Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» / вторая группа раннего возраста (2-3 года) / Направленность программы: художественная
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Щеглова Екатерина Сергеевна

 

Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № // г. Йошкар-Олы «\\»

424006, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, улица и телефон

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Начальник отдела

дошкольного образования

администрации городского округа

«Город Йошкар-Ола»

  «___» _______2021 г.

___________ ….

              УТВЕРЖДЕНА:

               Приказом МБДОУ

             «////////

                   

                                                                

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад №////»

Протокол №1 от 31.08.2021г.

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 «Умелые ручки»

 

Направленность программы: художественная

Уровень программы: базовый

Категория и возраст обучающихся: вторая группа раннего возраста (2-3 года)

Срок освоения программы: 1 год

Объём часов: 62

Фамилия И.О., должность разработчика(ов) программы: Щеглова Е.С., воспитатель;

Александрова В А., воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

               

Йошкар-Ола

2021 г.

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи программы
  3.     Объем программы
  4. Содержание программы
  5. Принципы обучения аппликации
  6. Планируемые результаты

 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

        2.1. Учебный план программы

        2.2. Перспективный план программы

        2.3 Условия реализации программы

        2.4. Формы, порядок текущего контроля

        2.5. Оценочные материалы

        2.6. Методические материалы

        2.7. Средства обучения

        2.8. Список литературы

 

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

  1. Общая характеристика программы/пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» художественной направленности разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726-р),
  • Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Умелые ручки» (далее Программа) была использована: программа «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп., - М.:- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368 с.

Актуальность Программы заключается в том, что в данной форме обучения техника аппликация хороша тем, что она доступна детям раннего возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

 

  1. Цели и задачи программы

Цель Программы: развивать мелкую моторику, творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.

Задачи Программы:

Обучающие:

  • Освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством аппликации.
  • Освоение основных приемов аппликации (выкладывание, составление из отдельных частей целого, равномерное размещение элементов по площади листа).
  • Формировать у детей умение принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  • Формировать у детей умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Развивающие:

  • Развивать изобразительные умения посредством аппликации.
  • Развитие тонких и дифференцированных движений кистей, пальцев рук, глазомер.
  • Развивать активную речь детей.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Воспитательные:

  • Поддерживание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов.
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой.
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
    1. Объем программы

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная Программа 2- 3 года. Срок реализации программы 1 год. Минимальный возраст для зачисления на обучение 2 года. Количество часов в год – 62.

 

  1. Содержание программы

Программа «Умелые ручки» предназначена для детей второй группы раннего возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю с октября по май. Длительность занятия 10 минут.

Форма работы: групповые занятия (до 27-и человек), включающие в себя:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Игры
  • Физкультминутки

Программа составлена из следующих разделов:

  • «Художественная литература.
  •  «Развития речи».
  • «Продуктивные» занятия.
  •   Музыкальные занятия.

Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.

«Развития речи» где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

«Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.

«Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.

 

  1. Принципы обучения аппликации

 

1.Принцип развивающего обучения. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития». Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Аппликации» воспитываются у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

Обучая технике аппликации, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора. Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

5. Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана: с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой); с разными видами деятельности детей (рисование, лепка, конструирование из природного и бросового материала).

6. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

 

  1. Планируемые результаты
  • освоение детьми приемам аппликации (выкладывание, составление из отдельных частей целого, равномерное размещение элементов по площади листа),
  • создание при помощи взрослого выразительных образов хорошо знакомых предметов окружающего мира.
  • сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Учебный план Программы

Раздел

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

Диагностика

Проводится в начале и в конце обучения, непосредственно на занятии, метод – наблюдение

2

Работа с бумагой

2,5

2,5

2,5

2,5

1,5

2,5

2,5

2,5

2,5

3

Работа с композицией

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4

Цвет

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

5

Любование

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6

Ценить свой труд и товарища

4

4

4

4

3

4

4

4

4

 

2.2. Перспективный план Программы


Название

Содержание

Кол-во часов

Материал

ОКТЯБРЬ

 

 

Диагностика

1

«Знакомство с бумагой, её свойствами, с клеем» «Кубик на кубик».

 

Знакомить детей с бумагой, как художественным материалом, создать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, приклеивается). Учить приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы. Учить детей раскладывать квадраты в определённой последовательности. Познакомить со способом нанесения клея кистью на обратную сторону фигуры от середины к краям; учить плотно прижимать тряпочкой изображение. Закреплять знание цветов.

10 мин

Наборы цветной бумаги, картона, клей, салфетки, клеёнки.

2

Осенняя фантазия

 

 

 

Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

10 мин

Осенние листья, голубой картон, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации.

3

Яблоки рассыпались

Вызвать у детей интерес к аппликации: раскладыванию и наклеиванию кругов разного цвета по всему листу. Закреплять названия цветов. Учить приемам намазывания и наклеивания

10 мин

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации.

4

Пушистая тучка.

 

Продолжать учить детей создавать объёмные изображения из ваты, прикладывать к фону и прижимать пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков ваты. Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки.

10 мин.

Вата, голубой картон, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации.

5

«Репка».

 

Учить детей составлять целое из двух частей. Закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист, прижимая тряпочкой. Продолжать знакомить с жёлтым и зелёным цветами. Развивать память.

