Рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности «Хочу всё знать» для детей старшей группы
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме
рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kruzhkovoy_rabote.docx | 40.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕБРИХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЛАСТОЧКА»
Рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности
«Хочу всё знать» для детей старшей группы
Разработчик:
Соснова Юлия Алексеевна
Должность: воспитатель второй квалификационной категории
С.Ребриха 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1пояснительная записка…………………………………………………3
1.1.цель рабочей программы….………………....................................4
1.2 задачи рабочей программы………………………………………...4
1.3.принципы построения программы……….......................................5
2.планируемые результаты…….………………………………………5
2.1тематический план…………………………………………………….6
2.2.календарный план……………………………………………………7
3 организационный раздел……………………………………………..13
4.список литературы……………………….……………………………14
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму
(китайская пословица)
Целевой раздел
Пояснительная записка
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Данная рабочая программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) ,
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление от 15 мая 2013 г. N 26)
Цель программы:
способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи программы:
- Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: физики, ботаники, химии, анатомии.
- Способствовать формированию у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
4.Создавать условия для формирования умения выдвигать гипотезы, делать выводы.
5.Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
6.Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
Ведущими принципами построения программы являются:
- принцип диалогичности: познание окружающего мира через диалог, способствующий становлению культуры общения с людьми, природой, самим собой;
-принцип доступности: предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
- принцип сотрудничества: предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивающий возможность саморазвития каждого;
-принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- принцип креативности: предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Планируемые результаты
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
- проявлять интерес к исследовательской деятельности;
- иметь конкретные представления о предметах и их свойствах и применять их в деятельности;
- выдвигать простейшую гипотезу, находить сходства и различие предметов, делать вывод о проделанной работе ;
- проявлять активность для разрешения проблемных ситуаций;
- самостоятельно, по собственной инициативе познавать окружающий мир и рассказывать о своих маленьких открытиях;
Календарно-тематический план
№ п\п | Сроки | Тема | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Неживая природа | ||||
1. | сентябрь | Откуда берутся облака | Познакомить детей с процессом конденсации. | Емкость с горячей водой, миска со льдом |
2 | Что такое дождик? | Познакомить детей с разными видами дождя (мелкий, проливной) | Пустая ёмкость, губка, 2 стакана с водой | |
3 | Радуга-дуга | Познакомить детей с образованием радуги в домашних условиях | Ёмкость с водой, фонарик, фломастер, стакан с водой, DVD диск, зеркало | |
4 | Почему песок хорошо сыплется? | Выделить и сравнить свойства сухого и мокрого песка: сыпучесть, рыхлость, цвет и т.д. | 2 ёмкости с сухим песком, лейка, емкости для пересыпания, лупа, сито, формочки для песка, совочек. | |
5 | октябрь | Поиск воздуха. | Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). | Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды. Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой. |
6 | Живая змейка. | Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. | Свеча, «змейка» (круг прорезанный по спирали и подвешенный на нить). | |
7 | Как снег становиться водой | Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода грязная | Снег, ёмкость, марля, стакан | |
8 | Плавающие и тонущие предметы | Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает . | Ёмкость с водой, предметы разного размера, сделанные из различного материала, весы | |
9 | ноябрь | Подводная лодка. | Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. | Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. |
10 | Как достать предмет, не опуская руку в воду. | Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости. | |
11 | Окрашивание воды | Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики. | |
12 | Изготовление цветных льдинок | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). | Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. | |
Физические явления | ||||
1 | декабрь | Волшебная кисточка | Получить оттенки разных цветов на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски, оранжевый из красной и жёлтой и т.д. | Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров. |
2 | Притягиваются – не притягиваются | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту | Магнит, рукавичка с магнитом внутри. Пластмассовая емкость с мелкими предметами из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия. | |
3 | Необычная скрепка | Определить способность металлических предметов намагничиваться | Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки | |
Живая природа | ||||
1 | декабрь | На свету и в темноте | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений | Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей |
2 | январь | Лабиринт | Установить, как растение ищет свет. | Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие. |
3 | У кого какие детки | Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка | Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян. | |
4 | февраль | Хитрые семена | Познакомить со способом проращивания семян | Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли |
5 | Дышат ли рыбы? | Установить возможность дыхания рыб в воде. | Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки для коктейля. | |
человек | ||||
1 | февраль | «Умный» нос. | Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. | Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. |
2 | Язычок – помощник. | Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. | Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус). | |
3 | март | Сколько ушей? | Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. | Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека. |
4 | Наши помощники – глаза. | Познакомить со строением глаза. | Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза. | |
5 | Большой – маленький. | Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности. | Зеркало. | |
6 | Зубы | Познакомить детей со строением зуба | Макет зуба, 2 сырых яйца, ёмкости с водой, зубная паста, щётка, лимонная кислота | |
7 | Апрель | Волосы | Определить значимость волос на голове человека | Зеркало, расческа |
8 | Кожа и её значение в жизни человека | Познакомить детей с функциями кожи | Лупа, непрозрачный мешочек с различными предмеиами, микроскоп, акварельные краски | |
Рукотворный мир | ||||
1,2 | Апрель | Мир бумаги | Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования | Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой. |
3 | май | Мир ткани | Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление. | Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон), ножницы, емкость с водой. |
4 | Стекло, его качества и свойства. | Учить детей узнавать предметы сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала | |
5 | Резина, ее качества и свойства. | Узнавать вещи сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность), | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки | |
6 | Металл, его качества и свойства. | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, емкости с водой. |
Организационный раздел
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.
Данная программа реализуется в рамках дополнительного образования для детей старшей группы один раз в неделю во вторую половину дня продолжительностью 25 минут
Используемая литература:
1.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
- Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Учитель, 2011
- Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011
7.Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009
- Иванова А.И. Методика организации наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по театральной деятельности "Синяя птица" во 2 младшей группе
Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и нов...
Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"
Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"...
Рабочая программа кружка «Родничок» по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы
Рабочая программа кружка «Родничок»по нравственно-патриотическому воспитаниюдля детей подготовительной группы...
Рабочая программа кружка «Светофорик» для детей 3-4 лет (2 младшая группа) по образовательной области «Познавательное развитие» (дорожная безопасность)
Данная программа знакомит детей с правилами дорожного движения, формирует навыки правильного поведения на дороге, обучает детей бережно относиться к основным ценностям жизни, а также программа "С...
Рабочая программа кружка по физическому развитию «Непоседы» (подвижные игры) в младшей группе
Цели программы: удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития.Задачи:-Развивать у детей двигате...
Рабочая программа кружка по ПДД «Азбука дорожной безопасности» для детей средней группы
Программа "Азбука дорожной безопасности" - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах , тем меньше будет неприятных происшестви...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе
Рабочая программа кружк по нетрадиционно технике рисовани «Волшебные краски в старшей группе...