Консультация "Музыка - как объединяющее начало в эстетическом развитии"
консультация на тему

Кулемалина Елена Александровна

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Есть утверждение, что для гармоничного развития необходимо преобщение к трём базовым видам искусств: музыке,живописе, литературе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация

«Музыка – как объединяющее начало в эстетическом развитии»

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Многие считают особенно ценным и оправданным для этого этапа в жизни человека комплексный метод в изучении искусств. Есть утверждение, что для гармоничного развития необходимо приобщение к трём базовым видам искусств: музыке, живописи, литературы. 

Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи и литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство.

Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребёнка, формируют представления о добре, красоте, духовных ценностях.

Рождение высоких чувств, их понимание и соотнесение с жизнью происходит не в результате назиданий и скучных разъяснений, а путём сопереживания образам искусства. Научившись различать настроение и их смену в музыке, ребёнок пополняет свои представления о чувствах человека в реальной жизни.  Эмоциональное развитие тесно связано с развитием воображения, творчества и способствует общему развитию ребёнка.

На музыкальных занятиях дети слушают музыку различного содержания и для лучшего его понимания очень часто используется художественное слово. В нашей работе с детьми в эстетическом развитии используются комплексные занятия. Это тоже музыкальное занятие, педагогическая ценность которых заключается не только в комплексном использовании художественного материала, но и в активизации ориентировки дошкольников в окружающем, развитие творческой инициативы, стимуляции их эмоциональных переживаний (приложение №1,2).

Такая форма работы как развлечение очень любимы детьми, так как построено на хорошо знакомом материале, но преподнесена в другой форме с элементами нового материала.

Темы развлечений:

“И с каждой осенью я расцветаю вновь” – стихи А.С. Пушкина средствами музыки и живописи

«Баба Яга и музыкальные инструменты»

Встреча с музыкой композитора В. Шаинского

«Знакомство с жанрами оперы и балета»

Результат работы с пониманием музыки, художественного слова, движений и живописного мастерства вы видите на наших праздниках. Здесь зрительно можно проследить как вырос ваш ребёнок в эстетическом воспитании: его внешний вид, манера общаться, понимание и реакции в определённой ситуации. Посмотрите на своего ребёнка, как он меняется с началом звучания музыки песни, танца или звучащего музыкального произведения.

Приложение №1.

Комплексное занятия для детей старшего дошкольного возраста

«В гостях у феи красоты»

Воспитатель: есть на свете удивительная страна – страна прекрасного, страна красоты. Там живут звуки и краски, чувства и настроения. Правит этой страной фея красоты. Она добрая волшебница и хорошая хозяйка. В её стране всегда красиво, уютно. Всё готово к встрече гостей! Но вот беда – не все знают туда дорогу. Стоит только одним глазком заглянуть в эту страну – и останешься в ней навсегда. Сюда можно привести с собой своих родных и близких: маму, папу, дедушку, бабушку, свои друзей – кого захочешь! Все будут счастливы в стране красоты. Но дорога в эту страну полна неожиданностей и сюрпризов. Вы готовы к этому? (Ответы детей). Тогда в путь! Пусть вашими проводниками будут внимательные глаза, чуткое сердце, а вашими советчиками – душа и разум.

Учитесь видеть прекрасное!

Посмотрите вокруг! Что вы видите? (Ответы детей). А теперь зажмурьтесь крепко-крепко, потом откройте глаза и посмотрите ещё раз!(выполняют).

Вот цветок на подоконнике – изумрудный листочек с беззащитными тоненькими прожилками повернулся к свету. Вот мягкий ковёр на полу – его узоры похожи на запутанный лабиринт, по которому с удовольствием прохаживаются бумажные человечки, вырезанные из бумаги. Видите, и в самых обычных предметах можно найти что-то необычное, чему можно удивиться.

Учитесь слышать прекрасное!

Ещё раз закройте глаза, но сразу не открывайте, а внимательно послушайте! Что вы слышите? (С улицы доносятся голоса ребят, лай собаки, шум автомобиля и т.д.). А дома что можно услышать? (Ответы детей). Да, бабушка хлопочет у плиты – там что-то шипит, булькает, стучит посуда, из ванной доносится шум воды – младший брат пускает кораблики. Мир полон звуков! Слушайте и услышите!