10 мин

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, настольный театр.

6

«Кап-кап дождик»

Рваная аппликацияУчить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

10 мин

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки

7

Гриб

Закреплять приемы раскладывания и наклеивания фигур. Учить сопоставлять предметы по величине. Обращать внимание на аккуратность в работе с материалами. 

 

10 мин

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки

8

Платье в горошек

 

Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки

НОЯБРЬ

 

 

1

Лоскутное одеяло.

 

 

 

Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу (2 на 2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому освоению понятия» часть и целое

10 мин

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки

2

Дорожка для куклы

 

 

Учить детей наклеивать, чередуя круг и квадрат по линии, развивая о поощряя самостоятельность.

10 мин

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки

3

Колобок покатился по лесной дорожке.

 

 

Учить детей создавать выразительный образ Колобка в технике бумажной пластики: сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами.

10 мин

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

4

Разноцветные камешки

Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами, учить мять бумагу, скатывая из неё комочки, приклеивать их к картону, формировать интерес и положительное отношение к работе

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки

5

Чашки трёх медведей

Учить детей располагать и наклеивать предметы в определённой последовательности (по размеру). Учить детей пересказывать сказку, опираясь на картинки.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации к сказке, настольный театр.

6

Груши и

яблоки в вазе

 

Учить наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; продолжать знакомить с зеленым цветом, учить соотносить цвет с его названием; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, муляжи фруктов

7

Кружечка

Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику.

10 мин.

Наборы цветной

8

Гусеничка

Расположить фигуры на основе согласно образцу по линии разметки. Наклеить поочередно части гусеницы.

 

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

ДЕКАБРЬ

 

 

1

Пирамидка

 

 

Пирамидка – одна из любимых игрушек малышей. Подобным образом придумывайте различные игры с ней, подключайте ваши игрушки.

10 мин

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

2

Вот какие у нас цыплятки.

 

Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят: по выбору педагога-рисовать или делать аппликации используя вату (покрасить в желтый). Уточнить представление о внешнем виде цыплёнка (туловище и голова-круги разной величины, тонкие ножки, на голове-клюв и глаза). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в изодеятельности.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

3

Снеговик-великан

Вызвать интерес к изображению снеговика-великана в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Формировать белые комочки из ваты, мягкой бумаги, салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Дать наглядное представление о части и целом (снеговик-целое, снежки-части). Учить наблюдать за оформительской работой педагога. Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

4

Вагончик

Продолжать формировать умение наклеивать готовые шаблоны на картон, обыгрывая их.

 

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

5

Гирлянда из флажков

Учить чередовать детали аппликации по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета.

10 мин.

Набор цветных флажков, клей, салфетки, клеёнки, листы бумаги.

6

Шубка для Зайки

Закрепить знания детей о диких животных.

Формировать умение называть признаки времени года - зима.

Учить детей выполнять аппликацию в нетрадиционной технике из ваты цветном картоне.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации, вата

7

Веселый снеговик

 

Учить приклеивать три круга друг над другом, самые маленькие – ручки, знакомить с зимними героями

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

8

«Праздничная ёлочка». (коллективная работа).

Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки или креповую бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки -хаотично (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности.

10 мин.

Набор цветных салфеток, бумаги, клей, салфетки, клеёнки, ватман.

ЯНВАРЬ

 

 

1

Крошки для птичек – коллективная работа

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону, формировать интерес и положительное отношение.

 

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

2

«Кто чем питается»

Учить малышей располагать и наклеивать предметы в нужной последовательности. Обыграть ситуацию, что к малышам в гости пришли домашние животные: кошка, собака, кролик. Они просят их покормить. Положить перед каждым малышом альбомный лист и вырезанные из цветного картона силуэты (косточка, рыба, морковь). Попросить накормить зверей (наклеить).

10 мин.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, фигурки домашних животных

3

Пушистые картинки

Учить детей составлять изображение целого предмета из двух и более частей.

-Закреплять умение аккуратно, по контуру рисунка намазывать бумагу клеем.

-Посыпать рисунок нарезанной пряжей, не выходя за контуры рисунка.

-Закреплять знания основных цветов, развивать мышление, творчество, воспитывать самостоятельность, усидчивость.

 

Шаблоны рисунков на бумаге или картоне, клей, кисточки, нарезанная пряжа, салфетки.

4

Снегири прилетели

Обучение детей, аппликационному способу изображения птиц, передавая в аппликации образ снегиря.

10 мин.

Наборы цветной бумаги (бархатной), клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

5

Самолет летит

Показать детям способ составления самолёта из трёх полосок разной длины, закрепив обыгрыванием и чтением стихов.

10 мин.

Наборы цветной бумаги (бархатной), клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

6

Кольца для клоуна

Закреплять умение детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость

10 мин

Наборы цветной бумаги (бархатной), клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

ФЕВРАЛЬ

 

 

1

Божьи коровки

Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

2

Мойдодыр

Воспитывать аккуратность, опрятность. Продолжать учить пользоваться: кистью, клеем, использовать мягкую бумагу сминая ее в комочки для наклеивания. Ориентироваться на листе бумаги.

