Формирование основ базовой культуры личности дошкольника
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
СОДЕРЖАНИЕ:
Ø Введение в тему;
Ø Влияние музыки на эмоциональное воспитание ребенка;
Ø Использование фольклора в воспитании детей разного возраста;
Ø Русские народные игры: значение, роль в нравственном воспитании детей;
Ø Роль воспитателя;
Ø Теория, практика, фрагменты занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст методической разработки | 69.71 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
Г. Королев
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
КАТЕГОРИЯ: «ВОСПИТАТЕЛЬ»
ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение в тему;
- Влияние музыки на эмоциональное воспитание ребенка;
- Использование фольклора в воспитании детей разного возраста;
- Русские народные игры: значение, роль в нравственном воспитании детей;
- Роль воспитателя;
- Теория, практика, фрагменты занятий.
Подготовила и провела
Дудина Е.А.
г. Королев
2009
«Если эстетическое сознание ребенка
обогащается с помощью музыки,
то это не пройдет бесследно
для его духовного становления!»
(профессор О.П. Радынова)
Россия – родина для множества людей. «Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные» - утверждают О.Л. Князева, М.Д. Маханева в учебно-методическом пособии «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Приобщение дошкольников к народной культуре - необходимое средство «формирования у них патриотических чувств и развития духовности». «Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность».
Формирование личности ребенка через культуру – это «воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры».
«Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту и неприглядные стороны – говорит И.В. Штанько. – По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребенку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного».
Музыкальное воспитание с давних времен считается важным средством формирования личностных качеств ребенка, его духовного мира. Известные педагоги и психологи свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка:
- делает его чутким к красоте в искусстве и в жизни,
- формирует его эмоциональную сферу,
- совершенствует мышление.
1. Уже в раннем дошкольном возрасте важно дать детям яркие музыкальные впечатления на лучших образцах народной и классической музыки, пробудить в них сопереживание музыке. Если ребенок не получил полноценные впечатления в детстве, то впоследствии этот пробел может не восполнится.
«Важно, чтобы рядом с ребенком уже в раннем возрасте оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать» (О.П. Радынова).
Слушая колыбельную песню матери ребенок испытывает потребность в художественном слове, музыке, в общении со взрослым, проявляет свое отношение к близким людям и к искусству. «Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства. Эмоциональная отзывчивость на музыку – центр музыкальности - проявляется и развивается у ребенка уже в первые месяцы жизни»
Музыкальное искусство – это «едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста».
Музыкальное искусство оказывает огромное влияние на воспитание в ребенке таких общечеловеческих ценностей как доброта, любовь, верность, эмпатия.
Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, творчества, музыкально- образовательной деятельности, исполнительства: пения, музыкально – ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
Все это формируется на основе музыкально-эстетического сознания: эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.
О.П. Радынова так характеризует понятие «музыкальная культура ребенка» – «это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально- образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания – эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке» и побуждающего к проявлению эстетической и творческой активности.
Развивая основы музыкальной культуры, педагог формирует у ребенка первоначальные ценностные ориентации – способности ценить красоту в жизни и искусстве. Эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка происходит при творческом восприятии музыки.
Музыка в детском саду – источник особой детской радости.
А восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности. Яркие музыкальные впечатления – это база и для исполнительства, и для творчества.
«Сведения о музыке – утверждает О.П. Радынова, - даются в опоре на «живое» ее звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и другие виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития».
Музыка на музыкальных занятиях не должна быть звуковым фоном. Ее постоянно меняющийся характер, заложенные в нее настроения осознаются и чувствуются детьми, а значит, находят свое выражение в исполнительской и творческой музыкальной деятельности, приобретенные же умения и навыки способствуют музыкальному развитию.
Все это способствует «решению главной задачи музыкального воспитания детей – развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней» (О.П. Радынова)
О том, что музыкальное искусство содержательно писали многие выдающиеся педагоги (Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов, Б. М. Теплов и др.). Содержание музыки – это чувства, настроения, эмоции, а основой музыки является выражение этих настроений и чувств. Главное в беседах с детьми о музыке – определить эмоционально-образное содержание музыки.
«Ярко выраженная изобразительность репертуара детского сада объясняется стремлением сделать музыку доступнее детям, приблизить ее к знакомым им жизненным явлениям. Однако, - говорил Б.М. Теплов, - если дети привыкнут всегда наблюдать в музыке только изобразительные моменты, то впоследствии слушая классическую музыку (в которой программность и изобразительность представлены далеко не всегда) и не находя содержания, они думают, что не понимают этой музыки».
Бояться программности и изобразительности не стоит. Важно дать детям понять, – продолжает мысль выдающегося музыканта-психолога О.П. Радынова, - что «и, изображая какие-либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства. Шум ветра может быть передан в музыке ласкающим, нежным, приветливым, а может быть грозным, страшным, злым, сметающем все на своем пути. Такая изобразительная картина передает душевное смятение, тревогу, беспокойство.
Даже отдельное звукоподражание, например, мяуканье котенка, в музыке всегда эмоционально окрашено: может быть жалобным или веселым, беззаботным, игривым. Различение же этих эмоциональных состояний является чрезвычайно важным для понимания ребенком сущности музыкального искусства как искусства, выражающего чувства, переживания, настроения, существующие в реальной жизни, а не только изображающего конкретные явления действительности (что часто принимается за основу в беседах о музыке)».
Ребенок должен научиться различать характер музыки, чувства, настроения, выраженные в ней в изобразительных музыкальных моментах, и не воспринимать музыку как звуковую иллюстрацию каких-то явлений. Восприятие музыки должно становиться дифференцированным. «При повторных прослушиваниях произведения дети могут выделять выразительные средства, с помощью которых создан музыкальный образ».
О.П. Радынова заостряет внимание на том, что дети достаточно легко различают отдельные выразительные средства музыки:
- определяют темп (музыка быстрая, медленная),
- динамику (тихая, громкая),
- регистр (высокий, средний, низкий),
Но этого мало. «Важна не только констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального образа. Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками. Чтобы понять, о чем рассказывает музыка, нужно внимательно вслушиваться в ее звучание, все время меняющееся».
В старшем дошкольном возрасте дети уже могут различать выразительные интонации, могут сравнить их с речевыми интонациями (музыка угрожает, просит, требует, жалуется и т.п.), а не только общую эмоциональную окраску музыки.
Старшие дошкольники уже определяют выразительность мелодии, сопровождения, сочетание выразительных средств, их логику.
Пример: «Утро в деревне» Е. Дудиной (музыкальный пример)
- светлая, нежная, плавная прозрачная мелодия рисует легкий туман, сонливость, утреннюю прохладу, росу на цветках,
- неторопливый темп передает образ просыпающейся природы,
- средний и верхний регистры продиктованы желанием композитора передать игру пастушка на свирели, пение птиц, высоту голубого неба,
- веселый характер музыки выражает утреннее настроение пастушка и его стада,
- гармоническое сопровождение мелодии и лад погружают в атмосферу русской деревни,
- нарастание и уменьшение динамики звучания и гармонии позволяют услышать постепенный восход солнца, пробуждение природы, приближение и удаление стада с пастушком,
- определение детьми частей произведения связано со сменой картин: туманное утро, восход солнца, пастушок со своим стадом.
Содержание музыки разворачивается во времени, поэтому «необходимо прочувствовать и осознать эти изменения, осмыслить соподчиненность «чувственной программы» произведения» (О.П. Радынова).
Определение эмоционально-образного содержания музыкального произведения очень важная часть работы педагога, в процессе которой «дети связывают моменты программности и изобразительности, а также средства музыкальной выразительности с характером музыки».
Самым трудным для детей является высказывание о характере музыки, о чувствах и настроениях, которые в нем выражены.
«Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы.
Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной, а грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Торжественная музыка бывает окрашена радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь» - говорит О.П. Радынова.
Музыкальная речь всегда образна. Выдающийся музыкальный теоретик Б.В. Асафьев называл музыку «речью чувств». А известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке».
Педагоги должны осознавать важность образной речи в беседах о музыке.
Итак: влияние музыки на эмоциональное воспитание ребенка огромно.
«Своеобразие и индивидуальное лицо культуры
создается не путем самоограничений и сохранения
замкнутости, а путем постоянного и требовательного
познавания всех богатств, накопленных другими
народами и культурами прошлого. В этом жизненно
важном для любой культуры процессе особое значение
имеет познание и осмысление собственной старины,
истоков собственной национальной культуры»
Д.С. Лихачев
2. Формирование основ базовой культуры личности ребенка невозможно без приобщения ребенка к миру русской народной культуры.
Воспитание гражданина и патриота, который хорошо знает и любит свою Родину, - задача, которая особенно актуальна сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Воспитывая детей на народных традициях - можно развить у них национальное самосознание и уважение к своему народу, и как следствие - к национальной культуре и искусству.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше: «с молоком матери» - как говорит образно народ, - ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного прикладного искусства. Только так народное искусство – «незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес» (Т.С. Комарова).
Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из важнейших его функций – воспитательная.
В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Требуется проведение целенаправленной работы по воспитанию детей на материале народного искусства, где во главе угла – воспитательное значение народного искусства.
Должно быть четко определено содержание, формы и методы воспитания детей на материале народного искусства:
- изобразительного,
- музыкального,
- художественно – речевого.
Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
«Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве – народном и профессиональном. У современного человека есть возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, делая его своим духовным достоянием.
Слушая народную музыку и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания» (О.П. Радынова).
Фольклор – это богатейший источник нравственного и познавательного развития детей.
Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно - прикладное искусство занимает важное место в содержании образования и воспитания подрастающего поколения и особенно значимо теперь, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей.
И если говорить о возможности выбора своих «жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо – отмечает Т.С. Комарова, - говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства».
Основные задачи воспитательно-образовательной работы по приобщению детей-дошкольников к русской музыкально-художественной культуре таковы:
- знакомить детей с культурным наследием русского народа;
- формировать любовь к русскому фольклору через музыкально-исполнительскую деятельность: пение, танцы, хороводы, игры, музицирование на детских народных инструментах;
- укреплять традицию проведения народных праздников и развлечений.
В нашем мире существует великое множество разнообразной музыки и у каждой есть свое место и предназначение. Элементарная музыка – это простейший материал в простейших формах. Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, не сможет подойти к потребности слушать и воспринимать классическую музыку.
«Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песня матери. Она ее напевает, убаюкивая ребенка. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов мира составляют особый раздел совершенно исключительного значения. Песни, сказки, которые ребенок слышит и усваивает с раннего детства, всегда несут в себе местные особенности народного творчества»
( Метлов Н.А.)
Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.
- «Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству – драгоценной посуде ровня»,
- «Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит»
говорят русские пословицы.
А как хороши танцы, да хороводы в сарафанах под «гжель» и «хохлому», радостно становится на душе.
Например: быт и традиции русского народа дети узнают, рассматривая прялку. По всей Руси славились прялки из Городца, потому что были нарядно украшены народными мастерами. «Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери или внучке, так же как сноровка прясть ровную нить, так же как песня, которую пели еще прабабушки, сидя долгими вечерами за прялкой – рассказывает Т.Я. Шпикалова. – а какие игрушки делали мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы – матрешки, мал-мала меньше, чем не забава – спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.»
А танец «Прялица», а песня «Пряха»? До чего хороши!
О значении искусства для разностороннего развития человека, подчеркивая, что народное искусство является его неотъемлемой частью – известный психолог Б.М. Теплов говорил так: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения.
Поэтому – то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности»
Исследователи народного искусства: Е.А. Флерина, В.Н. Василенко, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, В.С. Воронов и многие другие выдающиеся педагоги отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты:
- традиционность,
- коммуникативность,
- коллективный характер творчества,
- высокое совершенство языка,
- человечность,
- связь с окружающей жизнью.
Язык народного искусства (изобразительного, речевого, музыкального) не несет эклектики (смешения), он лаконичен, в нем заключается совершенство композиции.
Т.Я. Шпикалова отмечает такую черту народного искусства как мажорность и праздничность, отражающую полнокровное и оптимистическое восприятие мира.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которого он является.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, - дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.
Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других («ясный сокол», «красна девица», «малые детушки» и т.п.)
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные).
Народное искусство синкретично по своему характеру –утверждает Т.Я. Шпикалова, и отмечая эту черту, говорит о необходимости синтеза разных видов народного искусства в воспитании детей : «Разве можно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех деталей, которые отражают уклад крестьянской жизни, с ее размеренностью, цикличностью. В обряде все слито в нерасторжимое единство. Поэтому обращение к народному искусству ставит перед методистами, учителями и воспитателями проблему синтеза разных видов народного искусства: приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества.
Тогда им становится понятно и то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное».
«Интегрирование разного содержания в воспитательно – образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно – действенным и наглядно – образным, и вместе с тем и восприятие, и мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны. Интегрирование разных видов искусства, в том числе и народного, основывается на тяготении разных видов искусств к синтезу» – говорит И.В. Штанько.
Народное искусство используется в педагогическом процессе детского сада в трех направлениях:
- Для оформления интерьера детского учреждения, праздников, досугов. Учитывая эстетическую значимость произведений народного декоративно – прикладного искусства, включение его в интерьер ДОУ создает эстетическую среду;
- С целью ознакомления детей с народным искусством: слушания народной музыки, сказок, потешек, колыбельных, поговорок, пословиц, загадок; музицирования на народных инструментах; рассматривания изделий народных мастеров, росписи, вышивок и т.п.);
- Для развития детского творчества в качестве образцов – эталонов: сначала прямого воспроизведения, а затем и для творческого осмысления и применения (по Т.Я. Шпикаловой: повтор, вариации, импровизация).
Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее богатстве, наших исторических корнях.
Народное искусство было положено в основу различных видов художественно – творческой деятельности и эффективно способствует развитию таких психических процессов как:
- восприятие,
- образное мышление,
- воображение,
- эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания,
- которые важны для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, на основе которых у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности.
Восприятие ребенка: зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое – обладает индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт ребенка, который, как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сформированные, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей.
Решая задачу формирования у детей эстетического отношения к человеку, природе, искусству, важно помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления детей. И народное искусство с его яркой образностью, выразительностью создает для этого благодатную почву.
Важно использовать народное искусство, где в музыкальной, художественно-речевой, декоративно-прикладной форме запечатлены наглядные образы окружающих предметов и явлений в доступном для детского познания виде, что способствует развитию наглядно – образного мышления ребенка (М.Б.Зацепина).
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ эстетического воспитания детей и развития их художественно-творческих способностей средствами народного искусства | |
1 принцип: | Тщательного отбора художественного материала
|
2 принцип: | Интеграции работы на основе народного искусства
|
3 принцип: | Активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности:
|
4 принцип: | Индивидуального подхода к детям:
|
5 принцип: | Широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь ДОУ:
|
6 принцип: | Бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. |
3. Народная педагогика – есть тот механизм, который развивает в человеке «житейское уменье» - способность жить в мире и согласии с собой и окружающим миром. Она возникла в глубокой древности, когда взрослые впервые осознали свою ответственность за жизнь и судьбу идущего им на смену поколения. ( Г.В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры»)
«Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», - писал К.Д. Ушинский в труде «О нравственном элементе в русском воспитании».
Воплощение народная педагогика получила:
- в устном народном творчестве: сказках, былинах, песнях, пословицах, поговорках, потешках, загадках, колыбельных, пестушках и др.
- в обрядах и обычаях, которые сопровождали человека всю жизнь: календарные праздники, рождение, крестины, свадьба, новоселье;
- так как зародилась еще в дописьменный период.
МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ
Народная педагогика началась с маминой колыбельной песни, и именно колыбельная стала первым педагогическим произведением. И если ее прямая функция – убаюкать, успокоить ребенка, то содержание отражает все лучшее и возвышенное, что есть в матери. Здесь материнские надежды и мечты на лучшую долю ее дитяти, желание видеть его здоровым духовно и физически, добрым, справедливым – словами, идущими от сердца и имеющими огромное воспитательное значение.
- Баю-баю-зыбаю, ушел отец за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть, дедушка дрова рубить,
А бабушка – уху варить, тебя, Ванечка, кормить!
- Баю, баю, баю, бай. Ты, собаченька, не лай!
Петушок, не кричи, и Павлушу не буди.
Мой Павлуша будет спать, да большой вырастать.
Он поспит подольше, вырастет побольше.
Пестушки и потешки – логическое продолжение колыбельных песен, призваны «пестовать и тешить», то есть нянчить, растить, ходить за ребенком, носить его на руках. Это короткие приговоры-стихотворения или попевки, сопровождавшие дитя в первые месяцы жизни. Их отличают: шуточное содержание, которое тесно связано с движениями детей (протягиванием рук, дрыгание ног, первые шаги, ползание, топотушки и т.п.) и достаточно подвижный ритм. Приговоры-напевы сопровождаются занимательными действованиями с ребенком, его частями тела: поглаживаниями, массажем, покачиваниями, подбрасыванием и т.п.
- потягунюшки – потягунюшки,
потолстунюшки, порастунюшки.
А в ножки – ходунушки, а в ручки – хватунушки,
А в роток – говорок, а в головку – разумок.
- Вода текучая, дитя растучее,
С гуся вода, с Петеньки худоба!
Вода книзу, а дитя кверху.
С гуся вода, с лебедя вода,
А с Петеньки вся худоба!
- Топ-топ, топ-топ, скоро Темочке годок,
Скоро Темочке годок, спечем Теме пирожок.
Темочке расти здоровым да путевым:
Столько в высоту, столько в ширину (показывают)
Столько ума да разума! Прожить век с отцом-матерью.
«Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребенка в его первых и очень трудных для него шагах. Урок, поданный в занимательной форме, активизирует чувства и эмоции ребенка, а современные психологи доказали, что усвоение ребенком тех или иных знаний, правил поведения проходит наиболее успешно на фоне его эмоциональной отзывчивости» (Г.В. Лунина).
При пении пестушек закладываются начала музыкально-ритмических движений. Ведь ритмические приговорки сопровождаются движениями ребенка (сперва с помощью взрослого, а затем и самостоятельного).
«Гармоническое соединение движений и рифмованной речи впоследствии трансформируются в умение правильно говорить, точно воспроизводить движения танца или хоровода» С.И.Мерзлякова).
На смену пестушкам и потешкам приходят маленькие смешные сказочки, рассказы – прибаутки,
- А кто у вас большой? А кто у нас маленький?
- Мы все подрастем, затем за мышами пойдем,
Один дедушка – Кот будет дома сидеть
Да на печке лежать, нас с добром поджидать.
Есть разновидность прибауток – небылицы или перевертыши.
Песенки-заклички распевались детьми на народных календарных праздниках. Они ведут свое начало из язычества, например, когда надо было вызвать дождь или солнце (ведро):
- Дождик-дождик, пуще! Я вынесу гущи,
Хлеба горбушку, пирога краюшку.
Дождик-дождик, лей-лей-лей!
Никого не жалей – ни берез, ни тополей!
Дождик, лейся сильней, чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки, зеленые листочки!
- Солнышко, снарядись! Красное, покажись!
Выйди из-за тучи, дам орехов кучу!
- Ай, радуга-дуга, не давай дождя.
Давай солнышко, красно ведрышко.
К нам в окошечко,да в светелочку!
Народная педагогика невозможна без юмора, так как все ее содержание имеет оптимистическую направленность и заложено во всех воспитательных средствах: сказках, песнях, играх, загадках, потешках, дразнилках. Все стороны народной жизни нашли в них отражение и оценку сущности человека, его роли в обществе, веру в справедливость и добро.
Дразнилки (попевки на 2-3 звуках, или стишки)- нужны были для обличения отрицательных качеств человека: неряшливость, болтливость, несобранность, обжорство, нечестность, обидчивость.
- Илья-Илюхо – свинячье ухо,
- Агашка – грязная рубашка,
- Ванька-встанька карапуз,
Надевай большой картуз.
Каравай съешь – хлеба
Вырастешь до неба!
- Степка – растрепка.
Древнейшее произведение устного народного творчества – заговор. В них – стремление уберечь ребенка от напасти и несчастий, стойкость духа, вера в справедливость, оптимизм.
Частушки – любимый народом вид фольклорного искусства.
Здесь отражается быт и праздники, пороки и добродетели,
И просто шутки ради удовольствия.
- Меня судят на мосту, что ленивая расту.
Я на это не гляжу – пойду на печке полежу!
- Я ногою топнула, на мне юбка лопнула,
Дайте юбку подвязать, я опять пойду плясать!
Детский потешный фольклор: загадки, скороговорки, поддевки, небылицы, словесные игры – юмор в детской среде – был призван потешить и позабавить детей и отражал одну из ведущих потребностей детей в смехе, радости, веселье. Кроме развлекательной функции здесь прослеживается и педагогическая направленность, «обусловленная требованиями социума и решающая ряд таких задач, как:
- умение подчинять эмоции рассудку – воспитывало волю;
- необходимость помнить запреты в любой критической ситуации - развивало память,
- требование быстро сформулировать свои мысли при вопросах и ответах - стимулировало гибкость ума и т.п.»
В настоящее время особенно актуально сохранение национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Разностороннее развитие детей средствами русской народной культуры очень важная проблема дошкольного образования. Учитывая особенности дошкольного возраста, игра- самый предпочтительный способ для решения этой задачи.
Русские народные игры «вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для малышей» - говорит К.Ю. Белая.
Народные игры, с их выразительностью и доступностью способствуют активизации мыслительных процессов у ребенка, расширяет представления об окружающем мире.
ИГРА (в широком смысле) - по словам Г.В. Луниной – это неисчерпаемый источник, резервуар бодрости, радостного познания самого себя и окружающего мира. В разнообразных народных играх заложены возможности для воспитания в детях активности, сноровки, инициативы, творческой выдумки. В игре удовлетворяется детская жажда физического действования, душевного общения и предоставляется обильная пища для работы ума, сердца и воображения, воспитываются умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость.
В.М. Сотникова утверждает, что все современные игры из народной педагогики.
К.Д. Ушинский говорил, что придумать детскую игру – «может быть одна из труднейших задач для взрослого человека. Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать на них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики».
В народных играх присутствует фольклорные музыка и текст, динамика в действии и интерес, строго определенные правила, которые приучают ребенка к согласованным действиям, к подчинению правилам, уважению условий игры. В народных играх возможны творческие переиначивания или конструирования правил, не нарушающие установленного порядка, а также создание новой игры на фольклорной основе. В этом педагогическая ценность народных игр: ребенок чувствует себя активным участником игры, и что особенно важно - причастным к созданию новых игр.
Народная педагогика выработала строго дозированные, обусловленные возрастными возможностями детей правила пробуждения и развития детской активности.
Нужно лишь показать ребенку, чем можно заняться, создать ему соответствующую предметно-игровую среду и предоставить свободу действий с предоставленным материалом.
ПРИМЕР: игра «Медведь и дети»
Роль специалистов в подборе и использовании народных игр | |
Воспитатель | - использует игры на занятиях, прогулке, в свободное от занятий время. |
Музыкальный руководитель | -отслеживает музыкальный репертуар, - использует игры в развлечениях, досугах и праздниках. |
Инструктор по физическому воспитанию | - продумывает комплекс разучиваемых движений. |
Психолог | - учитывает личностные аспекты, взаимоотношения в детском коллективе. |
Логопед |
|
В народных игрушках: глиняных и деревянных свистульках, погремушках, матрешках, тряпичных и соломенных куклах, бочонках, бубенцах, ложках и т.п., сделанных с любовью и заботой взрослыми, – заключена главная идея - занять ребенка и стимулировать его активность, так как в то время излишняя опека над ребенком не поощрялась.
Самодельные игрушки «несли в себе драгоценную способность к преемственности, передавая ребенку гармоничное ощущение радости труда и красоты. Народная педагогика не мыслит воспитание совершенного человека без его сознательной и самостоятельной деятельности» (Г.Н. Волков)
Произведения народного творчества не только средства развлечения и досуга (игры, хороводы, песни, загадки), но и памятники «горя и печали (плачи, обряды поминовения усопших, страшные места в сказочных фабулах и т.п.) - объективно служили средствами воспитания. Они с малых лет закладывали в сознание подрастающего человека образное понимание того, что жизнь разноцветна и многогранна в своих проявлениях. В ней наряду со светлыми, радостными днями бывают и печальные. В народе говорят : «на видав горя, не узнаешь и радости». Подход народной педагогики заключается в умении достойно переносить тяготы жизни» (Г.В. Лунина).
Игра на детских музыкальных инструментах важна для ребенка, как включение его в общее действо.
Погремушки (шергунки), свистульки, ложки, колокольчики, звоночки, колотушки – развивают его ритмический слух, используются в плясках и песнях.
Волшебные сказки – яркий пример «оптимистической направленности народного мировоззрения, воплощенной в воспитательном опыте русского народа». Берут начало из родовой культуры и представляют собой организованный ряд действий по преодолению адекватных детскому возрасту препятствий: решение загадок, задач, испытания и т.п. Сказки внушают ребенку «уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом, а трудности, выпадающие главному герою и его друзьям временны и преходящи, их активное преодоление приводит к радости, счастливому концу». Основу сказочного действия составляет противоборство двух сторон, различных жизненных принципов. Идейная установка сказки – в отражении ценностных ориентаций русского народа, в оптимистическом отношении к жизни.
Например: во многих колыбельных песнях красной нитью проходит мысль об огромности мира, где много таинственного и опасного, но от которого защитят ребенка родители, близкие, добрые силы.
ХОРОВОД - один из наиболее распространенных праздничных действий. Подчиненный ритму и гармонии, что уже несло удовольствие и наслаждение, он еще и объединял в единую замкнутую цепочку всех участников праздника. Согласно Платону, хоровод был назван так из-за внутреннего сродства его со словом «радость» (chara). Субъективно проявляемые в процессе совместных игр, песен, плясок, т.е. со-действий, чувства со-радования создавали поле особого магнетизма, находясь в котором люди открывали для себя их собственный внутренний, доселе неведомый потенциал: ощущали прилив телесных сил, активное желание двигаться, душевную расположенность к окружающим, доброжелательность, общий духовный подъем» (Г.В. Лунина)
Фольклорный или народный театр – «часть народной культуры, проявляющийся в различных формах, действие которого чаще всего происходит в период календарных праздников (Святки, Рождество, Масленица, Пасха, Троица), семейных (именины, крестины) и обрядов. Практически все действия фольклорного театра связаны с древним культом плодородия, имеют свою тему, идею, круг образов и следуют определенной схеме в раскрытии сюжета. Участие детей в этом театре не случайное явление. В форме игры, развлечения продолжается непрерывный процесс обучения, передачи опыта и коллективной памяти, и все наделено глубоким смыслом» - говорит С. Мерзлякова.
Дети участвовали в праздниках, обходя дворы с особыми песенками, которых взрослые ожидали непременно, так как верили, что детские голоса имеют особую силу: пожеланий хотели, угроз боялись. За песенки угощали детей особым праздничным печеньем, сладостями. Дети всегда начинали обряд.
ПРАЗДНИКИ
Праздники издавна играли огромную роль в жизни людей и продолжают играть.
На Руси каждый праздник имел свои традиции и обычаи, своеобразие которых всегда зависело от идеи. Праздник имел своих действующих лиц: главных и второстепенных, танцы и хороводы, песни, игры, атрибуты, блюда. Праздники сближали людей, живущих одной общиной, в одно целое, способствовали социализации детей, неся в себе также образовательную функцию.
«Культура праздника – по словам С.А. Шмакова, - слагается из:
- культуры игры,
- культуры слова,
- культуры движения,
- культуры музыкального звука,
- культуры моды, костюма, этикета,
- культуры обычая, ритуала, традиции
- словом, из совокупности разных культур».
Цели и задачи праздников в детском саду следующие:
- создать у ребенка праздничное настроение,
- вызвать положительные эмоции,
- формировать праздничную культуру,
- дать знания о традициях и идее праздника,
- привить навыки приглашения, гостевого этикета, правил поведения,
- сформировать моральные и нравственные качества,
- формировать художественный вкус,
- привить навыки сотрудничества и сотоварищества.
Важно, чтобы и в период подготовки и во время праздника ребенок был активным и заинтересованным, а не наблюдал пассивно за деятельностью других.
«Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы, других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, сохранению традиций и обычаев русского народа» (М.Б. Зацепина).
Можно выделить следующие виды праздников в ДОУ:
- народные и фольклорные: Святки, Масленица, весенне-летние игрища, Осенины;
- государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;
- международные: День защиты детей, День матери, Международный женский день;
- православные: Рождество Христово, Пасха;
- бытовые и семейные: дни рождения, выпуск в школу, праздник Букваря, День рождения детского сада
- и другие, способные доставить детям радость.
Важно при организации праздников сохранять принципы, характерные для русского досуга (по М.Б. Зацепиной):
- душевное возвышение и просветление,
- единение людей,
- раскрытие творческих сил,
- выражение коллективного строя жизни,
- состояние всеобщей гармонии.
Музыкальный руководитель и воспитатель при составлении сценария праздника должны соблюдать правила (по М.Б. Зацепиной):
- яркое и торжественное начало праздника,
- развертывание сюжета праздника, где отражается основная идея праздника, которая предусматривает выступления детей, инсценирование песен, сказок, сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов и т.п., которые идут по линии увеличения эмоционального подъема;
- кульминация, в конце которой вручаются подарки, которые всегда усиливают эмоциональное состояние ребенка. Их следует раздавать быстро, но без суеты, сохраняя хорошее настроение.
- музыкальный материал должен быть качественным и высокохудожественным;
- материал для детской деятельности целесообразнее взять хорошо знакомый и простой для того, чтобы ребенок смог исполнить его на более высоком уровне;
- количество номеров должно уложиться во временной режим.
При отборе фольклорного материала, как показывает практический опыт, необходимо учитывать возрастные возможности детей:
- малые фольклорные формы доступны для детей младшего дошкольного возраста, пение попевок (на 1-2-звуках), простые танцевальные движения (топотушки, притопы, прихлопы, кружения и т.п.), музицирование (погремушки, бубенцы, ложки);
- в среднем возрасте ребенку уже доступны пословицы, поговорки, загадки, заклички, сказки, простые хороводы, песенки с простым мелодическим рисунком, малые фольклорные формы с некоторым усложнением, музицирование на шумовых народных инструментах, свистульках;
- старший дошкольный возраст предусматривает использование усложненных хороводов, песен, плясок, частушек, музицирование на всех, имеющихся в детском саду музыкальных инструментах, инсценирование песен, театрализации сказок и т.д.
Очень важным моментом является организация на занятиях творческих заданий, для того, чтобы ребенок смог применить полученные знания в какой-либо деятельности.
Это необходимо для формирования у ребенка устойчивого интереса к народному искусству. Используются самые различные фольклорные формы с целью привлечения всех детей к участию в деятельности.
Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества является взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства: народной музыки и декоративно – прикладного народного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности, то есть комплексные и интегрированные занятия.
Интегрированный подход к развитию художественно – творческих способностей обусловлен тем, что возможен перевод образов одного вида искусства в образы другого вида. Например: образ музыкального искусства или речевого в образ изобразительного искусства. Дети с удовольствием откликаются на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке; исполнить потешку, закличку, народную песню.
В результате планомерной работы по воспитанию дошкольников средствами народного искусства увеличивается запас эмоциональных переживаний детей, пополняется детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.
Разнообразие народного художественного материала, «интегрирование его в различные виды доступной детям художественно – творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития детей дошкольного возраста» (И.В. Штанько).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях детского сада необходимо:
- шире использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.),
- средствами фольклора приобщать детей к общечеловеческим ценностям,
- употреблять иногда в разговорной речи старославянские слова и изречения, использовать потешки, поговорки, пословицы, присказки, которыми так богат русский язык, использовать их на занятиях;
- вводить в занятия и сценарии народные игры, народные песенки, танцы, музицирование на народных инструментах (соответственно возрасту);
- знакомить дошкольников среднего и старшего возраста с обрядами, традициями и обычаями русского народа;
- использовать в учебно-образовательном процессе предметы прикладного искусства, старинного быта, одежды, посуды, пробуждающие душу ребенка и воспитывающие в ребенке чувство красоты;
Вся планомерная работа ДОУ с использованием русского фольклора поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа!
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ:
- помнить, что приобщение детей ко всем видам русского национального искусства (театр, сказка, музыка, прикладное искусство, архитектура, живопись) – одна из главных задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ,
- принять как факт, что через народные праздники и традиции дети приобщаются к народной культуре, так как в них сконцентрированы накопленные веками знания о мире и опыт;
- организовывать посещение детьми музеев и выставок народного искусства, краеведческих экспозиций (педагоги и родители);
- необходимо постоянно повышать свой уровень личностной культуры: знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, понимать ее древность и величие.
Развитие личностной культуры ребенка – основа его любви к Родине.
P.S. хочешь улучшить мир – начни с улучшения себя!
Литература, используемая при подготовке материала
- Аникин В.П. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
- Гавришева Л.Б. «Музыка, игра – театр» «Детство-Пресс» 2004.
- Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». М., 1983.
- Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду» М., 2006.
- Мерзлякова С.И. «Фольклор. Музыка. Театр» (Программы доп. образования) М., 2003.
- Комарова Т.С. «Дети в мире творчества» М., 1995.
- Комарова Т.С. «Красота. Радость. Творчество» (Программа эстетического воспитания» М., 2002.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «Детство-Пресс» 2002.
- А.С. Концедикас в труде «Народное искусство»
- (статья «Искусство и ремесло»)
- Кутьина Н.Б. «Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой».
- «Детство-Пресс» 2004.
- Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры»
- Науменко Г. «Жаворонушки» (оусские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры). М., 1977-1988 вып. 5
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» (Программа музыкального воспитания) М., 2006.
- Сухомлинский В.А. «Хрестоматия по этике» М., 1990.
- К.Д. Ушинский «О нравственном элементе в русском воспитании».
- Шамина Л. «Музыкальный фольклор и дети»
- Штанько И.В. «Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход.» М., 2007.
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М., 2007.
- Юдин А.В. «Русская традиционная народная духовность» (Программа «Обновление гуманитарного образования в России») М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Формирование основ базовой культуры личности ребенка через социальную действительность"
В материале представлены некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста и средства приобщения детей к социальной действительности....
Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя через семейный праздник (из опыта работы).
Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.И в нашем небольшом городе, и у нас в детском сад...
"Роль гендерного подхода в процессе формирования основ базовой культуры личности ребенка"
Посвящено проблемам воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом....
Cодержание дошкольного образования как основа формирования базовой культуры личности дошкольника в МБДОУ д/с «Радуга» пгтКлетня.
Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, род...
Выступление на областном семинаре "Культурно – гигиенические навыки как условие для формирования основ базовой культуры личности."
Формирование культурно – гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. Основой полноценного физического развития ребёнка младшего возрас...
Выступление на Педсовете "Сотрудничество по формированию основ базовой культуры личности"
Основные задачи:1. Формирование базисных основ социальной культуры у детей:•развитие у ребенка интереса к себе, осознание ценностей собственной личности, умение принимать себя таким, какой есть...