Консультация "Музыка - как объединяющее начало в эстетическом развитии"
консультация на тему
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Есть утверждение, что для гармоничного развития необходимо преобщение к трём базовым видам искусств: музыке,живописе, литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_kak_obedinyayushchee_nachalo_v_esteticheskom_razvitii.docx | 18.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация
«Музыка – как объединяющее начало в эстетическом развитии»
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Многие считают особенно ценным и оправданным для этого этапа в жизни человека комплексный метод в изучении искусств. Есть утверждение, что для гармоничного развития необходимо приобщение к трём базовым видам искусств: музыке, живописи, литературы.
Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи и литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство.
Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребёнка, формируют представления о добре, красоте, духовных ценностях.
Рождение высоких чувств, их понимание и соотнесение с жизнью происходит не в результате назиданий и скучных разъяснений, а путём сопереживания образам искусства. Научившись различать настроение и их смену в музыке, ребёнок пополняет свои представления о чувствах человека в реальной жизни. Эмоциональное развитие тесно связано с развитием воображения, творчества и способствует общему развитию ребёнка.
На музыкальных занятиях дети слушают музыку различного содержания и для лучшего его понимания очень часто используется художественное слово. В нашей работе с детьми в эстетическом развитии используются комплексные занятия. Это тоже музыкальное занятие, педагогическая ценность которых заключается не только в комплексном использовании художественного материала, но и в активизации ориентировки дошкольников в окружающем, развитие творческой инициативы, стимуляции их эмоциональных переживаний (приложение №1,2).
Такая форма работы как развлечение очень любимы детьми, так как построено на хорошо знакомом материале, но преподнесена в другой форме с элементами нового материала.
Темы развлечений:
“И с каждой осенью я расцветаю вновь” – стихи А.С. Пушкина средствами музыки и живописи
«Баба Яга и музыкальные инструменты»
Встреча с музыкой композитора В. Шаинского
«Знакомство с жанрами оперы и балета»
Результат работы с пониманием музыки, художественного слова, движений и живописного мастерства вы видите на наших праздниках. Здесь зрительно можно проследить как вырос ваш ребёнок в эстетическом воспитании: его внешний вид, манера общаться, понимание и реакции в определённой ситуации. Посмотрите на своего ребёнка, как он меняется с началом звучания музыки песни, танца или звучащего музыкального произведения.
Приложение №1.
Комплексное занятия для детей старшего дошкольного возраста
«В гостях у феи красоты»
Воспитатель: есть на свете удивительная страна – страна прекрасного, страна красоты. Там живут звуки и краски, чувства и настроения. Правит этой страной фея красоты. Она добрая волшебница и хорошая хозяйка. В её стране всегда красиво, уютно. Всё готово к встрече гостей! Но вот беда – не все знают туда дорогу. Стоит только одним глазком заглянуть в эту страну – и останешься в ней навсегда. Сюда можно привести с собой своих родных и близких: маму, папу, дедушку, бабушку, свои друзей – кого захочешь! Все будут счастливы в стране красоты. Но дорога в эту страну полна неожиданностей и сюрпризов. Вы готовы к этому? (Ответы детей). Тогда в путь! Пусть вашими проводниками будут внимательные глаза, чуткое сердце, а вашими советчиками – душа и разум.
Учитесь видеть прекрасное!
Посмотрите вокруг! Что вы видите? (Ответы детей). А теперь зажмурьтесь крепко-крепко, потом откройте глаза и посмотрите ещё раз!(выполняют).
Вот цветок на подоконнике – изумрудный листочек с беззащитными тоненькими прожилками повернулся к свету. Вот мягкий ковёр на полу – его узоры похожи на запутанный лабиринт, по которому с удовольствием прохаживаются бумажные человечки, вырезанные из бумаги. Видите, и в самых обычных предметах можно найти что-то необычное, чему можно удивиться.
Учитесь слышать прекрасное!
Ещё раз закройте глаза, но сразу не открывайте, а внимательно послушайте! Что вы слышите? (С улицы доносятся голоса ребят, лай собаки, шум автомобиля и т.д.). А дома что можно услышать? (Ответы детей). Да, бабушка хлопочет у плиты – там что-то шипит, булькает, стучит посуда, из ванной доносится шум воды – младший брат пускает кораблики. Мир полон звуков! Слушайте и услышите!
