праздники сближали людей, живущих одной общиной, в одно целое, способствовали социализации детей, неся в себе  также  образовательную функцию.

«Культура праздника – по словам  С.А. Шмакова, - слагается из:

  • культуры игры,
  • культуры слова,
  • культуры движения,
  • культуры музыкального звука,
  •  культуры моды, костюма, этикета,
  • культуры обычая, ритуала, традиции

- словом, из  совокупности разных культур».

Цели и задачи праздников  в детском саду  следующие:

  • создать у ребенка праздничное настроение,
  • вызвать положительные эмоции,
  • формировать праздничную культуру,
  •  дать знания о традициях и идее праздника,
  • привить навыки приглашения, гостевого этикета, правил поведения,
  • сформировать моральные и нравственные качества,
  •  формировать художественный вкус,
  • привить навыки сотрудничества и сотоварищества.

Важно, чтобы и в период подготовки и во время праздника ребенок был активным и заинтересованным, а не наблюдал  пассивно за деятельностью других.

«Мы, взрослые,  должны дать выход детским стремлениям, способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы, других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, сохранению традиций и обычаев русского народа» (М.Б. Зацепина).

Можно выделить следующие виды праздников в ДОУ:

  • народные и фольклорные: Святки, Масленица, весенне-летние игрища, Осенины;
  • государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;
  • международные: День защиты детей, День матери, Международный женский день;
  • православные: Рождество Христово, Пасха;
  • бытовые и семейные: дни рождения, выпуск в школу, праздник Букваря, День рождения детского сада

-  и  другие, способные доставить детям радость.

Важно  при организации праздников сохранять принципы, характерные для  русского досуга (по М.Б. Зацепиной):

  • душевное возвышение и просветление,
  • единение людей,
  •  раскрытие творческих сил,
  • выражение коллективного строя жизни,
  •  состояние всеобщей гармонии.

Музыкальный руководитель и воспитатель при составлении сценария праздника должны  соблюдать правила (по М.Б. Зацепиной):

  • яркое и торжественное начало праздника,
  • развертывание сюжета праздника, где отражается основная идея праздника, которая предусматривает выступления детей, инсценирование песен, сказок, сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов и т.п., которые идут по линии увеличения эмоционального подъема;
  • кульминация, в конце которой вручаются подарки, которые всегда усиливают эмоциональное состояние ребенка. Их следует раздавать быстро, но без суеты, сохраняя хорошее настроение.
  • музыкальный материал должен быть качественным и высокохудожественным;
  • материал для детской деятельности целесообразнее взять хорошо знакомый и простой для  того, чтобы ребенок смог исполнить его  на более высоком уровне;
  • количество номеров  должно уложиться во временной режим.

При отборе фольклорного материала, как показывает практический опыт, необходимо учитывать возрастные возможности детей:

  • малые фольклорные формы  доступны для детей младшего дошкольного возраста, пение попевок (на 1-2-звуках), простые танцевальные движения (топотушки, притопы, прихлопы, кружения и т.п.), музицирование (погремушки, бубенцы, ложки);
  • в среднем возрасте ребенку уже доступны пословицы, поговорки, загадки, заклички, сказки, простые хороводы, песенки с простым мелодическим рисунком, малые фольклорные формы с некоторым усложнением, музицирование на шумовых народных инструментах, свистульках;
  • старший дошкольный возраст  предусматривает использование усложненных хороводов, песен, плясок, частушек, музицирование на всех, имеющихся в детском саду музыкальных инструментах, инсценирование песен, театрализации сказок и т.д.

     Очень важным моментом является организация  на занятиях творческих заданий, для того, чтобы ребенок смог применить полученные знания в какой-либо деятельности.

 Это  необходимо для формирования у ребенка устойчивого интереса к народному искусству. Используются самые различные фольклорные формы с целью привлечения всех детей к участию в деятельности.

Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества является взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства: народной музыки и декоративно – прикладного народного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности, то есть комплексные и интегрированные занятия.

Интегрированный подход к развитию художественно – творческих способностей обусловлен тем, что возможен перевод образов одного вида искусства в образы другого вида. Например: образ музыкального искусства   или речевого в  образ  изобразительного искусства. Дети с удовольствием откликаются на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке;  исполнить потешку, закличку, народную песню.

