Программа кружковой деятельности по познавательному развитию детей дошкольного возраста (5-7 лет) "ХОЧУ! ВСЁ! ЗНАТЬ!"
рабочая программа по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражения в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 200.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» Серго Г. А.
п.г.т. Игрим
Содержание
Паспорт программы …………………………………………………………
Целевой раздел. Пояснительная записка …………………………………….
- Концептуальные основы реализации программы………………………………………………………………….…
2. Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………..……
3. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….
Содержательный раздел………………………………………………………….
4. Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми………………………………………………………………………..….
5. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребѐнка ……………………………………………………………..
Организационный раздел………………………………………………………..
6. Формы работы с родителями ……………………………………………….
7. Тематическое перспективное планирование занятий
по опытно-экспериментальной деятельности……………………………………………………………………..
8. Ожидаемые результаты……………………………………………………….
9. Литература…………………………………………………………………….
Приложение
Паспорт программы
1 | Наименование программы | «Хочу! Всё! Знать!» |
2 | Тип программы | Программа для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражения в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. |
3 | Автор программы | Серго Галина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории |
4 | Организация исполнитель программы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» |
5 | Редактор | Саттарова Марина Викторовна, заместитель заведующего МБДОУ детский сад «Рябинушка» |
6 | Цели программы | Развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты. |
7 | Задачи программы |
|
8 | Краткое содержание программы | В программе «Хочу! Всё! Знать!» выстроена эффективная система взаимодействия и преемственности в работе с родителями и другими специалистами по данной проблеме. Даны рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для обучения правилам опытно-экспериментальной деятельности. В программе раскрывается система организации работы в разных возрастных группах, предлагается перспективное планирование работы в различных формах организации детской деятельности: на занятиях, через наблюдения, целевые прогулки, беседы и рассматривание иллюстративного материла, исследовательская деятельность, опыты, дидактические игры, игровые упражнения и ситуации, чтение художественной литературы, просмотр презентаций. |
9. | Ожидаемый результат | Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы. Имеет представление о различных физических свойствах и явлениях. Соблюдает правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности. |
10. | Срок реализации программы | 2015-2018 г. |
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова). Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим; Активность ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности.
Данная программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком: Вместе; на равных; как партнеров.
Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Специфика отбора содержания программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлена несколькими темами: живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.; неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.; человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.
Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей. Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом: с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 15-20 минут; с детьми старшей и подготовительной групп – 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Работа проводится с небольшими подгруппами. Это дает возможность педагогу: работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей); использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей; Данная деятельность проводится в свободное от занятий время в I или II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы мини-лаборатории.
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:
- Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотез;
- Подведение итогов;
- Вывод;
- Фиксация результатов (если это необходимо);
- Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы воспитателем: внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?); ситуация выбора.
Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.
Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.
Актуальность:
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афанасьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним... А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Цели и задачи программы.
Цель: развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты.
Задачи:
- Создать условия по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников.
- Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, растворимость и т.д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света).
- Развивать умение делать выводы, умозаключения.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Содержание программы
Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов.
В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: Во – первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В – третьих, они практически безопасны. В – четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Содержание программы строится по трём разделам: - живая природа; - неживая природа; - человек, по следующим темам:
«В гости капелька пришла» изучение свойств и состояний воды, опыты на исследование плавучести, растворимости и нерастворимости различных веществ.
«Чудеса на окошке» формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, умение наблюдать за их ростом.
«Свет и цвет» знакомство со световым лучом, его движением и явлениями, влияющими на изменение направления и цвета светового луча.
«Воздух – невидимка» включает в себя занятия на обобщение и закрепление знаний детей о свойствах и качествах воздуха.
«Увидеть невидимое» выявление на первый взгляд невидимых свойств веществ.
«Чудо магнит» расширить знания детей о магните, его свойствах и способностях, формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов.
«Руками человека» показывает детям, что человек, имея определенные знания, может изобретать интересные конструкции.
«Неживая природа» выделение признаков неживой природы.
«Необычное в обычном» подводит детей к пониманию того, что из совершенно обычных и привычных нам вещей можно сделать что-то интересное.
- Концептуальные основы реализации программы.