Учитесь говорить о прекрасном!

Обо всём необычном, красивом можно рассказать. А если у вас не найдётся в запасе нужных слов, что вы будете делать! Наверное, промолчите. Но я вам помогу, и мы вместе найдём с вами добрые, красивые, замечательные слова.

Учитесь чувствовать прекрасное!

В стране прекрасного сказочно красивая природа. Вот какой увидел её замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык …

С каждым, кто попадает в царство природы, случается чудо – его сердце открывается навстречу прекрасному, впускает в себя красоту, которую он видит и слышит. Она остаётся с ним навсегда!

Природа прекрасна в любое время года: летом, весной, зимой и осенью.

И мы с вами убедимся с помощью музыки, живописи и поэзии.

Приложение №2.

Вот и весенняя страничка.

Как воздух чист! Как небо ясно!

Нет! Утро года так прекрасно,

Что лето, осень и зима

Сильнее не пленят меня! (В. Даувальдер)

Почему весну называют утром года? (Ответы детей). Утром солнышко без устали рассылает повсюду свои золотые лучи – будит землю. А зимний сон, в который была погружена природа, крепок и долог. Долго придётся потрудиться солнцу красному, пока растопит оно снег и лёд, вызовет на белый свет первую изумрудную зелень, разбудит обитателей полей и лесов.

“Утром” – так называется музыкальное произведение, которое вы услышите. Написал его норвежский композитор Эдвард Григ. (Слушают). Какими музыкальными приёмами пользуется композитор, для выражения настроения поднимающегося солнца! (Звучание музыки то мягкое и лёгкое, то пышное, яркое, красочное, торжественное – когда солнце выходит в зенит).

Подберите квадратики цветные от тихого звучания до торжественного, яркого. Как будет меняться цветовая яркость на протяжении всего звучания!

А вот ещё одно произведение о весне. Попробуйте определить кто его автор! Он вам уже знаком. (слушают А. Вивальди “Весна”).

Прозвучала первая часть одного из концертов для скрипки с оркестром итальянского композитора Антонио Вивальди, которая называется “Весна”.

В этой музыке можно услышать, как бурно и радостно просыпается природа. Тема концерта праздничная, ликующая. Но в середине музыка меняется на грозную и порывистую, как будто возвращаются студёные ветры, мечутся испуганные птицы. Но не долго бушевала природа. Вновь радостно прорываются ликующие звуки – весна победила!

А. Вивальди написал к этой части своего концерта такие стихи:

Пришла весна, её встречают птицы

Весёлым пением в гуще вешних крон,

Ручей кипит, спешат с рекою слиться,

Его дыханием ветер освежён.

Порою туч угрюмых вереницы

На воздух надевают капюшон

Не исчезают беглые зарницы

И слышен снова птичий перезвон.

Подумайте и скажите: характер у какой из известных картин И.И. Левитана о весне созвучна эта музыка! (Ответы). Я с вами согласна. Продолжим с вами путешествие по стране красоты на прогулке! Сделаем нашу весеннюю прогулку необычной: отыщем свою красоту во всем что увидим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАЧАЛ МУЗЫКАЛЬНО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Одной из важных задач эстетического воспитания является  приобщение детей к искусству как важнейшему элементу  культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности и творче...

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

Консультация для педагогов "Интеграция физического и художественно-эстетического развития детей. Ритмика-одна из форм эстетического развития."

Одной из менее востребованных форм интеграции на сегоднящнний день является интеграция физического развития. Важно приобщать детей к  культуре и нет никакого противопоставления к какой культуре. ...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)

Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...

Творчество – лучшее объединяющее начало!

Каждый руководитель пытается создать «команду мечты» — коллектив, который работал бы как единое целое! В детском саду «Огонёк» г. Надыма к этому вопросу подошли творчески...

Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая группа (2 -3 года) образовательный компонент «Музыкальное развитие»Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая г

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Возрастная группа: 1 младшая (2–3 года).Образовательный компонент: «Музыкальное развитие». Рабочая программ...