Рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности «Хочу всё знать» для детей старшей группы
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме

Соснова Юлия Алексеевна

рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kruzhkovoy_rabote.docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕБРИХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД  «ЛАСТОЧКА»

Рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной  деятельности

«Хочу всё знать» для детей  старшей группы

    Разработчик:

 Соснова Юлия                                                                  Алексеевна    

                                                                                Должность: воспитатель  второй квалификационной категории

С.Ребриха 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

1пояснительная записка…………………………………………………3

1.1.цель рабочей программы….………………....................................4

1.2 задачи рабочей программы………………………………………...4

1.3.принципы построения программы……….......................................5

2.планируемые результаты…….………………………………………5

2.1тематический план…………………………………………………….6

2.2.календарный план……………………………………………………7

3 организационный раздел……………………………………………..13

4.список литературы……………………….……………………………14

                                                                         Расскажи – и я забуду,

                                                                         Покажи – и я запомню,

                                                                                 Дай попробовать – и я пойму

              (китайская пословица) 

Целевой раздел

Пояснительная записка

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

 В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.

Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

  Данная рабочая программа  разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) ,

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление от 15 мая 2013 г. N 26)

  Цель программы:

способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность. 

Задачи программы:

  1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: физики, ботаники, химии, анатомии.

  1. Способствовать формированию у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

  1. Помогать  накоплению у детей конкретных представлений о предметах и   их свойствах.

4.Создавать условия для формирования умения выдвигать гипотезы, делать выводы.

5.Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

6.Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

Ведущими принципами построения программы являются:

- принцип диалогичности: познание окружающего мира через диалог, способствующий становлению культуры общения с людьми, природой,  самим собой;

-принцип доступности: предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей           детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

-  принцип сотрудничества: предполагает единение взрослого и ребенка  как равноправных партнеров, обеспечивающий возможность саморазвития каждого;

-принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой      экспериментальной детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- принцип креативности: предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее       сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.

Планируемые результаты

После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

- проявлять интерес к исследовательской деятельности;

-  иметь  конкретные представления о предметах и их свойствах и применять их в деятельности;  

- выдвигать простейшую гипотезу, находить сходства и различие предметов, делать вывод о проделанной работе ;  

- проявлять активность для разрешения проблемных ситуаций;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

- самостоятельно, по собственной инициативе познавать окружающий мир и рассказывать о своих маленьких открытиях;

Календарно-тематический план

№ п\п

Сроки

Тема

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

Неживая природа

1.

сентябрь

 Откуда берутся облака

Познакомить детей с процессом конденсации.

Емкость с горячей водой, миска со льдом

2

Что такое дождик?

Познакомить детей с разными видами дождя (мелкий, проливной)

Пустая ёмкость, губка, 2 стакана с водой

3

Радуга-дуга

Познакомить детей с образованием радуги в домашних условиях

Ёмкость с водой, фонарик, фломастер, стакан с водой, DVD диск, зеркало

4

Почему песок хорошо сыплется?

Выделить и сравнить свойства сухого и мокрого песка:  сыпучесть, рыхлость, цвет и т.д.

2 ёмкости с сухим песком, лейка, емкости для пересыпания, лупа, сито, формочки для песка, совочек.

5

октябрь

Поиск воздуха.

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды. Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

6

Живая змейка.

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Свеча, «змейка» (круг прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

7

Как снег становиться водой

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода грязная

Снег, ёмкость, марля, стакан

8

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает .

Ёмкость с водой, предметы разного размера, сделанные из различного материала, весы

9

ноябрь

Подводная лодка.

Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

10

Как достать предмет, не опуская руку в воду.

Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.

11

Окрашивание воды

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

12

Изготовление цветных льдинок

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Физические явления

1

декабрь

Волшебная кисточка

Получить оттенки разных цветов на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски, оранжевый из красной и жёлтой и т.д.

Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров.

2

Притягиваются – не притягиваются

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту

Магнит, рукавичка с магнитом внутри. Пластмассовая емкость с мелкими предметами из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия.

3

Необычная скрепка

Определить способность металлических предметов намагничиваться

Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки

Живая природа

1

декабрь

На свету и в темноте

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей

2

январь

Лабиринт

Установить, как растение ищет свет.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

3

У кого какие детки

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка).

Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.

4

февраль

Хитрые семена

Познакомить со способом проращивания семян

Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли

5

Дышат ли рыбы?

Установить возможность дыхания рыб в воде.

Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки  для коктейля.

человек

1

февраль

«Умный» нос.

Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.

Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.

2

Язычок – помощник.

Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).

3

март

Сколько ушей?

Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека.

4

Наши помощники – глаза.

Познакомить со строением глаза.

Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.

5

Большой – маленький.

Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности.

Зеркало.

6

Зубы

Познакомить детей со строением зуба

Макет зуба, 2 сырых яйца, ёмкости с водой, зубная паста, щётка, лимонная кислота

7

Апрель

Волосы

Определить значимость волос на голове человека

Зеркало, расческа

8

Кожа и её значение в жизни человека

Познакомить детей с функциями кожи

Лупа, непрозрачный мешочек с различными предмеиами, микроскоп, акварельные краски

Рукотворный мир

1,2

Апрель

Мир бумаги

Узнавать различные виды бумаги (салфеточная,  оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования

Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой.

3

май

Мир ткани

Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление.

Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон), ножницы,

емкость с водой.

4

Стекло, его качества и свойства.

Учить детей узнавать предметы сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала

5

Резина, ее качества и свойства.

Узнавать вещи сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства  (плотность, упругость, эластичность),

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки

6

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой.

Организационный раздел

 Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.

        Данная программа реализуется в рамках дополнительного образования для детей старшей группы один раз в неделю во вторую половину дня продолжительностью 25 минут

Используемая литература:

1.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  1. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
  1. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек:  Сфера, 2010
  1. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.   Учитель, 2011
  2. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе.  Учитель, 2011 

7.Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и  старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009

  1. Иванова А.ИМетодика организации наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2011

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по театральной деятельности "Синяя птица" во 2 младшей группе

Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и нов...

Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"

Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"...

Рабочая программа кружка «Родничок» по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы

Рабочая   программа кружка «Родничок»по нравственно-патриотическому воспитаниюдля детей подготовительной группы...

Рабочая программа кружка «Светофорик» для детей 3-4 лет (2 младшая группа) по образовательной области «Познавательное развитие» (дорожная безопасность)

Данная программа знакомит детей с правилами дорожного движения, формирует навыки правильного поведения на дороге, обучает детей бережно относиться к основным ценностям жизни, а также программа "С...

Рабочая программа кружка по физическому развитию «Непоседы» (подвижные игры) в младшей группе

Цели программы: удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития.Задачи:-Развивать у детей двигате...

Рабочая программа кружка по ПДД «Азбука дорожной безопасности» для детей средней группы

Программа "Азбука дорожной безопасности" - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах , тем  меньше будет неприятных происшестви...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе

Рабочая программа кружк по нетрадиционно технике рисовани  «Волшебные краски в старшей группе...