Программа «Хочу! Всё! Знать!» построена с учѐтом следующих принципов:
1. Принцип научности:
- Предполагает подкрепление всех средств познания научно обоснованными и практически апробированными методиками;
2. Принцип целостности:
- Основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
3.Принцип систематичности и последовательности:
- Предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- Обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5.Принцип доступности:
- Предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
6.Принцип активного обучения:
- Обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7.Принцип креативности:
- Предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
- Предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Результатом деятельности является сотрудничество ребѐнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью;
Реализация программы в формах специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Чем раньше познакомился маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет его желание оберегать растущее и живое.
Основная задача родителей и воспитателей: поддержать и развить в ребёнке интерес к открытиям и создать для этого условия.
Одним из условий по развитию познавательных способностей детей является предметно – развивающая среда.
- Организация предметно – развивающей среды по экспериментированию.
Возраст | Рекомендации |
Средний возраст | 1. Развивающая среда должна сохранить особенности младшей группы, но в то же время носить черты обстановки, характерной для групп старших дошкольников, набор материалов шире. 2. Опорные схемы, которые помогают ребёнку выбирать деятельность и следовать этому выбору. 3. Использование знаковой символики для обозначения предметов, действий и их последовательность. Придумывать такие знаки лучше с детьми вместе, подводя их к пониманию того, что всё можно обозначить не только словами, но и графически. |
Старший возраст | 1.Центр экспериментирования должен размещаться таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься делом. 2. Желательно в детском саду организовать целую комнату для экспериментирования. |
С целью развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в развивающей среде каждой группы ДОУ выделены зоны экспериментирования – мини- лаборатории
Развивающая предметно – пространственная среда
Средняя группа
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Центр «Мы познаём мир»
- Стол для проведения экспериментов.
- Халаты, нарукавники.
- Природный материал: песок, глина, фасоль, горох, вода, камни, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья.
- Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.
- Игрушки для игры с водой.
- Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели.
- Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов.
- Сыпучие продукты (соль, сахарный песок).
- Увеличительное стекло.
- Игрушечные весы.
- Комнатные растения с указателями.
- Алгоритм ухода за растениями.
- Журнал опытов.
Развивающая предметно – пространственная среда
Старшая группа
Работа по экспериментированию с детьми старшей группы направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и явлений.
Центр «Маленькие почемучки».
- Стол для экспериментирования.
- Резиновый коврик.
- Халаты, передники, нарукавники.
- Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д.
- Комнатные растения с указателями.
- Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.
- Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука).
- Стеллаж для пособий и оборудования.
- Микроскоп, лупы.
- Песочные часы, безмен.
- Технические материалы (болты, гайки, гвозди).
- Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл).
- Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.
- Календарь природы.
- Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.
Развивающая предметно – пространственная среда
Подготовительная группа
Центр «Групповая мини – лаборатория».
- Стол для экспериментирования. Резиновый коврик.
- Халаты, передники, нарукавники.
- Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д
- Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука, крахмал).
- Пищевые красители.
- Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.
- Микроскоп, лупы.
- Песочные часы, безмен.
- Технические материалы (болты, гайки, гвозди).
- Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл).
- Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.
- Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.
- Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов, календарь природы, календарь погоды.
- Комнатные растения с указателями по программе, алгоритм ухода за комнатными растениями.
- Настольно – печатные игры для формирования первичных, естественнонаучных представлений.
Для изучения содержания, имеющихся мини – лабораторий использовали критерии, предложенные Л.Н. Прохоровой в методических рекомендациях «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста
Познавательные возможности дошкольников очень велики. Опытно –экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Коллектив ДОУ и родители должны стать единомышленниками в развитии детей. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Результативность внедрения опытно – экспериментальной деятельности определяется с помощью мониторинга. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.
Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:
- Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.
- Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.
- Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.
- Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.
Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Для осуществления мониторинга развития навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста разработали индивидуальные карты формирования навыков экспериментирования. Диагностический инструментарий: наблюдения воспитателя, фиксирование в дневнике наблюдений. Уровень усвоения определяется по структурно – логической схеме формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте, разработанной Ивановой А.И. (Приложение 1). Она позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую. Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметной среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития самостоятельной детской деятельности. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: - достаточность (соответствие возрасту); - безопасность для жизни и здоровья детей; - доступность расположения. Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.
3. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста
Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования
(4 года)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему | ||
2 | Умение принимать и ставить цель | ||
3 | Умение решать проблемы | ||
4 | Умение анализировать объект или явление | ||
5 | Умение выделять существенные признаки и связи | ||
6 | Умение сопоставлять различные факты | ||
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения | ||
8 | Умение делать выводы |
Вывод:
Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. «Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.)
