УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАЧАЛ МУЗЫКАЛЬНО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка на тему

Лютова Елена Константиновна

Одной из важных задач эстетического воспитания является  приобщение детей к искусству как важнейшему элементу  культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности и творческий опыт человечества. Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному влиянию. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАЧАЛ МУЗЫКАЛЬНО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ  У ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

И.В. Груздова

к.п.н., доцент Тольяттинского

государственного университета,

Е.К. Лютова

музыкальный  руководитель ДОУ № 173 «Василек»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Одной из важных задач эстетического воспитания является  приобщение детей к искусству как важнейшему элементу  культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности и творческий опыт человечества. Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному влиянию. Известно, что музыка способна  ранее всех других искусств воздействовать на психику ребенка, стимулировать  эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждать к сопереживанию и художественной эмпатии, инициировать фантазию и воображение, вызывать желание импровизировать движения, сочинять мелодии.   Научно доказано, что музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на чувства и сознание детей дошкольного возраста, является источником развития музыкальности и творческой индивидуальности, выступает  фактором в формировании музыкальной культуры детей (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая и др.).

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально – эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития  человека, его общего духовного становления. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Чем раньше дети получают возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей и народной музыки, тем более успешным становится  их  интеллектуальное, эмоциональное и творческое развитие.

Восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности, исполнительство и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, ориентируются  в средствах музыкальной выразительности, создающие образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), они могут использовать опыт восприятия музыки и в творческих песенных импровизациях, так как выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация, также как и музыкальная, передает, прежде всего, чувства, настроения и мысли человека. Интонационная окраска речи связана с такими качествами как тембр, высота, сила голоса, темп, акценты, паузы, т.е. с такими средствами выразительности, которые свойственны  и музыкальным интонациям.

В процессе развития песенного творчества дети приобретают необходимые знания, которые помогают  им выразить  свои собственные музыкальные впечатления. Однако наиболее эффективно творческие способности дошкольников развиваются, если опыт общения с музыкальным искусством основан на эмоционально-ценностных переживаниях и является основой формирования начал музыкально-эстетической культуры личности ребенка.

Понятие  «музыкально-эстетическая культура» прошло сложный путь исторического развития. В теории культуры выделяются духовный и материальный ее пласты, вводятся понятия культура общества и культура личности.

Художественная культура рассматривается в современной эстетике как самостоятельный, специфический пласт общей культуры. Она охватывает определенную часть материальной и  духовной   культуры   общества.  

К деятельности людей в области культуры можно отнести создание художественных ценностей, их хранение и распространение, критическое осмысление и научное изучение, художественное образование и воспитание. Могут быть выделены определенные области художественной культуры, соответствующие видам искусства, и среди них музыкальная культура.

Музыкальная культура является частью мировой художественной культуры и позволяет формировать у детей представления об эталонах красоты музыкального искусства. В теоретических разработках известных педагогов Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, педагогов-композиторов Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского заложены фундаментальные основы теории музыкально-эстетичного воспитания, которые составляют  комплекс  взглядов, идей, подходов,  направленных на объяснение феномена музыкально-эстетичной культуры и педагогических условий ее формирования в период детства. Авторами определена главная цель музыкального воспитания, которая состоит в формировании потребности в общении с музыкой и ее понимания. Обеспечение внутренней интеграции системы формирования музыкально-эстетичной культуры они связывают с необходимостью создания условий для развития музыкального восприятия, мышления, воображения, фантазий, творческой активности.

Опираясь на функциональные особенности музыкального искусства, а также на деятельностный подход, музыкально-эстетическая культура определяется как совокупность качеств музыкальной деятельности и сознания личности, которые раскрывают меру освоения личностью музыкальной культуры общества в творческой музыкально-эстетической деятельности [3].  

О.П. Радынова [2] считает, что в музыкальной деятельности основным приоритетом является творческое восприятие музыки. Оно способствует  общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Дошкольники имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления.

Опыт восприятия произведений музыкального искусства влияет на характер эмоциональной отзывчивости на музыку. Слушая народную музыку и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает культурный опыт поколений, эмоционально откликается на ценностное его содержание. В дошкольном возрасте эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства выступает системообразующим качеством в структуре музыкально-эстетической культуры личности дошкольника, предопределяя успех развития музыкальных и творческих способностей, эстетических интересов, потребностей, вкусов, эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности.  

