Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей
рабочая программа (младшая группа) на тему
Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 51.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Козловский Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка»
Рабочая программа
кружковой работы «Разноцветный мир»
по образовательной области «Познавательное развитие»
младшая группа «Колокольчики»
на период с 1.09.2013 по 31.05.2014г.
«От рождения до школы»
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под.ред. Н.Е.Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Составитель:
Ларионова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Категория: I кв. категория
Козловка, 2013
I. Целевой раздел.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г., №1155) на период с 1 сентября 2014 г. по 31 мая 2015 г., направлена на развитие сенсорных процессов детей 3-4 лет.
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на развитие сенсорных процессов младших дошкольников, их интеллектуальное развитие, обеспечивающая социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья детей.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Существует следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
Основной целью программы является развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).
- Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
- Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Программа кружка «Разноцветный мир» составлена на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. – Мозаика-Синтез, 2012г.
Данная программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012г. №273 - ФЗ,
- Конвенция о правах ребенка 1989,
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ 2.4.1.3049-13,
- Приказ Министерства образования и науки РФ (от 30 августа 2013г.) № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября №1155.
А также следующих методических пособий:
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. М.:1988,
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. В. Салахетдинова. - Киев: «Полиграфкнига», 1973.
Данная рабочая учебная программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитателя. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:
*содержательные условия;
*организационные условия;
*технологические условия (принципы, методы, приемы);
*материально-технические условия (развивающая среда);
*социально - культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социально-культурных институтов).
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
1 подгруппа | 2 подгруппа |
|
|
График занятий кружка «Разноцветный мир» 2 раза в неделю (по средам и пятницам) по графику работы воспитателя Ларионовой О.В.
План-программа работы кружка «Разноцветный мир»
во второй младшей группе «Колокольчики»
на 2013 – 2014 уч. год
Месяц | Темы игр | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | |
Сентябрь | «Назови геометрическую фигуру» | «Пересыпание ложкой» | «Прыг-скок по дорожке» | «Сортировка» |
Октябрь | «Найди предмет такой же формы» | «Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке» | «Шумящие коробочки» | «Играем с бумажными шариками» |
Ноябрь | «Волшебный поднос» | «Наряди солнышко» | «Подбери по форме» | «Игры с прищепками» |
Декабрь | «Поймай льдинку» | «Кто скорее соберет игрушки» | «Счетные палочки» | «Золушка» |
Январь | каникулы | «Пальчиковые игры с грецкими орехами» | «Окрашивание воды» | «Поможем Мишке разложить игрушки» |
Февраль | диагностика | «Строим башню» | «Что лежит в мешочке?» | «Тактильные подушечки» |
Март | «Сделаем куклам бусы» | «Спрячь мышку» | «Игры со счетными палочками» | «Башня из кубов» |
Апрель | «Подбери картинки для куклы и мишки» | «Подбери фигуру» | «Ткани» | «Игры – шнуровки» |
Май | «Воздушные шары» | «Веселые матрешки» | «На что похожа клякса?» | «Составь предмет из геометрических фигур» |