Учитесь говорить о прекрасном!
Обо всём необычном, красивом можно рассказать. А если у вас не найдётся в запасе нужных слов, что вы будете делать! Наверное, промолчите. Но я вам помогу, и мы вместе найдём с вами добрые, красивые, замечательные слова.
Учитесь чувствовать прекрасное!
В стране прекрасного сказочно красивая природа. Вот какой увидел её замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык …
С каждым, кто попадает в царство природы, случается чудо – его сердце открывается навстречу прекрасному, впускает в себя красоту, которую он видит и слышит. Она остаётся с ним навсегда!
Природа прекрасна в любое время года: летом, весной, зимой и осенью.
И мы с вами убедимся с помощью музыки, живописи и поэзии.
Приложение №2.
Вот и весенняя страничка.
Как воздух чист! Как небо ясно!
Нет! Утро года так прекрасно,
Что лето, осень и зима
Сильнее не пленят меня! (В. Даувальдер)
Почему весну называют утром года? (Ответы детей). Утром солнышко без устали рассылает повсюду свои золотые лучи – будит землю. А зимний сон, в который была погружена природа, крепок и долог. Долго придётся потрудиться солнцу красному, пока растопит оно снег и лёд, вызовет на белый свет первую изумрудную зелень, разбудит обитателей полей и лесов.
“Утром” – так называется музыкальное произведение, которое вы услышите. Написал его норвежский композитор Эдвард Григ. (Слушают). Какими музыкальными приёмами пользуется композитор, для выражения настроения поднимающегося солнца! (Звучание музыки то мягкое и лёгкое, то пышное, яркое, красочное, торжественное – когда солнце выходит в зенит).
Подберите квадратики цветные от тихого звучания до торжественного, яркого. Как будет меняться цветовая яркость на протяжении всего звучания!
А вот ещё одно произведение о весне. Попробуйте определить кто его автор! Он вам уже знаком. (слушают А. Вивальди “Весна”).
Прозвучала первая часть одного из концертов для скрипки с оркестром итальянского композитора Антонио Вивальди, которая называется “Весна”.
В этой музыке можно услышать, как бурно и радостно просыпается природа. Тема концерта праздничная, ликующая. Но в середине музыка меняется на грозную и порывистую, как будто возвращаются студёные ветры, мечутся испуганные птицы. Но не долго бушевала природа. Вновь радостно прорываются ликующие звуки – весна победила!
А. Вивальди написал к этой части своего концерта такие стихи:
Пришла весна, её встречают птицы
Весёлым пением в гуще вешних крон,
Ручей кипит, спешат с рекою слиться,
Его дыханием ветер освежён.
Порою туч угрюмых вереницы
На воздух надевают капюшон
Не исчезают беглые зарницы
И слышен снова птичий перезвон.
Подумайте и скажите: характер у какой из известных картин И.И. Левитана о весне созвучна эта музыка! (Ответы). Я с вами согласна. Продолжим с вами путешествие по стране красоты на прогулке! Сделаем нашу весеннюю прогулку необычной: отыщем свою красоту во всем что увидим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...
УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАЧАЛ МУЗЫКАЛЬНО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Одной из важных задач эстетического воспитания является приобщение детей к искусству как важнейшему элементу культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности и творче...
Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...
Консультация для педагогов "Интеграция физического и художественно-эстетического развития детей. Ритмика-одна из форм эстетического развития."
Одной из менее востребованных форм интеграции на сегоднящнний день является интеграция физического развития. Важно приобщать детей к культуре и нет никакого противопоставления к какой культуре. ...
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)
Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...
Творчество – лучшее объединяющее начало!
Каждый руководитель пытается создать «команду мечты» — коллектив, который работал бы как единое целое! В детском саду «Огонёк» г. Надыма к этому вопросу подошли творчески...
Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая группа (2 -3 года) образовательный компонент «Музыкальное развитие»Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая г
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Возрастная группа: 1 младшая (2–3 года).Образовательный компонент: «Музыкальное развитие». Рабочая программ...