10 мин.

Создание весёлых композиций: наклеивание готовых фигурок на цветной фон, рисование на них «грязных» пятен, дорисовка «ёмкостей» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей).

3

Светофор

Учить детей составлять из заранее заготовленных кругов и прямоугольника изображение предмета и наклеивать его. Познакомить с сигналами светофора.

10 мин.

Половинка альбомного листа, вырезанный из цветной бумаги большой прямоугольник и 3 круга (красный, желтый и зеленый); фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка

4

«Цветок желания».

Развивать у детей эстетическое восприятие   желание наклеить цветок, учить располагать   лепестки (кружочки) вокруг середины.

Оборудование:

 

10 мин.

Бумага в половину альбомного листа с наклеенным стебельком, листьями; лепестки(кружочки) разные по цвету (желтые, красные, синие, карандаш, салфетка. голубые) клей

5

Облака на небе (фон танк)

Учить детей аккуратно разрывать бумагу и вату на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону.

 

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации, вата

6

Салют

Закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

7

Галстук для папы

учить составлять композицию из готовых элементов – звездочек; выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (шаблоне галстука); закрепить цвета;

10 мин.

Шаблоны галстука. Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

8

Ручеёк и кораблик

Учить детей выполнять аппликацию из нескольких геометрических фигур с элементами пряжи (для волн).

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации, пряжа

МАРТ

1

«Улитка»

Учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали аппликации;

доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров;

развивать мелкую моторику пальцев.

 

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации, стразы

2

«Букет цветов»

Создание красивых композиций: выбор и наклеивание вазы (из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации,стразы

3

«Солнце в тучках».

Учить детей создавать сюжетную композицию из обрывного по контуру и смятых комочков салфеток. Учить наклеивать скатанные большие комочки на картон.

10 мин.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации, картон.

4

«Резвятся рыбки в ручейке»

коллективная работа. Учить детей составлять коллективную работу. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Упражнять в умении наносить клей и наклеивать на лист ватмана, плотно прижимая тряпочкой. Фломастером можно нарисовать рыбке глаз.

10 мин.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, рыбки, ватман.

5

«Домик для зайчика и петуха».

Воспитывать отзывчивость и доброту. Учить малышей составлять целое из нескольких частей; наносить клей на деталь и наклеивать её. Предложить детям составить из треугольника и квадрата дом и расположить на нём дверь и окно, а затем наклеить все детали.

10 мин.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, фигурки животных, иллюстрации.

6

Мороженое для Карлсона

Закрепить умение детей наклеивать подготовленные детали: намазывать клеем обратную сторону формы, прижимать изображение к бумаге всей ладонью, располагать круги в верхней части креманке разного размера.

10 мин.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, фигурки животных, иллюстрации, ткань.

7

Флажки

такие разные

Учить детей составлять линейную композицию из флажков, чередующихся по цвету и форме; развивать чувство цвета, формы и ритма; закреплять знания о цвете, форме, навыки аккуратного наклеивания; воспитывать интерес к аппликативной деятельности

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

8

Ходит в небе

солнышко

Составление образа солнца

из большого круга и 7-10 лучей

(полосок, треугольников, трапеций,

кругов, завитков – по выбору детей).

Развитие чувства формы и ритма.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

АПРЕЛЬ

1

Домик для собачки Жучки

 

 

Закреплять умение составлять законченное изображение из нескольких геометрических фигур, воспитывать любовь к животным.

10 мин.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, фигурки животных, иллюстрации.

2

«Мы летим в космос»

Учить составлять композицию определенного содержания из готовых фигур.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

3

«Ледоход».

Продолжать учить детей выполнять обрывную аппликацию. Учить создавать несложную сюжетную композицию. Учить малышей описывать изображенное на картине, познакомить с природным явлением «ледоход».

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

4

Бублики баранки

Наклеивание готовых форм – колец разного размера – в соответствии с замыслом («нанизывание» бубликов%баранок на связку). Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

5

Мячики для кошечки

Закреплять умение наклеивать разноцветные мячи разного размера, цвета из цветной бумаги. Вызвать положительные эмоции от работы.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

6

«Корзина с пасхальными яйцами»

Формировать у детей умение наклеивать готовые формы, согласно образцу.

Закреплять знание цвета.

Закреплять счет до 3-х.

10 мин.

Готовые шаблоны из цветного картона.

 

Клей.

 

Фломастеры.

7

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик...»

Создание выразительных образов

луговых цветов – жёлтых и белых

одуванчиков – в технике обрывной

аппликации. Развитие мелкой

моторики, синхронизация движений

обеих рук

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

8

«Весёлые зонтики»

Учить детей создавать изображения, путем приклеивания готовых геометрических фигур на готовый шаблон, украшать шаблон цветными геометрическими фигурами из цветной бумаги, развивать мелкую моторику рук и координацию глаз, аккуратно наклеивать, вызвать интерес к созданию яркой работы, воспитывать желание участвовать в творческой деятельности

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

МАЙ

1

Воздушные шарики

Закреплять у детей практические навыки аппликации, учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

2

Машинки

формировать представление о машине, основных её частях (кабина, кузов, колеса);

2.совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги: составлять машину из отдельных готовых элементов (круг, квадрат, прямоугольник);

3. учить детей наносить клей, смазывать всю поверхность формы, развивать речевое развитие детей;

10 мин.