III. Организационный раздел.
- Календарно-тематический план работы
месяц | № | Тема | Цели и задачи | Обеспечение интеграции | Планируемые результаты |
Сентябрь | №1 | «Назови геометрическую фигуру» | Формировать умение детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) | Познание (сенсорное развитие): развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, закреплять названия цветов Коммуникация: называть геометрические фигуры. | Умеют различать и называть геометрические фигуры, сравнивать их по величине |
№2 | «Пересыпание ложкой» | Развивать ручную умелость, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. | Познание: развитие мелкой моторики рук. Труд: овладение данным видом трудовой деятельности. Коммуникация: обозначать выполняемые действия словами. | Умеют пересыпать зерна ложкой, не просыпать содержимое ложки на стол; владеют данным видом деятельности | |
№3 | «Прыг – скок по дорожке» | Развивать активность детей в двигательной деятельности. Закреплять знание детьми цветов | Социализация: развитие игровой деятельности детей. Познание (сенсорное развитие): закрепление основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый. Коммуникация: называть цвета предметов. | Умеют различать и называть цвета | |
№4 | «Сортировка» | Развивать у детей восприятие в связи с визуальными представлениями, игровую деятельность | Познание (сенсорное развитие): обогащать чувственный опыт детей. Коммуникация: развивать умение фиксировать полученные результаты в речи. | Умеют подбирать предметы по цвету, величине |
месяц | № | Тема | Цели и задачи | Обеспечение интеграции | Планируемые результаты |
Октябрь | №1 | «Найди предмет такой же формы» | Формировать умение детей выделять форму в конкретных примерах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. | Познание (сенсорное развитие): развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур. Коммуникация: называть геометрические фигуры. | Умеют сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами |
№2 | «Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке» | Закреплять умение группировать и соотносить однородные предметы по величине. | Познание: сравнение предметов контрастных размеров. Коммуникация: обозначать результаты сравнения словами. | Умеют группировать и соотносить однородные предметы по величине | |
№3 | «Шумящие коробочки» | Развивать слуховое восприятие, формировать умение составлять пары одинаковых шумов. | Познание: восприятие и дифференциация шумовых различий, тренировка моторики, развитие слуховой памяти. Музыка: подготовка к восприятию музыки. | Умеют акустически (на слух) различать и замечать изменения в силе звучания содержимого коробочек, находить одинаковые по силе звучания | |
№4 | «Играем с бумажными шариками» | Развивать у детей мелкую моторику рук. Знакомить детей со свойствами бумаги. | Познание: развивать ручную умелость, ловкость при игре с шариками. Социализация: способствовать становлению дружеских | Умеют сминать листы бумаги, образуя шар |
месяц | № | Тема | Цели и задачи | Обеспечение интеграции | Планируемые результаты |
Ноябрь | №1 | «Волшебный поднос» | Формировать умение детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. | Познание: развивать ручную умелость. | Умеют выполнять задания по описанию |
№2 | «Наряди солнышко» | Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, голубой. | Познание: формировать восприятие цвета, формы, величины предметов. Закреплять понятия « больше – меньше», развивать произвольное внимание, сообразительность, мелкую моторику рук. Коммуникация: развивать правильную связную речь. | Умеют группировать предметы по цвету; закрепляют знания о цвете, величине, форме | |
№3 | «Подбери по форме» | Закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. | Социализация: развитие игровой деятельности детей. Познание (сенсорное развитие): закрепление представления детей о геометрических формах; навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания. Коммуникация: упражнять в их назывании. | Умеют подбирать фигуры по образцу, различать и называть цвета Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. | |
№4 | «Игры с прищепками» | Развивать у детей мелкую моторику рук | Познание (сенсорное развитие): развитие мелкой моторики рук, образного мышления, закреплять цвет. Коммуникация: стимулировать речевую активность детейь. | Умеют выкладывать предметы по образцу (солнышко, елка, ежик), сличать и различать предметы по признаку цвета |
месяц | № | Тема | Цели и задачи | Обеспечение интеграции | Планируемые результаты |