Немаловажной задачей в приобщении детей к ценностям искусства является формирование у детей музыкального мышления, что способствует общему интеллектуально-эстетическому развитию. Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного в характере музыкального образа. Ребенок, воспринимая красоту искусства,  реагирует на нее не только эмоционально, но  и интеллектуально. Следовательно, важной задачей музыкально-эстетического воспитания является одновременное обогащение личности информацией и чувственным опытом, как справедливо заметил Л. Рейд, не может быть знаний без чувств, и нельзя ощущать, не зная. Беседы о музыке с детьми помимо разнообразных сведений, имеющих познавательное значение, включают характеристику эмоционально-образного содержания произведения. В результате активного освоения музыкально-интонационного опыта, словарь дошкольников обогащается словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Именно музыка является эмоционально – оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, воображение, эстетическое сознание.

Слушая музыкальные произведения, дети узнают не только о чувствах и настроениях,  выраженных в музыке, но и о том, как рассказывает музыка, о чем рассказывает,  постигая тем самым логику музыкальной речи и осваивая язык музыкальных интонаций. Эмоционально-смысловое постижение музыки активизирует творческие процессы в восприятии музыки и при ее исполнении.  Дошкольники  начинают  сначала подражать музыкальной речи, подстраиваясь к ее звучанию (отдельным музыкальным интонациям, ритму, характеру движениям мелодии), стараются воспроизводить услышанное в  вокализациях, музицировании и, на основе опыта уподобления музыкальной речи, свободно сочиняют, импровизируют несложные мелодии, создают музыкальные образы в пении, игре на детских инструментах. Таким образом, музыкальные произведения мировой классики выступают как образцы для детского творчества.  Воспринимая музыкальные шедевры, дети сочиняют свои интонации, мотивы, мелодии по образцу композиторов,  творчески осваивают ценности, заложенные в музыкальной культуре.  

Песенное творчество – это составная часть музыкального творчества. Оно включает в себя импровизацию, сочинение мелодий, попевок, песен по собственной инициативе и в разных жанрах. Развитие песенного творчества происходит при условии формирования у дошкольников творческих самостоятельных действий, требующих проявления  оригинальности мышления, богатства и инициативности воображения.  Н.А. Ветлугина [1] предлагает постепенно усложняющиеся задания для развития песенного творчества: сочинение мелодии на собственное имя и несложные тексты потешек, прибауток, детских песенок, музыкальная импровизация на заданный текст в определенном жанре и др. При этом она отмечала, что важно обращать внимание на выразительность импровизаций даже в простейших упражнениях. Например, ребёнок должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтобы сверстники могли  различить задорную, робкую, испуганную или игривую интонацию.  Она считала, что творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, а их многократное сочетание постепенно становится более прочным. Задания на песенные импровизации Н.А. Ветлугина предлагала подбирать по принципу контрастного сопоставления. Такие сопоставления заостряют внимание детей на выразительности создаваемых импровизаций, необходимости передавать определенное настроение.

Психолог Б.М. Теплов [4] отмечает, чтобы ребёнок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развивать основные музыкальные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, т.е. те способности, которые позволяют быть успешным именно в музыкальной деятельности. Вместе с тем, отмечает психолог, речь должна идти не только о специальных музыкальных способностях, но и о развитии творческих сил детей (своеобразие музыкального замысла, поиск средств воплощения, умение воплотить замысел в реальность музыкального звучания, способность творческой фантазии), непосредственно влияющих на формирование музыкальных способностей. Таким образом, Б.М. Теплов указывает, что для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Если ладовое чувство недостаточно развито, то  очень трудно  почувствовать и осмыслить музыкальное содержание произведения, и почти невозможно его выразить в творческих импровизациях. Без развития музыкально – слуховых представлений невозможно воспроизвести мелодии по слуху. Без развитого чувства ритма также невозможно точно выразить характер эмоциональной окраски музыки.