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий. | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Средний | Проявляет желание что то сделать. | Желание что то сделать выражает словами. | Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. | Работает с помощью воспитателя. Взрослые должны постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту. | Отвечает на простые вопросы взрослых. Произносит фразы, свидетельствующие о понимании событий. |
Низкий | Проявляет первые признаки желания что – то сделать. | Некоторые действия становятся целенаправленными. | Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. | Манипулируют предметами осознанно. К сосредоточению и целенаправленному наблюдению не способны. | Называют предметы и действия, совершаемые с ними. |
Вывод:
Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (5 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. | год | |||
Начало года | Конец года | ||||
1. | Умение видеть и выделять проблему | ||||
2 | Умение принимать и ставить цель | ||||
3 | Умение решать проблемы | ||||
4 | Умение анализировать объект или явление | ||||
5 | Умение выделять существенные признаки и связи | ||||
6 | Умение сопоставлять различные факты | ||||
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения | ||||
8 | Умение делать выводы | ||||
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. | Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. | Хорошо понимает простейшие одночленные причинно следственные связи. |
Средний | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Низкий | Желание что – то сделать выражают словами. | Произносят фразу: «Я хочу сделать то – то». | Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами. | Выполняют простейшие поручения взрослых. Работают с помощью воспитателя. Он должен постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту. | Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий. |
Вывод:
Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И.
«Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.
Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (6 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть 1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему | ||
2 | Умение принимать и ставить цель | ||
3 | Умение решать проблемы | ||
4 | Умение анализировать объект или явление | ||
5 | Умение выделять существенные признаки и связи | ||
6 | Умение сопоставлять различные факты | ||
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения | ||
8 | Умение делать выводы |
Вывод:
Часть2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: за основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И.
«Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.)
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.. | Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога. | Принимает активное участие в планировании проведения опыта, прогнозирует результат, с помощью взрослого планирует деятельность. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы. | Выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам. Использует несколько графических способов фиксации опытов. | При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей. |
Средний | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. | Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. | Хорошо понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи . |
Низкий | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Вывод:
Индивидуальная карта овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. (7 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Интегративные качества, необходимые для формирования навыков экспериментирования | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему | ||
2 | Умение принимать и ставить цель | ||
3 | Умение решать проблемы | ||
4 | Умение анализировать объект или явление | ||
5 | Умение выделять существенные признаки и связи | ||
6 | Умение сопоставлять различные факты | ||
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения | ||
8 | Умение делать выводы |
Вывод:
Часть 2 .Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: за основу взяли « Структурно – логическую схему формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте» Ивановой А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Творческий Центр «Сфера» М., 2009. с. 46-53.
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает предположения, гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других. | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей ( что сначала, что потом) | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует. Не вникая в его подлинное содержание. |
4. Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.
Метод наблюдения – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; – за изменением и преобразованием объектов;
Из практических методов обучения использовали:
Игровой метод – Опыт
Из словесных методов использовали: - Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
- Художественное слово
- Загадки
- Напоминание о последовательности работы
- Совет
- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Информационно-коммуникативные технологии:
-Компьютер
-мультимедийный проектор
-принтер
-видеомагнитофон
-фотоаппарат.
Формы работы с детьми:
-фронтальные;
-групповые;
-индивидуальные.
Формы реализации программы:
-целевые экскурсии;
-тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
-чтение художественной литературы;
-конкурсы и викторины;
-сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными
персонажами.
- Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребѐнка.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу
нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьѐй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребѐнком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в еѐ реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском саду. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своѐ общение с ребѐнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
- Формы работы с родителями
№ п/п | Задачи | Мероприятия |
1. | Ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности | Родительские собрания: 1. «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», 2. «Растим любознательных» 5. Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно- экспериментальной активности детей |
2. | Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование». | Консультации для родителей: 1. «Роль семьи в развитии интереса ребѐнка к экспериментальной деятельности»; 2. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; 3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»; 3. «Игра или экспериментирование»; 4. «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка» Памятка для родителей:
|
3. | Популяризация исследовательской активности ребенка - дошкольника | 1. Оформление информационного стенда «Экспериментальная деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» 2. Фотовыставка «Мы экспериментируем» 3. Открытые занятия: «Где живёт воздух?» «Чудо-магнит», «Путешествие Карандаша и Гвоздика». «Какими бывают камни?» и т.д. 3. Создание мини-лаборатория. |
4. | Организация сотрудничества с родителями | 1. «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей. 2. Создание семейного журнала «Экспериментируем дома» 3. Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани», «Бумажная страна», акции «Кормушка для птиц», «Спаси дерево». |
- Тематическое перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности
Занятия по обучению опытно-экспериментальной деятельности проводятся 2 раза в месяц в форме занятий, всего 18 занятий в год. Диагностика педагогического процесса с целью оптимизации образовательного процесса по формированию умений по опытно экспериментальной деятельности проводится 2 раза в год в начале и в конце учебного года. Данные занятия направлены на реализацию задач по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Перспективные планы составлены с учѐтом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:
- «Речевое развитие» использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр.
