Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма ____________________ Л.И. Мифтахова Приказ № от 2019 г. |
ПРИНЯТО Педагогическим советом «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма Протокол № от 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Познавательное развитие»
для старшей группы «В»
(разделы: развитие элементарных математических представлений, окружающий мир, поисково-исследовательская деятельность, конструирование)
на основе Примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования
с учетом Комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Мир открытий»,
научный руководитель Л.Г. Петерсон,
под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
воспитатели
Желоватых О.Н.
Шевцова О.В.
Надым
2019
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по образовательной области «Познавательное развитие» для старшей группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
1.1. Формирование целостной картины мира (Окружающий мир)
Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 1 раз в неделю всего 37 раз в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей шестого года жизни допускается не более 25 минут.
Программой предусмотрены различные формы организации НОД, в зависимости от обучающих задач: типовая, сюжетно-игровая, диагностическая – в соответствии с календарем праздников.
Программные задачи:
- Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
- Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
- Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Данная программа предполагает реализацию национально-регионального компонента.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «ФЦКМ» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема НОД | Количество непрерывной образовательной деятельности |
1. | Насекомые | 3 |
2 | Растительный мир | 10 |
3. | Животный мир | 10 |
4. | Человек | 5 |
5. | Рукотворный мир | 9 |
всего | 37 |
Требования к результатам освоения рабочей программы по ФЦКМ
К концу обучения ребенок
1. испытывает чувства гордости и радости при «открытии» новых знаний
2. Соотносит свои действия с заданными требованиями, корректирует свои действия в соответствии с планируемым результатом
3. Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого формулирует его причину; пытается поставить познавательную задачу
4. Стремится самостоятельно преодолевать ситуацию затруднения, сохраняя позитивный настрой. Знает и пытается использовать различные способы преодоления затруднения
5. Фиксирует достижение панируемого результата и условий, которые позволили его достичь
6. Создает предметную среду игры (Ролевой или режисерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы
7. Знает своё имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, адрес, номер телефона.
8. Называет членов семьи, их имена и отчества. Знает профессии и занятия членов семьи.
9. Может рассказать о нескольких профессиях, о занятиях и профессиях членов семьи, о роли разных людей в жизни общества
10. Перспективно оценивает себя на основе выделения собственных отдельных достоинств и перспектив развития; может рассказать о своих мечтах, увлечениях.
11. Понимает, что есть люди богатые и бедные, больные и здоровые, молодые и старые, умеющие делать одно, но не умеющие делать другое; все должны помогать друг другу, чтобы каждый чувствовал себя нужным
12. Может называть некоторых животных и растения, прежде всего, своего ближайшего окружения, некоторые сезонные изменения в природе; начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа
13. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает.
14. Может назвать свою страну, столицу России, родной город, улицу, на которой живёт, президента; имеет представление о флаге, о гербе, узнаёт мелодию гимна России
Содержание рабочей программы по ФЦКМ
РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА
Дети рассматривают глобус, географические карты, карты звездного неба. Узнают о космосе (планеты, звезды и др. космические тела, положение Земли в Солнечной системе) и о его освоении человеком. Знакомятся с названиями месяцев и их последовательностью в процессе изготовления самодельного календаря с фотографиями детей и датами их рождения. Воспитатель рассказывает о старинных названиях месяцев, вместе с детьми выясняет, почему они так назывались (например: лютый, цветень, травень, грозник, грязник, листопад, студень и др.).
В этом возрасте расширяются представления детей о времени, они хотят и могут узнавать о том, что было, когда их еще не было на свете; когда их родители или бабушки и дедушки были маленькими, когда люди жили в пещерах и т.п.
Дети наблюдают за солнцем (где оно всходит и где заходит, за осадками (дождь, снег, иней, роса и т.п.). Они ведут наблюдения за сезонными изменениями в природе и отмечают их в календарях погоды и природы, сравнивают результаты.
Дети узнают о разнообразии одежды, обуви, головных уборов, особенностях сезонной одежды и спецодежды людей разных профессий, при этом воспитатель стремится к тому, чтобы дети сами высказывали предположения, почему униформа сделана именно такой, например, почему одежда врачей и поваров чаще всего белого цвета, а камуфляжная форма военных пятнисто-зеленая и т.п.
Воспитатель знакомит детей с производством некоторых продуктов питания, например, сахара и леденцов, какао и шоколада, сыра и т.п. Дети узнают о том, как получают разные материалы, например, бумагу или ткань; из чего изготавливают мебель, обувь, духи и т.п. Они могут сами придумать, какие духи они хотели бы изобрести, нарисовать для них флаконы и сделать красивые упаковочные коробки и т.д. При этом воспитатель поясняет, что для производства продуктов, вещей нужны разные ресурсы (вода, земля и т.п.), поэтому нужно бережно относиться к вещам. Рассказывает, что в настоящее время многие новые вещи делают из старых (например, бумагу – из макулатуры).
Дети знакомятся с интересными местами более отдаленного окружения, узнают о том, что такое цирк, кукольный театр, аэропорт, морской порт, заповедник, кондитерская фабрика и др., овладевая при этом правилами поведения в разных общественных местах. Педагог организует с детьми разные спортивные соревнования и одновременно рассказывает о разных видах спорта, олимпиадах, о том, как чествуют победителей, какие медали и призы вручают и т.п.
Воспитатель рассказывает детям о почте и других средствах связи, о средствах массовой информации и коммуникации, о письме. Дети знакомятся с ними непосредственно и в игровой форме, пробуют придумывать свои способы передачи сообщений и общения.