Успешность творческих проявлений в вокальных импровизациях зависит и от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Чтобы ребенок выразительно исполнял вокальные произведения и легко импровизировал мелодии голосом,  необходимо сформировать вокальные умения и навыки. Это достигается при помощи  упражнений, которые развивают певческую технику и слух.  Такие упражнения должны использоваться в определенной системе, ориентированной на последовательное развитие дыхания, дикции, диапазона.

Роль педагога в развитии музыкального творчества детей проявляется через его личностные и профессиональные качества, талант и мастерство, общекультурный уровень.  Творческий взрослый, который действует на равных, как партнер, поощряет и поддерживает творческий диалог с детьми, способен добиться более высоких показателей в развитии способностей каждого воспитанника.  Если педагог обладает профессиональным мастерством (оригинален, находчив), то  он, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие творческих качеств личности ребенка. Педагогу-музыканту необходимо владеть своим голосом, вокальными и хоровыми умениями и навыками, уметь показать приемы работы над звукообразованием, дикцией, дыханием, следить за стройностью пения.  Однако, прежде всего, он является носителем  музыкально-эстетической культуры, которая проявляется в развитом музыкальном вкусе, широте эстетических интересов, культуре речи и др.

Определенными знаниями и умениями, связанными с музыкальным развитием детей, должен обладать и воспитатель дошкольного учреждения, принимающий непосредственное участие в процессе развития музыкального творчества дошкольников. Он организует и планирует поэтапную педагогическую работу совместно с музыкальным руководителем, участвует в конструировании и наполнении музыкально-эстетической среды дошкольного учреждения, взаимодействует с родителями, устанавливает преемственные связи в целостном процессе музыкально-творческого развития своих воспитанников.

Подводя итог вышесказанному, мы можем отметить, что в певческой деятельности  развитию творческой активности ребёнка может способствовать:

- накопление опыта восприятия произведений музыкального искусства как эталонов красоты и образцов для подражания в вокальных и инструментальных импровизациях;

- выразительное исполнение текста разучиваемой песни с внесением собственных интонаций, новых ритмических оборотов, которые приближают мелодекламацию к музыкальному интонированию;

- подбор литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемой (сочиняемой) мелодии или вокальному произведению;

- сравнение поэтической интонации и мелодического строя музыкального произведения;

- перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования (сочинение вокальных импровизаций, сочинение мелодий на инструменте);

- сочинение подголосков, вариантов мелодий разучиваемой песни, сходных, родственных интонаций  услышанных мелодических оборотов  из  произведений музыкального искусства (вокальных, инструментальных);

- активное включение ребёнка в игровые ситуации, использование музыкальных творческих диалогов, сопоставление мелодий (одного или нескольких произведений).

- формирование представлений о том, что произведения музыкального искусства - это результат творчества великих композиторов, и они могут служить образцами для вокального и инструментального творчества детей.  

  Литература:

1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1968.

  1. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников /О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили.- М. : Просвещение:  Владос,  1994.
  2. Тельчарова,  Р.А. Музыка и культура (личностный подход) // Эстетика / Р.А. Тельчарова.-  М. : Знание,  1986.  
  3. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов // Избр. труды : в 2-х т. – М. : Педагогика, 1985. – Т. 1. – С. 42-222.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников"

Статья рекомендуется музыкальным руководителям дошкольных учреждений.В ней ракрываются педагогические условия  возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей,орган...

Условия развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников

Самостоятельная музыкально-игровая деятельность — одна из сложных форм музыкальной деятельности. Сложность появления активной самостоятельной деятельности в том, что она возникает по инициативе детей ...

Игры с многофункциональным материалом, как условие становления инициативы и самостоятельности у дошкольников

Рассматриваются понятия инициативности и самостоятельности. Цель и задачи многофункционального оборудования....

Буклет - "Игры с многофункциональным материалом, как условие становления самостоятельности и инициативы у дошкольников"

Рассматриваются вопросы:1. Цель и задачи игр с многофункциональным оборудованием.2. Дидактические пособия своими руками для детского сада.3. Игры с многофункциональным материалом, как условие становле...

Интеграционные процессыв образовательном процессе, как условие повышения качества музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

Будущее страны-это сегодняшние дошкольники и школьники. Их завтрашний уровеньэстетического сознания закладывается сейчас.Поэтому особо актуальным представляется поск, разработка новых технологий интег...