готовые элементы машинки, вырезанные из цветной бумаги, основа для аппликации – картон; клей, модели (игрушки) машинок, образец поделки

3

Яблонька в нашем саду

-закрепить навык приклеивания деталей друг на друга;

-развивать мелкую моторику;

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации, пряжа

4

Салфетка- коллективная работа

 

Продолжать учить делать коллективные работы, украшая салфетку для куклы разными геометрическими фигурами, наклеивая их в хаотичном порядке.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

5

«Бабочка»

Учить детей определять предметы разной величины, соотносить их размеры;

- развивать мелкую моторику пальцев, координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем;

- продолжать учить слушать и слышать текст, выполнять движения содержанием;

 

- учить понимать и употреблять предлоги"над","под";

- воспитывать желание заниматься, развивать внимание, мышление.

10 мин.

Вырезанные из картона разноцветные бабочки, веточки деревьев, листья, цветы - трёх размеров.

6

Цветочная поляна

Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации, пряжа

7

Аппликация с использованием соли

обучать технологическим приемам закрашивания солью;

развивать творческие способности, самостоятельность, аккуратность:

развивать мелкую моторику рук.

10 мин.

лист картона голубого цвета;

клей ПВА;

поваренная (кухонная) соль;

акварельные краски;

вода в стакане;

кисточка;

фен (по желанию).

8

Скворечник для птичек

Коллективная работа

Формировать умение изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей: определять форму частей (прямоугольная, круглая). Закреплять знание цветов. Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы. Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение.

10 мин.

Ватман с нарисованным деревом. Скворечник, сделанный из коробки, картинка с изображением скворца. Аудиозапись песни «Скворушка», пение птиц в лесу.

 

2.3. Условия реализации программы

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная Программа 2- 3 года.

Срок реализации Программы 1 год.

Форма обучения очная.

Формы организации образовательной деятельности обучающихся по группам.

Продолжительность одного занятия 10 минут.

Расписание занятий

Количество детей

                Возраст

Время проведения

 

группа

25 человека

 

                  2-3 года

 

Вторник

Пятница

17.50-18.00

 

2.4. Формы, порядок текущего контроля

Основная форма организация Программы «Умелые ручки» – внеурочное проводимое по дополнительно составленному расписанию с постоянным составом детей. Учитывая возрастные особенности детей при реализации программы, основное время отводится на выполнение ими практических работ, в ходе которых закрепляются и совершенствуются знания и умения. Используются различные виды инструктажа, демонстрация приемов работы. Самореализации детей способствуют: создаваемая на занятиях положительная эмоционально- психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения, номинирование детских работ (самый быстрый продукт, самый яркий, самый оригинальный и т.п.). Обсуждение выполненных работ.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • выставка в раздевальной комнате ДОУ,
  • выставка для воспитателей ДОУ,
  • выставка для детей других групп.

 Работа с родителями

  Одним из важнейших факторов успешной реализации обучения детей дошкольного возраста является тесное взаимодействие с родителями ребят. От того, насколько родители проявляют внимание и заинтересованность к обучению, во многом зависит успех детей.

Формы работы с родителями:

- проведение родительских собраний;

- открытые занятия для родителей;

- индивидуальные консультации.

 

2.5. Оценочные материалы

Диагностика

«Консервируем овощи» (Колдина стр 14)

Диагностическая карта «Художественное творчество»

Вторая группа раннего возраста на 20__/20__        учебный год       

Воспитатели: _____________________________

Фамилия, имя ребенка

 выкладывают, составляют из отдельных чатей целое

Н.г.

К.г.

упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа

Н.г.

К.г.

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

2.8. Средства обучения

  1. Технические средства: музыкальный центр, ноутбук, фотоаппарат.
  2. Информационные средства: книги, аудиозаписи, дидактический материал.
  3. Материалы: бумага разного вида, ножницы, клей пва, кисти, тряпочка, доска, вата, ватные диски, пластилин и т.д.

 

 

2.9. Список литературы

  1. Е.А.Янушко Аппликация с детьми раннего возраста (1-Згода). – М.: Владос, 2019. -  238 с.
  2. Е.А.Янушко Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Владос, 2019. -  369 с.
  3. Волшебная аппликация: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. Н. Ю. Зубрилин, Е.М. Богатырская, Н.И. Карманова. – М.: АРКТИ, 2010. – 246 с.
  4. Д.Н. Колдина Аппликация в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий. 2-3 года. ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. - 158 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
  6. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп., - М.:- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368 с.
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, проектирование содержания, методические рекомендации. -  М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ЦВЕТНОЙ МИР», 2015. – 287 с.
  8. Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. — М.: АРКТИ, 2006. – 158 с.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_.applikatsiya_2-3_goda.docx52.75 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № // г. Йошкар-Олы «\\»

424006, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, улица и телефон

СОГЛАСОВАНО:

Начальник отдела

дошкольного образования

администрации городского округа

«Город Йошкар-Ола»

  «___» _______2021 г.