 В результате планомерной работы по воспитанию дошкольников средствами народного искусства увеличивается запас эмоциональных переживаний детей, пополняется детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.

Разнообразие народного художественного материала, «интегрирование его в различные виды  доступной детям художественно – творческой деятельности позволяет с успехом решать  задачи эстетического развития детей дошкольного возраста»  (И.В. Штанько).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях детского сада необходимо:

  • шире использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.),
  • средствами фольклора приобщать детей к общечеловеческим ценностям,
  • употреблять иногда в разговорной речи старославянские слова и изречения, использовать потешки, поговорки, пословицы, присказки, которыми так богат русский язык, использовать их на занятиях;
  • вводить в занятия и сценарии народные игры, народные песенки, танцы, музицирование на народных инструментах (соответственно возрасту);
  • знакомить дошкольников среднего и старшего возраста с обрядами, традициями и обычаями русского народа;
  • использовать в учебно-образовательном процессе предметы прикладного искусства, старинного быта, одежды, посуды, пробуждающие душу ребенка и  воспитывающие в ребенке чувство красоты;

 Вся планомерная работа ДОУ с использованием русского фольклора поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ:

  • помнить, что приобщение детей  ко всем видам русского национального искусства (театр, сказка, музыка, прикладное искусство, архитектура, живопись) – одна из главных  задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ,
  • принять как факт, что через народные праздники и традиции дети приобщаются к народной культуре, так как в них сконцентрированы накопленные веками знания о мире и опыт;
  • организовывать посещение  детьми музеев и выставок народного искусства, краеведческих экспозиций (педагоги и родители);
  • необходимо постоянно повышать свой уровень личностной культуры: знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, понимать ее древность и величие.

Развитие личностной культуры ребенка – основа его любви к Родине.

P.S.  хочешь улучшить мир – начни с улучшения себя!

Литература, используемая при подготовке материала

  • Аникин В.П. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
  • Гавришева Л.Б. «Музыка, игра – театр» «Детство-Пресс» 2004.
  • Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». М., 1983.
  • Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду» М., 2006.
  • Мерзлякова С.И. «Фольклор. Музыка. Театр» (Программы доп. образования) М., 2003.
  • Комарова Т.С. «Дети в мире творчества» М., 1995.
  • Комарова Т.С. «Красота. Радость. Творчество» (Программа эстетического воспитания» М., 2002.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «Детство-Пресс» 2002.
  • А.С. Концедикас в труде «Народное искусство»
  • (статья «Искусство и ремесло»)
  • Кутьина Н.Б. «Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой».
  •  «Детство-Пресс» 2004.
  • Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры»
  • Науменко Г. «Жаворонушки» (оусские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры). М., 1977-1988  вып. 5
  • Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» (Программа музыкального воспитания) М., 2006.
  • Сухомлинский В.А. «Хрестоматия по этике» М., 1990.
  • К.Д. Ушинский «О нравственном элементе в русском воспитании».
  • Шамина Л. «Музыкальный фольклор и дети»
  • Штанько И.В. «Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход.» М., 2007.
  • Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М., 2007.
  • Юдин А.В. «Русская традиционная народная духовность» (Программа «Обновление гуманитарного образования в России») М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование основ базовой культуры личности ребенка через социальную действительность"

В материале представлены некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста и средства приобщения детей к социальной действительности....

Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя через семейный праздник (из опыта работы).

Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.И в нашем небольшом городе, и у нас в детском сад...

"Роль гендерного подхода в процессе формирования основ базовой культуры личности ребенка"

Посвящено проблемам воспитания и обучения  ребенка в соответствии с его полом....

Cодержание дошкольного образования как основа формирования базовой культуры личности дошкольника в МБДОУ д/с «Радуга» пгтКлетня.

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, род...

Выступление на областном семинаре "Культурно – гигиенические навыки как условие для формирования основ базовой культуры личности."

Формирование культурно – гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. Основой полноценного физического развития ребёнка младшего возрас...

Выступление на Педсовете "Сотрудничество по формированию основ базовой культуры личности"

Основные задачи:1. Формирование базисных основ социальной культуры у детей:•развитие у ребенка интереса к себе, осознание ценностей собственной личности, умение принимать себя таким, какой есть...