- «Физическое развитие» использование подвижных игр, физкультминуток.
- «Социально-коммуникативное развитие» приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.
- «Познавательное развитие» рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- «Художественно-эстетическое развитие» сюжетное рисование по впечатлениям проведѐнных занятий, закрепление пройденного материала.
Перспективное планирование по 3 возрастам прилагается.
- Ожидаемые результаты
Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твѐрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
- Литература:
- Баландина Т.Б. Организация работы по экспериментированию в ДОУ//Дошкольная педагогика . – 2012. - № 10.
- Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ « СФЕРА», 2005.
- Емельянова М. Исследовательская деятельность детей» //Ребёнок в детском саду. – 2009.- № 3.
- Емельянова М. Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» //Детский сад от А до Я.- 2006. –№ 2.
- Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения» //Дошкольное воспитание.- 2006. -№12.
- Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения//Дошкольное воспитание. 2007. -№1.
- Ильницкая И., Остапенко Л.Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. -2007. -№3.
- Иванова А.И. Живая Экология. - М.: ТЦ Сфера,2007.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Короткова Н. Организация познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. //Ребёнок в детском саду. -2002.- № 1.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. –М.- Педагогическое общество России, 2003.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет . -Издательство: Учитель, 2011.
- Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009.
- Москаленко В. В. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009.
- Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
- Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005.
- Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание.- 2005.- №12.
- Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание.- 2006.- №1.
Приложение
Тематическое перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности
№ | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование | Литература |
1-я неделя | Наши помощники «Слушай во все уши» | Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т. д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха. | Схема человеческого уха. Картинки животных (слона, зайца, волка) д/и «Определи по звуку». Гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т. д.) | Мой организм. Авт. -сост. Козлова С. А. – М., 2000 г., с. 58.Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с. 68. |
2-я неделя | Как мы чувствуем запахи? | Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования. | Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т. д., матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы). | Мой организм /Авт. -сост. Козлова С. А. – М., 2000 г., с. 71. |
3-я неделя «Язычок-помощник» | «Вкусовые зоны языка» | Познакомить со строением и значением языка, упражнять в определении вкуса продуктов Набор разнообразных продуктов питания, схематическое изображение языка с вкусовыми зонами. | Зеркала,4 блюдца с сахаром, солью, горчицей, кусочком лимона. Деревянные палочки, стаканы с водой | Дыбина О. В. Неизведанное рядом стр.46. |
4-я неделя «Знакомство со свойствами воздуха» | Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?» | Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление. Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты. | Два термометра, посуда с горячей водой. Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. Пипетки, шприц, подкрашенная вода. Два листа бумаги | Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с. 94. Волчкова В. Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с. 159. Дыбина О. В. Неизведанное рядом стр85 |
5-я неделя «Может ли растение дышать?» | Нужен ли корешкам воздух? Есть ли у растений органы дыхания? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» с. 55 |
6 неделя | «Почему листья осенью опадают?» | Вверх к листочкам, Как увидеть движение воды через корешки? Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений. | Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» с. 68 |
7-я неделя«Вода в природе и в быту». | «Вода – помощница» | Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. | Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло. | Дыбина О. В. Неизведанное рядом. –, с82 |
8-я неделя Вода – источник жизни» | «Откуда берётся вода?» | Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Познакомить с процессом конденсации. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. | Емкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка | Дыбина О. В. Неизведанное рядом. – с. 84 |
9-я неделя «Путешествие капельки» | «Откуда берется вода?» | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека | Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода»,схема «Круговорот воды в природе», глобус. | Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность» стр. 70-73 |
10-я неделя «Магнит – фокусник» | «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются» | Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами. | Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки, | Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 94-95 |
11-я неделя «Сила тяготения» | «Почему все падает на землю» | Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. | глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические, мячи. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом»,стр. 101 |
12-я неделя | «Хитрости инерции» | Познакомить детей с физическим явлением – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. | игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, монеты, стаканы с водой, сырое и вареное яйцо. | Интернет источники |
13-я неделя | «Что мы знаем о времени» | Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время». | глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами» | Презентация «Детям о времени» |
14-я неделя | «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?» | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения. | Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль | Интернет источники |
15-я неделя «Живые камни»