Воспитатель рассказывает детям о природоохранных территориях, о Красной книге, об охраняемых животных и растениях родного края. Воспитатель обсуждает с детьми проблемы взаимоотношений человека и природы на примерах ближайшего окружения.
Воспитатель рассказывает, что в каждом городе (поселке) растут растения – деревья, кустарники, травы, грибы. Рядом с людьми обитают разные животные, которые не могут выжить без нашей поддержки. Поэтому люди охраняют зверей и птиц в специальных природных парках, изготавливают скворечники, подкармливают птиц зимой, сажают деревья и кустарники, поливают клумбы. Во многих городах есть зоопарки, ботанические сады, в которых можно увидеть животных и растения разных стран и своего родного края.
Проводятся наблюдения за деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, грибами участка детского сада, экологической тропинки, ближайшего парка (леса). Дети изучают развитие растений на примере комнатных, огородных растений (от семечка до ростка, цветка, плодов), некоторых растений участка (одуванчика), животных (как появляется бабочка, как появляется лягушка и т. п.).
Воспитатель организует наблюдения детей за поведением животных: млекопитающих (морская свинка, хомячок, кошка и др.); птиц (попугай, канарейка, синичка, снегирь, ворона и др.); земноводных (лягушка, жаба). Учит выделять характерные особенности их внешнего вида (покрыты шерстью, перьями и т.п.), способы передвижения (бегают, прыгают, летают, садятся на деревья, живут в воде, на суше), питания (питаются молоком, мясом, мелкими насекомыми, семенами, листьями растений, грибами и др.). Дети знакомятся с водоемами своей местности, их обитателями.
Воспитатель на конкретных примерах объясняет, что в природе нет «плохих» и «хороших», «вредных» и «полезных» животных, грибов, растений; в природе они все нужны. Продолжает знакомить детей со свойствами камней (горных пород и минералов), песка, глины. Знакомит с ландшафтами гор (их особенностями, растениями, животными горных территорий). Организует экскурсии в музеи, зоопарки, ботанические сады, заповедники, на выставки, сельскохозяйственные фермы (при наличии условий).
Педагог создает условия для игровой деятельности детей: организует дидактические, подвижные игры природоведческого содержания, создает вместе с детьми макеты, модели природных зон, городов, поселков, в том числе с использованием бросового материала. Организует различные игры-путешествия по земному шару в природные зоны (в пустыню, на море и т.п.).
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения детского развития. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития и оздоровления детей: смарт-доска, проектор, компьютер, демонстрационный материл, картотеки обучающих мультфильмов, презентаций, игр, муляжи, настольно-печатные игры, игрушки и т.д.
1.2. Развитие элементарных математических представлений
Реализация данного раздела программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 2 раза в неделю, всего 74 раза в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей седьмого года жизни допускается не более 25 минут.
Программные задачи:
Сравнение предметов и групп предметов
• Совершенствовать умения выделять группы предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять часть группы, выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и их групп.
• Развивать умения объединять группы предметов, разбивать на части по какому-либо признаку, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
• Развивать умение обозначать свойства фигур с помощью знаков (символов).
• Формировать первичное представление о равных и неравных группах предметов, умение записывать отношения между ними с помощью знаков =, ≠.
Количество и счет
• Развивать умение считать в пределах 10 (и в больших пределах в зависимости от успехов детей группы) в прямом и обратном порядке, соотносить запись чисел 1-10 с количеством.
• Тренировать умение правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
• Формировать представление о числе 0, умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.
• Развивать умение при сравнении на наглядной основе групп предметов по количеству пользоваться знаками =, ≠, >, < и отвечать на вопрос: «На сколько больше?», «На сколько меньше?».
• Формировать первичные представления о сложении и вычитании групп предметов, умение использовать знаки + и – для записи сложения и вычитания.
• Формировать опыт сравнения, сложения и вычитания, опираясь на наглядность, чисел в пределах 10.
• Формировать первичный опыт составления по картинкам простейших (в одно действие) задач на сложение и вычитание и умение решать задачи в пределах 10.
Величины
• Формировать первичные представления об измерении длины, высоты предметов с помощью условной мерки.
• Формировать первичные представления о непосредственном сравнении сосудов по объему (вместимости); об измерении объема сосудов с помощью условной мерки.
Геометрические формы
• Расширять и уточнять представления о геометрических фигурах: плоских – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал; объемных – шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида; закреплять умение узнавать и называть эти фигуры, находить сходные формы в окружающей обстановке.
• Формировать представление о различии между плоскими и объемными геометрическими фигурами и об элементах этих фигур.
Пространственно-временные представления
• Уточнять и расширять пространственно-временные представления детей. • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в верхнем правом (в нижнем левом) углу, посередине, внутри, снаружи), выражать в речи местонахождение предмета.
• Развивать умения определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету; двигаться в заданном направлении.
• Закреплять умение называть части суток (день – ночь, утро – вечер), последовательность дней в неделе.
Данная программа предполагает реализацию национально-регионального компонента.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «РЭМП» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема НОД | Количество непрерывной образовательной деятельности |
1. | Количество и счет | 30 |
2 | Величина | 16 |
3. | Геометрические фигуры | 14 |
4. | Ориентировка в пространстве и во времени | 14 |
всего | 74 |
Требования к результатам освоения рабочей программы по РЭМП
К концу обучения ребенок
1. Решает интеллектуальные задачи с помощью наглядно – образных средств; способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, ориентироваться по плану.
2. Классифицирует предметы по различным свойствам; выделяет и выражает в речи признаки сходства и различия предметов
3. Умеет располагать цвета по интенсивности, по их порядку в радуге, создает новые цвета, комбинируя их, различает тона
4. Умеет считать в пределах 10, в правильном порядке и количественными числительными
5. Умеет сравнивать группы предметов по количеству, при сравнении пользуется знаками +, =, -, >, <. Отвечает на вопрос «На сколько равно?», сравнивает числа на основании знания свойств числового ряда
6. Умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5
7. Умеет составлять простые задачи по картинкам, отвечает на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти.
8. Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражает в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки
9. Умеет называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году
Содержание рабочей программы по РЭМП
Новым аспектом в деятельности детей старшей группы является постепенный переход от действий с предметными моделями математических ситуаций к графическим моделям. С этой целью на занятиях начинают использоваться рабочие тетради (не более 5-7 минут).
На данном этапе обучения дети начинают самостоятельно выполнять так называемое «пробное действие», на основе которого разворачивается проблемная ситуация на занятии. Чтобы не испытывать боязни сделать ошибку, пробное действие выполняется на отдельном листке.
Особое внимание уделяется индивидуальному общению с детьми, испытывающими трудности в освоении материала, либо, наоборот, проявляющими интерес и любознательность к тому или иному вопросу.
Сравнение предметов и групп предметов.
Воспитатель продолжает знакомить детей со свойствами предметов (цвет, форма, размер и пр.), тренирует умение разбивать группы предметов на части по какому-либо признаку, устанавливать взаимосвязь между частью и целым, находить «лишний» предмет. В ходе этой работы организуется открытие детьми способов обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов). Дети придумывают символы для обозначения цвета, формы, размера предметов.
Продолжается работа по развитию логических операций, в том числе и операции отрицания. У детей формируется представление о том, как обозначить отрицание «не» с помощью зачеркивания (например, ≠ – не равно, – не треугольник и т.д.).
Развивается умение детей находить и составлять закономерности, при этом задания постепенно усложняются (поиск ошибок в составлении закономерностей, более сложные правила их построения и др.).
В старшей группе дети учатся устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и обозначать результат сравнения с помощью знаков = и ≠. Формируется представление детей о равных группах предметов: группы предметов равны, если они состоят из одних и тех же предметов. Дети устанавливают правило сравнения групп предметов с помощью составления пар: чтобы узнать, равны ли группы предметов, можно составить пары одинаковых предметов.
Количество и счет.
В старшем дошкольном возрасте дети учатся считать в пределах 10. Совершенствуются умения соотносить запись чисел с количеством и порядком. Числа моделируются как с помощью предметных, так и с помощью графических моделей («точек»), которые станут наглядной опорой дальнейшего изучения натуральных чисел в начальной школе.
В продолжение начатой ранее работы дети уточняют представления о том, что число определяется количеством предметов в группе и не зависит ни от размеров предметов, ни от расстояния между ними, ни от их пространственного расположения. Новые числа вводятся в той же логике, что и на предыдущих этапах.
После выработки навыка называть количественные числительные в прямом порядке дети осваивают умение считать обратным счетом. Это позволяет лучше понять устройство натурального ряда (порядок чисел, отношения соседних чисел, понятия «предыдущее» и «последующее» число).
В детском саду авторы не рекомендуют учить детей писать цифры.
Введению числа 10 предшествует знакомство с нулем. Дети узнают, что нуль обозначает отсутствие предметов: «нисколько», «ни одного». Число 10 соотносится с количеством пальцев на руках и на ногах.
Уточняются представления детей о равных и неравных группах предметов, сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар. Процесс сравнения моделируются посредством графических моделей – «мешочков». Установленные отношения фиксируются с помощью знаков =, ≠.
На этой основе организуется деятельность детей, в которой они конструируют знаки > и <, учатся использовать их для записи результата сравнения групп предметов по количеству.
Закрепление представлений о знаках проходит в различных дидактических играх с использованием предметных и графических моделей.
В старшем дошкольном возрасте начинается формирование представлений детей об арифметических действиях сложения и вычитания. Предварительно актуализируются их представления о целом и его частях, взаимосвязи между частью и целым, умение составлять целое из частей и выделять часть целого.
Педагог помогает детям понять, чем отличается задача от загадки или рассказа, учит выделять вопрос задачи и отвечать на вопросы: «Что в задаче нужно узнать – часть или целое? Как это можно сделать?»
Величины.
В старшей группе дети «открывают» опосредованный способ сравнения величин – измерение условной меркой, учатся объяснять свои действия при измерении мерками, наблюдают, что происходит при увеличении мерки, уменьшении мерки.
Формируются представления детей об объеме (вместимости). Дети знакомятся со способами непосредственного сравнения сосудов по объему (вместимости) и измерения объема сосудов с помощью условной мерки.
Как и при измерении длины, с помощью своих практических действий дети наблюдают зависимость между величиной мерки и результатом измерения: чем больше мерка, тем меньше мерок нужно, чтобы наполнить сосуд, и наоборот.
Геометрические формы. У детей шестого года жизни развиваются представления о плоских и объемных геометрических фигурах, с которыми они знакомились раньше: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида.
В результате различных действий (исследования, конструирования и др.) дети учатся соотносить плоские и объемные геометрические фигуры, устанавливают, чем они похожи и чем отличаются, выделяют и сравнивают их элементы, делают обобщения.
Формируются начальные представления о понятиях «угол», «многоугольник», «вершина», «сторона», «граница» фигуры. Дети учатся различать внутреннюю область и границу любой фигуры, считать число сторон, вершин, углов (первичный опыт этой деятельности детьми уже приобретен в младшей и средней группах).
Пространственно-временные представления. Дети шестого года жизни продолжают осваивать пространственные отношения, с которыми они знакомились раньше: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, далеко – близко и др. Дети уточняют ориентировки относительно себя и осваивают ориентировки относительно другого человека. Все выводы они делают сами в исследовательских ситуациях. При этом они вначале проверяют свои выводы практически, а затем учатся мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.
Еще одна новая задача для детей – научиться определять место по заданному условию, то есть выполнять задания типа: «Встань так, чтобы слева от тебя было окно, а сзади – шкаф», «Сядь так, чтобы впереди тебя сидел Петя, а сзади – Маша». Кроме этого, дети должны научиться выражать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от Маши сидит Петя, слева от Маши – Оля, впереди Оли – окно, над головой Оли – лампа».
В старшей группе ведется целенаправленная работа по формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку, что важно для их успешного обучения в школе. Дети знакомятся с понятиями лист, страница, тетрадь.
Умение ориентироваться во временных понятиях обеспечивается повседневным их использованием. Детям систематически задаются вопросы: «Какой сегодня день недели?», «Какой будет завтра?», «Какой был вчера?», «Какое сейчас время года?», «Какой месяц?» и т.п.
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения развития детей. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития и оздоровления детей: смарт-доска, проектор, компьютер, демонстрационный материл, картотеки обучающих мультфильмов, презентаций, игр, демонстрационный материал и т.д.
1.3. Познавательно-исследовательская деятельность
Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 1 раз в две недели всего 18 раз в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей шестого года жизни допускается не более 25 минут.
Программные задачи:
• Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к явлениям и объектам природы и рукотворного мира.
• Учить вести наблюдения на протяжении недели, месяца, в течение года.
• Отмечать результаты наблюдений; следить за изменениями в природе и в жизни.
• Формировать элементарные навыки исследовательской работы, умение обобщать, анализировать, делать выводы, сопоставлять результаты наблюдений, выделять сходство и отличия объектов, формулировать предположения и самостоятельно проводить простые «исследования».
• Учить выделять более дифференцированные свойства предметов, классифицировать их по характерным признакам, понимать и употреблять обобщающие наименования (деревья, кустарники, фрукты, овощи, животные, растения, транспорт наземный, водный, воздушный, посуда чайная, столовая, кухонная и т.п.).
• Знакомить с устройством простейших планов и схем, географических карт, условными знаками и символами, а также с моделью Земли – глобусом.
Данная программа предполагает реализацию национально-регионального компонента.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «ПиД» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема НОД | Количество непрерывной образовательной деятельности |
1. | Экспериментальная деятельность | 18 |
всего | 18 |
Требования к результатам освоения рабочей программы по ПиД
К концу обучения ребенок
1. Проявляет любознательность, познавательную активность, которая выражается в совершении множества пробных действий, интересе к экспериментированию, в вопросах: «Почему?», «Зачем?», «Как?» и т.п.
2. При экспериментировании применяет элементарные навыки исследовательской работы
3. Предлагает различные варианты решения проблемно – познавательных задач; пытается аргументировать свою точку зрения
Содержание рабочей программы по ПиД
Воспитатель учит детей более дифференцированно выделять свойства предметов и материалов, называть их словами (рыхлый, плотный, гибкий, негнущийся, хрупкий, прочный и др.). Организует знакомство детей с новыми свойствами материалов, из которых сделаны предметы (пропускает или не пропускает тепло, свет), дает представление о превращении твердых веществ в жидкие, жидких – в газообразные, и наоборот.
Педагог учит детей распознавать различные материалы (бумагу, картон, ткань, пластмассу, воск, металл); обозначать словом, что предметы сделаны из пластмассы (пластмассовые), из меха (меховые), из шелка (шелковые), из ваты (ватные), из кожи (кожаные), из шерсти (шерстяные) и т.п. Рассказывает о том, как делают разные материалы, например бумагу, и почему ее нужно экономно использовать. Обсуждает с детьми, что разные материалы по-разному загрязняют окружающую среду, откуда берется мусор и куда он девается, рассказывает о том, как люди перерабатывают разные материалы.
Показывает, что некоторые предметы со сходными функциями имеют подобную форму. Например, кружка, чашка, стакан, кастрюля, ведро – все они могут наполняться жидкостями или сыпучими веществами, которые потом из них можно выливать или высыпать. Дети сравнивают между собой объемы, переливая жидкости из одной емкости в другую (из тарелки в чашку, из стакана в кастрюлю), и устанавливают, где больше объем.
Дети учатся устанавливать простейшие связи между объектами живой и неживой природы (например, одним животным, растениям для жизни нужно много воды, другие могут существовать и в условиях недостатка влаги; для прорастания растению нужны свет, влага, тепло, свет), между объектами живой природы (некоторые деревья и грибы «дружат»), между действиями людей и состоянием окружающей среды.
Педагог учит устанавливать сходства и различия между животными в их внешнем виде, поведении и приспособленности к окружающей среде; анализировать особенности внешнего вида и строения различных растений. Помогает детям составлять и вести календарь природы, отмечать значками, какая погода (выпал снег, идет дождь, ветрено), что происходит на улице (зацвели растения, прилетели птицы). Показывает на плане детский сад, участок вокруг детского сада, экологическую тропинку, близлежащую территорию, учит использовать условные обозначения.
Воспитатель создает условия для наблюдений и экспериментирования: уголки, мини-лаборатории в группе и на участке, в которых собран разнообразный природный (шишки, камешки, семена, песок, глина), искусственный и бросовый материал, простейшее оборудование для проведения опытов. В процессе экспериментирования дети сначала самостоятельно выстраивают гипотезу, а по окончании эксперимента сравнивают предположение с окончательными результатами (например: если бросить лед в стакан с водой, то он: утонет? будет плавать? растворится? растает? в каком стакане сахар растворится быстрее – с холодной или с горячей водой? где вырастут более высокие растения – там, где больше посеяно семян, или там, где меньше?).
На примере детского сада, города (поселка) воспитатель рассказывает, откуда берутся вода, свет, тепло, почему их нужно экономить.
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения развития детей. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития и оздоровления детей: смарт-доска, проектор, компьютер, демонстрационный материл, картотеки обучающих мультфильмов, презентаций, игр, демонстрационный материал, центры экспериментирования с набором материалов для опытов и т.д.
1.4 Конструирование
Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 1 раз в две недели всего 18 раз в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей шестого года жизни допускается не более 25 минут.
Программные задачи:
• Продолжать знакомить детей с архитектурой как видом пластических искусств и дизайном как новейшим искусством, направленным на гармоничное обустройство человеком окружающего его пространства.
• Расширять опыт дизайн-деятельности в процессе конструирования из различных по форме, величине, фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных) разными способами: по словесному описанию, условию, рисунку, схеме, фотографии, собственному замыслу.
• Обучать новым конструктивным умениям на основе развивающейся способности видеть целое раньше частей: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, подготавливать основу для перекрытий, распределять сложную постройку в высоту, делать постройки более прочными и устойчивыми.
• Продолжать учить детей использовать детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); побуждать к адекватным заменам одних деталей другими (куб из двух кирпичиков, куб из двух трехгранных призм); знакомить с вариантами строительных деталей (пластины: длинная и короткая, узкая и широкая, квадратная и треугольная).
• Содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки самоконтроля, самооценки и планирования действий).
Данная программа предполагает реализацию национально-регионального компонента.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «Конструированию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема НОД | Количество непрерывной образовательной деятельности |
1. | Конструирование по замыслу, по схеме | 18 |
всего | 18 |
Требования к результатам освоения рабочей программы по конструированию
К концу обучения ребенок
1. Предлагает различные варианты решения проблемно – познавательных задач; пытается аргументировать свою точку зрения
2. Создает предметную среду игры (Ролевой или режисерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы
3. Самостоятельно создает конструкции из строительных деталей и других материалов, сочетая и взаимозаменяя их; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и оценивает результат
Содержание рабочей программы по конструированию
В процессе образовательной деятельности, организованной в форме прогулок, экскурсий и фотопутешествий, педагог знакомит детей с искусством дизайна в разнообразии его видов (архитектурный, интерьерный, автомобильный, мебельный, игрушечный и др.), помогает установить связь между формой предмета, его назначением и размещением в пространстве. В различных образовательных ситуациях, связанных с восприятием произведений архитектуры, мебели и детским конструированием педагог продолжает учить детей анализировать постройки (замок, дворец, избушку) и бытовые предметы (трон, кресло, стул, табурет), выделять характерные признаки и сравнивать объекты между собой по этим признакам: назначение, величина, форма, конструктивный принцип, устойчивость, строительный материал, способ создания, детали, декор и др.
Дети получают опыт создания различных конструкций из разнообразных материалов: готовых и неоформленных, бытовых и природных, окрашенных и естественных по цвету, а также каркасных крупногабаритных модулей, масштабных мягких модулей, строительных деталей, элементов конструкторов с разными способами крепления, объемных и плоскостных форм и т.д. С этой целью педагог содействует обогащению предметно-пространственной среды в помещении и на участке детского сада; поддерживает и углубляет интерес детей к разным видам конструирования с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей. Поддерживает стремление детей к коллективному конструированию и совместному обустройству игрового пространства.
В различных образовательных ситуациях педагог содействует развитию у детей универсальных способностей на основе умения видеть целое (конструкцию) и его части: устанавливать связь между конфигурацией и назначением; определять пространственное положение элементов и понимать логику конструкции (выделять опорные детали и узлы крепления; учитывать запас прочности для адекватного изменения постройки); использовать детали с учетом их конструктивных свойств; заменять одни детали другими в разных комбинациях (куб – это два кирпичика или две трехгранные призмы); находить творческие решения; не бояться апробировать варианты, замечать и своевременно исправлять ошибки, оценивать результат своей и совместной с другими детьми деятельности.
Основной путь развития детей средствами конструктивной деятельности следующий:
1) создание оптимальных условий для накопления и постепенного обобщения полученного опыта;
2) инициативный перенос освоенных способов в разные ситуации;
3) свободное использование способов в самостоятельной деятельности (конструктивный, игровой, художественный);
4) применение способов в играх и упражнениях с условными заместителями (геометрическое плоскостное и компьютерное конструирование);
5) перевод внешней (практической) деятельности во внутренний план (мышление, воображение), решение простейших задач, связанных с изменением ракурса, сменой точки зрения, прогнозированием результата – мысленное экспериментирование с формой и конструкцией.
Примечание: задачи и содержание художественного конструирования представлены в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения развития детей. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития и оздоровления детей: смарт-доска, проектор, компьютер, демонстрационный материл, картотеки обучающих мультфильмов, презентаций, игр, демонстрационный материал, различные конструкторы и т.д.
2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3
3. Работа с родителями по направлению «Познавательное развитие»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1.Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3.Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Реализация программы рассчитана для работы с детьми младшего возраста (дети 5-6 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
В группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Работа с родителями по направлению «Познавательное развитие ребенка» осуществляется согласно плану. Приложение 4.
4. Работа с социальными партнерами по направлению «Познавательное развитие ребенка»
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Работа с социальными и партнерами по направлению «Познавательное развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.
Используемая литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию в старшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1 | Мой детский сад | ||
2 | Осень. Приметы осени | |||
3 | Грибы. Ягоды | |||
4 | Во саду ли, в огороде… | |||
Октябрь | 1 | Деревья и кустарники | ||
2 | Домашние животные | |||
3 | Домашние птицы | |||
4 | Моя Родина. Мой любимый город | |||
5 | Человек. Семья | |||
Ноябрь | 1 | Одежда. Обувь | ||
2 | Профессии | |||
3 | Инструменты | |||
4 | Народная культура и традиции | |||
Декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка-зима! | ||
2 | Дикие животные | |||
3 | Кто к кормушке прилетел? | |||
4 | Новый год у ворот! | |||
Январь | 2 | Дом, в котором я живу | ||
3 | Наши помощники. Электроприборы | |||
4 | Мебель | |||
5 | Посуда | |||
Февраль | 1 | Продукты питания. | ||
2 | Транспорт | |||
3 | День защитника Отечества | |||
4 | Комнатные растения | |||
Март | 1 | Международный Женский день | ||
2 | Весна красна | |||
3 | Цветы | |||
4 | Перелетные птицы | |||
Апрель | 1 | Наш друг - книга | ||
2 | Что мы знаем о космосе? | |||
3 | Насекомые | |||
4 | Животные разных стран | |||
Май | 1 | Праздник весны и труда | ||
2 | Праздник Победы | |||
3 | Подводный мир | |||
4 | Азбука безопасности | |||
5 | Скоро лето! |
Приложение 2
Мониторинг обученности детей старшей группы
№ п/п | ФИ ребенка | 1. Проявляет любознательность, познавательную активность, которая выражается в совершении множества пробных действий, интересе к экспериментированию, в вопросах: «Почему?», «Зачем?», «Как?» и т.п. | 2. Испытывает чувства гордости и радости при «открытии» новых знаний | 3. Решает интеллектуальные задачи с помощью наглядно – образных средств; способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, ориентироваться по плану. | 4. Соотносит свои действия с заданными требованиями, корректирует свои действия в соответствии с планируемым результатом | 5. Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого формулирует его причину; пытается поставить познавательную задачу | 6. Стремится самостоятельно преодолевать ситуацию затруднения, сохраняя позитивный настрой. Знает и пытается использовать различные способы преодоления затруднения | 7. Фиксирует достижение панируемого результата и условий, которые позволили его достичь | 8. При экспериментировании применяет элементарные навыки исследовательской работы | 9. Предлагает различные варианты решения проблемно – познавательных задач; пытается аргументировать свою точку зрения | 10. Самостоятельно создает конструкции из строительных деталей и других материалов, сочетая и взаимозаменяя их; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и оценивает результат | 11. Создает предметную среду игры (Ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы | 12. Знает своё имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, адрес, номер телефона. | 13. Называет членов семьи, их имена и отчества. Знает профессии и занятия членов семьи. | 14. Может рассказать о нескольких профессиях, о занятиях и профессиях членов семьи, о роли разных людей в жизни общества | 15. Перспективно оценивает себя на основе выделения собственных отдельных достоинств и перспектив развития; может рассказать о своих мечтах, увлечениях | 16. Понимает, что есть люди богатые и бедные, больные и здоровые, молодые и старые, умеющие делать одно, но не умеющие делать другое; все должны помогать друг другу, чтобы каждый чувствовал себя нужным | 17. Может называть некоторых животных и растения, прежде всего, своего ближайшего окружения, некоторые сезонные изменения в природе; начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа | 18. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает. | 19. Умеет объяснить простейшие причинно – следственные связи, пытается рассуждать о последствиях при изменении тех или иных условий | 20. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает | 21. Классифицирует предметы по различным свойствам; выделяет и выражает в речи признаки сходства и различия предметов | 22. Умеет располагать цвета по интенсивности, по их порядку в радуге, создает новые цвета, комбинируя их, различает тона | 23. Умеет считать в пределах 10, в правильном порядке и количественными числительными | 24. Умеет сравнивать группы предметов по количеству, при сравнении пользуется знаками +, =, -, >, <. Отвечает на вопрос «На сколько равно?», сравнивает числа на основании знания свойств числового ряда | 25. Умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5 |
1. Проявляет любознательность, познавательную активность, которая выражается в совершении множества пробных действий, интересе к экспериментированию, в вопросах: «Почему?», «Зачем?», «Как?» и т.п.
2 балла – задает вопросы об устройстве и работе приборов, способах изготовления предметов, явлениях окружающего мира; изучает «что внутри» предметов, пробует действия с ними, конструирует, наблюдает за явлениями окружающего мира, за животными, насекомыми, растениями.
1 балл – не проявляет инициативы в познании, но с интересом участвует в совместной деятельности по изучению чего-то, выслушивает объяснения взрослого.
0 баллов – не проявляет интереса к новому, быстро отвлекается и стремится к привычной деятельности.
2. Испытывает чувства гордости и радости при «открытии» новых знаний
2 балла – радуется, когда самостоятельно узнаёт что-то новое, делится этой радостью с другими, показывает результаты своего труда, исследования, наблюдения.
1 балл – к познавательным результатам относится нейтрально, делится своими эмоциями и результатами только по просьбе взрослого или сверстника.
0 баллов – не проявляет выраженных чувств при «открытии» новых знаний.
3. Решает интеллектуальные задачи с помощью наглядно – образных средств; способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, ориентироваться по плану.
2 балла – решает задачи самостоятельно с опорой на наглядные материалы (например, простые задачи на счёт; может собрать модель (постройку из кубиков, конструктора или узор мозаики) по заданной схеме, по наглядному плану, инструкции.
1 балл – для решения задач требуется некоторая помощь взрослого.
0 баллов – не может решать задачи, адекватные возрасту. Не ориентируется по схеме, плану.
4. Соотносит свои действия с заданными требованиями, корректирует свои действия в соответствии с планируемым результатом
2 балла – ребенок самостоятельно корректирует свои действия в процессе работы в соответствии с планируемым результатом
1 балл – корректирует свои действия в процессе работы только при напоминании взрослого
0 баллов – не корректирует свои действия даже после указания воспитателем на ошибку
5. Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого формулирует его причину; пытается поставить познавательную задачу
2 балла – ребенок фиксирует свое затруднение, при незначительной помощи взрослого формулирует его причину
1 балл – ребенок фиксирует свое затруднение, но не видит его причину
0 баллов – не предлагает способов преодоления затруднения даже после наводящих вопросов взрослого
6. Стремится самостоятельно преодолевать ситуацию затруднения, сохраняя позитивный настрой. Знает и пытается использовать различные способы преодоления затруднения
2 балла – при столкновении с затруднением пытается самостоятельно найти пути его преодоления; использует различные способы преодоления затруднения; проявляет настойчивость в достижении результата.
1 балл – при затруднениях пытается найти пути их преодоления, но быстро теряет терпение, проявляет негативные эмоции или сразу обращается за прямой помощью к взрослому.
0 баллов – при затруднениях сразу же теряет интерес, прекращает выполнять действие и не возвращается к нему либо проявляет агрессию, ломает предметы, игрушки.
7. Фиксирует достижение панируемого результата и условий, которые позволили его достичь
2 балла – ребенок самостоятельно проговаривает сам факт достижения результата
1 балл – ребенок проговаривает достигнутый результат, но не может проговорить условия, которые позволили достичь результата
0 баллов – ребенок не может сказать, что получилось и что для этого нужно было сделать
8. При экспериментировании применяет элементарные навыки исследовательской работы
2 балла – совершает разнообразные пробные действия в ситуациях решения проблемных, познавательных задач; корректирует свои действия в соответствии с результатом проб, самостоятельно делает выводы
1 балл – совершает разнообразные проблемные действия в процессе решения задач; может сделать выводы по результатам наблюдения только при помощи взрослого
0 баллов – не проявляет интереса к исследовательской работе, быстро отвлекается, не делает выводы даже при помощи взрослого
9. Предлагает различные варианты решения проблемно – познавательных задач; пытается аргументировать свою точку зрения
2 балла – при решении задач очень внимателен. Может самостоятельно предложить и аргументировать разные варианты решения и определить последовательность действий.
1 балл – решает проблемно – познавательную задачу только при наводящих вопросов воспитателя или прямого анализа воспитателем условий задачи или на интуитивном уровне.
10. Самостоятельно создает конструкции из строительных деталей и других материалов, сочетая и взаимозаменяя их; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и оценивает результат
конструирует из деталей, использует конструкции в игре, рассказывает о способе создания и причине выбора той или иной детали
11. Создает предметную среду игры (Ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы
2 балла – создает предметную среду своей игры с помощью любых средств в соответствии с собственным замыслом
1 балл - создает предметную среду своей игры только в случае помощи взрослого или вместе с играющими сверстниками. Самостоятельно чаще обыгрывает уже имеющуюся предметную среду.
0 баллов – практически не участвует в создании предметной среды, т.к. игры носят манипулятивный или агрессивный характер, нередко ломает чужие сооружения, при совместных играх с воспитателем плохо включается в совместную деятельность по созданию игровой среды
12. Знает своё имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, адрес, номер телефона.
2 балла – без ошибок по просьбе взрослого сообщает упомянутые сведения о себе,
1 балл – сообщает информацию о себе с ошибками, нужна помощь взрослого.
0 баллов – затрудняется назвать дату рождения, номер телефона.
13. Называет членов семьи, их имена и отчества. Знает профессии и занятия членов семьи.
2 балла – без ошибок по просьбе взрослого сообщает упомянутые сведения.
1 балл – сообщает информацию о членах семьи, с ошибками, неточностями, или нужна помощь взрослого.
0 баллов – на может сообщить о членах семьи вышеупомянутые сведений.
14. Может рассказать о нескольких профессиях, о занятиях и профессиях членов семьи, о роли разных людей в жизни общества
2 балла – может назвать ряд профессий и рассказать, зачем они нужны
1 балл- сообщает информацию с ошибками, неточностями или в ответ на наводящие вопросы взрослого
0 баллов- не может сообщить требуемую информацию
15. Перспективно оценивает себя на основе выделения собственных отдельных достоинств и перспектив развития; может рассказать о своих мечтах, увлечениях.
2 балла - Может рассказать о прошлом способен описать своё настоящее и рассуждает о будущем.
1 балл - Может оценить себя перспективно. Если взрослый поможет определить его достоинства.
0 баллов - Ничего не может сказать о своём настоящем и о будущих перспективах.
16. Понимает, что есть люди богатые и бедные, больные и здоровые, молодые и старые, умеющие делать одно, но не умеющие делать другое; все должны помогать друг другу, чтобы каждый чувствовал себя нужным
2 балла - по собственной инициативе стремиться помочь другому человеку, аргументируя необходимость помощи
1 балл - сам не стремиться помочь, но может оказать помощь после прямой просьбы другого человека или при напоминании взрослого.
0 баллов – не проявляет выраженного сочувствия, сопереживания, не предлагает помощи даже на просьбу
17. Может называть некоторых животных и растения, прежде всего, своего ближайшего окружения, некоторые сезонные изменения в природе; начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа
2 балла- знает хорошо может привести примеры.
1 балл – вспоминает с помощью взрослого
0 баллов – не может ответить даже после наводящих вопросов взрослого
18. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает.
19. Умеет объяснить простейшие причинно – следственные связи, пытается рассуждать о последствиях при изменении тех или иных условий
Воспитатель задаёт вопросы, содержащие задание с изменяемыми условиями.
Например: «На улице лужи. Что произошло?.. Если пошёл дождь, то?..., А если нет зонта (плаща…)?; «Если холодно, то…а если нет рукавичек…»; «Если опаздываем куда –то?... А если машины нет (пробка)?...» и т.п.
2 балла – самостоятельно может определить причину необходимых явлений или событий (Это произошло потому, что…») и последствия при изменение условий (А если бы … тогда…»).
0 баллов – не может установить причинно – следственные связи или делает это на основе или делает это на основе несущественных признаков, путём использования побочных ассоциаций.
21. Классифицирует предметы по различным свойствам; выделяет и выражает в речи признаки сходства и различия предметов
2 балла – выполняет самостоятельно, без ошибок
1 балл – необходима помощь взрослого
0 баллов – не может выполнить задание
22. Умеет располагать цвета по интенсивности, по их порядку в радуге, создает новые цвета, комбинируя их, различает тона
2 балла – выполняет самостоятельно, без ошибок
1 балл – необходима помощь взрослого
0 баллов – не может выполнить задание
23. Умеет считать в пределах 10, в правильном порядке и количественными числительными
2 балла – выполняет самостоятельно, без ошибок
1 балл – необходима помощь взрослого
0 баллов – не может выполнить задание
24. Умеет сравнивать группы предметов по количеству, при сравнении пользуется знаками +, =, -, >, <. Отвечает на вопрос «На сколько равно?», сравнивает числа на основании знания свойств числового ряда 2 балла – выполняет самостоятельно, без ошибок
1 балл – необходима помощь взрослого
0 баллов – не может выполнить задание
25. Умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5
2 балла – выполняет самостоятельно, без ошибок
1 балл – необходима помощь взрослого
0 баллов – не может выполнить задание
26. Умеет составлять простые задачи по картинкам, отвечает на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти.
2 балла – выполняет самостоятельно, без ошибок
1 балл – необходима помощь взрослого
0 баллов – не может выполнить задание
27. Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражает в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки
2 балла – выполняет самостоятельно, без ошибок
1 балл – необходима помощь взрослого
0 баллов – не может выполнить задание
28. Умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги
2 балла – выполняет самостоятельно, без ошибок
1 балл – необходима помощь взрослого
0 баллов – не может выполнить задание
29. Умеет называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году
2 балла – выполняет самостоятельно, без ошибок
1 балл – необходима помощь взрослого
0 баллов – не может выполнить задание
30. Может назвать свою страну, столицу России, родной город, улицу, на которой живёт, президента; имеет представление о флаге, о гербе, узнаёт мелодию гимна России
2 балла – самостоятельно по просьбе взрослого называет вою страну, улицу, столицу России; Узнаёт флаг, герб, мелодию гимна России.
1 балл – при ответе допускает некоторые ошибки. Но после наводящих вопросов взрослого исправляет их.
0 баллов – не может ответить даже после наводящих ответов взрослого.
Приложение 3
План коррекционной работы по индивидуальным программам
по познавательному развитию в старшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1 | Мой детский сад | ||
2 | Осень. Приметы осени | |||
3 | Грибы. Ягоды | |||
4 | Во саду ли, в огороде… | |||
Октябрь | 1 | Деревья и кустарники | ||
2 | Домашние животные | |||
3 | Домашние птицы | |||
4 | Моя Родина. Мой любимый город | |||
5 | Человек. Семья | |||
Ноябрь | 1 | Одежда. Обувь | ||
2 | Профессии | |||
3 | Инструменты | |||
4 | Народная культура и традиции | |||
Декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка-зима! | ||
2 | Дикие животные | |||
3 | Кто к кормушке прилетел? | |||
4 | Новый год у ворот! | |||
Январь | 2 | Дом, в котором я живу | ||
3 | Наши помощники. Электроприборы | |||
4 | Мебель | |||
5 | Посуда | |||
Февраль | 1 | Продукты питания. | ||
2 | Транспорт | |||
3 | День защитника Отечества | |||
4 | Комнатные растения | |||
Март | 1 | Международный Женский день | ||
2 | Весна красна | |||
3 | Цветы | |||
4 | Перелетные птицы | |||
Апрель | 1 | Наш друг - книга | ||
2 | Что мы знаем о космосе? | |||
3 | Насекомые | |||
4 | Животные разных стран | |||
Май | 1 | Праздник весны и труда | ||
2 | Праздник Победы | |||
3 | Подводный мир | |||
4 | Азбука безопасности | |||
5 | Скоро лето! |
Приложение 4
План работы с родителями по направлению «Познавательное развитие»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
Приложение 5
План работы с социальными партнерами по направлению «Познавательное развитие»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя на основе ООП "Детский сад "Медвежонок" с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсовн...
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програамы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...