___________ ….

              УТВЕРЖДЕНА:

               Приказом МБДОУ

             «////////

                   

                                                                 

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад №////»

Протокол №1 от 31.08.2021г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 «Умелые ручки»

Направленность программы: художественная

Уровень программы: базовый

Категория и возраст обучающихся: вторая группа раннего возраста (2-3 года)

Срок освоения программы: 1 год

Объём часов: 62

Фамилия И.О., должность разработчика(ов) программы: Щеглова Е.С., воспитатель;

Александрова В А., воспитатель

                                                         

               

Йошкар-Ола

2021 г.

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи программы
  3.     Объем программы
  4. Содержание программы
  5. Принципы обучения аппликации
  6. Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

        2.1. Учебный план программы

        2.2. Перспективный план программы

        2.3 Условия реализации программы

        2.4. Формы, порядок текущего контроля

        2.5. Оценочные материалы

        2.6. Методические материалы

        2.7. Средства обучения

        2.8. Список литературы


Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

  1. Общая характеристика программы/пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» художественной направленности разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726-р),
  • Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Умелые ручки» (далее Программа) была использована: программа «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп., - М.:- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368 с.

Актуальность Программы заключается в том, что в данной форме обучения техника аппликация хороша тем, что она доступна детям раннего возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

  1. Цели и задачи программы

Цель Программы: развивать мелкую моторику, творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности. 

Задачи Программы:

Обучающие:

  • Освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством аппликации.
  • Освоение основных приемов аппликации (выкладывание, составление из отдельных частей целого, равномерное размещение элементов по площади листа).
  • Формировать у детей умение принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  • Формировать у детей умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Развивающие:

  • Развивать изобразительные умения посредством аппликации.
  • Развитие тонких и дифференцированных движений кистей, пальцев рук, глазомер.
  • Развивать активную речь детей.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Воспитательные:

  • Поддерживание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов.
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой.
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
  1. Объем программы

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная Программа 2- 3 года. Срок реализации программы 1 год. Минимальный возраст для зачисления на обучение 2 года. Количество часов в год – 62.

  1. Содержание программы

Программа «Умелые ручки» предназначена для детей второй группы раннего возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю с октября по май. Длительность занятия 10 минут.

Форма работы: групповые занятия (до 27-и человек), включающие в себя:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Игры
  • Физкультминутки

Программа составлена из следующих разделов:

  • «Художественная литература.
  •  «Развития речи».
  • «Продуктивные» занятия.
  •   Музыкальные занятия.

Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.

«Развития речи» где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

«Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.

«Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.

  1. Принципы обучения аппликации

1.Принцип развивающего обучения. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития». Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Аппликации» воспитываются у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

Обучая технике аппликации, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора. Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

5. Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана: с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой); с разными видами деятельности детей (рисование, лепка, конструирование из природного и бросового материала).

6. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

  1. Планируемые результаты
  •  освоение детьми приемам аппликации (выкладывание, составление из отдельных частей целого, равномерное размещение элементов по площади листа),
  • создание при помощи взрослого выразительных образов хорошо знакомых предметов окружающего мира.
  • сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Учебный план Программы

Раздел

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

Диагностика

Проводится в начале и в конце обучения, непосредственно на занятии, метод – наблюдение

2

Работа с бумагой

2,5

2,5

2,5

2,5

1,5

2,5

2,5

2,5

2,5

3

Работа с композицией

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4

Цвет

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

5

Любование

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6

Ценить свой труд и товарища

4

4

4

4

3

4

4

4

4

2.2. Перспективный план Программы

Название

Содержание

Кол-во часов

Материал

ОКТЯБРЬ

Диагностика

1

«Знакомство с бумагой, её свойствами, с клеем» «Кубик на кубик».

Знакомить детей с бумагой, как художественным материалом, создать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, приклеивается). Учить приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы. Учить детей раскладывать квадраты в определённой последовательности. Познакомить со способом нанесения клея кистью на обратную сторону фигуры от середины к краям; учить плотно прижимать тряпочкой изображение. Закреплять знание цветов.

10 мин

Наборы цветной бумаги, картона, клей, салфетки, клеёнки.

2

Осенняя фантазия

 

Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

10 мин

Осенние листья, голубой картон, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации.

3

Яблоки рассыпались

Вызвать у детей интерес к аппликации: раскладыванию и наклеиванию кругов разного цвета по всему листу. Закреплять названия цветов. Учить приемам намазывания и наклеивания

10 мин

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации.

4

Пушистая тучка.

Продолжать учить детей создавать объёмные изображения из ваты, прикладывать к фону и прижимать пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков ваты. Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки.

10 мин.

Вата, голубой картон, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации.

5

«Репка».

Учить детей составлять целое из двух частей. Закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист, прижимая тряпочкой. Продолжать знакомить с жёлтым и зелёным цветами. Развивать память.

10 мин

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, настольный театр.

6

«Кап-кап дождик»

Рваная аппликацияУчить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

10 мин

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки

7

Гриб

Закреплять приемы раскладывания и наклеивания фигур. Учить сопоставлять предметы по величине. Обращать внимание на аккуратность в работе с материалами. 