| «Что есть в почве?» | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. | Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь. | Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10. Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 38 |
16 –я неделя | «Как появляются горы?» «Извержение вулкана». | Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. | Иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка. | Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность» стр. 87-91 |
17-я неделя | «Твердая вода. Почему айсберги не тонут?» | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблик, иллюстрации с изображение айсбергов. | Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность» стр. 78-85; |
18-я неделя | «Если зимушка пришла, много снега принесла» | Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. | емкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» |
19-я неделя«Огонь – друг или враг»
| 1. Как первобытные люди добывали огонь? 2. Человек подчинил себе огонь. 3. Чем тушить огонь? Свеча в баке. | Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. | Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. | Интернет источники |
20-я неделя «Кто как видит» | Эксперимент: 1. Одинаково ли видят оба глаза. 2. Как видят заяц и птица. 3. Какие глаза видят лучше: большие или маленькие? 4. Как видит крот? | Путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные, проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни. | Повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных. | А. И. Иванова «Естественно – научные эксперименты в ДОУ |
21-я неделя «Как увидеть и услышать электричество» | «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» | Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. | Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик. | Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников |
22 неделя | «Почему горит фонарик?» | Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. | картинка с изображением электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для фонарика, 6-8 лимонов, медная изолированная проволока, скрепки, иголка. | Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность» |
23- я неделя | «Электроприборы» | Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность. | Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы. | Интернет-ресурсы |
24 неделя «Первоцветы. Как растут растения?» | «Что внутри?»; «Вверх к листочкам» | Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям. установить, почему стебель может проводить воду к листьям. установить, почему стебель может проводить воду к листьям. | Стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев. | Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. |
25-я неделяГде растения любят жить? | «Где растения быстрее получат воду», «Хватает ли света?» | Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды | Горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа. | Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников |
26-я неделя | «О чем поют весной птицы?» | уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме | перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет; | |
27-я неделя | «Могут ли животные жить в земле» | Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов | Почва. спиртовка, металлическая тарелка. Стекло или зеркало, емкость с водой. | Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников стр 89 |
28- я неделя «Кто как гнездо вьет?»
| «У кого какие клювы», «Без рук, без топора, построена изба» | Развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц | Плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки. Соломинки, веточки, комки глины, сахарный сироп | Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. |
29-я неделя | «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее | Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы. | Гризик Т. И. «Познаю мир» |
30-я неделя «Этот загадочный космос» | «Темный космос», «На орбите» | Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю. Гагарина, космических кораблей. | фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка. | Гризик Т. И. Познаю мир. – М., 2001 г., с. 112. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. |
31-я неделя «Рукотворный мир» | «Родственники стекла», «Мир вещей». | Учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла. | Предметы из различных материалов | Гризик Т. И. Познаю мир. – с. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – |
32- я неделя | «Металл, его качества и свойства» | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики | Металлические предметы, магниты, емкость с водой | Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – стр 48 |
33-я неделя | «Резина, ее качества и свойства» | Узнавать предметы из резины, определять его качественные характеристики | Резиновые предметы | Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – стр 48 |
34-я неделя | «Пластмасса её качества и свойства» | Узнавать предметы из пластмассы, определять его качественные характеристики | Пластмассовые предметы | Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – стр 49 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Программа по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
Настоящая программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....
«Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Конспект для воспитателей и родителей....
Презентация опыта: Организация экспериментирования как основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельностидетей дошкольного возраста на базе лаборатории «Хочу всё знать»
Педагогический опыт работы по теме: Организация экспериментирования как основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности...
Мастер-класс «Проектная деятельность в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Мастер-класс поможет педагогам создать систему работы по внедрению технологии – «метод проектов» в процесс познавательного развития детей дошкольного возраста....
Мастер-класс для воспитателей «Проектная деятельность в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов» в процесс познавательного развития детей дошкольного возраста....
Буклет. "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста".
Раскрытие значимости экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников....