ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умелые ручки» для детей от 5 до 6лет
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дополнительную общеразвивающюю программу я разработала для проведения с детьми кружка " Умелые ручки", где дети знакомятся с разными материалами, а потом мастерят разные поделки. У детей развивается фантазия, воображение, уситчивость, мелкая моторика пальцев рук и доставляет большое удовольствие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umelye_ruchki_starshaya_gruppa.docx | 63.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка)
ПРИНЯТА Педагогическим советом МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка Протокол № 1 от 31.08.2017 | УТВЕРЖДЕНА Приказом № 13 «Р» от 01.09.2017 г Заведующий МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка _________________И.В.Пиунова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Умелые ручки»
для детей от 5 до 6лет
Срок реализации 1 год
г.Кузнецк, 2017
Оглавление
1.Пояснительная записка…………………………………………………… 3
1.1. Направленность …………………………………………………….……. 3
1.2.Актуальность…………………………………………………………………3
1.3.Новизна……………………………………………………………………….3 1.4. Педагогическая целесообразность……………………………………….. 4
1.5.Цель, задачи дополнительной общеразвивающей программы………….4
1.6. Возраст детей, участвующих в реализации программы………………. 4
1.7. Объем и сроки реализации программы…………………………………...4
1.8.Принципы программы………………………………………………………4
1.9. Формы и режим проведения занятий………………………………………5
1.10.Ожидаемые результаты и способы определения результативности…….5
1.11.Форма подведения итогов реализации программы……………………….6 2. Учебно-тематический план……………………………………………………7
3.Тематическое планирование……………………………………………………8
4. Методическое обеспечение программы…………………………………….13
5. Список используемой литературы………………………………………….15
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки», художественной направленности для детей 5-6 лет, определяет содержание и организацию работы по формированию и развитию творческих способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей, вне требований основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, индивидуальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Одной из главных задач обучения и воспитания детей является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Актуальность программы заключается в создании условий для развития и воспитания детей через их практическую художественную, творческую деятельность.
Новизна программы состоит в интеграции разных видов художественной деятельности детей, обеспечивающих оптимальные условия для полноценного развития художественно- эстетических творческих способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Педагогическая целесообразность: Содержание занятий по программе «Умелые ручки» не включено в основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка, поэтому реализация данного направления послужит одним из важнейших инструментов обновления содержания образования и будет способствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Цель: формирование у детей умений и навыков в работе с бумагой, бросовым материалом; развитие их творческих способностей, фантазии, воображения, художественного вкуса.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Обучающие:
- Обучать различным приемам работы с бумагой, бросовым материалом.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обогащать словарь ребенка
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
- Формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Возраст детей, участвующих в реализации программы –5-6 лет.
Объем и сроки реализации программы – 1 год, 1 раз в неделю. Всего 32 занятия.
Педагогические принципы программы
- принцип систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
- принцип наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
- принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
- принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
- принцип сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
- принцип творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
- принцип единства с семьей предполагает соблюдение единых требований ДОУ и семьи в вопросах художественно – эстетического развития и экологической подготовленности дошкольника.
Форма и режим проведения занятий:
Форма проведения занятий – групповая. Занятия требуют от детей большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоят из 10-14 человек.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 25 мин., во второй половине дня. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий.
Технология реализации программы:
- индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Ожидаемые результаты и способу определения результативности:
В результате обучения будет отмечено:
- Активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- Владение отдельными приемами, техниками и технологиями изготовления продуктов детского творчества из различных материалов;
- Умение находить детьми новые способы для художественного изображения, самостоятельно выбирать художественный образ, сюжетную композицию, материалы, инструменты.
Содержательный контроль и оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает воспитатель детям при выполнении заданий и упражнений: чем помощь воспитателя меньше, тем выше самостоятельность у воспитанников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность, проявления творчества обеспечивают положительные результаты занятий.
Форма подведения итогов реализации программы:
1.Результаты творчества детей будут представлены на выставках разного уровня.
2. Оформление работами детей интерьера группы.
3.Выступление педагога на Педагогическом совете.
2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Количество часов | Часы |
Практическое занятие | |||
1 | Тема: « Аппликация из круп» | 4 | 4 |
2 | Тема: «Объёмная аппликация из кругов» | 4 | 4 |
3 | Тема : «Аппликация из ваты» | 4 | 4 |
4 | Тема: « Волшебные ручки» | 3 | 3 |
5 | Тема: « Объёмная аппликация» | 4 | 4 |
6 | Тема: «Аппликация из бросового материала» | 4 | 4 |
7 | Тема: «Аппликация с элементами рисования» | 4 | 4 |
8 | Тема: «Аппликация с элементами лепки» | 5 | 5 |
Всего | 32 | 32 |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятий | Программное содержание | Материал | |
1 | «Манка, гречка и пшено — всё на диво нам дано» | Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации с помощью различной крупы, развивать творческое воображение, мышление, фантазию, тактильные ощущения. | Манка, гречка, пшено. Образцы поделок. | |
2 | «Панно» |
Цель: Учить детей делать аппликацию из крупы; развивать мелкую моторику, воображение, фантазию. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. | Манка, пшено картон белый, клей, простой карандаш, салфетка,образец | |
3 | « Лебедь» | Цель: Формировать умения выполнять аппликацию из крупы. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость, внимание. | Гречка, пшено, силуэты лебедя, клей, салфетка.образец. | |
4 | «Грибы» | Закреплять умение делать грибы из крупы и создавать композицию. Формировать умение работать с различными видами крупы. Воспитывать самостоятельность. | клей, картон , салфетка, клеёнка, крупа, гречка, манка,образец. | |
5 | «Лев» ( объёмная аппликация) | Формировать умение вырезать треугольник и круг разной величины, создавать объёмное изображение льва на картонной основе. Развивать творческие способности. Воспитывать усидчивость, внимание. | Ножницы, клей, заготовки цветной бумаги, салфетка, клеёнка, картон, образец. | |
6 | «Слон»
| Учить вырезать ровные круги разной величины, затем разрезать пополам некоторые и создавать из деталей объёмное изображение слона. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. | Ножницы, клей, цветная, бумага, салфетка, клеёнка, заготовки кругов, образец. | |
7 | «Заяц» ( объёмная аппликация) | Формировать умение нарезать круги разного размера белого цвета и наклеивать их аккуратно на картон. Развивать композиционные навыки и умения, мелкую моторику и усидчивость. | Ножницы, клей, цветная бумага, салфетка, клеёнка, образец. | |
8 | «Жираф» (объёмная аппликация) | Учить вырезать фигуру жирафа по трафарету, самостоятельно нарезать разные по размеру круги. Развивать композиционные навыки и умения, мелкую моторику и усидчивость. Воспитывать самостоятельность. | Трафарет жирафа, цветная бумага клей, клеёнка, салфетка, образец. | |
9 | «Милый пудель» | Учить на картоне изображать по силуэту пуделя гриву, лапки и хвост из ваты, аккуратно использовать вату и клей. Развивать творческое воображение, чувство формы и пропорций. Воспитывать любовь к животным. | Картон, комок ваты, клей, ножницы, образец. | |
10 | « Настоящие друзья! | Упражнять детей в использовании в аппликации ватных дисков. Отрабатывать композиционное построение картинки. Провести работу по цветовому выбору материалов для аппликации. Формировать композиционные умения. Воспитывать доброжелательность. | Ватные диски, клей, бумага, салфетки, образец. | |
11 | « Зима» | Уточнить и обобщить знания детей о зиме; совершенствовать умение использовать в работе ватные палочки, кусочки ваты. Развивать восприятие обьёмных форм. Воспитывать аккуратность в работе. | Ватные палочки, кусочки ваты, клей, картон, образец. | |
12 | « Медведь в берлоге» | Закреплять умение использовать в работе вату, аккуратно приклеивать ее, дополняя композицию деталями из цветной бумаги. Развивать творчество. Воспитывать доброжелательность. | Вата, клей, цветная бумага, ножницы, образец. | |
13 | «Снежинка» | Формировать умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки) и создавать образ снежинки. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе | Белый и голубой лист бумаги, ножницы, клей, образец. | |
14 | «Птичка» | Закреплять умение из ладошек делать образ птички. Совершенствовать технику вырезания ножницами. Расширять знания об окружающем мире. Воспитывать любовь к птицам. | Белый лист бумаги, цветная бумага, клей, салфетка, ножницы, карандаш, образец. | |
15 | «Елочка» | Совершенствовать умения создавать образ ёлочки, вырезать изображение по контуру. Развивать глазомер. Воспитывать интерес к работе. | Цветная бумага, ножницы, клей, салфетка, образец, клеёнка. | |
16 | «Веселые улитки» | Учить детей мастерить объемные аппликации из бумажных спиралей. Совершенствовать технику работы с ножницами; развивать зрительный контроль действия рук « глаз- рука». Воспитывать интерес к работе. | Ножницы, цветные полоски, клей. клеенка, салфетка, образец. | |
17 | « Тарелка с фруктами» | Развивать навыки и умения создания объемной аппликации, мелкую моторику ребенка, творческие способности через создание аппликации. Закрепить технические навыки вырезывания и приклеивания деталей. Прививать навыки усидчивости, аккуратности. | Ножницы, цветные полоски, клей, клеенка, салфетка,образец. | |
18 | «Бабочка на ромашке» | Закрепить полученные знания и умение работать с бумагой и картоном, через изготовление изделия в технике объемной аппликации. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать, бережное отношение к природе, умение работать в коллективе. | Цветная бумага, кисти, салфетки, картон, образец,ножницы. | |
19 | «Цветок в подарок» | Учить детей вырезать (срезать углы у квадрата, путём закругления, составлять и наклеивать из частей цветка объёмноё красивое целое изображение. Развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять технику безопасности при пользовании ножницами, умение пользоваться салфеткой. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. | Бумага цветная, салфетки, клей, ножницы, образец, клеёнка. | |
20 | « Ёжик» | Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | Цветная бумага, клей, салфетки, клеёнки, образец, нитки. | |
21 | «Черепаха» | Познакомить детей с новым видом аппликации. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию. | ножницы ,белая, цветная бумага, клей, заварка, салфетки, образец | |
22 | « Цыплёнок» | Продолжать учить детей создавать выразительные аппликативные образы сочетая разные материалы (используя яичную скорлупу). Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, чувство формы. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки. Воспитывать творческие способности. | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, яичная скорлупа, образец, салфетка. | |
23 | «Платье Золушке» | Учить детей делать аппликацию (мозаику) из карандашных стружек, создавать композицию по собственному замыслу. Совершенствовать навыки работы с клеем, осторожного обращения с ножницами. Развивать художественный вкус, фантазию при создании композиции. Воспитывать стремление доставлять себе и другим радость поделки, изготовленной своими руками. | Карандашная стружка, клей, ножницы. | |
24 | «По морям, по волнам » | Учить создавать разные кораблики, самостоятельно комбинируя приёмы силуэтной и рельефной аппликации. Развивать композиционные умения. | Картон цветной, цветная бумага, клей, фламастеры, салфетка, клеёнка, образец, ткань. | |
25 | «Одуванчики» | Продолжать учить вырезать аккуратно изображение по контуру, приклеивать ее на картон, украшать получившуюся композицию цветной бумагой и акварелью. Развивать фантазию. Воспитывать стремление доставлять себе и другим радость поделки, изготовленной своими руками. | Бумага, клей, краски акварельные, ножницы, картон, салфетки, образец, клеёнка. | |
26 | «Весёлые осьминожки» | Закреплять умение вырезать изображение своей руки – ладошки по контуру, дополнять композицию деталями из цветной бумаги для создания осьминожка. Развивать творческие способности. | бумага цветная. клей, салфетка, гуашь, кисти. образец, ножницы, клеёнка | |
27 | «Пейте на здоровье» | Учить вырезать из картона, цветной бумаги детали различной величины и формы, создавать композицию, приклеивать аккуратно пластмассовую соломинку. Воспитывать стремление доставлять себе и другим радость поделки, изготовленной своими руками. | Бумага цветная, картон, соломинка, клей, салфетка, краски акварельные, кисти, образец. | |
28 | «Подснежник » | Учить детей самостоятельному выбору художественных материалов, изобразительно выразительных средств. Развивать чувство цвета, формы. Создать интерес к познанию природы. | Образец, цветная бумага, гуашь, кисть, ножницы, клеёнка, салфетка. | |
29 | «Красивое блюдце» | Учить изображать на плоскости предмет чайной посуды – «чашка, блюдце», упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – контурной пластилинографии; закрепить представление о посуде. Развивать художественный вкус. | Картон, пластилин, образец, ножницы, клей, салфетка, образец. | |
30 | « Матрёшка» | Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к народной игрушке. | Образец, ножницы, клей, клеёнка, салфетка, пластилин, цветная бумага. | |
31 | «Обезьянки на пальме» | Учить составлять сюжетную композицию из разнородных элементов. Совершенствовать умения варьировать разные художественные материалы, техники и приемы работы с целью создания выразительного образа. Воспитывать интерес к работе. | Пластилин, стеки, цветная бумага, пуговицы, бусинки, салфетки, образец. | |
32 | «Стайка дельфинов» | Учить детей самостоятельно и творчески отражать представление о морских животных разными изобразительно- выразительными средствами .Закрепить технику силуэтной аппликации . Развивать чувства формы и пропорций. Воспитывать эстетическое отношение к природе и в окружающем мире. | Листы голубого цвета, ножницы, клей, пластилин, салфетки, клеёнка, образец. |
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации Программы используются следующие материалы:
- Учебно-тематический план;
- Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
- Картотека заданий;
- Методическая литература для педагогов по организации кружковой деятельности.
- Набор образцов .
1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
- Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
- Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
- Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между детьми, созданию дружественной обстановки.
- Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
- Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
Материалы, необходимые для проведения занятий
- Цветная бумага. Природный материал
- Цветной картон Пластилин
- Ножницы. Вата
- Клей
- Карандаши
- Ластик. Клеенки .
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Работать начинай только с разрешения педагога.
2. Применяй инструменты только по их назначению.
3. Не держи ножницы концами вверх. Не оставляй их в раскрытом виде.
4. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
5. Рабочее место держи в чистоте.
6. Бережно относиться к имуществу.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги/ Художник А. Ю. Долбишева – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001. – 144 с., ил. - (Серия: «Умелые руки»)0.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая Группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с., 16 л. вкл.
3. Малышева А. Н. Аппликация в детском саду/А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева; худож. Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с., ил. – (Серия: «Детский сад: день за днем»).
4. Петрова И. М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб. : «Детство-Пресс», 2006. 48с.
5.Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
6.Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
7.Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
8. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества», Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004г. – 154с.
9. Румянцева Е. «Аппликация. Простые поделки», Москва, «АЙРИС – ПРЕСС», 2007г. - 132с.
10. Дубровская Н.В. «Аппликация из природных материалов», М.: 2011г.- 138с.
11. Интернет - ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2013/01/15/perspektivnyy-plan-kruzhka-po-applikatsii-v-sredney-gruppe.
12. Интернет - ресурс: http://daymultik.ru/umelye-ruchki/podelki-iz-bumagi-i-kartona/1294-applikatsii-zverej.html.
13. Интернет - ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-kruzhka-volshebnaja-masterskaja-v-srednei-grupe-4-5-let.html.
14. Интернет - ресурс: http://prostodelkino.com/applikacija/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умелые ручки» для детей от 5 до 6лет
Дополнительную общеразвивающюю программу я разработала для проведения с детьми кружка " Умелые ручки", где дети знакомятся с разными материалами, а потом мастерят разные поделки. У детей раз...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА “УМЕЛЫЕ РУЧКИ” (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РУЧНОЙ ТРУД)
Дополнительная программа"Умелые ручки" разработана для развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. В нее включены занятия по рисованию, аппликации, лепке...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»
Актуальность программы связана с формированием творческой личности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наибол...
Отчет по дополнительной общеобразовательной программе «Умелые ручки» для детей 3-4 лет.
Во второй младшей группе с детьми была организована кружковая работа "Умелые ручки". Посещало кружок 25 детей.Форма работы. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во втор...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умелые ручки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умелые ручки»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые ручки"
Программа может быть использована педагогами ведущими кружковую работу по ручному художественному труду...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» / вторая группа раннего возраста (2-3 года) / Направленность программы: художественная
Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № // г. Йошкар-Олы «\\...