10 мин

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки

8

Платье в горошек

Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки

НОЯБРЬ

1

Лоскутное одеяло.

Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу (2 на 2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому освоению понятия» часть и целое

10 мин

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки

2

Дорожка для куклы

Учить детей наклеивать, чередуя круг и квадрат по линии, развивая о поощряя самостоятельность.

10 мин

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки

3

Колобок покатился по лесной дорожке.

Учить детей создавать выразительный образ Колобка в технике бумажной пластики: сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами.

10 мин

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

4

Разноцветные камешки

Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами, учить мять бумагу, скатывая из неё комочки, приклеивать их к картону, формировать интерес и положительное отношение к работе

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки

5

Чашки трёх медведей

Учить детей располагать и наклеивать предметы в определённой последовательности (по размеру). Учить детей пересказывать сказку, опираясь на картинки.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации к сказке, настольный театр.

6

Груши и

яблоки в вазе

Учить наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; продолжать знакомить с зеленым цветом, учить соотносить цвет с его названием; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, муляжи фруктов

7

Кружечка

Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику.

10 мин.

Наборы цветной

8

Гусеничка

Расположить фигуры на основе согласно образцу по линии разметки. Наклеить поочередно части гусеницы.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

ДЕКАБРЬ

1

Пирамидка

Пирамидка – одна из любимых игрушек малышей. Подобным образом придумывайте различные игры с ней, подключайте ваши игрушки.

10 мин

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

2

Вот какие у нас цыплятки.

Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят: по выбору педагога-рисовать или делать аппликации используя вату (покрасить в желтый). Уточнить представление о внешнем виде цыплёнка (туловище и голова-круги разной величины, тонкие ножки, на голове-клюв и глаза). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в изодеятельности.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

3

Снеговик-великан

Вызвать интерес к изображению снеговика-великана в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Формировать белые комочки из ваты, мягкой бумаги, салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Дать наглядное представление о части и целом (снеговик-целое, снежки-части). Учить наблюдать за оформительской работой педагога. Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

4

Вагончик

Продолжать формировать умение наклеивать готовые шаблоны на картон, обыгрывая их.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

5

Гирлянда из флажков

Учить чередовать детали аппликации по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета.

10 мин.

Набор цветных флажков, клей, салфетки, клеёнки, листы бумаги.

6

Шубка для Зайки

Закрепить знания детей о диких животных.

Формировать умение называть признаки времени года - зима.

Учить детей выполнять аппликацию в нетрадиционной технике из ваты цветном картоне.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации, вата

7

Веселый снеговик

Учить приклеивать три круга друг над другом, самые маленькие – ручки, знакомить с зимними героями

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

8

«Праздничная ёлочка». (коллективная работа).

Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки или креповую бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки -хаотично (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности.

10 мин.

Набор цветных салфеток, бумаги, клей, салфетки, клеёнки, ватман.

ЯНВАРЬ

1

Крошки для птичек – коллективная работа

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону, формировать интерес и положительное отношение.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

2

«Кто чем питается»

Учить малышей располагать и наклеивать предметы в нужной последовательности. Обыграть ситуацию, что к малышам в гости пришли домашние животные: кошка, собака, кролик. Они просят их покормить. Положить перед каждым малышом альбомный лист и вырезанные из цветного картона силуэты (косточка, рыба, морковь). Попросить накормить зверей (наклеить).

10 мин.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, фигурки домашних животных

3

Пушистые картинки

Учить детей составлять изображение целого предмета из двух и более частей.

-Закреплять умение аккуратно, по контуру рисунка намазывать бумагу клеем.

-Посыпать рисунок нарезанной пряжей, не выходя за контуры рисунка.

-Закреплять знания основных цветов, развивать мышление, творчество, воспитывать самостоятельность, усидчивость.

Шаблоны рисунков на бумаге или картоне, клей, кисточки, нарезанная пряжа, салфетки.

4

Снегири прилетели

Обучение детей, аппликационному способу изображения птиц, передавая в аппликации образ снегиря.

10 мин.

Наборы цветной бумаги (бархатной), клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

5

Самолет летит

Показать детям способ составления самолёта из трёх полосок разной длины, закрепив обыгрыванием и чтением стихов.

10 мин.

Наборы цветной бумаги (бархатной), клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

6

Кольца для клоуна

Закреплять умение детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость

10 мин

Наборы цветной бумаги (бархатной), клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

ФЕВРАЛЬ

1

Божьи коровки

Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

2

Мойдодыр

Воспитывать аккуратность, опрятность. Продолжать учить пользоваться: кистью, клеем, использовать мягкую бумагу сминая ее в комочки для наклеивания. Ориентироваться на листе бумаги.

10 мин.

Создание весёлых композиций: наклеивание готовых фигурок на цветной фон, рисование на них «грязных» пятен, дорисовка «ёмкостей» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей).

3

Светофор

Учить детей составлять из заранее заготовленных кругов и прямоугольника изображение предмета и наклеивать его. Познакомить с сигналами светофора.

10 мин.

Половинка альбомного листа, вырезанный из цветной бумаги большой прямоугольник и 3 круга (красный, желтый и зеленый); фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка

4

«Цветок желания».