Декабрь | №1 | «Поймай льдинку» | Развивать координацию движений, внимание, знакомить со свойствами воды. Формирование правильного захвата руки. | Познание: развитие у детей внимания, координации движения, мелкой и общей моторики. Знакомство со свойствами воды. Развитие тактильной чувствительности и ловкости. Коммуникация: называть изменения, происходящие с льдинкой, развивать связную речь | Умеют доставать льдинки сачком, осуществлять правильный захват рукой; закреплять понятие о таком свойстве воды – лед тает и превращается в воду |
№2 | «Кто скорее соберет игрушки» | Формировать умение детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет | Познание: формировать восприятие цвета, формы, величины предметов. развивать произвольное внимание, сообразительность, мелкую моторику рук. Коммуникация: развивать правильную связную речь. | Умеют группировать предметы одинаковые по цвету по цвету; закрепляют знания о величине, форме | |
№3 | «Счетные палочки» | Формировать умение детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. | Познание: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, внимания, абстрактного мышления. Коммуникация: упражнять в назывании полученных предметов и фигур. | Умеют выкладывать знакомые геометрические фигуры и предметы | |
№4 | «Золушка» | Формировать умение детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук, координацию движений | Познание (сенсорное развитие): развивать восприятие, создавать условия для ознакомления с цветом. Коммуникация: развивать связную речь. | Умеют отбирать и группировать предметы по цвету (красная и белая фасоль) знать наполнители емкости |
месяц | № | Тема | Цели и задачи | Обеспечение интеграции | Планируемые результаты |
Январь | №1 | каникулы | |||
№2 | «Пальчиковые игры с грецкими орехами» | Развивать мелкую моторику рук. | Познание: формировать координацию движений пальцев кистей и рук Коммуникация: формировать речевую деятельность детей через развитие мелкой моторики | Умеют вращать между ладонями, катать по столу в разные стороны | |
№3 | «Окрашивание воды» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность). Закрепить названия цветов, формировать представления об их оттенках (светлый, темный). Воспитывать эстетический вкус | Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счет существительных и прилагательных. | Умеют наблюдать и делать простейшие выводы о таком свойстве воды как прозрачность, но она может менять цвет | |
№4 | «Поможем Мишке разложить игрушки» | Закреплять знание детьми геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, овала. | Познание: продолжать различать понятия «один – много». Закреплять знания о форме (круг, квадрат, треугольник, овал), величине, цвете (желтый, красный, зеленый). Коммуникация: активизировать в речи слова «большой - маленький», «один – много» | Умеют соотносить и группировать предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету |
месяц | № | Тема | Цели и задачи | Обеспечение интеграции | Планируемые результаты | |
Февраль | №1 | диагностика | Выявить уровень знаний детей в области сенсорных эталонов (величины, цвета и формы) посредством дидактического материала | |||
№2 | «Строим башню» | Формировать умение соотносить по величине четыре предмета | Познание: формировать восприятие величины предметов. Коммуникация: развивать правильную связную речь. | Умеют группировать предметы одинаковые по цвету по цвету; закрепляют знания о величине, форме | ||
№3 | «Что лежит в мешочке?» | Закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одними и теми же геометрическими образцами | Познание: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования. Коммуникация: упражнять в назывании знакомых геометрических фигур. | Умеют узнавать на ощупь и называть знакомые геометрические фигуры | ||
№4 | «Тактильные подушечки» | Развивать у детей осязание | Познание (сенсорное развитие): развивать тактильное восприятие, память, мелкую моторику. Коммуникация: развивать связную речь, обогащать словарь детей словами-определениями, характеризующими качество предметов | Умеют на ощупь определять наполнение подушечки |
месяц | № | Тема | Цели и задачи | Обеспечение интеграции | Планируемые результаты |
Март | №1 | «Сделаем куклам бусы» | Закреплять умение группировать предметы по цвету, формировать умение нанизывать бусы на нитку | Познание: развитие цветового восприятия, умения соотносить предметы по цвету). Развивать моторику кончиков пальцев рук Коммуникация: развивать связную речь, активизировать выражения «разные по цвету», «одинаковые по цвету» | Умеют нанизывать мелкие детали на шнур |
№2 | «Спрячь мышку» | Закреплять у детей представления об основных цветах | Познание: развивать восприятие, закреплять умение группировать однородные предметы по цвету. Коммуникация: развивать правильную связную речь. | Умеют узнавать и называть шесть цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. | |
№3 | «Игры со счетными палочками» | Развивать у детей мелкую моторику рук | Познание: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, внимания, абстрактное мышление. Коммуникация: упражнять в назывании полученных предметов и фигур. | Умеют выкладывать знакомые геометрические фигуры и предметы | |
№4 | «Башня из кубов» | Формировать умение сравнивать несколько объектов по величине (меньше – еще меньше) и располагать их по убывающей величине | Познание (сенсорное развитие): развивать восприятие величины предметов, создавать условия для ознакомления с цветом. Коммуникация: развивать связную речь, закреплять слова-характеристики размеров объектов | Умеют собирать башню, ориентируясь на образец и располагая кубы по убывающей величине. |
месяц | № | Тема | Цели и задачи | Обеспечение интеграции | Планируемые результаты |
Апрель | №1 | «Подбери картинки для куклы и Мишки» | Продолжать формировать умение детей группировать предметы по форме, отвлекаясь от цвета. | Познание: развитие восприятия, умения соотносить предметы по форме. Коммуникация: развивать связную речь, активизировать выражения «разные по форме», «одинаковые по цвету» | Умеют подбирать предметы в соответствии с формой |
№2 | «Подбери фигуру» | Закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании | Познание: (сенсорное развитие): закрепление представления детей о геометрических формах; навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания. Коммуникация: развивать правильную связную речь. | Умеют соотносить однородные фигуры по форме | |
№3 | «Ткани» | Развивать у детей осязание, формировать умение составлять пары одинаковых на ощупь тканей. | Познание: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. Коммуникация: упражнять в назывании свойств – характеристик тканей, называть некоторые из них. | Умеют находить одинаковые на ощупь ткани, называть некоторые из них | |
№4 | «Игры - шнуровки» тренировать мелкую | Развивать мелкую моторику руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствовать развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. | Познание: развивать воображение, готовить руку к письму, воспитывать усидчивость. Коммуникация: развивать связную речь | Умеют шнуровать предложенную картинку, соблюдая последовательность действий |
месяц | № | Тема | Цели и задачи | Обеспечение интеграции | Планируемые результаты |
Май | №1 | «Воздушные шары» | Закреплять знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый путем подбора по образцу | Познание: развитие цветового восприятия, умения соотносить предметы по цвету. Коммуникация: развивать связную речь, активизировать выражения «разные по цвету», «одинаковые по цвету» | Умеют подбирать к каждому шарику одинаковые по цвету ниточки |
№2 | «Веселые матрешки» | Различать и сравнивать предметы по разным качествам величины | Познание: совершенствовать навык установления различия предметов по их свойству - величине. Коммуникация: развивать умение фиксировать сравнение в речи. | Умеют различать однородные предметы по величине, обозначать результат в речи | |
№3 | «На что похожа клякса?» | Развивать мускулатуру пальцев, зрительные и пространственные представления, формировать правильный захват руки. Развивать творческое воображение, речь. | Познание: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, внимания, абстрактное мышление. Коммуникация: упражнять в назывании полученных предметов и фигур. | Умеют раздувать кляксу из гуаши, определять на что она похожа | |
№4 | «Составь предмет из геометрических фигур» | Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур). | Познание (сенсорное развитие): закрепление представления детей о геометрических формах. Коммуникация: развивать связную речь, вспомнить стихи и загадки о полученных предметах | Умеют составлять любой предмет из набора геометрически фигур |
Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса
программ, технологий, методических пособий:
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982 г.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1991.
- Бондаренко. А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991г.
- http://www. volgasadik.ru/ Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» детей 5-6 лет (старшая группа)
Рабочая программа разработана для работы с детьми старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад...
Рабочая программа кружковой работы по познавательному направлению "Чорон"
Рабочая программа...
Рабочая программа кружковой деятельности «Мир книги» для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа кружковой деятельности«Мир книги»для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год...
Программа кружковой деятельности по познавательному развитию детей дошкольного возраста (5-7 лет) "ХОЧУ! ВСЁ! ЗНАТЬ!"
Программа для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражения в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на «открытие» нового, которая развивает п...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...