Развивать у детей эстетическое восприятие   желание наклеить цветок, учить располагать   лепестки (кружочки) вокруг середины.

Оборудование:

 

10 мин.

Бумага в половину альбомного листа с наклеенным стебельком, листьями; лепестки(кружочки) разные по цвету (желтые, красные, синие, карандаш, салфетка. голубые) клей

5

Облака на небе (фон танк)

Учить детей аккуратно разрывать бумагу и вату на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации, вата

6

Салют

Закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

7

Галстук для папы

учить составлять композицию из готовых элементов – звездочек; выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (шаблоне галстука); закрепить цвета;

10 мин.

Шаблоны галстука. Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

8

Ручеёк и кораблик

Учить детей выполнять аппликацию из нескольких геометрических фигур с элементами пряжи (для волн).

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации, пряжа

МАРТ

1

«Улитка»

Учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали аппликации;

доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров;

развивать мелкую моторику пальцев.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации, стразы

2

«Букет цветов»

Создание красивых композиций: выбор и наклеивание вазы (из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации,стразы

3

«Солнце в тучках».

Учить детей создавать сюжетную композицию из обрывного по контуру и смятых комочков салфеток. Учить наклеивать скатанные большие комочки на картон.

10 мин.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации, картон.

4

«Резвятся рыбки в ручейке»

коллективная работа. Учить детей составлять коллективную работу. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Упражнять в умении наносить клей и наклеивать на лист ватмана, плотно прижимая тряпочкой. Фломастером можно нарисовать рыбке глаз.

10 мин.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, рыбки, ватман.

5

«Домик для зайчика и петуха».

Воспитывать отзывчивость и доброту. Учить малышей составлять целое из нескольких частей; наносить клей на деталь и наклеивать её. Предложить детям составить из треугольника и квадрата дом и расположить на нём дверь и окно, а затем наклеить все детали.

10 мин.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, фигурки животных, иллюстрации.

6

Мороженое для Карлсона

Закрепить умение детей наклеивать подготовленные детали: намазывать клеем обратную сторону формы, прижимать изображение к бумаге всей ладонью, располагать круги в верхней части креманке разного размера.

10 мин.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, фигурки животных, иллюстрации, ткань.

7

Флажки

такие разные

Учить детей составлять линейную композицию из флажков, чередующихся по цвету и форме; развивать чувство цвета, формы и ритма; закреплять знания о цвете, форме, навыки аккуратного наклеивания; воспитывать интерес к аппликативной деятельности

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

8

Ходит в небе

солнышко

Составление образа солнца

из большого круга и 7-10 лучей

(полосок, треугольников, трапеций,

кругов, завитков – по выбору детей).

Развитие чувства формы и ритма.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

АПРЕЛЬ

1

Домик для собачки Жучки

Закреплять умение составлять законченное изображение из нескольких геометрических фигур, воспитывать любовь к животным.

10 мин.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, фигурки животных, иллюстрации.

2

«Мы летим в космос»

Учить составлять композицию определенного содержания из готовых фигур.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

3

«Ледоход».

Продолжать учить детей выполнять обрывную аппликацию. Учить создавать несложную сюжетную композицию. Учить малышей описывать изображенное на картине, познакомить с природным явлением «ледоход».

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

4

Бублики баранки

Наклеивание готовых форм – колец разного размера – в соответствии с замыслом («нанизывание» бубликов%баранок на связку). Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

5

Мячики для кошечки

Закреплять умение наклеивать разноцветные мячи разного размера, цвета из цветной бумаги. Вызвать положительные эмоции от работы.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

6

«Корзина с пасхальными яйцами»

Формировать у детей умение наклеивать готовые формы, согласно образцу.

Закреплять знание цвета.

Закреплять счет до 3-х.

10 мин.

Готовые шаблоны из цветного картона.

Клей.

Фломастеры.

7

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик...»

Создание выразительных образов

луговых цветов – жёлтых и белых

одуванчиков – в технике обрывной

аппликации. Развитие мелкой

моторики, синхронизация движений

обеих рук

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

8

«Весёлые зонтики»

Учить детей создавать изображения, путем приклеивания готовых геометрических фигур на готовый шаблон, украшать шаблон цветными геометрическими фигурами из цветной бумаги, развивать мелкую моторику рук и координацию глаз, аккуратно наклеивать, вызвать интерес к созданию яркой работы, воспитывать желание участвовать в творческой деятельности

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

МАЙ

1

Воздушные шарики

Закреплять у детей практические навыки аппликации, учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

2

Машинки

формировать представление о машине, основных её частях (кабина, кузов, колеса);

2.совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги: составлять машину из отдельных готовых элементов (круг, квадрат, прямоугольник);

3. учить детей наносить клей, смазывать всю поверхность формы, развивать речевое развитие детей;

10 мин.

готовые элементы машинки, вырезанные из цветной бумаги, основа для аппликации – картон; клей, модели (игрушки) машинок, образец поделки

3

Яблонька в нашем саду

-закрепить навык приклеивания деталей друг на друга;

-развивать мелкую моторику;

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации, пряжа

4

Салфетка- коллективная работа

Продолжать учить делать коллективные работы, украшая салфетку для куклы разными геометрическими фигурами, наклеивая их в хаотичном порядке.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации

5

«Бабочка»

Учить детей определять предметы разной величины, соотносить их размеры;

- развивать мелкую моторику пальцев, координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем;

- продолжать учить слушать и слышать текст, выполнять движения содержанием;

- учить понимать и употреблять предлоги"над","под";

- воспитывать желание заниматься, развивать внимание, мышление.

10 мин.

Вырезанные из картона разноцветные бабочки, веточки деревьев, листья, цветы - трёх размеров.

6

Цветочная поляна

Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая.

10 мин.

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации, пряжа

7

Аппликация с использованием соли

обучать технологическим приемам закрашивания солью;

развивать творческие способности, самостоятельность, аккуратность:

развивать мелкую моторику рук.

10 мин.

лист картона голубого цвета;

клей ПВА;

поваренная (кухонная) соль;

акварельные краски;

вода в стакане;

кисточка;

фен (по желанию).

8

Скворечник для птичек

Коллективная работа

Формировать умение изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей: определять форму частей (прямоугольная, круглая). Закреплять знание цветов. Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы. Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение.

10 мин.

Ватман с нарисованным деревом. Скворечник, сделанный из коробки, картинка с изображением скворца. Аудиозапись песни «Скворушка», пение птиц в лесу.

2.3. Условия реализации программы

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная Программа 2- 3 года.

Срок реализации Программы 1 год.

Форма обучения очная.

Формы организации образовательной деятельности обучающихся по группам.

Продолжительность одного занятия 10 минут.

Расписание занятий

Количество детей

                Возраст

Время проведения

группа

25 человека

                  2-3 года

Вторник

Пятница

17.50-18.00

2.4. Формы, порядок текущего контроля

Основная форма организация Программы «Умелые ручки» – внеурочное проводимое по дополнительно составленному расписанию с постоянным составом детей. Учитывая возрастные особенности детей при реализации программы, основное время отводится на выполнение ими практических работ, в ходе которых закрепляются и совершенствуются знания и умения. Используются различные виды инструктажа, демонстрация приемов работы. Самореализации детей способствуют: создаваемая на занятиях положительная эмоционально- психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения, номинирование детских работ (самый быстрый продукт, самый яркий, самый оригинальный и т.п.). Обсуждение выполненных работ.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • выставка в раздевальной комнате ДОУ,
  • выставка для воспитателей ДОУ,
  • выставка для детей других групп.

 Работа с родителями

        Одним из важнейших факторов успешной реализации обучения детей дошкольного возраста является тесное взаимодействие с родителями ребят. От того, насколько родители проявляют внимание и заинтересованность к обучению, во многом зависит успех детей.

Формы работы с родителями:

- проведение родительских собраний;

- открытые занятия для родителей;

- индивидуальные консультации.

2.5. Оценочные материалы

Диагностика

«Консервируем овощи» (Колдина стр 14)

Диагностическая карта «Художественное творчество»

Вторая группа раннего возраста на 20__/20__        учебный год        

Воспитатели: _____________________________

Фамилия, имя ребенка

 выкладывают, составляют из отдельных чатей целое

Н.г.

К.г.

упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа

Н.г.

К.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Итого:

2.8. Средства обучения

  1. Технические средства: музыкальный центр, ноутбук, фотоаппарат.
  2. Информационные средства: книги, аудиозаписи, дидактический материал.
  3. Материалы: бумага разного вида, ножницы, клей пва, кисти, тряпочка, доска, вата, ватные диски, пластилин и т.д.

2.9. Список литературы

  1. Е.А.Янушко Аппликация с детьми раннего возраста (1-Згода). – М.: Владос, 2019. -  238 с.
  2. Е.А.Янушко Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Владос, 2019. -  369 с.
  3. Волшебная аппликация: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. Н. Ю. Зубрилин, Е.М. Богатырская, Н.И. Карманова. – М.: АРКТИ, 2010. – 246 с.
  4. Д.Н. Колдина Аппликация в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий. 2-3 года. ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. - 158 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
  6. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп., - М.:- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368 с.
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, проектирование содержания, методические рекомендации. -  М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ЦВЕТНОЙ МИР», 2015. – 287 с.
  8. Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. — М.: АРКТИ, 2006. – 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Общеобразовательная программа дошкольного образования второй группы раннего возраста» (2-3 года)

Целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности. Всестороннее развитие психических и физи...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы  раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушениями речи) ГРУППЫ №5 «КУЗНЕЧИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТ (2-3 ГОДА)

Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа кружка " Умелые ручки" ( аппликация ) для детей второй группы раннего возраста 2-3 года

Каждый возраст характеризуется возрастающим  интересом ко всему , что нас окружает ( возрастает познавательная активность , стремление  к наблюдению и сравнению ). Аппликация  в развити...

Проект на тему: «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (вторая группа раннего возраста)

Работа с родителями через совместную творческую деятельность с детьми....

Программа кружка «Умелые ручки» вторая группа раннего возраста по художественной направленности

Пояснительная запискаВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движен...

Дополнительная программа "Умелые пальчики" для группы раннего возраста

Программа дополнительного образования  «Умелые пальчики»  учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на  развитие мелкой мот...